План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема




Скачать 170,24 Kb.
НазваниеПлан конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема
Дата публикации26.07.2013
Размер170,24 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > География > Конспект




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

г. Шахты Ростовской области


План – конспект

открытого урока географии в 8 классе

по изучению регионального компонента
Тема:

«Рельеф и полезные ископаемые

Ростовской области»



Учитель географии Измайлова Валентина Владимировна
2006-2007 учебный год



Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Ростовской области»
Цели: 1.Продолжить формирование знаний учащихся о природе родного края, расширить знания о рельефе и полезных ископаемых Ростовской области.

2.Совершенствовать умения учащихся в работе с тематическими картами, с дополнительной литературой. Использовать творческий потенциал учащихся в составлении характеристики рельефа и полезных ископаемых, презентаций о родном крае, в том числе, используя компьютерные технологии, работая с дополнительной литературой.

3.Способсвовать воспитанию у ребят любви к родному краю, их малой Родине.
Оборудование:

  • карта «Южный федеральный округ»,

  • физическая карта «Ростовская область»

  • газета «Родимый край степной» (пейзажи степи, овраги, балки)

  • подборка стихов о родном крае“ (цитаты)


“Родимый край степной!

Сторонушка бездольная

Как мил мне образ твой,

Краса и ширь привольная!”

И как милы нам степь и рожь густая,

И ширь безбрежная и песни вольных птиц

Колодца журавель, плетень, арба простая

Заветы стариков, обычаи станиц” “Край Донской, хорош на рассвете!

Что сравнится с этой красотой?

Ширь степная, да прохладный ветер,

Да разлив пшеницы золотой!

  • Выставка «Полезные ископаемые Донского края»

  • Рабочая тетрадь «География Ростовской области» автор – составитель Измайлова В.В. (сокращенно РО)

  • Атласы «Ростовская область»

  • Видеоматериалы – фольклорная группа с песнями о донской стороне.

  • Физическая карта России


Ход урока:


Последовательность


Краткое изложение материала

^ 1. Вводное слово учителя:

Звучит песня «Над станицею звезды алые горят» фольклорной группы с видеокассеты, постепенно звук убавляется, учитель читает стихотворение


^ 2.Повторение географического положения Ростовской области (кратко)

На доске физ.карта РО

Карта «Южный федер.округ»

стенгазета «Родимый край степной…»


Вывод учителя и переход

к изучению новой темы:
Задачи урока:


^ 3.Изучение новой темы:

Ребята сидят группами, заранее готовили вопросы по теме (было опережающее задание)

Учитель:
Работа в тетради, записывают тему урока.
Задание: по ходу урока составлять краткие записи

в форме плана
Вопросы «Геоморфологам»:

работа с физич. картой у доски, показ по карте РО, учащиеся работают с атласом РО, следят за показом по карте.

^ Стенгазета «Рельеф Ростовской области»


Чтение цитаты М. Шолохова

Рт. по РО стр..3

Обобщение учителя:

Работа с рабочей тетрадью

по РО с.10, чтение текста

Вопросы «Палеонтологам»

Карта «Геологическое строение РО», атласы

^ Обобщение учителя:

Вопросы «Геологам»:

Показ по физ. карте

Выставка «Полезные ископаемые Дона»


Стенгазета «Полезные ископаемые Донского края»


Учащиеся отвечают и показывают образцы

полезных ископаемых

Отрывок из стихотворения «На карте Ростовской

области …» читает учитель

Обобщение учителя:

Вывод учителя и обобщение по новой теме: ( вначале пытаются сделать вывод учащиеся)

4. Закрепление:
5. Задание на дом:


Мы продолжаем изучать географию нашей Родины. Сегодняшний урок мы посвятим изучению природы нашего края.

Ребята, любовь к Отечеству определяется степенью любви к родной стороне… У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он не родился, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством…

Нельзя заставить человека полюбить что-то …

Любовь – это особое чувство, а любовь к родной стороне растет постепенно…

Есть хорошие слова известного писателя–географа Ю.К.Ефремова: «Люблю и знаю, знаю и люблю, и тем полней люблю, чем больше знаю…» Чем больше мы узнаем о своем крае, о своей Донской стороне, тем больше любим его и гордимся…

И я уверена, что уроки по изучению природы Донского края оставят в ваших сердцах особые чувства…


“Ты знаешь край, где все обильем

Где реки льются чище серебра,

Где ветерок степной ковыль колышет,

В вишневых рощах тонут хутора,

Среди садов деревья гнутся долу

И до земли висит их плод тяжелый?”

О каком крае идёт речь? Конечно же, речь идет о нашем крае… Донской стороне, нашей Ростовской области.

А давайте вспомним, ребята, особенности географического положения Ростовской области
1.Какова площадь Ростовской обл.? (100,8 тыс км2)

2. Сравните территорию с площадью других стран.

3. Ребята, а как наш край назывался в разные времена?

(«Дикое поле» «Великий луг» - в старину, «Земля Донских казаков» 16-17 в., «Область войска Донского» - 19 в., «Донская область» - после революции, Ростовская обл. – 1937 г.)

4. В какой федеральный округ входит Р.О.? (Южный)

5. Какова протяженность границ Р.О.? (2280 км.)

6. С какими субъектами граничит наша область?

7.Назовите географический центр Р.О. ( Тацинский)

8. Территория области лежит в 2-х частях света. Каких? Покажите условную границу между ними.

9.В каких районах находятся крайние точки Ростовской области?

10. А географическое положение области удобно? (да, т.к. находится на пересечении важных транспортных путей)
Край донской, хорош ты на рассвете!

Что сравнится с этой красотой

Ширь степная, да прохладный ветер

Да разлив пшеницы золотой!
^ Т. О. территория Р.О. расположена на юге России, имеет значительные размеры, занимает удобное географическое положение.

Мы продолжаем изучать природу родного края.

Тема нашего урока «Рельеф и полезные ископаемые Ростовской

области»

Задачи урока: сегодня мы должны усвоить:

- Каковы особенности рельефа нашего края?

- Как формировалась территория Ростовской области? - Какими породами она выполнена?

- Чем богата донская земля? Что залегает в её недрах?

- Какова роль человека в развитии и изменении рельефа нашего края?

3. Изучение новой темы:
1 группа: «Геоморфологи» - готовили вопросы:

  • Каковы особенности рельефа Р.О.?

  • Какие формы рельефа выделяются?

  • Какие современные факторы определяют особенности рельефа области?

  • Какова роль человека в формировании современного рельефа нашей области?




2 группа: «Геопалеонтологи» - готовили вопросы:

  • Как происходило развитие территории в разные геологические периоды?

  • Какими породами выполнена территория области?

3 группа: «Геологи – разведчики полезных ископаемых» - готовили вопросы:

  • Чем богата донская земля? Какие полезные ископаемые здесь добываются?

  • Какова география минеральных ресурсов Дона?

  • Каково экологическое состояние территории области в связи с тем, что человек стал мощной геологической силой?


Ребята, каждая группа подготовила соответствующий материал, который поможет нам разобраться в особенностях рельефа и полезных ископаемых родного края, расширить наше представление по этой теме. Запишите в тетрадях тему урока.

^ Задание: по ходу урока составлять краткие записи в форме плана.
И так начнем… (учитель задает вопросы, учащиеся отвечают):
Вопросы «Геоморфологам»
^ 1. Каковы особенности рельефа Ростовской области?

По характеру поверхности территория области представляет холмисто-волнистую равнину с высотами от 0 до 300 м. над уровнем моря. Северная часть расположена в пределах Русской платформы, а южная, азиатская – на Скифской плите. Поверхность расчленена долинами рек Дона, Северского Донца, Западного Маныча, Егорлыка, а также густой овражно-балочной системой.
^ 2. Какие формы рельефа выделяются на территории РО?

Начнем характеристику рельефа с севера области.

Рельеф области разнообразен. На севере раскинулась ^ Калачская возвышенность, которая является продолжением Среднерусской возвышенности. Округлая, сильно расчленённая балками, теперь она сильно распахана. Обширные пространства заняты желтыми сыпучими песками, даже река, протекающая по этой территории, называется Песковатка.

К югу от Дона лежит ^ Донская гряда. Считают, что существование этой возвышенности в раннюю геологическую эпоху способствовало отклонению течения реки Дон от меридионального направления в сторону Волги.

Южнее раскинулась полная своеобразной красоты ^ Доно-Донецкая равнина, изрезанная многочисленными балками. Именно об этой местности М,А. Шолохов писал: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, красноглинистых яров, ковыльный простор с затвердевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу…»
Далее с запада на территорию области неправильным треугольником вклинивается ^ Донецкий кряж. Это складчатое сооружение, образованное в герцинский период палеозоя,

достигало 3-х километровой высоты. За миллионы лет внешние силы разрушили его и теперь это всхолмленная возвышенная равнина, где расположена высшая точка Ростовской области – 253 м. над уровнем моря, к востоку от поселка Зверево. Большое значение в формировании Донецкого кряжа имеют отложения кайнозоя в виде известняков, песков, глин, лежащих на более древних сланцах и песчаниках с прослоями углей. В руслах некоторых рек, в том числе и нашей реки Грушевки, выступы коренных пород образуют живописные берега и даже пороги.
От Цимлянского водохранилища до Таганрогского залива простирается ^ Нижнедонская низменность, выполненная аллювиальными отложениями.

Вдоль реки Западный Маныч образовалась обширная Манычская впадина. Она является частью известной Кумо-Манычской впадины, отделяющей Русскую равнину от Предкавказья. Манычская впадина – это результат прогиба земной коры в кайнозойскую эру. По этой впадине соединялись воды Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. Выполнена песчано-глинистыми отложениями.
Рельеф юго-востока области довольно сложен. Здесь расположены ^ Доно-Сальский водораздел, Сальско-Манычская гряда и Ергени ( продолжение Приволжской возвышенности). Эти невысокие

возвышенности перерезаны слабоветвящимися балками и широкими долинами. Во многих местах здесь можно видеть так называемые «степные блюдца» - западины, которые образовались при оседании грунта от вымывания нижележащих пород.
Юго-запад области занят ^ Азово-Кубанской и Азово- Егорлыкской равнинами. Их широкие с округлыми склонами водоразделы, сложены глинами и лессовидными суглинками.

К северу от Таганрогского залива широко раскинулась Северо-Приазовская эрозионно-аккумулятивная равнина. Некоторые овраги достигают 30-километровой длины при глубине 60-70 м.. А вдоль Азовского моря расположена древняя морская терраса, на которой и сейчас происходят обвалы и оползни.
Обобщение учителя: таким образом, возвышенные и низменные равнины – характерная черта рельефа нашей Ростовской области.

^ 3. А какие современные факторы определяют сегодня особенности рельефа области?

1. внешние экзогенные процессы 2. деятельность человека
4. Ребята, используя рабочую тетрадь по Ростовской области стр. 10 дайте характеристику экзогенных процессов, формирующих современный рельеф области.

^ 5. Какова роль человека в формировании современного рельефа нашей области?

В формировании современного рельефа РО.большую роль играет человек. В результате его хозяйственной деятельности образуются так называемые антропогенные формы рельефа: выемки. насыпи, карьеры, отвалы, курганы, терриконники.

Такие земли становятся непригодными для хозяйственного использования и нуждаются в рекультивации, т.е.восстановлении их продуктивности, путем выравнивания, лесонасаждения, сооружения

прудов или спортивных комплексов ( пример в городе став., карьер…)

Вопросы «Геопалеонтологам»
^ 6. Как происходило развитие территории РО в разные геологические эпохи?
История развития поверхности богата различными геологическими событиями. Было время, когда область покрывалась водами древних морей. Причем погружение поверхности в морскую пучину было неоднократным, и на древнем подстилающем фундаменте от протерозоя до наших дне накопились огромные толщи осадочных пород как морского, так и континентального происхождения.
Кристаллические породы докембрийского возраста ( граниты, гранитогнейсы, кристаллические сланцы) на территории области нигде не выходят на поверхность. Они скрываются под толщей более молодых отложений.

Из пород палеозойской эры наибольшее распространение получили отложения каменноугольного возраста. Они прослеживаются в районе Донецкого кряжа и состоят из сланцево-известняковых отложений, песчаников с прослоями углей.
^ 7. Какова геологическая история образования каменного угля на Дону?
В каменноугольный период на месте нынешнего Донецкого кряжа существовала геосинклиналь, с мелководными лагунами . Климат в то время был влажным и растительность достигала пышного расцвета – в лесах росли гигантские деревья, такие как хвощи, плауны, папоротники и др.

Геосинклиналь испытывала неоднократные поднятия и опускания, и упавшие деревья, засыпанные песчано-глинистыми отложениями, на большой глубине тлели и постепенно превращались в уголь.

В Донбассе насчитывается до 50 угольных пластов, которые чередуются с отложениями речного и морского происхождения.

В конце палеозоя на территории современного Донецкого кряжа осадочные породы были смяты в складки и, как отмечалось ранее, здесь образовались горы высотой до 3000 м., которые за миллионы лет разрушились под действием внешних сил.
^ 8. Как выражены отложения мезозоя на территории области?

Отложения мезозоя прослеживаются главным образом в северной части РО, по долинам рек. Они состоят из мела, мергеля, песка и песчаника. Из мела на берегах рек сложены целые горы.
^ 8. Какие отложения на территории области представлены наиболее широко?

На территории донского края широко распространены отложения последней геологической эпохи – кайнозойской эры. На севере это отложения палеогена и неогена, представленные песчаниками, глинами, ракушечниками и песками. На юге это отложения последнего четвертичного периода.

Здесь вплоть до конца великого оледенения соединялись воды Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. Сегодняшние соленые Манычские озера – это остатки того древнего морского бассейна .
^ 9. Какова роль четвертичного ледника в формировании природы Донского края?
Древний ледник на территорию области не заходил. Но его дыхание оказало большое влияние на формирование природы донского края. Во время оледенения исчезли на Дону теплолюбивые растения, появились ель, пихта, сибирский кедр, обитали такие животные, как мамонт, волосатый носорог, овцебык.

По окончании ледниковой эпохи на территории донского края сформировалась природа степной зоны. Начал формироваться современный рельеф. Ливневый характер осадков способствовал образованию многочисленных оврагов и балок. Если сложить овраги области в одну линию, то она будет равна ~ 40 000 км.(это длина экватора)
^ Обобщение учителя: таким образом, территория области выполнена в основном осадочными отложениями кайнозойского возраста, по долинам рек на севере имеются отложения мезозоя. Образованию каменного угля способствовали геосинклинальные условия и теплый влажный климат с богатой растительностью в палеозое.
Вопросы «Геологам»
^ 10. Чем богата Донская Земля? Какова география минеральных ресурсов Дона?
Действительно, в недрах нашего края много всевозможных полезных ископаемых. Их можно разделить на группы:

  1. это горючие топливно-энергетические ресурсы

  2. металлические полезные ископаемые

  3. неметаллические полезные ископаемые

А. строительные

Б. химические

В.бальнеологические
Главное богатство донской земли – это конечно же запасы каменного угля, которые сегодня составляют ~ 24,5 млрд. т.(0,4 % от общероссийских) Из них антрациты ( уголь с высоким содержанием углерода) составляют 86,4 % , коксующийся уголь ~ 4,4%.
^ Интересное предание существует об истории открытия угля на Дону.

Стояла холодная весна 1696 года. Недалеко от города Черкасска на Дону (теперь станица Старочеркасская) расположились русские войска, готовые к штурму крепости, занятой турками – Азова. Каждую ночь пылали костры, камыш, валежник, все шло в огонь.

У одного из костров возвышалась фигура царя Петра I. Подошедшие казаки принесли куски черного камня и бросили его в костер, отчего он запылал еще жарче. По преданию именно тогда Петр I сказал: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».

Его слова оказались пророческими. Сегодня на территории нашего края десятки шахт. Центрами угледобычи стали города: Гуково, Зверево, Белая Калитва, - конечно это наш город ШАХТЫ, отчего и название этому городу дано.

«На карте Ростовской области

Есть город шахтерской доблести,

Как признак почетной вахты,

Само его имя – Шахты.

Он в тысячи верст от столицы,

В семидесяти от Ростова…

Второе столетие длится

Проходка пути не простого…

- а также каменный уголь добывается в Гуково, Зверево, Белой Калитве, Донецке.
Есть на Дону небольшие запасы нефти и природного газа – это в Тарасовском и Каменском районах, на Северо-Приазовской равнине.

Металлические полезные ископаемые незначительны – это перспективные железистые кварциты в Матвеево-Курганском районе, которые пока не разрабатываются.
Из неметаллических широкое распространение получили строительные материалы – это мел, глины, формовочные пески, известняки на севере области, особенно в Миллеровском районе, а также в Белокалитвенском, Матвеево-Курганском.

На севере области выявлены месторождения фосфоритов, которые к настоящему времени уже выработаны.

В Ростовской области имеются целебные грязи – это Манычские озера, оз. Пеленкино недалеко от Азова.( сероводородные грязи), в районе г. Новочеркасска.

Также в области известно более ^ 20 минеральных источников. Многие воды хорошо известны жителям нашего региона и за его пределами.( «Аксу», «Аксинья», «Иверская», «Пухляковская», «Вешенская» и др.)
Обобщение учителя: таким образом, богата Донская Земля своими недрами. Славу ей принес каменный уголь, а сегодня и бальнеологические ресурсы.
Ребята, масштабы воздействия человека на природу увеличиваются, в связи с этим возникает вопрос:
^ Каково экологическое состояние территории области в связи с тем, что человек стал мощной геологической силой?

Да, действительно, человек стал мощной геологической силой. В результате антропогенной деятельности человека образовались следующие формы рельефа: выемки, насыпи, карьеры, отвалы. курганы, терриконики, что крайне не желательно. На территории области, мы знаем, самые плодородные почвы – черноземы. Задача человека – сохранить этот бесценный дар природы.

Ещё одна проблема – это шахты. Под нами – огромные выработки горных пород, под нами «пустота», а это способствует проседанию верхних пластов горных пород, что крайне нежелательно и небезопасно.
таким образом, на территории РО сформировался холмисто-волнистый, овражно-балочный рельеф. Территория области богата каменным углем, строительными материалами, в последнее время славу приносят бальнеологические ресурсы – лечебные грязи и минеральные воды. Велика роль человека в формировании современного рельефа. Человек стал по истине главной геологической силой, появились антропогенные формы рельефа. Задача человека – не навредить и сохранить поверхность нашей Донской Земли, принять меры к восстановлению поврежденных участков.
4.Закрепление:

1. заполнить «чайнворд» - вписать в клетки названия полезных ископаемых Дона

2. беседа по вопросам рабочей тетради – стр.12. – задание № 4, 6, 7.

3. покажите по карте основные формы рельефа РО.
5. Домашнее задание:

1. с. 8-13 рабочей тетради по РО.- выучить лекцию

2. записи в тетрадях

3. задания письменно 1, 2, 3 - на к/к , 4, 6, 7. стр.12, 1-2 стр.13

Можно дать маленький диктант по карте:


  1. Калачская возвышенность

  2. Донская гряда

  3. Донецкий кряж

  4. Северо-Приазовская равнина

  5. Доно-Донецкая равнина

  6. Сальско-Манычская гряда

  7. Нижнее-Донская низменность

  8. Азово-Егорлыкская равнина

  9. Доно-Сальский водораздел





Похожие:

План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема iconПлан конспект Обобщающего открытого урока по географии в 7-ом классе...
Цель урока: Расширить знания учащихся о реках: развить интерес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей
План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема iconПлан – конспект открытого урока основ регионального развития, проведенного в
Тема урока «Участие граждан в общественно-политической жизни Красноярского края»
План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема iconПлан конспект открытого урока в 10 классе
Цель урока: Изучить назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы автомата Калашникова и историю его создания
План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема iconКонспект открытого урока по географии в 8-м классе "Жемчужина России Байкал"
Развитие эмоционально-ценностной сферы каждого ребенка, познавательных способностей и качеств личности обучающихся
План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема iconПлан конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе
...
План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема iconКонспект открытого урока русского языка в 10 классе Тема урока: «Фразеология»
...
План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема iconПлан-конспект открытого урока английского языка во 2б классе по теме: «My Family»
Спросить, все ли успели записать стихотворение. Читать по тетрадям. С доски стереть
План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема iconКонспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний...
Цели урока: Обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов; расширение знаний о портрете...
План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского...
«Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов»
План конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема iconПлан-конспект урока географии в 6 классе «Великие географические открытия»
Цель: выяснить причины Великих географических открытий, познакомить обучающихся с их ходом и последствиями
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница