Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели




Скачать 98,11 Kb.
НазваниеРабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели
Дата публикации24.07.2013
Размер98,11 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > География > Рабочая программа
Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Региональной программы для образовательных учреждений, 1-11 класса, программы курса «Экология, 9 класс (авторы Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов, программы курса «Биосфера и человечество», 9 класс (автор И.М.Швец), авторской программы «Экология 5-11 класс Г.А.Вовк, рекомендованной Комитетом по образованию администрации Амурской области для обучения учащихся 5-11 классов образовательных учреждений, с учётом учебного плана и календарного учебного графика МОУ В(С)ОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.

Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов.

Цели курса «Общая экология» - обобщение и углубление экологических знаний полученных на предыдущих этапах обучения;- обеспечение понимания основных закономерностей и концепций экологии; - развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательство в природу; - формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Задачи:

  • Формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей теорий, концепции экологии;

  • Развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;

  • Закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.

Цели курса «Биосфера и человечество»:

  • Формировать знания взаимоотношений людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы;

  • Раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем;

  • Определить значение устойчивого развития природы и человечества.

Задачи:

  • Формирование у учащихся взглядов на биосферу как на единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;

  • Формирование знаний о происхождении и формировании Земли, об основных законах определяющих глобальные экологические процессы;

  • Получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;

  • Создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

В данной программе изложение материала проводится соответствие с основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положения человека, а природе и влиянию на неё антропологического фактора. Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива взаимодействия человека на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой является основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия человечества. Курс планируется изучать на примерах конкретных ситуаций, характерных для Амурской области, в частности Сковородинского района. Логика изложения и содержание авторской программы и Региональной программы соответствуют требованиям государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Изучение экологии в 9 классе опирается на полученные учащимися ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование экологического-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности. Содержательными компонентами рабочей программы, кроме знаний, являются: социальные навыки, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к природе, система гуманистических и общественных ценностей.

Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения составлена в расчете на 36 часов в год, 1 час в неделю. Количество часов определено учебным планом и календарным учебным графиком МОУ В(С)ОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. Программа предусматривает 4 часа на проведение контрольно-тестовых работ.

Формами организации образовательного процесса являются: урок, дискуссия, мини-исследование, практикум.

Результат изучения курса «Экология» 9 класс направлен на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Формируемые ключевые компетентности:

  • Компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире;

  • Компетентность гражданственности;

  • Компетентность социального взаимодействия;

  • Компетентность познавательной деятельности;

  • Компетентность информационных технологий.

Механизмами формирования данных компетенций являются: наблюдение, распознавание, сравнение, анализ, оценка развития и взаимодействия природы и человечества.

Согласно локальному акту общеобразовательного учреждения на уроках экологии предусмотрены следующие формы текущего контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, разноуровневые тесты, самостоятельные работы, сообщения. Промежуточный контроль - в форме итоговой контрольной работы.

В результате изучения экологии ученик должен

Знать:

  • Определения основных экологических понятий;

  • Типы взаимодействия организмов, разнообразие биологических связей;

  • Законы конкурентных отношений в природе;

  • Законы биологической продуктивности;

  • О саморазвитии экосистемы;

  • О биосфере как о глобальной экосистеме;

  • О месте человека в экосистеме Земли;

  • Современные проблемы охраны природы;

  • О современном состоянии и охране атмосферы;

  • О рациональном использовании и охране водных ресурсов, полезных ископаемых;

  • О рациональном использовании и охране почв, растительности, животных;

  • Значение Красной книги Амурской области и Красной книги России.

Уметь:

  • Решать простейшие экологические задачи;

  • Использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

  • Объяснять принципы обратных связей в природе;

  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

  • Проявлять устойчивый интерес к пониманию и решению региональных и глобальных экологических проблем;

  • Уметь вести диалог и находит компромиссное решение с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях;

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. Основы экологии: учебник для 9 класса для образовательных учреждений. М:. Просвещение 2004 год.

  2. Г.А.Вовк Экология 9-10 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Благовещенск 2000 год БГПУ.

  3. И.М.Швец, Н.А.Добротина. биосфера и человечество: учебное пособие для учащихся 9 класса для общеобразовательных учреждений. М:. «Вентана-Граф» 2004 год.

  4. Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин. Экология: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М:. «Дрофа» 1995 год.

  5. Н.Ф.Винокурова, В.В.Трушин. глобальная экология М:. Просвещение 2002 год.

  6. А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева. экология 7-9 класса общеобразовательных школ. М:. дом пидагогики 2002 год.

Содержание рабочей программы.

Курс общая экология (19ч.)

Введение (2ч.)

Общая экология. Уровни организации жизни. Способность к самовоспроизводству.

^ Знать:

  • Предмет, методы, задачи общей экологии.

Виды контроля: фронтальный опрос.

Организм и среда (5ч.)

Ограниченность ресурсов. Экологические факторы, абиотические и биотические факторы. Закон оптимума. Критические точки. Экстремальные условия. Анабиоз. Средообразующая деятельность. Конвергенция, жизненная форма. Среды жизни. Основные пути приспособления организмов. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни.

Знать:

  • Определения основных экологических понятий: факторы среды;

  • Экологический оптимум, экстремальные условия, адаптация организмов.

Уметь:

  • Строить графики простейших экологических зависимостей;

  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

^ Виды контроля: индивидуальный опрос, построение графиков.

Сообщества и популяции (6ч.)

Биологические связи в природе. Законы пищевых и конкурентных отношений. Популяции. Демографическая структура, численность и плотность популяции. Биоценоз и его устойчивость.

Знать:

  • О типах взаимодействий организмов;

  • Разнообразие биотических связей;

  • Количественную оценку взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

  • Законы конкурентных отношений в природе;

  • Типы популяций и их демографическую структуру;

  • «биоценоз» как основа природной экосистемы.

Уметь:

  • Решать простейшие экологические задачи;

  • Обсуждать экологические проблемы.

Виды контроля: фронтальный опрос, исследование, тест.

^ Экосистемы (6ч.)

Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Продуктивность агроценоза. Саморазвитие экосистем. Биологическое разнообразие экосистем. Биосфера – глобальная экосистема.

Знать:

  • Понятие «экосистема»;

  • Строение и функционирование экосистем;

  • Законы биологической продуктивности;

  • Экологические пирамиды;

  • Этапы формирования экосистем;

  • О биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости, биоценозов, экосистем.

Уметь:

Объяснять принципы обратных связей в природе; механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.

Виды контроля: решение экологических задач (правило 10%), индивидуальный опрос, тест.

^ Курс «Биосфера и человечество» (17ч.)

Человечество в биосфере (6ч.)

Глобальные проблемы взаимодействие человечества с природой. Основные физиологические потребности человечества. Потребности человечества в размножении. Демографическая проблема. Значение информации для развития человечества. Экологическое и техническое воздействие на биосферу. Влияние человечества на эволюцию биосферы. Современный масштаб деятельности человечества.

Знать:

  • О круговоротах веществ и потоках энергии в биосфере;

  • О месте человека в экосистеме Земли;

  • Экологические связи человечества их развитие и взаимоотношения;

  • Экологические закономерности роста численности населения Земли;

  • Перспективы управления демографическими процессами;.

Уметь:

  • Использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.

^ Виды контроля: дискуссия, экспресс опрос, тест.

Человечество в социосфере (5ч.)

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. Биоэтика. Социальные факторы: их влияние на биосферу. Моделирование и прогнозирование в экологии. Концепция устойчивого развития:

Знать:

  • Основные направления развития социальной структуры человеческого общества;

  • Основы рационального природоиспользования;

  • Основные правовые документы, определяющие взаимоотношения природы и человека.

^ Виды контроля: анализ кодекса «Человек и земля», экспресс-контроль, сообщения учащихся.

Человечество в ноосфере (6ч.)

Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром. Развитие представлений человека о мире. Картины мира. Научно-технический прогресс. Культура отношения человечества к природе. Учение В.И.Варнадского о биосфере. Ноосфера. Экологическое сознание.

Знать:

  • О связи картины мира и накапливающегося у человечества объёма знаний об окружающем мире и месте человека в нём;

  • О значении учения о биосфере и ноосфере для нового взгляда на пути использования природных ресурсов и развития экономики.

Уметь:

  • Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром;

  • Определять наиболее оптимальные цели развития биосферы;

  • Вести диалог о сохранении жизни на Земле.

Виды контроля: фронтальный опрос, дискуссии, итоговая контрольная работа.

^ Учебно-тематический план

Название курса

Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

Общая экология

(19 часов)

  1. Введение

  2. Организм и среда

  3. Сообщества и популяции

  4. Экосистемы

2

5

6

6

1

1

Биосфера и человечество

(17 часов)

  1. Человечество в биосфере

  2. Человечество в социосфере

  3. Человечество в ноосфере

6

5

6

1

1

Похожие:

Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели iconПояснительная записка 8-9 классы
Н. Н. Гара М. Просвещение 2009 г Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в 8 классе и 68 учебных часов в 9 классе. В ней...
Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели iconУгринович Н. Д. Информатика и икт. Профильный уровень: учебник для 10 и 11 классов
Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение...
Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели iconРабочая программа составлена на основе авторской программы А. В....
Государственного стандарта основного общего образования (2004 год по физике). На изучение физики в 7 классе отводится 70 учебных...
Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели iconНастоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента...
Ательных учебных заведений. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение...
Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели iconРабочая программа по обществознанию 6 7 классы
Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение...
Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели iconПрограмма по биологии Химический лицей «Общая биология 11 класс.»...
Предмет и методы экологии. Разделы экологии. Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач....
Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели iconРабочая программа педагога
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. На изучение биологии на профильном...
Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели iconВопросы к экзамену по дисциплине «Общая экология»
Предмет экологии. Место экологии в системе биологии и естественных наук в целом. Структура и задачи современной экологии. Экосистемные...
Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели iconМетодические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под...
Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение...
Рабочая программа по экологии в 9 классе и в девятой группе заочной формы обучения предусматривает изучение двух курсов экологии. «Общая экология» 19 учебных часов, «Биосфера и человечество» 17 учебных часов. Цели iconРабочая программа по информатике и икт составлена в соответствии...
В федеральном базисном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» в основной школе...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница