Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г




Скачать 137,97 Kb.
НазваниеКомплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г
Дата публикации25.07.2013
Размер137,97 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > География > Программа
Комплексная программа

непрерывного экологического образования

в г.Москве до 2005 года

Принята Правительством Москвы 13.07.95 г.

Постановление № 537

"О подготовке системы образования г.Москвы к новому 1995/96 учебному году в плане реализации программы «Столичное образование»"

Настоящая программа разработана как составляю­щая часть "Комплексной экологической программы Москвы на период до 2005 года" на основе постанов­лений правительства Москвы от 16.03.95 № 865 "О разработке комплексной экологической программы Москвы" и от 27.09.94 № 860 "О комплексной эколо­гической программе Москвы", с учетом основных по­ложений международной стратегии действий в обла­сти образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы, Декларации ООН по окружающей среде и развитию и "Повестки дня на XXI век", подписанных Россией; постановления Ми­нобразования России и Минприроды России от 30.03.94 № 4/1-6 "Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Рос­сийской Федерации", а также концептуальных поло­жений проекта программы деятельности Московско­го правительства в области экологического воспита­ния и образования, разработанной президентом Рос­сийского Зеленого Креста академиком РАН Н.Н.Мо­исеевым и одобренной первой московской конфе­ренцией по непрерывному экологическому образова­нию (25-28.11.94).

Процесс экологического образования, экологической культуры может быть успешным, если он осуществляет­ся непрерывно, начиная с дошкольного возраста. При этом непременным условием является сочетание тео­ретической подготовки с активной практической дея­тельностью в области охраны окружающей среды.

В формировании экологического сознания как глав­ной составляющей современного мировоззрения, воспитании ответственного отношения к окружающей среде и здоровью участвуют семья, школа, средства массовой информации, хозяйственная деятельность, окружение людей и сама экологическая среда.

Улучшение городской среды, особенно в мегаполи­сах, должно опираться на осознание людьми особен­ностей города, способствовать развитию личности,

пониманию взаимоотношений в системе "человек-общество—город—природа".

Охрана окружающей среды — это опосредованное отношение людей друг к другу. Проблемы состояния городской среды всегда коллективны, что требует об­щественных усилий по их решению.

Экологическое образование —самый эффективный способ уменьшения риска, создаваемого факторами окружающей среды в отношении отдельного челове­ка, семьи, горожан и жителей страны. В Москве уже есть разнообразный и многолетний опыт экологичес­кого образования — важный ресурс столицы в улуч­шении городской среды.

Ученые Москвы (Российская Академия образова­ния, МГУ, МПГУ) разработали концепции общего среднего и высшего педагогического экологического образования, определяющие цели, принципы и моде­ли реализации. Создается стандарт общеобразова­тельной области "экологии", учительству Москвы предложены комплект из 20 программ учебных дис­циплин экологического профиля, проекты экологиза­ции общеобразовательных традиционных дисциплин.

Создан . комплект развивающих экологическое мышление игр (ролевых, компьютерных) "Зеленый рюкзак". Разработаны программы и учебно-методи­ческие комплексы по курсам "Человек и природная среда" (Естествознание — 5-6), "Здоровье и окружа­ющая среда — 9"), включая полевые и лабораторные практикумы по мониторингу здоровья и природной среды.

Московский городской институт повышения квали­фикации работников образования пропагандирует идеи экологического образования на всех видах кур­сов и развертывает методическую работу по экологи­зации базовых дисциплин.

Экологическое образование в столичных учебных учреждениях приобретает черты непрерывного про­цесса. Проекты "Юный эколог", "Паутинка", "Эколо-

еия и краеведение", "Экополис и культура" (дошколь­ные учреждения), авторские программы по экологии, подготовленные на основе сотрудничества с вузами столицы в ряде общеобразовательных школ с углуб­ленным изучением биологии, химии, международный проект ассоциированных школ с программами "Мир воды", "Кислотные осадки" (общеобразовательные школы); натуралистическая работа, мониторинг и уход за городским ландшафтом (учреждения допол­нительного образования — Дворец творчества детей и юношества, городская станция юных натуралистов). В системе профобразования введена профессио­нальная подготовка лаборантов-экологов, экологов-озеленителей, техников-технологов по эксплуатации экологических установок.

В столице имеются экологический лицей, экологи­ческий колледж и школы экологического профиля.

Несмотря на определенное продвижение в решении проблем экологического образования, его общее сос­тояние вызывает тревогу и озабоченность: еще нет об­щепризнанной концепции непрерывного экологическо­го образования, не достигнут необходимый уровень экологизации учебных дисциплин, не найдены опти­мальные формы управления новым направлением дея­тельности общеобразовательных учреждений, не обес­печена координация общеобразовательных структур, реализующих идеи охраны окружающей среды. Не соз­дана эффективная материально-техническая база.

Экологическое образование пока не имеет норма­тивно-правового, психолого-педагогического, мето­дического, информационного и кадрового обеспече­ния.

Правительство Москвы, Московский департамент образования ставят перед собой главной целью ока­зание организационно-технической и методической помощи образовательным и общественным объеди­нениям, концентрируя усилия на двух основных зада­чах:

  • поддержке программ и проектов в области эколо­
    гического образования;

  • стимулировании развития и обновления учебно-
    методологического обеспечения общеобразователь­
    ных учреждений всех типов.

Сознательное уменьшение риска требует направлен­ного научения, умения воспринимать, узнавать и пони­мать значение факторов окружающей среды горожана­ми (учителями, родителями, детьми, пенсионерами и др.), навыков социально приемлемого поведения в ней.

Общеобразовательной школе отводится основная роль в экологическом образовании страны. Принято считать роль учителей центральной. Выполнение этих жизненно важных задач, обеспечение устойчи­вой и благоприятной среды выходит за границы го­рода. Требуется развитие системы образования, от­крывающей перед личностью и обществом в целом возможности экологически осмыслить окружающий мир, понять зависимость людей от биосферы, регио­нальных экосистем, научить их грамотной заботе о

самих себе и природе. Это мировоззрение не обра­зуется само по себе, а требует социальных усилий. Экологическая революция в каждой стране и в мире начинается с образования.

Важнейшая сфера экологического образования и воспитания — возрождение и развитие культа здоро­вой московской семьи в красивом доме, удобном го­родском микрорайоне и городе, всеобщая забота о здоровье и экологически безопасном досуге детей и молодежи, создание эстетичной экологической среды в каждом доме, микрорайоне, на улице, в обществен­ных местах.

В связи с этим необходима полная перестройка мыш­ления хозяйственных и административных работников и муниципальных служащих, экологическая переподго­товка и подготовка будущих руководителей в рамках данной программы экологического образования.

В целях реформирования экологической культуры подрастающего поколения реализация настоящей программы требует осуществления следующих пер­воочередных мер:

  • создание инфраструктуры для обеспечения сис­
    темы непрерывного экологического образования;

  • пересмотр всех школьных курсов с точки зрения
    идей экологически безопасного, устойчивого разви­
    тия, введения понятий "гражданин планеты", "гражда­
    нин Москвы", расширение информированности насе­
    ления, особенно молодежи, их родителей в области
    охраны среды, создание в Москве многоуровневой!]

системы экологической информации и массового рас­пространения экологических знаний;

  • создание системы практической деятельности
    учащихся и молодежи в экологическом мониторинге
    и в улучшении окружающей среды, восстановление
    лучших традиций юннатского творчества и участия
    общественности в массовом экологическом движе­
    нии;

  • координация школьной и дополнительной внеш­
    кольной систем образования, общего среднего, об­
    щего профессионального образования, эколого-прос­
    ветительской деятельности государственных и непра­
    вительственных организаций;

  • подготовка, переподготовка и повышение квали­
    фикации педагогических кадров по вопросам экологи­
    ческого образования.

Все это потребует привлечения значительных интел­лектуальных сил Москвы и Российской Федерации, а также существенной финансовой поддержки как за счет образовательного бюджета, так и внебюджетньк средств, в т.ч. и Московского экологического фонда — до 10% отчислений в этот фонд московскими предпри­ятиями за загрязнение и пользование ресурсами.

Целью данной программы является создание, внедрение и развитие системы духовных (мировоз­зренческих) установок подрастающего поколения москвичей, в основе которых понимание места чело­века в природе как ее составной части и воспитание осознанного и ответственного отношения и уважения к этой природе.

Экспертный совет Министерства образования РФ

Начинаем публикацию учебных программ по эколо­гии, одобренных Экспертным советом Министерства образования РФ. Ведущий рубрики — профессор С.Н.ГЛАЗАЧЕВ.








экология

для 1011 классов


^ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое образование в наше время становится одной из фундамен­тальных основ формирования личнос­ти, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономер­ностей немыслим переход современ­ного общества к устойчивому разви­тию, формирование информационно-экологического общества. Становится общепризнанным, что в модели обра­зования XXI столетия знание об окру­жающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут пронизы­вать всю систему образования.

ПРИНЦИП

Научности


Гуманистичности


Прогностичности


Системный

отбор информации

Реальная экологическая

деятельность

Данная программа разработана с учетом того обстоятельства, что совре­менная экология стала комплексным научным направлением, включающим как естественнонаучные, так и социо­гуманитарные знания, приобрела ста­тус важнейшей теоретической основы решения целого ряда глобальных проб­лем современности, становления но­осферы.

Программа нацелена на решение следующих задач: содействовать ста­новлению знаний об организации ок­ружающей среды, единстве живой и неживой природы; о включенности отдельного человека и человечества в целом в глобальные биосферные про-

ТАБЛИЦА 1

^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

СОДЕРЖАНИЕ

Приобщение к интегративному и гло­бальному миропониманию

Земля—биосфера—ноосфера как этапы эволюционного развития Сол­нечной системы и Вселенной. Экоси­стемное строение среды обитания человека и человечества. Разнообра­зие и усложнение связей человече­ства с биосферой и космосом

Повышение уровня естественного от­ношения к природе до уровня духов­ного. Раскрытие нормативного харак­тера экологических знаний. Форми­рование культуры потребления и здо­рового образа жизни

Воспитание потребности заботы о бу­дущем

Ориентация содержания на принципы телесного и духовного здоровья чело­века и улучшение состояния окружаю­щей среды. Представление природы как уникальной ценности и воплоще­ния вечных начал красоты

Основания прогнозирования возмож­ных путей развития человека и биос­феры. Концепция устойчивого разви­тия человечества

Взаимодействие эмоциональной, ин­теллектуальной, волевой сфер лично­сти

Становление экологической ответ­ственности как черты личности. Кол­лективное решение экологических проблем и индивидуальная ответ­ственность

Сочетание фактов глобального, реги­онального и локального уровней, дан­ных мировой культуры и культуры родного народа

Участие каждого в решении экологи­ческих проблем

цессы; формировать экологический способ мышления, мотивы экологи­ческой деятельности и здорового об­раза жизни.

Программа построена на основе ря­да принципов, которые позволяют планировать определенный педагоги­ческий эффект (табл.1).

В целом данная программа ориен­тирована на представление жизни как уникального планетарного явления, связанного как с космическими, так и с земными процессами, она раск­рывает пространственно-временную специфику проявления жизни, глубо­кое единство исторического процесса, социально-культурныхявлений и при­роды Земли. Особо акцентируется значимость усилий каждого челове­ка для социоприродных процессов и вследствие этого необходимость высокой ответственности каждого индивида за свои действия и поступ­ки.

Центральное место в программе за­нимает концепция экосистем. Экоси­стемы представляют собой пример са­моорганизующихся и саморазвиваю­щихся систем, которые стали предме­том дисциплинарных исследований. Они относятся к централизованным системам, один из компонентов кото­рых связывает все остальные компо­ненты и управляет ими. Каждый класс экосистем — глобальные, реги­ональные, локальные (элементарные) — имеет центральным объектом соот­ветственно живое вещество, его от­дельные виды, популяции, сообще­ства.

Социоприродные экосистемы в ка­честве центрального объекта включают человека и общество.

В соответствии с признанием эко­системы как основного, ключевого понятия в программе рассматриваются



В программу включены элементы прогнозирования возможных путей развития биосферы и человека с це­лью воспитания у школьников забо­ты о будущем.

В целом содержание программы включает два пласта знаний: мировоз­зренческий и конкретно-научный. Идея связи двух линий экологическо­го знания представлена через обраще­ние к системе универсальных ценнос­тей, через выделение основных поня­тий различных направлений экологии.

Сложность и многоплановость со­держания экологических знаний тре­буют соблюдения особых принципов преподавания:

  • придания личностной значимости
    обучению, что достигается персони­
    фикацией идей, вплетением человека
    в паутину экологических взаимодей­
    ствий, диалогом учителя и учащихся;

  • преодоления "кошмара сложнос­
    ти" — строгая последовательность и
    образность изложения, сравнения,
    идеализации процессов, расчленения
    противоположных характеристик;

  • принципа активности — приоб-

^ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


Экосистема как единица окружающей среды

Экологическое взаимодействие Экологическое противоречие

Экологическое развитие Экологическая устойчивость


^ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ


Экологические компоненты


Экологические взаимодействия (экологическое функционирование)


Экологическое противоречие Экологическое развитие

Экологическая устойчивость

следующие экосистемы и соответству­ющие разделы экологии:

^ ТИП ЭКОСИСТЕМ

РАЗДЕЛ ЭКОЛОГИИ

Глобальная экосисте­ Глобальная экология

ма —биосфера

Классическая биологи-Экосистемы биосферы ческая экология

Антропоэкосистемы Экология человека
Социоэкосистемы Социальная экология

Понятие "окружающая среда'' в программе трактуется как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает жизнь биосистем различного уровня организации или окружающие человека природные и социально-культурные условия. В экологии человека данное понятие имеет антропоцентрическое измере­ние, используется для раскрытия ус­ловий жизни человека.

При этом исследуются факторы, оп­ределяющие здоровье человека, каче­ство его жизни.

Таким образом, программа пост­роена с учетом двух генерализован­ных видов отношений как способов связи человека с окружающим ми­ром: отношение к окружающей среде и отношение к своему здоровью — физическому, психическому, духов­ному. Именно с этой целью в прог­рамму включены разделы экологии человека.

Фундаментальным условием и пред­посылкой усвоения программы явля­ется понимание жизни как особого явления на планете, в первую очередь через исследование интегрального по­нятия "живое вещество" (В.И.Вер­надский), его зависимости от плане­тарных— геологических, геофизичес­ких, географических и космических явлений, а также его влияние на пла­нетарные процессы.

Важнейшим качеством и особенно­стью живого вещества является его разнообразие.

^ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

генетическое: видовое: экосистем:

разнообразие разнообразие разнообразие
генов внутри видов экосис­ мест обитания
вида темы природных со-

обществ, эко­логических яв­лений

Концепция экосистемы, биосфе­ры, живого вещества и биологичес­кого разнообразия приобщают уча­щихся к интегративному и глобаль­ному мышлению, способствуют вос­питанию нормативного отношения к экологическим знаниям.

щение к международным экологичес­ким акциям (Всемирный День зашиты

окружающей среды, Международный День здоровья и т.п.), участие в реги­ональных и локальных экологических проектах и акциях, обращение в пе­чать, привлечение к реальной эколо­гической деятельности (практикум и наблюдение природной среды).

Каждый из названных принципов или условий требует методической инструментовки. Поясним это на двух примерах.

Последовательное, понятное и дос­тупное описание любой экосистемы возможно, если учитель обращается к следующим фундаментальным харак­теристикам (табл.2).

Для любых экосистем биосферы со­держательная характеристика приоб­ретает следующий вид (табл.3).

Активность как одно из важнейших условий освоения учащимися содер­жания программы связана с призывом международной общественности к пе­дагогам планеты учить подрастающее поколение "мыслить глобально, дей­ствовать локально".

ТАБЛИЦА 2

О^ СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Уровень организации, биотические и абиотические компоненты

Динамика экосистемы, основные круговороты

Истоки и сущность экологических противоречий, пространственно-временные аспекты: глобальный, региональный, локальный

Регрессивное и прогрессивное развитие; взаимо­связь экологического и социально-экономического развития

Условия саморегуляции, природные, социальные, нравственные, правовые, политические, технологи­ческие и другие предпосылки

ТАБЛИЦА 3

С^ ОСТАВ ИНФОРМАЦИИ

Биологическое разнообразие природных сообществ и биотипов, запас биогенных элементов. Продуцен­ты, консументы, редуценты. Экологическая ниша. Правило конкурентного исключения

Типы экологических взаимодействий видов, приво­дящие к биотическому круговороту веществ и само­очищению. Правило экологической пирамиды и тро­фический уровень

Между биотическим потенциалом видов экосистемы и сопротивлением среды

Виды развития экосистемы. Неустойчивые и устой­чивые стадии развития. Темпы изменения сообще­ства. Закон сукцессионного замедления.

Экологическая деятельность, построенная по прин­ципу: видовое разнообразие обеспечивает устойчи­вость экосистем

Похожие:

Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г icon0 Целевой среднесрочной эколо­гической программе города Мос­квы на 2006-2008 годы
Москвы от 11 января 2005 г. N 3-пп "О со­вершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве",...
Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г iconРешение ООН
День детского кино (Учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со столетием...
Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г iconСтатья Категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве
Закон города москвы об особо охраняемых природных территориях в городе москве (в ред. Законов г. Москвы от 14. 07. 2004 n 48, от...
Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г iconЗакон города москвы от 4 июня 1997 года n 16 "об организации работы...
Закон принимается в целях приведения Закона города Москвы от 4 июня 1997 года n 16 "Об организации работы по опеке, попечительству...
Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г iconПрограмма российско-украинского
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области исследования и использования...
Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г icon*Сборные туры Групповые туры Индивидуальные туры Экскурсии по Москве...
Сборные туры Групповые туры Индивидуальные туры Экскурсии по Москве Размещение в гостиницах Москвы Венчание в Москве Размещение в...
Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г iconПостановление Правительства Москвы №407-пп от 31 августа 2011 года
Провести мероприятия по развитию дошкольного образования в городе Москве с 1 октября 2011 г в государственных дошкольных об
Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г iconВ средней школе в свете задач непрерывного образования
Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении...
Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г iconЗакон города Москвы от 23. 11. 2005 №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»
Федеральный закон от 19. 05. 1995 №81-фз «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве до 2005 года Принята Правительством Москвы 13. 07. 95 г iconЗакон г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы"
См постановление Московской городской Думы от 6 июля 2005 г. N 189 "о законе города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница