Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»




Скачать 261,71 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
страница1/2
Дата публикации28.07.2013
Размер261,71 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > География > Рабочая программа
  1   2



ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.
^ В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представление:

  • О взаимосвязи организмов и среды обитания,

  • Об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • О природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • Об экологических принципах рационального природопользования;

Знать:

  • Правовые вопросы экологической безопасности.


Учебная программа «Экологические основы природопользования» базируется на биологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Охрана труда».

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на её прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в практической деятельности.

При изучении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать нормативные документы Российской Федерации, а также инструктивные руководящие материалы отраслевых Министерств и ведомств.

Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.

В содержании дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям.

^ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


В процессе изучения дисциплины каждый студент – заочник должен выполнить домашнюю контрольную работу. Контрольная работа состоит из теоретических вопросов.
При выполнении контрольной работы студент должен соблюдать следующие требования:


  1. К выполнению работы следует приступать только после тщательного изучения соответствующих разделов.

  2. Контрольную работу следует выполнять в отдельной тетради. Работа должна быть написана грамотно, разборчиво.

  3. Тексты контрольных вопросов необходимо выписывать полностью, подчеркнуть. Обязательно оставить поля для замечаний преподавателя, проставлять номера страниц, рисунков.

  4. Ответы должны быть конкретными, краткими, но исчерпывающими.

  5. В конце работы обязательно указать литературу, изученную при её выполнении, год её издания, дату выполнения работы, поставить свою подпись.

  6. После проверки контрольной работы преподавателем студент должен внимательно посмотреть все замечания преподавателя, внести соответствующие исправления, дополнения и т.д.

  7. Если за контрольную работу выставлено «не зачтено», то студент или исправляет и дополняет её по указанию преподавателя и предоставляет вторично. Или выполняет другой вариант.

  8. Исправлять и стирать замечания преподавателя запрещается.

  9. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки.

  10. Контрольная работа составлена в десяти вариантах, выбор которого осуществляется в зависимости от последней цифры присвоенного студенту шифра.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Мухутдинов А. А. и др. Основы и менеджмент промышленной экологии. Казань: Магариф, 1998

  2. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и статистика, 1999

  3. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Ростов – на – Дону: Феникс, 2000

  4. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. М.: Юнити, 2001

  5. Ерофеев Б. В. Экологическое право. М.: Юриспруденция, 1999

  6. Мисник Г. А. Экологическое право. Ростов – на – Дону: Феникс, 2001

  7. Миркин Б. М., Наумова Г. Л. Экология России. М., 1995

  8. Константинов, Челидзе. Экологические основы природопользования. М.: 2002

  9. Федеральный закон: об охране окружающей среды, 2002

  10. Нормативные акты природноресурсового законодательства РФ

  11. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Гранд. 2000

  12. Новиков Ю. В. Охрана окружающей среды. М.: Высшая школа, 1987

  13. Горелов А. А. Экология. М.: Юрайт, 2002

  14. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Академия, 2002

  15. Андреева А. Е. и др. Беседы по экологии. М., 1997

  16. Петров К. М. Общая экология. С – П.: Химия. 1997

  17. Федцов В. Г., Дрягилев Л. А. Экология и экономика природопользования. М.: РДЛ. 2002


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п.п

Наименование разделов и тем

Распределение часов

1

2

3



Введение

2



Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

20



Тема 1. 1. Природоохранный потенциал

8



Тема 1. 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

6



Тема 1. 3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

6



Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

10



Тема 2. 1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

Природоохранный надзор.

6



Тема 2. 2. Юридическая и экономическая ответственность физических и юридических лиц, загрязняющих окружающую среду.

4

Всего по дисциплине

32


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Значение экологических знаний. Задачи, цели и специфика дисциплины. Основные понятия и законы.
Методические указания
Основные вопросы вводной части рассматриваются во введении рекомендуемой литературы.
План – вопросы для самоподготовки и самоконтроля:


  1. Что называется экологией?

  2. Что относится к главным задачам современной глобальной экологии?

  3. В чём состоит прикладная направленность экологии?

  4. Какие основные организмы живут в биосфере и испытывают антропогенное воздействие?

  5. Как звучат основные законы экологии и кто их сформулировал?

  6. Что такое экологизация знаний и чем она обусловлена?


Литература: [11], с. 3; [4], с. 16; [14], с. 6
^ РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Тема 1. 1. Природоохранный потенциал
Студент должен:
Иметь представление:

  • О современном состоянии окружающей среды России и планеты;

  • О воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозирование и предотвращение;

  • О планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф


Природа и общество. Общие и специфичные черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и не преднамеренные воздействия человека на условия существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно – технический прогресс и природа в современную эпоху.

Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути их решения.
Методические указания
В процессе изучения темы необходимо получить представление о современном состоянии окружающей среды России и планеты в целом; о воздействии экологических ситуаций на человека, соотношении законов охраны природы с естественными биологическими законами; о перспективах и принципах создания неразрушающих природу производств; об опасности для биосферы неуправляемого роста численности населения планеты; основных причинах современного экологического кризиса; о соотношении современного экологического кризиса с концепцией ноосферы, о путях их решения; основных принципах охраны окружающей среды.
План – вопросы для самоподготовки и самоконтроля:


  1. Какое значение оказали технологические революции на окружающую среду?

  2. Какие технологические революции пережило человечество?

  3. Какие наиболее характерные черты научно – технической революции ХХ века вы знаете?

  4. Какие наиболее важные события показали опасность развития современной цивилизации?

  5. Что такое «информационный мир» и «высокие технологии»?

  6. Каковы результаты компьютерного моделирования последней ядерной зимы?

  7. Каковы причины современного экологического кризиса?

  8. Какое главное противоречие в промышленности?

  9. Какое главное противоречие в сельском хозяйстве?

  10. Как соотносятся современный экологический кризис с концепцией ноосферы?

  11. Как соотносятся законы по охране природы с естественными биологическими законами?

  12. Какую опасность для биосферы представляет неуправляемый рост численности населения?

  13. Что понимают под «урбанизацией»?

  14. Что называется градообразующим фактором?

  15. Чем отличается сфера обитания урбанизированных территорий от окружающей природной среды?

  16. Почему современную цивилизацию называют «цивилизацией отходов»?

  17. Чем отходы естественной экосистемы отличаются от отходов промышленности и их воздействие на природу?

  18. Что представляют собой ТБО?

  19. Какие способы обезвреживания ТБО вы знаете?

  20. Что представляет собой полигоны для складирования ТБО?

  21. Как производится сжигание ТБО в расплавах шлака?

  22. Какие перспективы и принципы создания не разрушающих природу производств?

  23. Какие основные принципы охраны окружающей среды?


Литература: [1], с. 70 – 106, 233 – 239; [9], ст. 3, 4;

[12], с. 77 – 92; [13], с. 96 – 145; [14], с. 89 – 119;

[2], с. 414 – 433, 29 – 32, 59, 381; [14], с. 237 – 250, 89 – 90, 100; [16], с. 138; [3], с. 374, 276; [6], с. 295; [11], с. 272 – 295
Тема 1. 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование
Студент должен:
Иметь представление:

  • О взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.

Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Методические указания
В процессе изучения темы необходимо получить представление о взаимосвязи рационального пользования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды; о проблеме сохранения биоресурсов, включая проблему сохранения биологического разнообразия; о признаках классификации ресурсов биосферы, о проблеме исчерпания природных ресурсов.

Почва – как основной ресурс биосферы, супербазис человечества. Категории земель в зависимости от характера их использования.

Атмосферный воздух как природный ресурс и его потребление.

Потребление воды, потребление воды в промышленных условиях.

Минеральные ресурсы.

Лесные ресурсы. Группы лесов по их хозяйственному значению.

Насущная задача современности не дальнейшая интенсификация сельского хозяйства, а его устойчивое развитие. Которое возможно лишь при условии решения современных экологических проблем, путём перевода сельского хозяйства на «биосферные рельсы».

Познакомиться с основными пищевыми добавками, которыми пользуются современные изготовители при производстве продуктов питания, научиться различать продукты высокого и низкого качества, а также получить представление о тех химических веществах, которые могут содержаться в медикаментах и косметике.

Генно – модифицированные продукты.

Стандартизация и сертификация продуктов питания.

План – вопросы для самоподготовки и самоконтроля:

  1. Что понимают под природными ресурсами?

  2. По каким признакам классифицируют природные ресурсы?

  3. Какое значение атмосферного воздуха в антропогенной деятельности человека?

  4. Какие пути рационального использования атмосферного воздуха?

  5. Какие формы использования водных ресурсов существуют?

  6. Что собой представляют государственные запасы воды?

  7. Для каких целей потребляется вода в промышленных условиях?

  8. При соблюдении каких условий возможно рациональное использование водных ресурсов?

  9. Какие категории земель различают?

  10. Почему землевладение в настоящее время не является рациональным?

  11. Каково влияние эрозии на плодородие почв?

  12. Что такое минеральные ресурсы?

  13. Какие задачи являются важными при добыче нефти?

  14. Какие пути повышения эффективности добычи и использования твёрдых полезных ископаемых вы знаете?

  15. Что представляют собой лесные ресурсы?

  16. Для каких целей используются природные запасы лесов?

  17. На какие группы разделяют леса?

  18. Какие пути рационального использования лесных ресурсов вы знаете?

  19. Почему человечество воспринимает проблему голода как одну из наиболее острых?

  20. Как выражается абсолютное и относительное сокращение пахотных угодий на душу населения?

  21. Какие тенденции изменения окружающей среды?

  22. Как изменяется возрастная структура общества?

  23. Как соотносятся антигуманные и цивилизованные средства ограничения рождаемости?

  24. Какие категории, показатели населения обеспечивают прогресс общества?

  25. Не является ли снижение качества при росте количества людей признаком неустойчивости человеческих популяций и наступившего социально – экономического кризиса человечества?


Литература: [14], с. 308, 321 – 325; [15], с. 43 – 49; [1], с. 239 – 258; [16], с. 144, 138; [2], с. 22, 79 – 161; [4], с. 203 – 234, с. 251 – 284; [6], с. 128, 165, 187, 206, 229, 250, 267;

[14], с. 109, 121
Тема 1. 3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Студент должен:
Иметь представление:

  • Об основных источниках загрязнения окружающей среды;

  • Об классификации загрязнителей и путях воздействия на человека;

  • Об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами


Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

«Зелёная» революция и её последствия.

Значение и экономическая роль применения удобрений и пестицидов.

Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
Методические указания
При изучении темы необходимо получить представление об основных источниках загрязнения окружающей среды; о классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека; об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами; об организации экологического мониторинга: как санитарно – токсического, экологического, биосферного.

Применение удобрений – это антиприродный шок. Природа не знает удобрений. Альтернативные системы земледелия, минимально использующие механическую обработку и химизацию.

Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздействиях неизбежен, однако он должен быть сведён до минимума и быть экономически оправданным. Оценке допустимого экологического риска в последнее время уделяется всё больше и больше внимания, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство.
План – вопросы для самоподготовки и самоконтроля:


  1. Почему антропогенные загрязнения представляют большую опасность, чем природные?

  2. Какие виды физического загрязнения природной среды вы знаете?

  3. Какие радиоактивные элементы представляют наибольшую опасность для человеческого организма?

  4. Чем характеризуется химическое загрязнение?

  5. Какие вещества относятся к химическим загрязнителям природной среды?

  6. Что такое микробиологическое загрязнение почвы и воды?

  7. Какие вредные вещества являются массовыми загрязнителями атмосферы?

  8. Как образуется кислотный дождь из диоксида серы?

  9. Как образуется фотохимический смог?

  10. Что вы знаете об источниках образования оксида углерода и его токсичных свойствах?

  11. Какую опасность представляют углеводороды для природной среды?

  12. Какую роль в природной среде играет пыль?

  13. Что представляет собой источники загрязнения гидросферы?

  14. Что такое водопользование и водопотребление?

  15. С какой целью питьевую воду подвергают очистке?

  16. К каким последствиям приводит загрязнение водных объектов?

  17. Как классифицируются источники загрязнения почвы?

  18. В чём заключается значимость почвы в биосфере?

  19. Какие металлы относятся к тяжёлым и как они попадают в почву?

  20. Как влияет кадмий на организм человека?

  21. Какие группы ядохимикатов вы знаете и как они попадают в почву?

  22. Можно ли получать высокие урожаи сельскохозяйственных культур без применения ядохимикатов?

  23. Какие основные цели и результаты программы «зелёная» революция?

  24. Что означает понятие «мониторинг»?

  25. Что представляет собой санитарно – технический мониторинг?

  26. Для чего предназначен биологический мониторинг?

  27. Какие типы постов вы знаете?

  28. Какие задачи, цели выполняют ЕГСЭМ, ВМО?


Литература: [1], с. 106 – 223; [3], с. 513 – 519, 379 – 384; [4], с. 285 – 343; 372 – 385; [7]; [10]; [2], с. 177 – 212, 280 – 295, 71 – 76; [14], с. 228 – 234, 330 – 365; [7]; [11], с. 211 – 233; [14], с. 228 – 234, 308 – 326, 330, 341, 346 – 361; [16]
  1   2

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПримерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 20 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПримерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 14 «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 040400....
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРефератов по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Нормирование и стандартизация – основная правовая мера рационального природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 06 «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 06 «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины литература
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины финансовая математика 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница