Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония»




Скачать 387,79 Kb.
НазваниеРабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония»
страница1/2
Дата публикации28.07.2013
Размер387,79 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > География > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей Директор школы

начальных классов ________________ /Ченцова В.В./

____________ /Пылёва Т.Н./ № 5 от 01.09.2012 г.

Протокол № 1 от 28.08.2012г.


Рабочая программа

по интегрированному курсу

«Окружающий мир»

для 3б класса

по УМК «Гармония»

на 2012-2013 учебный год


учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Горшковой Ирины Вячеславовны

^ Пояснительная записка

Основная цель курса – формирование мировоззрения ученика по трём стержневым линиям:

«окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;

«опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;

«природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию».

При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:

– развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

– ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

– усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

– освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

– формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

– воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

– формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона РФ «Об образовании».

  2. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного и среднего (полного) образования» (приказ МО и Н РФ №1089 от 05.03.2004г.)

  3. «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (приказ МО и Н РФ №1312 от 09.03.2004г.)

  4. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования». (Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 года № 241)

  5. Устава школы (МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны)

  6. Учебного плана МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны.

  7. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2009 г. №2080).

  8. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 09.03.2004г. №1312.

  9. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

  10. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821 – 10)

  11. Приказа по МБОУ СОШ с. Тербуны №5 от 01.09.2012г. об утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

  12. Примерной авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ / Москва «Просвещение», 2011 год.

Сведения о программе. Программа данного курса по окружающему миру является интегрированным курсом по следующим направлениям: обществознание, естествознание, основы безопасности жизнедеятельности, экологии. В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Обоснование выбора примерной программы. Данная программа позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохраняет интерес у учащихся к предмету; обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по окружающему миру.

В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно–функциональный, личностно-ориентированный подходы к обучению детей. В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений; по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований; по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе – в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Информация о внесённых изменениях в программу. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Место и роль учебного предмета. В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по примерной авторской программе О.Т. Поглазовой «Окружающий мир». Данный курс состоит из разделов, которые имеют свою комплексно-дидактическую цель, где заложены специальные знания и умения.

Информация о количестве учебных часов. Федеральный БУП для общеобразовательных учреждений РФ отводит для изучения окружающего мира в 3 классе 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Из них 2часа на итоговые контрольные работы,10 часов на тематические проверочные тесты, 9 часов – на практические работы, 4 часа – на экскурсии.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.

^ Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» разнообразны: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах села, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки фантазии, уроки – путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки – конференции и др. учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники – тетради, интегрирующие функции учебника, рабочей тетради, дневника наблюдений, атласа, набора контурных карт, тетради для контрольных работ.

Технологии обучения. Программа УМК «Гармония» соответствует технологии развивающего обучения, где главным является сотрудничество «ученик-учитель-родители», а так же проблемный и деятельный подход в обучении. Информационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии так же имеют место при изучении курса «Окружающий мир».

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

При обучении окружающему миру реализуются учебно-познавательные компетенции, коммуникативные основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности. Самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Виды и формы контроля.

Согласно Уставу образовательного учреждения, используется текущий, тематический, итоговый виды контроля.

Планируемые уровень подготовки третьеклассников на конец учебного года

знать:

– смысл понятий: тело, вещество, молекула, клетка, орган, организм; природное явление, погода, осадки, ветер, дождь, гроза, радуга, туман, роса, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, капель, круговорот; листопад, линька, спячка, гнездование; прошлое и настоящее, исторический источник, исторический центр, предки, род, племя, дружина, князь, городище, кремль, крестьянин, ремесленник, купец;

– причины изучаемых природных явлений в живой и неживой природе; экологических проблем, связанных с природными стихиями и деятельностью людей;

– 2–4 признака смены сезона в неживой и живой природе, изменения погоды; изменений в состоянии растительного, животного и человеческого организмов;

– 2–4 примера изучаемых групп растений и животных; старинных и современных социальных объектов и предметов быта и культуры; использования свойств воздуха, воды, почвы; отрицательного и положительного влияния деятельности людей на окружающую среду; факторов здорового образа жизни и профилактических мер предупреждения заболеваний, вредных и полезных привычек; экологические проблемы

своей местности и пути их решения;

– условия, необходимые для жизни человеческого, растительного, животного организмов и последовательность их развития;

– правила безопасного поведения в природе в разные сезоны, экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой, правила личной гигиены;

– способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения чистоты воздуха, воды, плодородия почвы; сохранения исторической памяти;

– наблюдаемые свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, прозрачность, вкус, запах, твёрдость, рыхлость, текучесть, летучесть, упругость, пластичность);

– функции органов человеческого и растительного организмов;

  • понимать:

– значение Солнца, воздуха, воды, почвы, растений, животных для всего живого на Земле;

– в природе непрерывно происходят круговороты веществ, это надо учитывать и не загрязнять окружающую среду;

– природа нужна человеку не только для существования, но и для проявления эстетических чувств, создания художественных произведений;

– окружающий мир изменяется с течением времени, и изменения, происходящие в природе, в жизни человека и общества, доступны наблюдению и изучению;

– человек, преобразуя природу, изобретая новые строительные материалы, средства связи и передвижения, орудия труда, должен осознавать необходимость и важность бережного отношения к природе, старинным рукотворным объектам;

– опыт предков необходимо изучать, чтобы жить в гармонии с природой и людьми, надо уважительно относиться к культуре наших предков, беречь их традиции, сохранять историческое наследие для будущих поколений людей;

  • уметь:

– описывать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, в деятельности людей; твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества, свойства изученных тел и веществ, строение и функционирование органов растения, человека; цикл развития цветкового растения, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий), старинный город, старинную одежду, старинные предметы быта и орудия труда, уклад жизни наших предков, занятия крестьян, ремесленников и их детей;

– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их существенные признаки, сходства и различия;

– объяснять причины круговорота воды в природе, природных явлений и сезонных изменений в неживой и живой природе; взаимосвязи неживой и живой природы, человека и природы, человека и общества; роль факторов неживой природы и живых организмов в создании почвы, роль растений на Земле, для животных, человека; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проведённые наблюдения и опыты, называя их цели, условия проведения и полученные результаты; устройство и назначение изученных приборов, старинных предметов быта и орудий труда; влияние хозяйствен ной деятельности людей на окружающую среду и необходимость её защиты;

– приводить примеры природных и социальных явлений, се зонных явлений в неживой природе и изменений, происходящих в жизни живых организмов; стадий развития животных; тел, веществ, их свойств и превращений; использования свойств воздуха, воды, почвы, негативных последствий деятельности людей; органов человеческого организма и их функций, полезных и вредных привычек, влияющих на собственное здоровье; исторических источников, археологических находок, изделий ремесленников, старинных предметов быта, орудий труда, обычаев и праздников наших предков;

– наблюдать природные явления, сезонные изменения в природе и в жизни человека с целью выявления их причин, условий, последовательности и особенностей их протекания; систематически вести фенологические наблюдения и отражать их в дневнике наблюдений; за ростом и развитием растений и животных; исторические памятники, старинные предметы, сравнивать их с современными изделиями человека, описывать их особенности;

– экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха, воды, почвы, снега, льда; для наблюдения за последовательностью развития цветкового растения; проводить измерения температуры воздуха, воды, тела человека, пульса; исследовать с помощью лупы строение семени и его проростка, поверхность кожи человека;

– осуществлять поиск учебной информации в источниках разного типа (рассказ учителя, иллюстрация, модель, учебный, научно-популярный, художественный текст, словарь, СМИ, видеофильм, диафильм, схема, таблица, собственные наблюдения, эксперимент);

– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, описание изучаемого предмета по предложенному плану, восстановление неполного учебного текста, с помощью рисунка, условного знака, простой модели, схемы, таблицы, участвуя в дидактической и ролевой играх);

– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, во время чрезвычайных погодных явлений, нравственного поведения в быту и обществе; факторы здорового образа жизни, правила личной гигиены;

– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сочинения, сообщения с использованием дополнительных и интересных фактов);

– оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

  • ^ Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;

– определения местных климатических условий, опасных природных явлений; сезонных изменений в природе, характерных для данной местности, наиболее распространённых в своей местности растений, животных и их приспособляемости к смене сезонов; исторических памятников родного края;

экологических проблем своего края и способов их решения;

– освоения способов познания окружающего мира (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования), измерения величин с помощью приборов;

– использования фенологических наблюдений, умения очищать воду, сохранять плодородие почвы, умения оказывать первую помощь себе и окружающим в своей практической и природоохранной деятельности;

– ухода за растениями, домашними животными;

– овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной литературой);

– соблюдения правил личной гигиены и укрепления своего здоровья, безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; необходимых мер в случае природных стихийных бедствий, профилактики простудных, инфекционных заболеваний и травматизма, нарушения осанки, зрения, слуха;

– оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.

Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям:

1. Учебник: О.Т.Поглазова Окружающий мир 3 класс (1,2 ч.) / Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.

2. Рабочая тетрадь: О.Т.Поглазова Окружающий мир 3 класс (1,2 ч.)/ Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.
^ Содержание рабочей программы

3 класс (68 часов)

Разнообразие изменений в окружающем мире. (8 ч)

Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры и др.).

Наблюдения – источник знаний о природе и способ её изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними.

Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Температура. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.

Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

^ Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом в разное время года; ведение дневника наблюдений природных явлений в течение учебного года; проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды.

^ Тест №1 по теме « Что изучили в 1и 2 классах»

Тест №2 по теме «Природа»

Осенние изменения в природе и жизни человека. (4 ч)

Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи.

^ Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка».

Экскурсия в лес (в парк, к водоёму).

Тест №3 по теме « Осенние изменения в природе и жизни людей»

Тела и вещества, их свойства. (15ч)

Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества.

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

^ Наблюдения, практические и творческие работы: рассматривание под лупой мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность и др.).

^ Тест №4 по теме « Тела и вещества, их свойства»

Значение воздуха для живого. Состав чистого воздуха. Физические свойства воздуха. Движение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Меры по сохранению его чистоты. Использование воздуха нашими предками.

Значение воды для живого. Солёная и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе.

Необходимость бережного использования воды.

Почва и её значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и её плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Старинный и современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения.

Правила гигиены при работе с почвой.

^ Наблюдения, опыты, практические работы: исследование свойств воздуха, воды, состава почвы; очистка загрязнённой воды с помощью простейшего фильтра; моделирование круговорота воды в природе; изготовление аппликации «Обитатели почвы».

Экскурсия на поле, к водоёму (к водонапорной башне, к колодцу).

^ Тест № 5 по теме «Свойства воздуха и воды»

Зимние изменения в природе и жизни человека. (6 ч)

Признаки зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоёмов. Зимние явления: изморозь, гололёд, метель,

оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека.

Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой.

Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость

животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время. Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи.

^ Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение растений и животных в зимнее время; исследование снегового покрова, коры и спила деревьев; исследование свойств сне га и льда; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц; сбор и изготовление коллекции семян деревьев.

^ Экскурсия в лес (в парк, на пришкольный участок).

Тест № 6 по теме «Почва, её состав и свойства»

Тест №7 по теме « Зимние изменения в природе и жизни людей»

^ Итоговая проверочная работа за I полугодие

Организм человека и его здоровье. (12 ч)

Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека.

Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок.

Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях.

Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в легких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков.

Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение её состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы вы деления. Функции почек и кожи. Гигиена

кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.

Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний.

Нервная система и её назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня для здоровья. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Как лечились наши предки. Современные методы лечения.

^ Наблюдения, опыты, практические и творческие работы: рассматривание модели скелета; выработка правильной осанки; наблюдение за работой мышц; измерение пульса в покое и после нагрузки; рассматривание кожи под лупой.

^ Тест №8 по теме «Организм человека»

Весенние изменения в природе и жизни людей. Развитие животных и растений. (9 ч)

Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Растение – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян.

Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

^ Наблюдения, практические и творческие работы: проращивание семян и наблюдение за развитием растения; изготовление аппликаций «От семени до семени» и «Стадии развития животного» (по выбору).

Экскурсия в зоологический музей, ботанический сад.

^ Тест № 9 по теме « Растение – живой организм»

Природные явления в марте, апреле, мае. 21 марта – день весеннего равноденствия. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Сокодвижение, развёртывание листьев, цветение растений. Особенности ухода за комнатными растениями весной. Появление потомства у диких и домашних животных. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов.

Весенние заботы животноводов, полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений.

Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия. Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обычаи и праздники.

Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Заботы жителей сельской и городской местности в летний период. Правила безопасного поведения на солнце, на воде, в лесу, в городе во время летних каникул.

^ Наблюдения, практические и творческие работы: уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка; подготовка материалов к празднику прилета птиц, изготовление аппликации «Здравствуй, весна».

Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в лес).
Изменение быта и культуры наших предков (11 ч)

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков.

Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семейный бюджет.

Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.

Обучение детей грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в старину. Церковно-приходская школа. Старинные школьные форма, принадлежности, учебники. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Отличие современной школы от старинной. Учреждения образования в родном крае.

Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

^ Наблюдения, практические и творческие работы: составление аппликаций «Прошлое и настоящее» (по выбору); рассматривание изделий мастеров родного края; ролевые игры «Встречают по одёжке», «В семье крестьянина (ремесленника)».

Экскурсии в музей (краеведческий, исторический, народного творчества, по родному городу, посёлку).

^ Тест №10 по теме «Жизнь наших предков»

Итоговая проверочная работа «Обобщение и повторение изученного в 3 классе»

Учебно-тематический план


^ Разделы курса

Количество

часов

В том числе:




практических

работ

экскурсий


тестов

итоговых

работ




1.Разнообразие изменений в окружающем мире

8

1

-

1

-

2.Осенние изменения в природе и жизни человека

4

-

1

1

-

3.Тела и вещества, их свойства.

15

7

-

3

-

4.Зимние изменения в природе и жизни человека

6

1

1

1

1

5.Организм человека и его здоровье

12

-

-

1

-

6.Весенние изменения в природе и жизни людей. Развитие животных и растений

12

-

1

1

-

7. Изменение быта и культуры наших предков

11

-

1

1

1

Итого:

68 часов

9

4

10

2
  1   2

Похожие:

Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония» iconРабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 2б класса по умк «Гармония»
Основная цель курса – формирование мировоззрения ученика по трём стержневым линиям
Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония» iconРабочая программа по окружающему миру в 1-а классе на 2012-2013 учебный год
Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы...
Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония» iconРабочая программа Окружающий мир и обж 4 «в» класс умк «Школа Рос...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»...
Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
«Окружающий мир» на I ступени обучения; место данного курса и его вклад в решение основных педагогических задач; особенности содержания...
Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва...
Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония» iconПлешаков А. А. Окружающий мир: Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе программы начального общего образования «Школа России»,...
Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва...
Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония» iconПояснительная записка рабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва...
Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония» iconРабочая учебная программа по окружающему миру для 1-4 классов умк «Школа России»
Рабочая учебная программа разработана на основе программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова / Школа России. Концепция и программы...
Рабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир»
«Мир вокруг нас»), опубликованной в сборнике «Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Часть» (Москва, «Просвещение»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница