Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность»




Скачать 104,38 Kb.
НазваниеКонспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность»
Дата публикации27.07.2013
Размер104,38 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > География > Конспект
МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа

Коломенского района Московской области

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

на тему «Экологическая безопасность»

Учитель начальных классов Гринько О.И.

Февраль 2011г

Открытый урок по окружающему миру

Тема «Экологическая безопасность»

Цели: Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, познакомить с понятиями «экологическая безопасность”, “цепь загрязнения”, “бытовой фильтр”, “экология», учить выполнять правила личной экологической безопасности. Воспитывать чувство единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе, понимания необходимости ее беречь.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация

^ Ход урока.

  1. Организационный момент (слайд)

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2 Введение.

Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И бывало так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. (слайд). Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

«Земля должна быть достойна человека, и для того, чтоб она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом». А.М.Горький.

  • Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (не навредить, не испортить природу)

  • Ребята, как вы считаете, нужна ли природе помощь человека? (да, загрязняется окружающая среда)

  • Отчего загрязняется окружающая среда? (фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода, вырубаются леса – грязный воздух, выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха, пожары и т.д.)

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа.

И это все изучает наука – экология. В переводе с греческого языка «экос» - дом, «логос» - учение, т.е. учение о доме.

  • Как вы думаете, а какой дом изучает экология? (общий для всех дом – нашу планету).

Экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними

 ^ Представление об источниках загрязнения.

Люди с давних пор живут на Земле и занимаются хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят дома, электростанции, вырубают леса. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ – газов и пыли.

- Подумайте и скажите: что является источниками загрязнения окружающей среды? (Источники загрязнения – промышленные предприятия, заводы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало)

Из воздуха, воды, почвы, загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек.

- Что же получается? Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно называют “цепью загрязнения”. (слайд)

- Назовите пути поступления загрязняющих веществ в организм человека (воздух, вода, продукты питания).

Работа с учебником

Откройте учебники, рассмотрите рисунок на стр.29 и объясните цепь загрязнения.

(Предприятие выбрасывало отходы в реку. Река стала грязной. Рыбак поймал рыбу в этой реке, приготовил обед, наелся и заболел, потому что в организм человека попали вредные вещества).

( Выброс сточных вод в реку ? отравленная рыба в реке ? употребление рыбы отравление/заболевание / ).
Работа в РТ: задание 2, страница 17 (первое задание) - устно.

^ Посмотрите и скажите: какие цепи загрязнения могут возникнуть в этих случаях? (выхлопные газы – ягоды или грибы у дороги – отравление)

Введение понятия "экологическая безопасность".
Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.

Можно ли при этом оставаться здоровым? (Нет).

Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности.

Что же такое экологическая безопасность? (слайд). (Это защита от вредного воздействия, испорченной, загрязненной окружающей среды).

Конечно, главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого, как вы знаете, многое делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается.

Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности.

Физминутка.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.

Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. (слайд)

Обратите внимание: (слайд) один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль (слайд) дает 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, (слайд) вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами. (слайд) Никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем.(слайд) Бывает, ребята увлеченно разговаривают или ждут кого-то, а из выхлопной трубы стоящего автомобиля вырываются клубы ядовитого газа. Отойдите подальше, чтобы не дышать этим газом.

Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

Работа в РТ. Задание 4, страница 19.

Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа.(слайд) Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Вокруг заводов почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки выпадает 1 т пыли.

(слайд) У нас в г. Коломне, вернее в Щурово, основным загрязнителем воздуха является Щуровской цементный завод. В данное время завод перестраивается, оборудуется современными фильтрами, которые улавливают цементную пыль, рядом находится церковь святой Троицы, купола – серые, деревья покрыты цементной пылью.

Как вы понимаете выражение «Воздух должен быть чистым»? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа).

Где чище воздух? (В лесу). Почему?

Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники. (слайд) Вяз уничтожает за 400 лет жизни 48 кг сернистого газа, а кислорода выделяет 14 кг, клен выделяет в год 2 кг кислорода, один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.

^ Давайте обсудим ситуацию: где правильно разместить завод, чтобы в атмосфере как можно меньше было загрязняющих веществ.

(Составление модели из отдельных компонентов. Один ученик работает у доски, а другие раскладывают отдельные компоненты на парте).

Какие наметим основные пути охраны воздуха:

Установка очистных сооружений и пылеулавливающего оборудования;

Правильное размещение заводов и фабрик;

Организация зеленых зон и посадка древесных насаждений.

Таким образом, воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

Физминутка.

Рыбки плавали, ныряли,

В чистой тепленькой воде,

То согнуться, разогнуться,

То зароются в воде.

Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. (Слайд)

Бежит она, струится,

Сверкает и журчит…

Зарю встречая, птицы

Кружатся у ракит.

Шебечут над волною,

Их песенка звонка:

Ой, небо голубое!

Ой, реченька-река! (М.Рыльский)

К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной… (Слайд)

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой-тонкой,

Обмелела на глазах. (В.Викторов)

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

(Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтами цветной рыбки).

^ Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. (слайд). Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

^ Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
^ Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз? (слайд с анимацией). Банки, бревна, даже колеса. (Слайд). Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… (Слайд) Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

^ Красная рыбка. Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.

Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, (Слайд) которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

^ Красная рыбка. Что же нам делать? Как дальше жить?

Черная рыбка. Давайте попросим ребят помочь нам. Как очистить речку? (Не бросать в воду мусор, не мыть в водоемах велосипеды, строить очистные сооружения на предприятиях, создать водоохранные зоны).

Ребята, давайте вспомним, отчего река стала цветной?

^ Источники загрязнения воды: сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей.

(Слайд) Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

Какие экологические знаки можно установить на берегу реки? (Не купаться в загрязненных водоемах).

Вода в наши дома поступает очищенной. (Слайд) Но совсем чистой ее не назовешь. Какое-то количество вредных веществ в ней остается. Давайте вспомним, когда мы кипятим воду, что видим внутри чайника? Накипь. Желтый налет. (показать) Вода в нашей деревне Зарудня плохого качества. Она содержит много минеральных солей и соединения железа. К тому же на станции очистки воды ее обычно обрабатывают хлором – хлорируют.

Зачем это делают? (для уничтожения бактерий)

Хлор вреден и для человека. Он остается в воде, и его легко обнаружить по запаху. Если питьевая вода, которая течет из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, ее надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра (показать) или покупать чистую воду в бутылках.

Ребята, как нам можно защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества? (^ Не собирать ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий. В них накапливается много вредных веществ.

Тщательно мыть овощи и фрукты. Не ешьте рыбу, выловленную в загрязненной реке).Какие продукты пытаются покупать ваши родители? (экологически чистые, т.е. не содержащие загрязняющих, вредных веществ).

(Слайд - показ российского товарного знака качества). Любой товар проходит контроль. Если товар качественный и соответствует определенным правилам, его отмечают особым знаком.. Если на упаковке стоит такой знак - значит товар не принесет вред вашему здоровью.

^ Игра «Экологический светофор».

Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, уч-ся поднимают красный кружок, если действие героя не вредят природе – зеленый, желтый цвет – это ситуация выбора.

  1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу. Побросал книжку в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера. (красный)

  2. Учитель попросил Алешу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не закрывается. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс. (зеленый)

  3. Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо – вдоль главной улицы города, там, где жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветки липы с одного дерева. (красный)

^ Итог: Что такое «Экологическая безопасность»?

Назовите источники загрязнения воздуха, воды, продуктов питания.

Рефлексия. Кто принял решение для себя выполнять правила экологической безопасности, поднимите зеленый кружок, а кто не уверен, что будет выполнять эти правила – красный кружок, ну , а кто сомневается – желтый кружок.


Желаю вам, ребята

Быть честными, быть верными
И каждый день следить,
Чтобы своей планете

Ничем не навредить!

Домашнее задание: чтение стать с.29-34, РТ задание 3, 6 стр. 19, 20.

Благодарность за урок

Использованная литература

  1. Экологическое воспитание в начальной школе. Разработки внеклассных мероприятий. Автор-составитель Н.В.Лободина. Волгоград, Издательство «Учитель» , 2007 год.

  2. Педагогическое творчество (природоведение, экология). № 3, 2001 г.

Похожие:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» iconКонспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: Как живут растения?
Исследование, наблюдение, беседа, использование художественного слова (стихотворение, загадки), наглядный материал – картинки, карточки...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» iconКонспект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: «Хвойные деревья»
Цель: выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных; познакомить с хвойным деревом лиственницей
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» iconКонспект урока по окружающему миру
Цели урока: изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» iconКонспект урока во 2 классе по окружающему миру на тему Учитель начальных...
Схема «Домашние животные», карточки с тестовыми заданиями, загадки о домашних животных, кроссворд «Домашние животные», карточки с...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» iconКонспект урока в 3 «А» классе по окружающему миру по теме: «О молниях, змеях, собаках и прочем…»
На прошлых уроках мы с вами начали знакомиться с дорожными знаками и                    опасными ситуациями в доме и около него....
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» iconКонспект открытого урока по окружающему миру Терновой Галины Александровны
Учебник: Н. Ф. Виноградова. Окружающий мир, 2 класс. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2003 г
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» iconКонспект по окружающему миру в 1-м классе (Учитель Новикова О. В) Тема "Насекомые"
Обучающая: познакомить учащихся с признаками насекомых, сформировать умение отличать насекомых от других групп животных
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» iconКонспект урока по окружающему миру литературному чтению во 2 классе...
Методы и методические приемы: рассказ в сочетании с беседой, работа по учебникам, словарная работа, чтение стихотворений учащимися,...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» iconКонспект урока по окружающему миру Провела
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами икт, познавательного...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница