Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока




Скачать 57,84 Kb.
НазваниеУрок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока
Дата публикации28.07.2013
Размер57,84 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
УРОК 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

1. Познакомить с природными ресурсами региона, условиями их освоения.

2. Сформировать представление об экологической ситуации в регионе.

З. Проверить качество усвоения знаний предыдущего урока.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Карты (физическая Западной Сибири, природные ресурсы России, экологическая карта России).

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Проблемное изложение нового материала учителем; поиск ответа на поставленную проблему школьниками, работа с контурной картой.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Западная Сибирь — мировой лидер по за пасам нефти и газа. На территории региона— 60 общих запасов торфа России. Большие запасы водных ресурсов (поверхностные и подземные воды). Трудности в освоении природных ресурсов региона из-за сурового климата, сильной заболоченности, мощных мерзлотных грунтов, многочисленные кровососущие насекомые летом. Обострение экологической ситуации в регионе (на примере Тюменской области). Пути выхода из экологически неблагоприятной ситуации.

Номенклатура. Самотлор, Нижневартовск, Уренгой, Медвежье.

^ ПЛАН УРОКА



Этап урока


Содержание (цель) этапа


Время

(мин.)

1

Оргмомент


Проверка готовности к уроку


2

2

Изучение нового материала


Познакомить учащихся с природными ресурсами региона, условиями их освоения


20

3

Фронтальный опрос


Проверить умение самостоятельно применять знания в новой ситуации, усвоение материала предыдущего урока


21

4

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания


2

46-2-

НА ДОСКЕ

Природные ресурсы Западной Сибири

- минеральные (нефть, газ, железные руды, соли):

осадочный чехол Западно-Сибирской плиты;

агроклиматические (выращивание подсолнечника,сахарной свеклы, зерновых): южная часть;

- лесные (древесина, пушнина): тайга;

- водные (транспортные пути, гидрознергетика): крупные реки;

- почвенные (черноземы): на юге в степной и лесостепной зонах.

^ ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель проверяет наличие с опорными конспектами (или контурных карт) и предлагает продолжить изучение региона.

^ 2. Изучение нового материала

Учитель кратко характеризует природные ресурсы региона и предлагает школьникам ответить на следующие вопросы:

1. С добычи каких природных ресурсов началось освоение Западной Сибири (^ С нефти и газа)

2. Когда были открыты нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири? (В 1955 г. первое Березовское месторождение газа, в 1960 г. первое Шаимское месторождение нефти.)

З. Назовите, какие природные ресурсы региона широко используются в наше время. Каковы перспективы региона? (Нефть, газ, железные руды, соли, древесина, плодородные почвы в южной части)

4. С какими проблемами сталкиваются при освоении месторождений нефти и газа? (Заболоченность, суровый климат, мошка, гнус.)

5. Какие экологические проблемы возникают при освоении природных богатств региона?

Каковы пути решения этих проблем? (Загрязнение поверхностных и грунтовых вод при утечке нефти, уничтожение гусеницами вёздеходов оленьих пастбищ.)

Можно организовать работу в группах при подготовке ответов на поставленные вопросы:

1 группа — географы, историки.

2 группа — геологи.

З группа — представители Министерства природных, ресурсов.

4 группа — географы, климатологи, гидрологи.

5 группа—экологи.

Каждая группа получает дидактические раздаточные материалы по Западной Сибири, которые помогут подготовить более глубокий и интересный ответ. На подготовку

46-3-

ответов отводится 15 минут, потом в течение З-х минут каждая группа отчитывается о проделанной работе.

^ Дидактический материал для 1 группы (географы историки)

1. Как происходило открытие и освоение Западной Сибири? Назовите имена первых исследователей этого края. В каком веке проходили их экспедиции?

2. Какие богатства Западной Сибири интересовали первопроходцев?

3. Какие первые поселения были заложены. В каком районе этого региона? Почему?

Дидактический материал для 2 группы (геологи)

1. Что лежит в основании Западно-Сибирской равнины?

2. Какие движения (поднятия, опускания) испытывала эта территория?

3. Какие месторождения связаны с пластами, залегающими на этой территории? Как они образовались?

4. Какие мощные экзогенные процессы оказали влияние на формирование рельефа равнины?

Дидактический материал для З группы (представители Министерства природных ресурсов)

1. Какими ископаемыми богата Западная Сибирь?

2. Каково их качество и запасы? Есть ли смысл продолжать разведку и развивать их добычу?

3. Какова себестоимость (высокая или низкая) добываемых ресурсов?

4. Какие проблемы связаны с их добычей?

Дидактический материал для 4 группы, (географы. климатологи. гидрологи)

1. Чем отличается климат Западной Сибири?

2. Как он влияет на внутренние воды региона?

3. Как можно охарактеризовать водные ресурсы региона?

4. Каковы проблемы использования водных ресурсов?

Дидактический материал для 5 группы (экологи)

1. Как можно в целом охарактеризовать экологическое состояние региона?

2. Какие экологические проблемы стоят наиболее остро?

3. Какие существуют пути решения этих проблем

^ 3. Фронтальный опрос

Проверка знаний прошлого урока осуществляется в заключение урока.

46-4-

Устно у доски отвечают 2—3 ученика.

1. Характеристика ГП Западно-Сибирской равнины и сравнение его с ГП Русской равнины.

2. Характеристика климата Западной Сибири.

3. Объясните причины сильной заболоченности равнины.

По карточкам в это время отвечают 3—5 учеников.

Карточка (с контуром Западной Сибири)

1. Подпишите на контуре географические объекты, расположенные по границам Западно-Сибирской равнины.

Карточка 2

1. По картам атласа определите, какие климатические условия характерны для полуострова Ямал и города Омска.

Карточка З

1. Назовите самые крупные реки Западной Сибири К бассейну какого океана они принадлежат. Чем отличается характер их течения. Режим питания.

Карточка 4 (с контуром)

1. Какие природные зоны расположены на равнине. Подпишите их на звания на контуре. Дайте характеристику самой большой из них.

Карточка 5

1. Укажите основные отличия (не менее З-х) природы Западной Сибири от природы Русской равнины.

^ Результаты урока

На контурной карте обозначены основные природные ресурсы Западной Сибири:

Нефть — Самотлор, Нижневартовск, Усть-Балык.

Газ — Уренгой, Ямбург, Медвежье.

Торф — центр равнины.

Железные руды — север Новосибирской области.

Артезианский бассейн — к югу от 60° с. ш.

Соли — на юге региона.

Пушнина, рыба, ягоды, грибы — практически повсеместно.

Рекреационные ресурсы — юг тайги, лесостепь и степь

46-5-

^ Домашнее задание

§ 36, вопросы и задания на стр. 199. Опережающее задание: История открытия и освоения Западной Сибири (по желанию)

Дополнительный материал (для подготовки опережающего задания)

Страницы истории

Первобытные оседлые охотничье-рыболовные общины жили на территории Западной Сибири еще с начал голоцена, т. е. в З тысячелетии до н. э. Жили они в тундре и тайге и кроме охоты и рыболовства занимались и земледелием Среди племен, живших по берегам реки Иртыш, были сапыры, или сиберы, от которых, как предполагают некоторые ученые, и произошло на звание Сибирь.

В 1—2 тысячелетии среди угроз выделились манси (вогулы) и ханты (остяки)

В конце ХII — начале ХIII вв. южная часть Западной Сибири была за хвачена татаро-монголами. Русские появились в Западной Сибири с ХI—ХII вв. Они устанавливали торговые отношения с местным населением.

В 1582 г дружины Ермака разгромили татарского хана, и сибирская земля была открыта для широкого заселения русскими людьми. В конце Х начале Х вв. вдоль западносибирских рек в тундре и тайге возникла сеть укреплённых городов Тюмень (1586 г), Тобольск (1587 г ), Томск (1604 г ), Тара (1594 г)

В устье реки Таз находилась легендарная Мангазея (около 1600 г) —центр особенно богатой тогда пушниной Енисейской Сибири. Через 70 лет из-за оскудения пушных запасов в бассейне реки Таз Мангазея была перенесена в Туруханск.

В начале ХХ в. в связи со строительством Великой Сибирской магистра ли — Транссиба начал развиваться более успешно.

А в середине. ХХ в., когда были открыты богатейшие месторождения нефти и газа, началось бурное, освоение севера региона, строительство новых городов — Нижневартовск, Уренгой, Муравленко и др.

Похожие:

Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока iconУрок 47 Итоговый урок по теме: Западная Сибирь
Средства обучения. Карты России (природные ресурсы, экологическая), физическая карта Западной Сибири, атласы
Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока iconУрок 44. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала тип урока
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и тестовый контроль по теме в конце урока)
Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока iconУрока: Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки Тип урока
Цели урока: Вызвать интерес учащихся к изучению темы, продолжить формировать умение работать в группах с использованием карт и различных...
Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока iconХод урока: Организационный момент
Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (эгп), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района...
Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока iconУрок географии 9 класс. Тема урока. Западно Сибирский экономический район
Познакомиться с особенностями эгп, природных условий и ресурсов, отраслями специализации, проблемами и перспективами развития Западной...
Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока iconНаличие транспорта особенности продукция для обмена экономико-географического...
Россия- огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения
Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока iconУрок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока
Образовательные: изучить хозяйство Западной Сибири в целом и нефтегазовый комплекс как основу хозяйства района
Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока iconУрок 43. Своеобразие природы Урала тип урока
Тип урока: комбинированный (проверка материала предыдущего урока, изучение нового)
Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока iconУрок "Почвенные ресурсы Белоруссии" Тип урока
Методическая тема учителя: Разнообразие форм и методов ведения уроков географии
Урок 46. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения тип урока iconУрок-диалог. Тема урока: Япония: территория, границы, население и природные ресурсы
Эгп, проблемами использования территории, природных и сырьевых ресурсов, с национальным составом, с размещением населения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница