Тема: «История географии». Цели урока




Скачать 57,55 Kb.
НазваниеТема: «История географии». Цели урока
Дата публикации20.07.2013
Размер57,55 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Тема: «История географии».

Цели урока: познакомить учащихся с тем, как изменялись представления людей о форме и размерах Земли во времени, познакомить с путешественниками – первооткрывателями, привить любовь к предмету и работе с дополнительным материалом.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, атласы, учебники.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

- Что такое география? (География – это наука, описывающая Землю).

- Кто первым сформулировал понятие о географии? (Это был древнегреческий учёный Эратосфен).

- Какие типы географии вы знаете? (Экономическая география и физическая география).

^ 3. Изучение нового материала.

Знания, которые мы имеем сейчас о Земле, отличаются от знаний древних людей, и будут отличаться от знаний народов, которые будут жить в будущем. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить, какова наша тема урока? Предположения учащихся. Давайте запишем её в тетрадь «История географии».

Нам нужно разбить знания людей о Земле в разные эпохи. Давайте сделаем это в тетради.

  • Первобытные люди.

  • Древние цивилизации.

  • Средневековье

  • Эпоха просвещения

  • Современная эпоха

В чём же разница?

Первобытные люди: в это время человек был неотъемлемой частью природы. Он не умел ничего кроме охоты и собирательства. Но со временем возрастали его умственные способности. Он изучал природу, чтобы выжить, добыть пищу, не заблудиться в лесу, добыть огонь, приручить животных и т.д.

^ Древние цивилизации: в это время возникает много наук (философия, астрономия, медицина, математика), а самое главное, появляется письменность. Человек может передавать свои знания другим людям. Города строятся возле рек, по которым шли основные торговые пути. Здесь встречались жители разных территорий и обменивались информацией. Стали появляться первые карты и описания. Так происходило накопление знаний. Люди начали совершать путешествия по морю. В это время возникают представления о форме Земли.

Мир в представлении древних египтян: внизу – Земля, над ней – богиня неба; слева и справа – корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца от восхода до заката.
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
Средневековье: в это время развивается кораблестроение, люди осознанно начинают совершать дальние путешествия, они стали выходить в открытый океан. Стали высказывать представление о форме Земли (работа с учебником, с.5, рис.1 по Т.П. Герасимовой).

Что же заставило людей пересмотреть взгляды о шарообразности Земли? ^ Объяснение рисунка учащимися. Выпуклость Земли подтверждалась наблюдениями за удаляющимися кораблями. Корабль исчезал за горизонт постепенно. Вот уже скрылся корпус корабля и над поверхностью моря видны только мачты, потом исчезают и они. На этом основании люди стали предполагать, что Земля шарообразна.

Древнегреческий ученый Аристотель использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдение за лунными затмениями: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая.

^ Запись в тетради основных дат.

Открытие Колумбом Америки.

Открытие Португалией морского пути в Индию вызвало и у других государств стремление найти способ проникнуть в страны Востока. Испания не хотела мириться с усилением Португалии. Путь к берегам Африки ей закрывал португальский флот, который уничтожал любой чужеземный корабль, появившийся у западных берегов Африки. Торговля с Востоком по сухопутным караванным путям для Испании была недоступна, так как они проходили через всю Европу.

В это время в Испанию прибыл моряк, итальянец по национальности; ранее он плавал на кораблях под флагом Португалии и некоторое время служил в морском управлении. Звали его Кристобалъ Колон (Христофор Колумб). Разыскав в монастыре близ Палоса знакомого монаха, Колумб рассказал ему, что решил плыть в Азию новым морским путем — по Атлантическому океану. Ему удалось заинтересовать этим некоторых лиц, приближенных к королевскому двору. Он был допущен к королеве Изабелле. После долгих проволочек с Колумбом заключили договор, по которому он в случае успеха получал звание адмирала и вице-короля открытых им земель, а также значительную часть прибыли от торговли со странами, где ему удастся побывать.

3 августа 1492 г. из порта Палое в плавание вышли три корабля: «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья» с 90 участниками. Экипажи кораблей состояли в основном из осужденных преступников. Прошло 33 дня, как экспедиция миновала Канарские острова, а земли все не было видно. Команда начала роптать. Чтобы ее успокоить, Колумб записывал в судовой журнал пройденные расстояния, умышленно преуменьшая их. Однажды из наблюдательной бочки на мачте впередсмотрящий оповестил: «Земля!» Но это была не суша, а масса плавающих на поверхности длинных водорослей. Корабли вошли в Саргассово море. Наконец 12 октября 1492 г. на горизонте показалась темная полоска суши. Это был небольшой населенный остров в группе Багамских островов. Колумб был уверен, что достиг Азии. Колумб и его спутники заметили, что островитяне жуют или жгут, держа в зубах, какую-то сухую траву; это был табак, впервые увиденный европейцами.

Колумб оставил на острове Гаити часть людей во главе со своим братом и отплыл в Испанию. В доказательство, что он открыл путь в Азию, Колумб взял с собой несколько индейцев, перья невиданных птиц, неизвестные растения и среди них маис, картофель и табак, а также золото, отобранное у жителей островов. 15 марта 1493 г. в Палосе его встречали с триумфом, как героя.

^ Первое кругосветное путешествие.

После открытий Колумба в Новом Свете, все более популярной становится идея Шарообразности Земли. Встал вопрос, насколько простирается «Южное море» к западу от Нового Света, может быть, Южная Америка, подобно Африке, омывается морскими водами и, обогнув ее с юга, можно выйти в «Южное море», а далее к берегам настоящей Азии и Восточной Индии? Эту мысль упорно вынашивал португалец Фернандо Магеллан. Перейдя на службу к испанскому королю, Магеллан предложил достичь берегов Азии, обойдя Америку с юга.

20 сентября 1519 г. его флотилия в составе пяти кораблей с экипажем 265 человек вышла из устья Гвадалквивира. Переплыв Атлантику, Магеллан направился вдоль берегов Южной Америки в поисках пролива в «Южное море». В бухте Сан-Хулиан зазимовали. Тяжелые условия зимовки подорвали веру в успех у некоторых спутников Магеллана.

В 1520 г. один из кораблей Магеллана разбился о скалы. Оставшиеся четыре судна дошли до узкого извилистого пролива со множеством островов и более месяца блуждали в проходах между островами. На одном из кораблей взбунтовалась команда, и корабль возвратился в Испанию. На трех кораблях 28 ноября 1520 г. Магеллан пробился к «Южному морю». Переход через «Южное море» на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов кончились. Кроме испорченных сухарей, ничего не было; пресная вода «гнила» и превращалась в желтую, дурно пахнущую жидкость. Почти все болели цингой. На пути протяженностью в 17 тыс. км путешественники встретили всего два пустынных острова. Лишь 6 марта 1521 г. показались обитаемые острова из группы Марианских, которые Магеллан назвал «Воровскими»: жители их не имели никакого понятия о собственности и, приплывая к кораблям, брали все, что попадало под руку.

Вскоре корабли Магеллана подошли к группе крупных островов - Филиппинские. Магеллан понял, что, обойдя вокруг Земли, он пришел в Старый Свет, к островам Индонезии. Вмешавшись в межплеменную войну, Магеллан погиб в схватке 27 апреля 1521 г. На трех кораблях осталось всего 115 человек. Среди команды было немало больных. Лишь корабль «Виктория» под командой Элъ-Кано, обогнув Африку, 6 сентября 1522 г. возвратился в Испанию. На нем привезли столько пряностей, что деньги, вырученные от их продажи, покрыли все затраты на экспедицию и принесли большую прибыль.

Первое кругосветное путешествие продолжалось три года. Оно имело большое значение для науки. Экспедиция, обойдя вокруг Земли, подтвердила ее шарообразность.

^ 4. Закрепление материала:

Что сделал Христофор Колумб? 12 октября 1492г. Открыл новые земли - Америку

Кто совершил первое кругосветное плавание? Фернандо Магеллан. Начало путешествия 20 сентября 1519г, окончание – 6 сентября 1522г.

Как люди догадались о шарообразности Земли? Корабль исчезал за горизонт постепенно. Вот уже скрылся корпус корабля и над поверхностью моря видны только мачты, потом исчезают и они.

5. Домашнее задание.

Обязательное: §2, На контурную карту нанести маршруты плаваний Х.Колумба и Ф.Магеллана.

Дополнительное: Составить сообщение об одном из путешественников и его экспедиции, используя дополнительную литературу.

Похожие:

Тема: «История географии». Цели урока iconУрока Тема урока Содержание темы
Содержание предмета география. История географической науки. Значение географии для жизни людей. Объекты изучения географии
Тема: «История географии». Цели урока iconУрока Дата Тема урока и практической работы
Объяснять: предмет изучения курса географии России 9 класса, цели и задачи курса. Определять: значение ведущих терминов по курсу...
Тема: «История географии». Цели урока iconУрока: «История развития эвм». Цели урока
Цели урока: познакомить учащихся с устройствами, являющимися предшественниками компьютеров; познакомиться учащихся с изобретателями...
Тема: «История географии». Цели урока iconУрок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока
Образовательные: изучить хозяйство Западной Сибири в целом и нефтегазовый комплекс как основу хозяйства района
Тема: «История географии». Цели урока iconТема урока. Печать Каина на Раскольникове (Роман «Преступление и...
Цели урока. Рассмотреть роман в контексте библейского рассказа о Каине и Авеле, отметить параллельные мотивы
Тема: «История географии». Цели урока iconУрок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы
Цели урока: Освоение такого метода структурирования большого объема информации, как создание географического образа
Тема: «История географии». Цели урока iconПлан конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема
Цели: Продолжить формирование знаний учащихся о природе родного края, расширить знания о рельефе и полезных ископаемых Ростовской...
Тема: «История географии». Цели урока iconМежпредметный урок – панорама (химия, история, обществознание, психология). Тема урока
Тема урока: «Универсальность закона А. М. Бутлерова для развития природы, личности, общества»
Тема: «История географии». Цели урока iconТема урока: «Нравственные проблемы в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Цели урока
Цели урока: Помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа; подвести их к мысли, что жестокость, деспотизм равно разрушительны...
Тема: «История географии». Цели урока iconУрока. Тема урока
Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Учитель определяет цели, задачи и тему урока
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница