Программа факультатива «Юные защитники леса»




Скачать 193,43 Kb.
НазваниеПрограмма факультатива «Юные защитники леса»
Дата публикации24.07.2013
Размер193,43 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > География > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»-

«Школа здоровья и развития»

«Согласовано» «Рассмотрена» «Утверждаю»

Зам. директора на методическом совете школы Директор школы

по УВР протокол №___ приказ №______

от____________ от ____________ от _____________

_________ О.Г. Усольцева ___________А.И. Зубарев
Программа факультатива

«Юные защитники леса»
школьного лесничества «Медвежонок»

Возраст детей 12 - 14 лет

Срок реализации программы 1 год

Автор:

Белан Любовь Григорьевна

учитель географии

г. Радужный

2011 год

^ Пояснительная записка

Программа дополнительного образования кружка «Юные любители леса» имеет эколого-биологическую и естественнонаучную направленность.
Новизна программы «Юных любителей леса» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, трудовых экскурсиях, ученических слётах.

1 сентября 2009года МОУ СОШ №5 – «Школа здоровья и развития» в лице директора Зубарева А.И. и Территориальное управление «Колик-Еганское лесничество» Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры, в лице начальника ТУ - «Колик-Еганского лесничество» Хорошилова Виктора Андреевича заключили договор о сотрудничестве по изучению и охране леса и организации школьного лесничества «Юных любителей леса». Школьное лесничество является трудовым объединение внешкольного типа. Все виды работ финансируются Территориальным управлением – «Колик-Еганского лесничество» и проводятся в строгом соответствии с Правилами по технике безопасности и производственной санитарии. Для обучения школьников и руководства их трудом Колик-Еганское лесничество закрепила за школьным лесничеством «Юных любителей леса» следующих специалистов: Барановский Валерий Викторович – участковый лесничий, Филиппенкова Марина Олеговна – старший инспектор, Коренюк Марина Викторовна – инспектор-мастер леса. На основания данного договора и положения о школьных лесничествах организована кружковая работа с соответствующей программой.
Актуальность программы в том, что и Министерством образования и Министерством природы России признано, что одной из перспективных форм экологического воспитания детей являются школьные лесничества (Приказ Федеральной службы Лесного хозяйства России от 08.04.96 №59).
^ Педагогическая целесообразность: реализация программы «Юные любители леса» позволит не только полезно занять время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам Природы. В реализации программы используется большое количество наглядности, а также запланированы экскурсии, что позволит приобщить школьников к полезному труду в рамках природоохранной деятельности учащихся.
Целью данной программы является освоение экологических знаний о лесных сообществах нашего региона, а также формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств у учащихся через экологическое и трудовое воспитание школьников.

Задачи программы:

  1. Воспитание у учащихся любви к природе родного края, формирование трудовых навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов;

  2. Дать основы дополнительных знаний по экологии леса, о прилегающих к нему сообществах и отдельным видам растений нашего региона.

  3. Способствовать развитию экологического движения, организовывать и проводить экологические десанты, соревнования, формировать здоровый образ жизни детей;

  4. Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения индивидуальных и практических работ.

  5. Формирование эмоционально-положительного отношения к природе нашего края, основываясь на конкретных примерах и результатах.

  6. Подготовка к сознательному выбору профессии.

Направлениями деятельности школьного лесничества является:

  • просветительская, пропагандистская;

  • природоохранная;

  • трудовая;

  • исследовательская;

  • досуговая;

  • спортивно – оздоровительная;

  • профильная подготовка учащихся.

Основными направлением деятельности школьного лесничества является производственно- трудовая опытническая работа.
Программа разработана с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся. Школьники в этом возрасте (13-14 лет) очень любознательны, с интересом участвуют в природоохранных мероприятиях.

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов. В состав кружка «Почемучки» входят, прежде всего, учащиеся, испытывающие интерес или обладающие одарённостью к естественнонаучным дисциплинам. Группа организуется на добровольной основе.
^ Срок реализации программы – 1 год (35 часов: из расчёта 1 часа в неделю)
Формы и режим занятий:

Основными формами проведения заседаний клуба являются: комбинированные занятия, практические занятия, деловая игра. Самостоятельная работа, экскурсия, конкурс, викторина, занятия - презентации. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа носит производственно-трудовой опытнический характер в связи с чем, часть занятий проводится вне аудитории. В программе запланирована осенняя и зимняя экскурсия на природу (Участие в Акции «Осеннее и весеннее древонасаждение»), библиотечное занятие, занятие в эколого-этнографическом музее Радужного, Всё это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы и формированию бережного отношения учащихся к природе своей малой Родины.
^ Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Результатом работы учащихся в клубе «Любители леса» является расширение интеллектуального кругозора школьников, участие в природоохранных акциях «Спасти и сохранить», «Посадим кедровый сад, вместе!» участие в различных конкурсах: «Благословляю Вас! Леса!», «Спасти и сохранить», «Зелёная Югра – здоровая планета!».

В процессе занятий по программе школьного лесничества «Юные любители леса» учащиеся должны:
Знать:

  1. Особенности экосистемы Югорского леса; основных представителей растительного и животного мира, виды древесных растений сибирской тайги, их биологические и экологические особенности, значение в природе и для человека;

  2. Редкие древесные растения и животные Югры, основные законы по охране природы;

  3. Болезни леса;

  4. Особо охраняемые территории в ХМАО – Югре.

  5. Основные направления мероприятий по охране леса.


Уметь:

  1. различать виды деревьев по листьям, побегам, коре и древесине;

  2. сажать деревья, ухаживать за саженцами, вести фенологические наблюдения;

  3. оформлять лозунги, плакаты, листовки природоохранной тематики, подбирать и оформлять материалы для проведения бесед по охране природы среди детей и подростков школы, города.


В ходе занятий учащиеся учатся выражать свои мысли, слушать друг друга, быть терпимыми к различным мнениям (толерантность).
^ Результатом работы в школьном лесничестве является:

    1. Участие в городских и окружных конкурсах «Удивительный мир природы – глазами детей», «Спасти и сохранить», «Зелёная Югра – здоровая планета», «Благословляю Вас, Леса!»

    2. Участие в окружном слёте школьных лесничеств;

    3. Участие в лесонасаждениях, в частности в акции ХМАО - Югры «Посадим кедровый сад вместе!»;

    4. Выполнение и защита научно-исследовательских работ по темам лесного хозяйства и участие в конкурсах Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры – «Подрост».


^ Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Учитель ведёт учёт всех достижений учащихся и фиксирует их в своём журнале, а учащиеся получают условные баллы. В качестве поощрения школьники получат свидетельство участника кружка, Благодарность и призы к празднику «День работников Леса».
^ Учебно-тематический план.




п.п.


Перечень тем и разделов

^ Количество часов

теория

практика

итого


1




Введение. Школьное лесничество «Медвежонок».



1






1

2
3
4

5

6

7


8



Экскурсия в осенний лес.
Разнообразие растительного мира края. Типичные древесные представители леса.
^ Акция по древонасаждению.
Редкие древесные растения ХМАО – Югры.
Кустарники Югорского леса.

Травы и цветы Югорского леса.

Болезни леса. Выявление очагов повреждения леса вредителями и болезнями
Итоговое занятие по теме: «Растительный мир нашего края».




2
1

1

1

1



2
1


1

1


1




6 ч. – теория/ 6ч.–практика



9
10


11

12

13

14


Экскурсия в зимний лес.
Разнообразие животного мира края. Типичные представители животных леса (музей).
Разнообразие насекомых и грызунов Югорского леса.
Редкие представители животного мира ХМАО-Югры.
Проблема охраны животного мира края. Болезни.
Обобщающее занятие по теме: «Разнообразие животного мира края».




1


1

1

1

2
1


1

1

1

2


4ч. – теория/

8 ч.практика



15

16
17


18



Разнообразие грибов нашего края.
Природные экосистемы Югры.
Особо охраняемые территории ХМАО.

Трудовая экскурсия. ^ Акция: «Посадим кедровый сад, вместе!»


1

1
2



1

1


2


4ч. – теория/

4 ч.практика



19


Итоговое занятие.



1


1


1/1
35 часа

16/19


В программе на реализацию практической части отводится 19 часов, теоретической – 16 часов

^ Содержание программы (35 часа)


  1. Вводное. Факультатив «Юные защитники леса», школьное лесничество «Медвежонок». (1 час)


Знакомство с планом мероприятий Аганского и школьного лесничества «Медвежонок» на 2009/2010 учебный год. Представление инспекторов леса и мастера леса положения по требованиям к технике безопасности и санитарии во время экскурсий и трудовых мероприятий.

Демонстрации: эмблема школьного лесничества «Медвежонок», карта Аганского лесничества и Колик - Еганского участка леса, предоставленного для совместных работ Аганского лесничества и школьного лесничества «Медвежонок».


  1. ^ Экскурсия в осенний лес (2 часа)


Экскурсия в осенний лес для наблюдения за изменениями в природе и накопления банка данных о природе края (фото и видео).

Демонстрации: гербарий растений, коллекция грибов, фотографии, видео о природе края.
^ 3. Разнообразие растительного мира края. Типичные древесные представители леса (2 часа).
Представление удивительного разнообразия представителей растительного мира Ханты-Мансийского автономного округа. Типичные древесные представители леса: ель, сосна, кедр, берёза, осина, лиственница. Ознакомление с внешним видом растений (кора, лист, плод, цвет, корень и т.д.). Умение опознавать и называть различные деревья края по рисункам, слайдам презентации, иллюстрациям, фрагментам растений.

Демонстрация: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.
^ 4. Редкие древесные растения ХМАО-Югры (1 час).
Редкие и исчезающие виды растений края. Ознакомление с редкими растениями для умения распознавать их виды по листьям, коре, плодам и т.д. Создание плакатов природоохранной тематики, для пропаганды бережного отношения к редким видам растений Ханты-Мансийского автономного округа.

Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.

^ 5. Кустарники Югорского края (2 часа).
Типичные и редкие кустарники округа. Умение распознавать различные виды кустарников по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации. Создание плакатов с природоохранной тематикой по охране редких кустарников Ханты – Мансийского автономного округа. Фитотерапевтические свойства растений.

Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.

^ 6. Травы и цветы Югорского леса (2 часа).
Типичные и редкие травы и цветы округа их фитотерапевтические свойства. Умение распознавать различные виды цветов и трав края по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации. Создание плакатов с природоохранной тематикой по охране редких кустарников Ханты – Мансийского автономного округа.

Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.
^ 7. Болезни леса (2 часа).

Представления о болезнях характерных для флоры Югорского края. Умения различать здоровые и поражённые растения непосредственно в природе. Составление памяток по защите леса от болезней. Лекция инспектора - мастера леса по характерным признакам болезней растительности Ханты-Мансийского автономного округа.

Демонстрация: иллюстрации и слайды растений с признаками поражения, памятки по защите леса от болезней.
^ 8. Итоговое занятие по теме: «Растительный мир нашего края» (1 час)

Итоговое занятие по теме растительный мир Ханты-Мансийского автономного округа проводится в форме викторины. Основными заданиями викторины являются умение членов кружка распознавать растения края по картинкам, слайдам презентации. Вопросы на знание болезней леса, фитотерапевтических свойств растений. В викторину включены вопросы на отношение учащихся к природе края.

Демонстрация: раздаточный материал для проведения контроля знаний в форме викторины по теме «Растительный мир Югры».
^ 9. Экскурсия в зимний лес (1 час)

Экскурсия в зимний лес проводится для накопления банка данных о природе края. Фотографии и видеоматериал необходимы учащимся для создания презентаций о природе края, а также для участия в конкурсах: «Удивительный мир природы - глазами детей», «Благословляю Вас, Леса!» и т.д. Беседа об изменениях, произошедших в природе и о приспособлении растений и животных к суровым природным условиям края.

Демонстрация: презентация, фотографии, видео о природе.
^ 10. Разнообразие животного мира края. Типичные представители животных леса (2 часа)

Удивительное разнообразие животного мира Югры. Типичные представители фауны ХМАО (медведь, лось, олень, бурундук, белка и т.д.). Умение распознавать животных по иллюстрациям, слайдам презентации. Приспособления животных к суровым условиям края. Занятие проводится в эколого-этнографическом музее города Радужного.

Демонстрации: чучела животных эколого-этнографического музея.

^ 11. Разнообразие насекомых и грызунов Югорского леса (2 часа).
Большое разнообразие насекомых и грызунов Югорского леса. Пищевые цепи. Учёт и огораживание муравейников учащимися совместно с мастером леса.

Демонстрации: иллюстрации насекомых и грызунов.

  1. ^ Редкие представители животного мира ХМАО-Югры (2 часа).

Редкие представители животного мира Югры. Умения распознавать их по внешним признакам, иллюстрациям, слайдам презентации. Создание природоохранных плакатов по охране исчезающих видов животных ХМАО.

Демонстрации: иллюстрации животных края, презентация.

^ 13. Проблема охраны животного мира края. Болезни (2 часа).

Проблемы охраны и защиты природы края в условиях развития ТЭК округа. Основные болезни животных, причины. Мероприятия по защите животных от болезней. Природоохранные мероприятия Аганского лесничества совместно с учащимися.

Демонстрации: памятки по охране природы.
^ 14. Обобщающее занятие по теме: «Разнообразие животного мира края» (2 часа).

Обобщение и контроль знаний членов кружка по разнообразию животного мира Ханты-Мансийского автономного округа. Умение распознавать животных по иллюстрациям. Подготовка к слёту школьных лесничеств Нижневартовского района.

Демонстрация: презентация «Животный мир Югры».
^ 15. Разнообразие грибов нашего края (2 часа).

Огромное разнообразие грибов нашего края. Съедобные и ядовитые грибы. Умения распознавать грибы по рисункам и в природе. Правила оказания первой помощи при отравлении.

Демонстрации: наборы «Ядовитые грибы», «Съедобные грибы», таблицы с иллюстрациями грибов, памятки по сбору грибов.
^ 16. Природные экосистемы Югры (1 час).

Крупнейшие экологические системы Югорского края. Проблема отношения человека и природы. Влияние ТЭК округа на природу Ханты-Мансийского автономного округа.

Демонстрации: презентация «Природные экосистемы ХМАО».

^ 17. Особо охраняемые территории ХМАО (3 часа).

Особо охраняемые территории ХМАО: заповедники, национальные парки, заказники, природные памятники. Значение охраняемых территорий для сохранения видового разнообразия природы Югры. Экскурсия на территорию одного из охраняемых природных объектов Нижневартовского района.

Демонстрации: Красная книга ХМАО, карта с изображением особо охраняемых территорий края.
^ 18. Трудовая экскурсия. Акция: «Посадим кедровый сад, вместе!» (2 часа).

Экскурсия на территорию Аганского лесничества и участие в акции: «Посадим кедровый сад, вместе!» по насаждению кедра. Акция проводится совместно с мастером леса. Все трудовые мероприятия проходят с соблюдением требований по технике безопасности и гигиене.

Демонстрация: Колек - Еганский участок леса.
^ 19. Итоговое занятие (2 часа).

Анализ работы кружка школьного лесничества «Медвежонок» за учебный год. Зачёт на знание природы нашего края. Подготовка и участие в слёте школьных лесничеств. Подведения итогов по участию всех членов кружка в конкурсах, мероприятиях по восстановлению леса. Оформление результатов работы кружка в форме буклета. Планирование работы на следующий учебный год.

Демонстрации: карточка для зачёта, презентации, видеоролики, фотографии.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы





п/п

Раздел или тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

2

3

4

5

6

1

Введение. Школьное лесничество «Медвежонок».


Фронтальная организационное заседание клуба


Словесный и наглядный метод



Презентация клуба, ИКТ


Вводный контроль (задачи поискового характера)

2


Экскурсия в осенний лес.


Коллективная экскурсия,


Наглядный, поисковый, исследовательский, словесный

Компасы

Колек - Еганский участок леса

Текущий контроль - Дневник наблюдений, тестовые задания



Разнообразие растительного мира края.


^ Формы проведения: занятие в эколого-этнографическом музее, викторина, семинар

Форма организ.

Коллективная, групповая


Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный

ИКТ, презентации, картинки и иллюстрации, энциклопедия растительного мира, гербарий растений

Текущий контроль (задания творческого характера)


4

Экскурсия в зимний лес.


^ Формы проведения:

экскурсия

Форма организ.

Коллективная, групповая


Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный

Компасы

Колек - Еганский участок леса

Текущий контроль (решение занимательных задач)


5



Разнообразие животного мира края.



^ Формы проведения:

игра, викторина, конкурс капитанов

Форма организ.

индивидуально-фронтальный,

коллективная, групповая


Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный

ИКТ, презентации, картинки и иллюстрации, энциклопедия животного мира,

Текущий контроль (решение занимательных задач)

6

Разнообразие грибов нашего края.


^ Формы проведения:

игра, викторина, праздник, библиотечное занятие

Форма организ.

индивидуально-фронтальный,

коллективная, групповая

Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный

наборы «Ядовитые грибы», «Съедобные грибы», таблицы с иллюстрациями грибов, памятки по сбору грибов.



Текущий контроль (решение проблемных задач), создание проекта

7

Итоговое занятие – (2 ч.)

Формы проведения:

зачёт

Форма организ.

В парах

Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый,

карточка для зачёта, презентации, видеороликифотографии.

Итоговый контроль (зачёт + самооценка деятельности в клубе)


Материально-техническое обеспечение ОП
Большая часть теоретических занятий будет проводиться в кабинете 3-4 (кабинет географии). Экскурсии проводятся на набережную реки Аган и территорию Колик-Еганского лесничества. Запланировано занятие в школьной библиотеке, и эколого-этнографическом музее. Кабинет 3-4 оборудован проектором и экраном для демонстрации презентаций, есть телевизор, караоке.
^ Список литературы для учителя:


  1. Авторская программа кружка школьного лесничества «Юные любители леса»;

  2. Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., «География Ханты – Мансийского автономного округа», Издательство «Экопрос», Москва 1996год.

  3. Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н., хрестоматия «Экология леса», Департамент образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, Ханты-Мансийск 2006 год.

  4. Тарасенко В.П., Крупинин Н.Я., Ипатьев В.П., Тарасенко И.Я., «Фототерапия: лес и здоровье», Новосибирск «Наука» Сибирская издательская фирма РАН 1995 год.

  5. «Книга юного лесовода», издание втрое, Петрозаводск «Карелия», 1989 год.


Список литературы для ученика:


  1. Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., «География Ханты – Мансийского автономного округа», Издательство «Экопрос», Москва 1996год.

  2. Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н., хрестоматия «Экология леса», Департамент образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, Ханты-Мансийск 2006 год.

  3. Тарасенко В.П., Крупинин Н.Я., Ипатьев В.П., Тарасенко И.Я., «Фототерапия: лес и здоровье», Новосибирск «Наука» Сибирская издательская фирма РАН 1995 год.

  4. «Книга юного лесовода», издание втрое, Петрозаводск «Карелия», 1989 год.

Похожие:

Программа факультатива «Юные защитники леса» iconРабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон»...
Рабочая программа факультатива разработана на основе авторской программы по праву для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов....
Программа факультатива «Юные защитники леса» iconРабочая программа факультатива
Тематическое планирование факультатива «Локальные конфликты XX в.: политика, дипломатия, войны» для учащихся 10 класса составлено...
Программа факультатива «Юные защитники леса» iconПрограмма кружка эколого-географического направления «Юные любители природы»
Кружок «Юные любители природы» рассчитан на обучающихся ребят среднего звена (5 – 9 кл.). В основной школе ученики имеют достаточно...
Программа факультатива «Юные защитники леса» iconКол-во часов
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях факультатива «В мире занимательной математики» предусматривает...
Программа факультатива «Юные защитники леса» iconДомашнее задание 6 сессии «Юные лесоводы» Роль растений в жизни животных...
Перечислить основные должностные обязанности государственного инспектора по охране лесов. Основная документация по охране и защите...
Программа факультатива «Юные защитники леса» iconРабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль»
Данная образовательная программа составлена на основе программы «Юный эколог», автор Ю. Н. Александрова
Программа факультатива «Юные защитники леса» iconУрок в 4 классе «Мир вокруг нас» по теме «Жизнь леса»
Оборудование: иллюстрации обитателей леса, выставка книг о лесе, рисунков учащихся, таблица «Ярусы леса», карточки с заданиями, картина...
Программа факультатива «Юные защитники леса» iconУрок леса
Т. Шебурова Т. Н, учитель начальных классов моу сош с. Пушанина Тема. Растения леса
Программа факультатива «Юные защитники леса» iconПрограмма дополнительного образования «юные цветоводы»
Программа предназначена для получения учащимися 10-11 классов рабочей профессии «Цветовод»
Программа факультатива «Юные защитники леса» iconПоложение о проведении городского конкурса «Юные цветоводы» I. Общие положения
Городской конкурс «Юные цветоводы» проводится в рамках городского экологического марафона 2011 года
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница