Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»




НазваниеРабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»
страница1/5
Дата публикации21.07.2013
Размер499 Kb.
ТипРабочая программа курса
pochit.ru > География > Рабочая программа курса
  1   2   3   4   5


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №56

г. Мурманск



Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ___ от «__» __________ 20__ г

Руководитель МО: ___________ __ _ / Л.Л. Реймхен
«Согласовано»

зам. директора по УВР: __________/Н.Ф. Балакирева

«__» __________ 20__ г.
«Утверждено»

Директор МОУ СОШ №56___________ /И.В. Малюк

Приказ № «__» _____________20__ г





.

.

^ Рабочая программа курса

«География России. Природа.

Население. Хозяйство»

8 - 9 класс.

Учитель географии

МОУ СОШ №56 г. Мурманска

Гридина Л.К.

Мурманск 2011

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 - 9 класс составлена на основании Государственного стандарта общего образования 2007год и примерной программы основного общего образования по географии, «География России» (8 - 9 классы) - авторская программа по географии, 6 - 10 классы под редакцией И.В. Душиной. ­­- М.: Дрофа,2004.

Рабочая программа определяет основное содержание предмета и отражает требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.
^ Основные цели:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
^ Место географии России в базисном учебном плане:

Всего -140 часов, в неделю 2 часа.

Практических работ 26, из них оценочных * - 18
Практические работы:

№1 Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.

№2 Определение по картам географического положения Мурманской области./*/

№3 Определение поясного времени для разных городов России.

№4Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

№5 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

№6 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

№7 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

№8 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

№9 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

№10 Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

№11 Комплексная характеристика населения своего населенного пункта/*/

№12 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

№13 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

№14 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

№15 Анализ разных видов районирования России.

№16 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

№17 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона (Центральной России)

№18 Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

* добавленные практические работы.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



^ Результаты обучения.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебник:

Дронов, В.П., Баринова, И.И., Ром, В.Я., Лобжанидзе, А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 - 9 класс. - М.:Дрофа,2008г.

УМК:

  • Географический атлас.8класс.-М.: Дрофа, 2008.

  • Географический атлас.9класс.-М.: Дрофа, 2008.

  • Сиротин, В.И.Рабочая тетрадь по географии. 8 класс- М.: Дрофа, 2008.

  • Сиротин, В.И.Рабочая тетрадь по географии. 9 класс- М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература:

  • Алексеев, А.И.География России. Природа и население.- М.:Дрофа,2004

  • Дронов, В.П., Баринова, И.И., Ром, В.Я., Лобжанидзе, А.А. Рабочая тетрадь.- М.: Дрофа.2004.

  • Сиротин, В.И. тесты для итогового контроля. 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2003.

  • Маерова, Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2004.

  • Пятунин, Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы.


Изменения, внесённые в программу, обоснования.

В календарно - тематическом планировании количество часов в I разделе «Особенности географического положения России» (10 часов) увеличено на 1час, за счёт времени из резерва, для изучения Мурманской области.

В разделе II «Природа России» (30 часов), количество часов увеличено на 3часа, за счёт времени из резерва, для изучения природы Мурманской области и для систематизации знаний по разделу.

В разделе IV «Хозяйство России» (30часов), количество часов увеличено на 6 часов, за счёт времени из резерва, для изучения отраслей хозяйства Мурманской области и обобщающего повторения в конце 8 класса.

Из 14 часов резерва примерной программы «География России» (8 - 9 классы) в представленном календарно - тематическом планировании рабочей программы использовано 10 часов резерва: в I разделе-1час, во II разделе - 3часа, в IV разделе - 6 часов (из них 4часа обобщающее повторение в конце учебного года 8класса)

Оставшееся резервное время (4часа) может быть использовано на организацию повторения по IV и V разделам курса, или для проведения экскурсий на местные промышленные предприятия.

Раздел VII География своей республики (края, области) примерной программы в представленном календарно - тематическом планировании рабочей программы не выделен в отдельный раздел, а разбит на все разделы. Всего в рабочей программе запланировано 17 часов регионального компонента.


Основное содержание «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» (VIII-IX класс)

(140 часов)

Раздел I. Особенности географического положения России (10 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.

  • Характеристика географического положения России.*

  • Сравнение географического положения России и других стран.*

  • Определение поясного времени для разных городов России.*


Раздел II. Природа России (30 ч.)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
^ Практические работы.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.*

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.*

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.*

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.*

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.*

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.*
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» iconРабочая программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство» 9 класс составлена на основании программ общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» iconРабочая программа учебного курса География России Природа. Население....
Авторской программы: Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е....
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» iconУчебного курса географии «География России. Природа и население»...
Рабочая программа по географии в 8 классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» iconПояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа...
В. П. Дронов, В. Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2011
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» iconПрограмма по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений...
...
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» iconПоурочное планирование. География 9 класс География России по учебникам:...
Урок Географическое положение РФ. Территория РФ. Физико- и экономико-географическое положение страны
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» iconПояснительная записка Учебник: География России: население и хозяйство....
Учебник: География России: население и хозяйство. 9 класс. Авторы: А. И. Алексеев, В. В. Николина. Просвещение, 2009-2011 гг
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» iconРабочая программа педагога по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» iconПояснительная записка Учебник: География России. Природа и население....
Учебник: География России. Природа и население. 8 класс. Автор: А. И. Алексеев, М. Дрофа, 2009-2011 гг
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 9 класс. Учитель географии моу сош №56 г. Мурманска Гридина Л. К. Мурманск 2011 Пояснительная записка рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» iconКалендарно-тематическое планирование по курсу географии «География...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница