Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек»




Скачать 132,43 Kb.
НазваниеУрока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек»
Дата публикации28.07.2013
Размер132,43 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Конспект интегрированного урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек»

Автор: Юлмурзина Фаурия Нигаматовна – учитель начальных классов

Место работы: МОУ Акбашевская СОШ, д. Акбашева Аргаяшского района Челябинской области

Цели:

1.Сформировать у учащихся представление леса в жизни человека и природы. Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;

2.Развивать познавательный интерес, умение решать текстовые задачи;

3.Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование:

Карта природных зон, компьютер, рисунки растений и животных, рисунки растений и животных, занесенных в Красную книгу, рисунок леса, сообщение детей о растениях и животных, рисунки Красной книги Челябинской области и Красной книги РФ.

^ I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок, урок окружающего мира.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели.

^ II. Этап проверки домашнего задания

-Подумайте, о какой природной зоне можно так сказать?

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит.

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Нет ничего милее,

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес. (Зона лесов.)

- На какие части делятся зона лесов? (Ответы учащихся.)

- Покажите зону лесов на карте. (Ученики, показывают на карте.)

- Расскажите о климатических условиях этой зоны. (Ответы учащихся.)

Блицтурнир «Я знаю лес»

1.Какой лес называется тайгой? (Хвойный.)

2.Какое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

3.Когда плачут березы? (Весной, сок течет.)

4.Как называется лес, в котором растут березы, ели? (Смешанный лес.)

5.Сколько лет живет иголка сосны? (1 год.)

6.Из какого дерева делают спички? (Осины.)

7.Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)

8.Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут.)

9.У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? (Осина.)

^ III. Подготовка учащихся на работе на основном этапе

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о зоне лесов и поговорим о том, почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? (Слайд.) - Рассмотрим растительный мир нашей страны на примере Челябинской области.

^ IV. Усвоения новых знаний

- Прочитайте стихотворение С. Никитиной «Русский лес»

С. Никитиной «Русский лес»

Нет нечего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода - водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где то бродит леший

С зелённой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в тексте? (Об отношениях между лесом и человек.)

- Чем же является лес для человека? (Лес – это место отдыха человека, потому что человеку нет ничего милее, чем бродить и думать здесь.)

- Когда идете в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу. Какие это правила? (Слайд.)

^ Правила поведения в лесу: Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев. Не рви в лесу цветы. Не сбивай грибы, даже не съедобные. Не разоряй гнезда птиц, насекомых и птиц. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву. Не шуми в лесу. Не оставляй в лесу мусор. - Что значит лес «излечит?» (В лесу много лекарственных растений.)

- Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

Задача

В нашей области 1500 видов растений, из них 150 видов лекарственные растения. Какую часть всех растений составляют лекарственные растения? (Ответы детей.)

-Сегодня мы поговорим о некоторых распространенных лекарственных растениях нашей области. (Сообщения детей о лекарственных растениях: ландыш, одуванчик, ромашки.) (Слайд.)

1.Ландыш зацветает в мае, живет в тени под дубками. В его белоснежных цветах кормятся первые насекомые. Ландыш стал редким растением и занесен в красную книгу. Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

2.Одуванчик – растение лекарственное. Его применяли от разных болезней еще в древности и в средние века. Сейчас в основном используют корни, которые выкапывают поздней осенью. Пьют настой из корня для возбуждения аппетита и при некоторых желудочных заболеваниях. Молодые листья одуванчика содержат много витаминов и вполне годятся в салат, только предварительно подержите их полчаса в соленой воде, чтобы удалить горечь. А пробовали вы варенье, сваренное из одуванчика – из его золотистых соцветий?

3.Ромашка растет на пустырях, на сорных местах, на огородах. Имеет одиночные цветочки, на длинных стебельках. На вкус горьковатые, пряные. Цветы двойные: снаружи белые, внутри желтые. Ромашка полезное растение для организма. Она обладает противовоспалительными, вяжущими, болеутоляющими, противосудорожными, потогонными, желчегонными свойствами. В медицинской практике в основном используют ромашку пахучую и ромашку аптечную.

- Что значит лес «накормит»? (В лесу растут ягоды, орехи, есть чистая вода, т.е. лес - источник воды и пищи.)

- А, как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова растут в лесу, т.е. лес - источник топлива.)

- Посмотрите, вокруг какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стол, стул, стулья, рамы.)

^ Решите следующую задачу:

200 лет назад из древесины изготавливалось только 5 тыс. наименования предметов, сейчас выпускают 20 тыс.

Во сколько раз увеличилось количество изделий из древесины? (20 000:5000 = в 4 раза.)

- А, что ждет человека в лесу? Найдите это в стихотворении С. Никулиной «Русский лес». (Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина, на кустиках густых.)

- Что делают в лесу деревья? (Это их дом.)

В нашей области 2800 га земли покрыто лесом. Растут 1500 видов растений.

- О каких растениях нашей области вы бы хотели рассказать? (Береза.) (Слайд.)

Береза полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев в России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают мебель, фанеру. А береста, кора березы - готовая природная бумага.

- Для кого еще лес является домом? (Лес является домом для животных, птиц, насекомых.)

- Кто приготовил сообщение о животных? (Слайд.)

^ Сообщения учащихся:

1.Заяц летом серый, а зимой белый. Зимой заяц легко передвигается, хотя снег глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег. Лежку заяц – беляк устраивает на открытом месте или в лесу под поваленным деревом, под пнем или кустиком: в любом из этих мест он роет ямку в снегу и забирается в нее по шею. Белая окраска шерсти помогает ему спасаться от врагов. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена; наведываются в сады, обгрызают молодые деревья. Существует поговорка «Труслив, как заяц». Но зайцы не трусливы, а осторожны. Заяц способен дать отпор. Если его настегает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног.

2 . Лиса рыжего цвета. К зиме у лисиц отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняемый тепло. Тело у лисы подвижное. Она может выгибаться и стлаться по земле, вытягиваясь во время бега. Ноги гибкие и тонкие. Лапы у лисицы обрастают шерстью, наружу торчат только коготки. Животное как будто обувает валенки, и лапки его не мерзнут в сильные морозы. Хвост у лисицы как руль. Он управляет движением и позволяет ей делать резкие повороты во время преследования, убегая от волка. Лиса по писку, запаху и шороху находит под снегом мышей, изредка таскает домашних птиц.

- Чем является лес для воздуха? (Защитником.)

- Как лес является защитником воздуха? (Выделяет кислород, поглощает углекислый газ.)

Задача:

Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько необходимо для одного человека. Из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижено в 10 раз. Сколько должно быть деревьев вокруг нашей школы, если в ней учится 352 человека? (Если количество воздуха снижено в 10 раз, то деревьев должно быть 10 раз больше.)

- А как лес защищает почву? (Лес защищает от ветра почву, корни растения не дают почве разрушаться.)

- Водоемы? (Где растет лес, не льют реки.)

- Составим схему значения леса. (Слайд.) ^ Значение леса: Лес – место отдыха. Лес - аптека. Лес - источник чистой воды и пищи. Лес-источник древесины. Лес - источник топлива. Лес - дом для растений, животных и грибов Лес - защитник воздуха, водоемов, почв.

- Как видите, значение леса велико. Но всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

- Послушайте стихотворение и скажите, о какой экологической проблеме идет речь?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

(Стихотворение об уничтожении цветов.)

Как можно решить эту проблему? (Ответы детей.)

-А в этом стихотворении, о какой проблеме идет речь? (О вырубке леса.) Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из – за старой нахмуренной ели Красные гроздья рябины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и вон убежал. (Н. Некрасов) - А какую экологическую проблему раскрывает следующее стихотворение?

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел.

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары,

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес,

Что ни пихта – иссякала сила,

И что не лист пепелища – крест!

( Пожар леса.) - Народная пословица гласит: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев». Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костер, хорошо ли он потушен. - Уничтожение кого раскрывает следующее стихотворение? Птицы, рыбы, звери. В души людям смотрят. Вы их жалейте люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб – не море! А земля без зверей – не земля! Люд - исполины, люди - великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы, Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно, И должно быть сердце, сердце человечье. (Уничтожение животных.) V. Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

^ VI. Усвоение новых знаний

- Какое время года сейчас? (Зима.)

- Какая погода? (Холод, мороз, снег.)

- В связи с этим, какая проблема встала в лесу? (Нехватка корма для диких животных, птиц.)

- Как вы можете помочь? (Делать кормушки, подкармливать птиц.) - Составим схему экологических проблем леса. (Слайд.)

^ Экологические проблемы леса: Уничтожение цветов Вырубка леса. Разведение костров в лесу. Разорение гнезд насекомых, птиц. Незаконная охота (браконьерство). Загрязнение лесов банками, стеклами и другим мусором. - Из-за того, что не всегда люди правильно ведут себя в лесу, страдают растения и животные. Многие растения и животные стали редкими и занесены в «Красную книгу». (Слайд.)

- Почему книга называется красной? (Красный свет – сигнал опасности.)

- Послушайте стихотворение «Красная книга».

Охраняется Красной книгой Столько разных животных и птиц Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга, Красная!

Значит природа в опасности!

Значит нельзя терять даже мига.

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно,

Красная книга, Красная книга!

- Прочитайте о Красной книге Челябинской области. (Слайд.)

- Какие заповедные места в нашей области знаете? (Ильменский заповедник, Восточно-Уральский заповедник, музей - заповедник Аркаим, национальный парк Таганай, национальный парк Зюраткуль.)

^ VII. Этап закрепления знаний

- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (ответы детей)

- А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия? (Ответы детей.)

Работа в парах.

^ VIII. Этап применения новых знаний

- А как вы поняли и запомнили сегодняшний материал, мы проверим, выполнив тест.

Тест:

1. Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

2. Экологические проблемы лесной зоны связаны…

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

3. Что такое «Красная книга»?

а) книга в красной обложке;

б) книга учета животных;

в) книга «боли».

4. Кто спит под своими ушами?

а) волк;

б) лиса;

в) заяц.

5. Символом России называют…

а) осину;

б) березу;

в) сосну.

6. На территории Аргаяшского, Чебаркульского районов и города Миасса находятся…

а) Ильменский заповедник;

б) Восточно-Уральский заповедник;

в) национальный природный парк «Таганай».

Взаимная проверка:

1 – б

2 – а

3 – а

4 – в

5 – б

6 – а

^ IX. Этап обобщения и систематизации знаний

- В заключении хочу сказать, чтобы сохранить природу, жить с ней в согласии мы должны научиться понимать ее, бережно относиться к ней с самого детства. В следующих стихотворениях, услышите советы для сохранения леса.

1.Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защищаться,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2.Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны, И не будет красоты.

3.Не руби березы белой,

Не губи красы лесной,

Не губи из зла не делай,

А особенно весной.

4.На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Доставляют нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

5.Берегите эту землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

6.Мы любили лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всего ее беречь! (Слайд.)

^ Сценка «Растения леса»

Появляется Медведь: Кто здесь гуляет? Спать мне мешает?

Ученики: Медведюшка - батюшка прости нас. Мы любим лес. Вот

послушай, какие пословицы мы знаем о лесе:

1. Лес - богатство и краса, береги свои леса.

2. Растение – земли украшение.

3. Роща два леса – всему краю краса.

4. Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!

5. Враг природы тот, кто лес не бережет.

6. Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.

Учитель: Ну-ка, Мишенька, теперь ты убедился, что дети берегут лес?

Медведь: Ну, раз так, я спокоен за свой лес. С ним будет все в порядке, а я

пойду дальше. (Уходит.)

^ X. Этап информатизации о домашнем задании

Познавательное задание. (Нарисовать эмблемы, связанные с природоохранной тематикой.)

XI. Итог урока

Вот мы и закончили наше путешествие.

- Что сегодня нового узнали на уроке?

Мы не раз будем говорить о лесе, о значении леса, о правилах поведения в лесу. А пока пожелаем лесу:

Будь здоров, зеленый лес,

Стой в торжественном наряде.

Парты, книги и тетради,

Ты нам дал зеленый лес.

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров, зеленый лес.

До свиданья, лес!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобой будем.

Добрый лес,

Могучий лес,

Полный сказок и чудес.

  1. - Спасибо за урок.

Похожие:

Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» iconПрограмма факультатива «Лес и человек»
Учеб пособие для студ сред пед учеб. Заведений. –М.: «Академия» 2007. При разработке таких тем, как «Лес многоэтажный дом», «Лес...
Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» iconКонспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр»
Данный урок проводится в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа», в соответствии с календарно – тематическим планированием,...
Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» iconРабочая программа по окружающему миру в 1-а классе на 2012-2013 учебный год
Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы...
Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе. Урок разработан...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе. Урок разработан учителем начальных классов высшей квалификационной категории...
Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» iconРазработка урока по предмету «Окружающий мир»
Данный урок разработан по предмету «Окружающий мир», автор учебника Н. Ф. Виноградова, для 2 класса по программе «Школа 21 век»
Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» iconУрок №55. Тема урока: Окружающий мир как иерархическая система
Здравствуйте, сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой главы моделирование и формализация. Тема урока «Окружающий мир как...
Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» iconУрок биологии в 6 классе Тема урока : Обобщение знаний по теме «Лес как растительное сообщество»
Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся о растительном сообществе леса, взаимосвязи растений с условиями внешней среды
Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» iconТематическое планирование по предмету «Окружающий мир» во 2-м классе
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» во 2-м классе (34 часа – 1 час в неделю)
Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» iconУрок конференция. Тема урока : Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение
Цели урока: ознакомить со строением глаза, его функционированием; правилами гигиены зрения; развивать творческие способности учащихся,...
Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» iconРазработка урока в 4 классе по предмету «Окружающий мир»
Цели: сформировать знания о климатических условиях тайги, характерных растениях и животных; рассмотреть отличия тайги и смешанных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница