Скачать 75,08 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ
Рабочая программа элективного курса « География и экология России» для 11 класса Составитель: учитель географии МОУ СОШ №4 г.Полярные Зори Фамилия Кильдишова Имя Ирина Отчество Ивановна 2010 год ^ Рабочая программа элективного курса «География и экология России» 11 класс составлена на основе авторской программы по географии для профильных школ 10 – 11 классов И.И. Баринова. Основное содержание авторской программы нашло отражение в данной рабочей программе. Цели курса: - овладеть системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества; -формировать глобальное мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам; - развивать познавательный интерес учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера -- межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.; - вооружить учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу. Курс «География и экология России» призван углубить знания о взаимосвязях и взаимодействии в системе «природа — человек — хозяйство», сформировать у выпускников школы представление об экологическом положении России в мире, экологическую культуру личности, выработать поведенческие компетенции, а именно социально-ответственное поведение в природе и антропогенной среде. Актуальность курса «География и экология России» в старшей школе обусловлена необходимостью более глубокого понимания молодыми гражданами страны проблем, возникающих в результате производственной и иной человеческой деятельности. В настоящее время в школе недостаточно внимания уделяется показу места России в современном мире, в том числе и в решении экологических проблем. География по сути своей — интегративный предмет, комплексно рассматривающий среду обитания человека в разных территориальных условиях. Поэтому данный курс поможет обеспечить более глубокое научное изучение геоэкологических проблем нашей страны, осознание необходимости ответственного и разумного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам в условиях динамично развивающегося мира и перехода России к устойчивому развитию Прослеживается сближение учебной географии и экологии, а также переплетение их интересов. Основной объект изучения - взаимосвязи человека и общества с природой Земли в их развитии. Практические занятия вооружают учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу, вести беседы, дискуссии, составлять проекты. Методы и формы обучения Эвристическая беседа, круглый стол, диспут, исследовательская и проектная деятельность Форма проведения итогового занятия: Диспут Форма отчетности учеников по итогам курса: Написание мини — проектов и защита их на школьной конференции Программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ 9 ^ . Введение 3 часа География и экология. Роль геоэкологии в решении экологических проблем Глобальная экологическая ситуация. Цели и механизмы устойчивого развития. на разных уровнях: глобальном, государственном и региональном (локальном). Практикум. Подготовка реферата на тему «Человек и природа». . Этапы взаимоотношений на примере своего района». ^ Реальная роль территории России в биосфере. . «Вклад» страны в деградацию природной среды планеты. Характер и степень устойчивости ландшафтов России к антропогенным воздействиям. Сибирь в глобальной экосистеме. Экологически значимые характеристики России ряда промышленно развитых стран. Экологические проблемы РФ и их отражение на экологической карте мира. Киотский протокол — утопия или реальность Планетарно-экологическое значение российских лесов. Россия- одна из экологически благополучных стран планеты. Практикум. Работа с контурной картой. обозначение наиболее благополучных в экологическом отношении регионов РФ и районов с неблагоприятной экологической ситуацией ^ Внутренние угрозы экологической безопасности России. экологическая деградация хозяйственной структуры; рост удельных энерго-, материало- и природоемкости (ресурсоемкости) производства; антиэкологический характер динамики внешнеэкономических связей; износ основных фондов; сужающийся поток экологической информации; разрушение технологического потенциала страны Природные особенности территории РФ, создающие предпосылки для возникновения неблагоприятных экологических ситуаций. Наиболее экологически опасные отрасли хозяйства. Новейшие сдвиги в пространственной структуре нагрузок на природу Внешние угрозы экологической безопасности России. транспортировка с Запада на Восток экологически опасных производств, токсичных и радиоактивных отходов; «экспорт» в Россию воздушными массами (господствующий западный перенос) загрязняющих веществ из стран Западной Европы и ближнего зарубежья. Практикум. 1. Анализ статистических картографических материалов, характеризующих динамику экономических и экологических показателей РФ, число техногенных и природных катастроф для определения современного экологического положения России. 2.Проведение дискуссии на тему «Влияние экологической обстановки в стране на экономическую привлекательность для иностранных инвесторов 3.Характеристика экологической ситуации в России на основе анализа экологических карт, статистических данных, материала периодической печати. ^ Характеристика экологической ситуации в разных регионах России.Экологические проблемы крупных городов. Сопоставление экологического потенциала европей- ской и азиатской части России. Экологическая карта России. Качество природной среды. Проблемы рационального использования и охраны природных ресурсов:водных, земельных, минеральных, биологических. Основные загрязнители окружающей среды. Факторы, определяющие экологическое состояние разных регионов России. Центральной России, Северо-Запада, Урала и Дальнего Востока. Экологическая ситуация в вашем регионе. Практикум. 1. Определение положения вашего региона на экологической карте страны. Особенность взаимоотношения «человек — природа» на примере вашей местности. Ваш личный вклад в улучшение геоэкологической ситуации родного края. Сеть особо охраняемых природных территорий России. Экологическая культура населения. ^ Экологическое состояние страны и качество жизни населения. Экология и здоровье человека. Влияние экологических факторов на здоровье населения. «Экологические болезни» современности. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Экологическое состояние страны и качество жизни населения. Ландшафты как фактор здоровья. Экологические интересы нации. Экологические ресурсы нашей страны и отдельных регионов. Пути устойчивого развития страны и отдельных регионов. Экологическая доктрина Российской Федерации. Основные направления государственной политики в области экологии. Законодательство РФ в области охраны окружающей среды. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Экологические приоритеты в здравоохранении. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности. Практикум. В чем заключается противоречивость, плюсы и минусы освоения природных богатств РФ в наше время? Международные экологические программы и проекты. Участие России в их реализации. Практикум. По различным источникам информации составьте характеристику качества жизни населения вашего района. ^ Российские территории — важнейший экологический ресурс. Практикум. Предложение проектов устойчивого развития своего региона. ^
Значение курса: носит познавательный, нравственный и воспитательный характер. -овладеть системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества; -сформировать глобальное мышление; понять, что представляет собой географический взгляд на глобальные проблемы современности; -самостоятельно находить информацию географического характера; -лучше понять место и роль России в мире, специфику проявления глобальных проблем как в нашей стране, так и в других регионах и странах мира. Учебно-методическое обеспечение: Учебник Глобальная экология Профильная школа 10-11 класс Н.Ф. Виноградова Просвещение 1998 год Учебное пособие. Глобальная география. Профильное обучение 10 – 11 классы. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров Дрофа. Москва 2007 год Дополнительная литература: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы (география). Москва АСТ – Пресс, 2001 год. География. Пособие для поступающих в вузы. Дрофа, Москва 2006 год. |
![]() | Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую программу... | ![]() | Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... |
![]() | Программа Элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся... Российского порубежья» рассчитан на 14 часов. Содержание курса позволяет расширить знания учащихся о государствах граничащих с Россией.... | ![]() | Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»... Хозяйство» 8 9 класс составлена на основании Государственного стандарта общего образования 2007год и примерной программы основного... |
![]() | Рабочая программа учебного курса «География. 10-11 класс» Рабочая программа «География» составлена на основе примерной программы среднего образования по географии для 10-11 классов (базовый... | ![]() | Рабочая учебная программа курса «Физическая география» Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6го класса составлена на основе следующих документов |
![]() | Программа элективного курса: «Социальная экология» Необходимость введения курса «Социальная экология» обоснована проведением анкетирования учащихся 9 классов, психолого-педагогических... | ![]() | Рабочая программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка рабочая... Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство» 9 класс составлена на основании программ общеобразовательных учреждений... |
![]() | Рабочая программа элективного курса «Химические производства» Предлагаемая программа элективного курса «Химическая технология» рассчитана на 18 часов для учащихся 9 класса основной школы | ![]() | Рабочая программа элективного курса по истории России «История России в лицах» Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 7 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена... |