Заочное путешествие «В гости к Лесу»




Скачать 122,67 Kb.
НазваниеЗаочное путешествие «В гости к Лесу»
Дата публикации24.07.2013
Размер122,67 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
«Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы»

(из опыта работы учителя начальных классов Александровой В.К.

МОУ Гимназия № 10, г.Луховицы,

Московской области)


Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического образования и воспитания каждого члена общества, в том числе и учащихся начальной школы. Начальная школа играет исключительно важную роль в системе экологического образования и воспитания. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценности природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры.

Наш город расположен вблизи лесных массивов. Дети еще до поступления в школу посещали лес с родителями. Однако, наблюдая за поведением младших школьников в природе, можно сделать вывод, что дети часто наносят вред птицам, разоряя их гнезда, мучают животных, уничтожают цветущие растения, ломают ветви деревьев и кустарников.

Объясняется это тем, что у них вовремя не были заложены бережное и заботливое отношение к окружающей среде, не был поддержан интерес к природе, и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, и если взрослые не помогут им в этом, интерес к природе угаснет.

Как же организовать деятельность детей по изучению окружающего мира – мира природы и человека? Как сделать эту деятельность творческой, желанной и интересной для каждого ребенка? Как помочь ребенку найти ответы на многочисленные «почему»? Эти вопросы ставит перед собой каждый учитель, планируя работу по экологическому образованию и воспитанию.

Успех работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников – формирование элементарной экологической культуры учащихся – во многом зависит от организации учебно-воспитательной работы, от умелого использования на уроках природоведения, на классных часах таких методов, форм, средств, которые пробуждали бы, активизировали бы познавательный интерес к природе у учащихся. Интерес является мощным стимулом формирования бережного отношения к природе.

Надеюсь, что предлагаемые урок-путешествие и классный час помогут кому-то в работе по формированию экологической культуры учащихся.

^ Урок природоведения во 2 классе.

Тема урока: Заочное путешествие «В гости к Лесу».
Цели урока:


  1. расширить знания детей о животном и растительном мире леса;

  2. - развитие познавательного интереса;

- развитие мышления, памяти, речи;

- развитие эстетического вкуса детей;

3. - воспитание самостоятельности, взаимопомощи, чувства коллективизма;

- воспитание любви к природе, к своему краю, к Родине;

- воспитание чувства ответственности за свое поведение в природе.
Оборудование:

выставка рисунков учащихся о Родине, иллюстрации и плакаты по правилам поведения в природе, иллюстрации и картины «Лес в разные времена года», таблица «Смешанный лес».

I. С/т урока.

^ Звучит мелодия песни Матусовского «С чего начинается Родина?»

- Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О Родине).

- В своих рисунках вы постарались изобразить нашу Родину. Рисунки ваши очень красивы, так как в них вы постарались изобразить свои чувства к ней: любовь, гордость.

- Сегодня на уроке мы будем вести разговор о нашей малой родине, о

милых сердцу родных местах. Край наш богатый: и поля, и луга, и водоемы,

и реки.

- Мы отправимся в увлекательное путешествие.
А куда, вы узнаете, отгадав загадку:
Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой-

Скинет шубу с плеч долой.

(Лес)

  1. Вступительная беседа.

- Правильно. Нам предстоит встреча с нашим другом – лесом.

Он близкий вам, так как не раз бывали у него в гостях, много читали о нем, он и далекий для вас, так как вам не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты.

- Сегодня мы постараемся, как можно больше узнать о растительном и животном мире леса.

- Когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем представить ее без тенистых дубрав, без березовых светлых рощ Подмосковья.

- Нам с вами, ребята, повезло. Мы живем в замечательном месте. У нас много лесов. У нас ярко выражены четыре времени года, и мы можем наблюдать красоту леса весной и летом, зимой и осенью.

- Какие строчки из выученных ранее на уроках стихотворений подойдут к каждой картине? (Дети читают стихи о лесе в разные времена года).


  1. Мы входим в лес. (Открывается 1 половина доски)

Игра: «Узнай по описанию».

- Различные деревья любимы нами.

- Послушайте, что рассказывают деревья о себе.

- Сможете ли вы узнать эти деревья?
^ Выступления детей. (дуб, клен, ель)

- Моя мощь и величественная красота привлекают всех. Мои корни глубоко уходят в землю, и поэтому мне не страшны никакие бури. Моя древесина очень крепкая и в отличии от других деревьев она не гниет в воде. Поэтому ее используют в судостроении. В русских наших лесах нет дерева мощнее меня. Моими плодами кормятся звери. (Ответы детей).

- Я желанный гость всех парков и улиц. Мои резные листья так красивы в осенний листопад. У меня крепкая древесина, ее применяют в столярном деле. Кларнеты и флейты тоже сделаны из меня. Мои листья энергично поглощают из воздуха различные вредные вещества. (Ответы детей).

- Я знакома всем с детства. Вместе со мной в ваш дом приходит сказка. Именно в моем лесу живут Баба-Яга, Леший и многие другие герои сказок. Даже в самый жаркий летний день в моем лесу всегда прохладно и темно. Издавна в ожидании теплых дней, люди шли в мой лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они меня украшали игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили мои пахучие ветви. (Ответы детей).

IV. Викторина о деревьях.

- Вы много читали о деревьях. Каждый из вас постарался красочно изобразить и рассказать о своем любимом дереве.

А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете деревья?

Какое дерево цветет первым? (Ольха)

А какое последним? (Липа)

У каких деревьев осенью листья красные? (Клен, рябина)

Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липа, Клен)

Из какого дерева делают лыжи? (Береза)

Какое дерево применяется для изготовления пианино? (Ель)

Из какого дерева делают спички? (Из осины)

Какие деревья самые жаркие? (Дуб, береза)
V.Чтение по ролям сказки К.Успенского «Спор деревьев» (Из учебника З.И. Романовская «Живое слово»)

1. А сейчас мы прочитаем сказку «Спор деревьев» по ролям.

-А как вы разрешили спор деревьев? (Дети высказывают свои мысли о красоте и пользе деревьев)

2. Учитель открывает таблицу о значении леса и по таблице обобщает ответы детей.

- Лес- это источник красоты, доброты, воздуха, воды, пищи; источник здоровья, познания, материалов для хозяйственной деятельности.
VI. Беседа о березе.

1. В каждой стране у людей есть свое любимое дерево. У русских – белоствольная, стройная красавица березка.

Когда среди мрачного хвойного леса встретишь рощицу белоствольных березок, кажется улыбается лес.

Любит наш народ веселую красавицу.

- А сколько песен, стихов сложено о березе.

- Вам было дано задание найти стих и песню о березе. Кто расскажет? (Выступления детей).

2. А знаете ли вы, что в древние времена Новый год начинался обрядом не у елки, а у березы. Березовый год существовал до 1343 года.(На доске дата)

Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Ее изображение не сохранилось. Однако, многие историки считают, что оно имело вид священного белого дерева-русской березы.

3. Русский народ любит березу не только за красоту, но и за пользу, которую она приносит.

А какую пользу приносит береза? (ответы учащихся о лечебных свойствах березы).

Учитель:

Задание.

Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?

- Пройду мимо.

- Закрою ранку глиной или пластилином.

- Попью соку и пойду дальше.

Работа парами с карточками.
VII. О птицах.

Наше путешествие продолжается.

Прислушайтесь, кто это нарушает тишину леса.

(Звучит запись голосов птиц)

Викторина.

Посмотрим, хорошо ли вы знаете птиц?

(Дети отвечают на загадки, рисунки птиц поочередно крепятся на деревья таблицы «Смешанный лес»)
- Все хлопочет и вертится,

Все свистит и суетиться.

Ей на месте не сидится,

Называется…

(Синица)
- Длиннохвоста, белобока

И зовут ее…

(Сорока)
- Вокруг ствола большой сосны

Шишки на снегу видны.

Здесь на кузнице затратил

Много сил проворный…

(Дятел)
Эту птицу всякий знает,

На шесте ее дворец.

Червяков птенцам таскает,

Да поет весь день…

(Скворец)
Окраской сероватая,

Походкой мешковатая.

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая…

(Ворона)
Птицы свое название получили по отличительному признаку. Прочитав текст, узнайте их.
^ Работа в парах сменного состава.

Игра «За что их так назвали»

На партах у детей карточки на цветной бумаге (можно пометить их разноцветными кружочками). Все работают в парах сменного состава. Каждый узнает сведения о 4 птицах.
1 вариант.

1. У этой птицы основная пища - осы. Но она не прочь полакомиться шмелями, жуками. От основной пищи и произошло название: ос едят.

- Как зовут эту птицу?

2. Клюв у этой птицы не из дуба, но такой же прочный, как дуб. Птица питается разными семенами, любит косточки. А чтобы колоть их, нужен мощный нос.

- Как название этой птицы?

3. Эта птица прилетает ранней весной, когда на полях еще лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое» время, как говорят в народе. За то, что птица прилетает и улетает в «зяблое» время ее и называют…

- Как?

4. Эту птичку назвали за то, чем она питается. Она похожа на небольшую крапчатую ворону (она меньше серой) и питается орехами.

-Как же ее зовут?
2 вариант.

1. Эта птица живет на болоте, по берегам рек, озер. Стройные, на длинных ногах. Клюв у нее длинный, загнутый вниз. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камушками.

Внимание – птица закричала: «Куулик…Куулик!»

-Как зовут эту птицу?

2. Эта птичка получила название за внешний вид. Она вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтым по бокам.

- Как ее зовут?

3. Эта птичка прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.

- Как называют эту птицу?

4. . У этой птицы основная пища - осы. Но она не прочь полакомиться шмелями, жуками. От основной пищи и произошло название: ос едят.

- Как зовут эту птицу?
^ Проверка самостоятельной работы.

Названия птиц появились не случайно. Люди обращали на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название. Вот некоторые из них.

- Назови птицу, которая получила название за издаваемый крик, то есть «песню». (Пищуха, кукушка)

- Назови птицу, название свое которая получила за внешний вид. (Клест)

- Какая птица получила название за то, чем питается? (Мухоловка)

- Как называется птичка, которая получила свое название за время прилета? (Зяблик, снегирь)

Писателям часто удавалось подслушать разговоры птиц.

Послушайте и вы разговор «кукушки» и «пеночки».
^ Сценка «Кукушка и пеночка».

- Ты чего, Кукушка, головой трясешь, будто волоском подавилась?

- Каким волоском! Целая волосатая гусеница в горло попала!

- Ах ты, бедная! Как не повезло-то тебе!

- Это почему же не повезло? Я их, волосатых-то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая.

(- Чем питается Кукушка?)
- Так какую же пользу приносят птицы?

- Знаете ли вы, что рабочий день скворца длится 17 часов. Представьте, сколько вредных насекомых уничтожит скворец.

-А кукушка за лето уничтожает до 270 тыс. гусениц и майских жуков.

-Почему птиц называем друзьями?

-Что произойдет с деревьями, если мало станет птиц?

- Как надо относиться к птицам? (Ответы учащихся)
- Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей Родины. Они оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

- Мы должны сделать все, чтобы пернатые чувствовали нашу заботу.
Учитель обращает внимание учащихся на плакат с изображением птиц.
VIII. - А сейчас послушайте еще разговор между жительницами леса.
^ Крапивница и Лимонница.

- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит – я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто и понятно!

А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять...

(По какому признаку получили названия бабочки крапивница, капустница, лимонница?)

Зачем бабочкам яркие цвета?

(Яркая окраска и движение крыльев отпугивают от бабочек птиц, которые ими питаются. Другие бабочки по цвету сливаются с растениями и птицы их не замечают.)

- Как вы думаете, почему бабочек называют «летающими цветами»?

- Надо ли их охранять, раз их называют «цветами»?

- А какую пользу они приносят? (Опыляют растения.)
IX. Творческая работа.

-Еще издавна древние китайцы и японцы заметили удивительную гармонию природы в окраске цветков, насекомых и птиц.

-Я предлагаю создать композицию из цветов, бабочек и птиц, которых вы

нарисовали на уроках изобразительного искусства.

-Может быть, они не совсем будут похожи на настоящих, но пусть гармония

отразится в вашей композиции.
^ Класс делится на 2 группы (зоологи и ботаники).

1 вариант – ботаники,

2 вариант – зоологи.

(Звучит красивая музыка).

Под музыку выходят «ботаники» и прикрепляют цветы, выходят «зоологи» и прикрепляют птиц и бабочек.
Анализ работы.

- Отразили ли в своей композиции гармонию?

- Вам нравится она?
X. Игра «Кто заблудился?»

Учитель:

-Путешествие продолжается. (Открывается вторая половина доски).

- Мы повстречали животных? Кто из них заблудился? Докажите. (Белый медведь).

(К таблице прикреплены звери. «Лиса» закрыта.)

- Ребята, мне показалось, что кто-то крадется, ступая еле-еле, да еще хвостом заметает следы.

- Кто бы это мог быть?

(Выходит ученица в костюме лисы).

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Верно. Но я не просто лиса, а Лиса Патрикеевна. Примерно лет шестьсот назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор «Патрикей» стало равнозначно слову «Хитрец». А поскольку я издавна считаюсь в народе зверем хитрым, то и получила отчество «Патрикеевна».

(Открывается рисунок лисы).

Учитель: « Ребята, а чем питается лиса?»

Лиса продолжает:

- Меня считают злейшим врагом. Я действительно ловлю зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища – мелкие грызуны, мыши и полевки. Такую мою охоту называют мышкованием. Мышиный писк я слышу за 100 метров – такой отличный у меня слух.
XI. Подведение итогов.

- Экскурсия наша заканчивается. К сожалению, на одной экскурсии мы не можем познакомиться со всеми обитателями леса.

- Что такое лес? (ответы учащихся).

- Лес – это источник здоровья, воздуха, воды, пищи. Лес – это источник красоты и доброты.

- Лес – это сообщество, где все взаимосвязано: деревья, звери, птицы, насекомые. Растения служат пищей для животных, а многие животные распространяют плоды и семена растений, удобряют почву. Насекомые опыляют растения.

Мы живем с вами в такой стране, где огромная площадь занята лесами. Это мы наблюдаем и в нашем Луховицком крае.

Мы должны гордиться своей страной, краем. Вот в других странах нет таких красивых лесов.

- Дети, а как вы понимаете слова поэта Павла Гнездослава? (Читает ученик – доска).
Я сорвал цветок – он увял.

Я поймал мотылька – он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

(Ответ учащихся).
- К сожалению, большинство людей относятся не бережно к природе, не экономно.

- Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природу для тех, кто будет жить на земле после нас.

- Первым этот зов услышал человек, который ближе всех к природе – лесовичок. (Помещается на магнитную доску).

- Он принес нам запрещающие знаки и хочет спросить, как мы их понимаем. (Поочередно показываются правила поведения в природе).

- Как же нужно относиться к природе? (Бережно).

- Как вы понимаете слова М.Пришвина: « … Охранять природу, значит охранять Родину». (Ответы учащихся).

- Если каждый из вас будет бережно относиться ко всему окружающему, посадит дерево около дома, будет подкармливать птиц зимой, то природа останется такой, какой вы ее изобразили на ваших рисунках.
XII. Заключение.

-Вы хорошо работали. Всем спасибо.

(Оценки за урок.)

Похожие:

Заочное путешествие «В гости к Лесу» iconКлассный час 6 – 7 класса Заочное путешествие Хочешь знать Россию – побывай в Москве. Учитель
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами совершим заочное путешествие по Москве. Экскурсоводом буду не только я, но и вы, а помогать нам...
Заочное путешествие «В гости к Лесу» iconВнеклассное занятие по информатике "Путешествие по лесу". 3—4-й классы
Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Они пришли к нам, чтобы посмотреть чему мы научились на занятиях...
Заочное путешествие «В гости к Лесу» iconУрок по природоведению в 3 классе по теме: «Заочное путешествие в Окский заповедник»
Оборудование: карточки с примерами, карточки с изображением животных, презентации «Выхухоль», «Редкие виды журавлей»
Заочное путешествие «В гости к Лесу» iconВопросы к госэкзамену на 2006 г. (очно-заочное, заочное)
Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетов
Заочное путешествие «В гости к Лесу» iconКлассный час Заочное путешествие в город воронеж
Дорогие ребята! Мы живём в Воронежской области, которая является небольшой частью нашей большой Родины – Российской Федерации. А...
Заочное путешествие «В гости к Лесу» iconЗаочное путешествие «по семи чудесам света» (конкурс)
Цель: раскрыть уникальность «Семи чудес света», их историю и значение для античной эпохи
Заочное путешествие «В гости к Лесу» iconЗаочное путешествие «Москва – столица нашей Родины» Цели. Познакомить...

Заочное путешествие «В гости к Лесу» iconИгра путешествие «По экологической тропинке в зимний лес»
Познакомить детей с жизнью диких животных, птиц в лесу зимой. Воспитывает бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности...
Заочное путешествие «В гости к Лесу» iconТема: Космическое путешествие «Очевидное и невероятное»
Учитель: Дорогие, ребята! Уважаемые гости, родители! Сегодня в 13: 20 дня случилось невероятное событие! К нам прилетели инопланетяне...
Заочное путешествие «В гости к Лесу» iconУрок заочное путешествие / тема: «Лексикология. Устаревшие слова.»
Сегодня мы, продолжая путешествовать по стране Лексикологии, побываем в городе Архаизмов, познакомимся с новой группой слов, будем...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница