Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока




Скачать 46,29 Kb.
НазваниеТема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока
Дата публикации28.07.2013
Размер46,29 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Тема урока. Природопользование в истории человечества.

Задачи урока. Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и изучить основные законы природопользования.

Развивающие: показать зависимость всего живого от деятельности человека; систематизировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях. Воспитывающие: помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности; раскрыть необходимость рационального использования природы и её охраны.

Оборудование:  фотографии из журналов, газет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека; презентация ,набор карточек и задач к уроку

^ Ход урока

Эпиграф.

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива,

Всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права

Ошибки же и заблуждения исходят от людей

(^ Иоганн Вольфганг Гёте.)

Проблемный вопрос: «Что такое рациональное природопользование, в чём его смысл?» (Это учёт в своей хозяйственной деятельности законов и явлений, по которым живёт и развивается природа; связей, которые существуют в природе.)

1 Проверка знаний

1. Какие природные явления, свойственные биогеоценозу, отражены в цитате Эразма Дарвина в поэме «Храм природы»? (1802 г)

Охотнице-сове средь ночи тёмной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька;

Светляк же – ночи светоч оживлённый,

Вползая вверх, цветок съедает сонный.

1. В данном отрывке описана цепь питания.

К этому выводу приходят учащиеся в ходе беседы.

2. А теперь постройте пищевые цепи из предложенных вам организмов в лиственном лесу.

Работа с раздаточным материалом.

а) мятлик луговой – зелёный кузнечик - травяная лягушка – обыкновенный ёж – лиса;

б) мятлик луговой – зелёный кузнечик - травяная лягушка – обыкновенный уж – обыкновенный ёж – лиса;

в) мятлик луговой – рыжая полёвка – ястреб;

г) мятлик луговой – рыжая полёвка – обыкновенная гадюка – обыкновенный ёж – лиса;

е) дуб черешчатый – гусеница дубовой пяденицы – поползень – ястреб;

ж) дуб черешчатый – жук короед – пёстрый дятел – ястреб.

3. Охарактеризуйте три основные группы организмов, образующих экосистему.

4. Назовите продуцентов и консументов в своей цепи.

2 . Изучение нового материала

1. Природопользование в истории человечества. (Лекция с элементами беседы) Мы рассмотрели с вами экологические (пищевые) связи в природе. 1 вопрос. А будет ли человек звеном этих цепей?

История развития земного человечества – это история преодоления экологических кризисов, т.е. разрешения противоречия между степенью воздействия человека на природу и её возможностями, так как он неотъемлемая часть живой природы.

Экологические кризисы в истории развития человечества можно рассмотреть в виде графика: отложим по оси абсцисс время, а по оси ординат – степень антропогенного воздействия. Точкой отсчёта будет время возникновения предковых форм гомо сапиенс (человека разумного). Произошло это около 3 млн лет назад – время 1 экологического кризиса, приведший к появлению предков человека разумного – кризис аридизации: глобальные

климатические изменения на планете того времени привели к разрежению древесной растительности – кризис разрешился появлением прямоходящих антропоидов.

Путь от антропоидов до появления человека разумного оказался очень долгим.

Возможности примитивного человека по добыче ресурсов были ограничены.

 Как добывал себе пищу первобытный человек?Занимался собирательством и охотой.

И, несмотря на долгую эволюцию, ^ 35-50 тыс лет назад, человек подошёл к кризису ресурсов промысла и собирательства. Преодоление этого кризисного состояния произошло путём применения стихийных биотехнических мероприятий (биотехническая революция), например, выжигание растительности, совершенствование орудий охоты, изобретения лука, капкана, сетей.

Применение более современных орудий лова всего через несколько десятков лет, ^ 10-50 тыс лет назад поставило человека перед проблемой перепромысла: число объектов охоты человека, а это, как правило, были крупные позвоночные -консументы, стремительно сокращалось, их смертность превышала рождаемость. Этот период назван кризисом перепромысла или кризисом консументов. Он привёл к сельскохозяйственной революции.

или Возникновение земледелия и скотоводства.

Возникает земледелие, активно идёт одомашнивание животных, что является предпосылкой осёдлого образа жизни. Человек переходит к производству продовольствия. Как результат осёдлости и решения проблемы пищевых ресурсов, численность людей растёт, следовательно, увеличивается давление на среду. Этот этап завершается кризисом примитивного поливного земледелия, засолением почв и деградацией примитивного поливного земледелия. Это стимулировало переход к преимущественному развитию неполивного земледелия. (Вторая сельскохозяйственная революция около 2 тыс лет назад.)

Стремительно развивающиеся общество приводит к бурному развитию производственных сил. На данном этапе развития ощущается большая потребность в древесине. Она используется на разные цели: для обогрева, строительства и т.д. Массовые вырубки сокращают площади лесов, как следствие, идёт удорожание древесины. Уничтожение и нехватка растительных ресурсов привело к возникновению кризиса продуцентов, вследствие этого,промышленная революция, произошедшая 150 – 350 лет назад. Человек переходит на более энергоёмкое топливо.

Происходит бурный рост и развитие промышленности, возникают сложные производственные циклы. Рост продукции, создаваемой человеком, и одновременно рост отходов производства столь стремителен, что редуценты не успевают отчищать биосферу от антропогенных загрязнений или вообще не могут этого сделать. Формируется кризис редуцентов. Наряду с этим, возросшее потребление минеральных ресурсов приводит к обеднению их запасов, в связи с чем, этот кризис также называется угрозой нехватки минеральных ресурсов.Данная ситуация разрешилась с помощью научно-технической революции 30-50 лет назад. Научная мысль привела к появлению ресурсоёмких и малоотходных технологий.

3. Закрепление изученного.Беседа по вопросам на стр132.

4. Заключение

Давайте вспомним высказывание Базарова из романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Он говорил: «Природа – не храм, а мастерская, а мы в ней работники». Согласны ли вы со словами героя?

Вывод. Отношение к природе – это критерий культуры общества. Ещё П.И. Чайковский в своё время говорил: «Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». Давайте помнить об этом и жить по законам природы.

5 этап. Домашнее задание

§ 33-34 по учебнику, придумать свой план сохранения биоразнообразия.

Похожие:

Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока iconУрока. Тема урока
Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Учитель определяет цели, задачи и тему урока
Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока iconТема урока: изображение фигуры человека в истории искусства Тип урока
Цели урока; Познакомить учащихся с представлениями о красоте чело­века в истории искусства
Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока iconУрок по истории России 7 класс Тема урока: Провела учитель истории Семёновской
В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы. В конце...
Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока iconТема урока: Глобальные проблемы человечества
Оборудование: политическая карта мира, заготовка таблицы, тема урока (на доске), схемы и диаграммы, подготовленные учащимися – опережающее...
Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока iconУрока Тема урока Теория
Роль поэтического творчества в жизни человечества. А. С. Пушкин «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом»
Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока iconУрока Тема урока Цели и задачи урока
...
Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока iconТема урока: «Северо-Западный район» 9 класс Учитель географии моу...
Цель и задачи урока: Дать знания о составе района, особенностях эгп, факторах развития и хозяйственной специализации Северо-Западного...
Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока iconУрока №урока по теме Тип урока Тема урока Практич. Лаборат. И контр...

Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока iconУрока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия

Тема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока iconТема урока: Закрепление пройденного. Тип урока
Совершенствовать вычислительные навыки устного счёта в пределах 10 и умение решать задачи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница