Скачать 75,3 Kb.
|
«Численность и воспроизводство населения мира» 10 классЦели: дидактическая - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения; психологическая - отработка приемов самостоятельной устной деятельности; воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений. Методы: репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование и материалы: портрет У.Петти; схемы “Типы воспроизводства”, “Теория демографического перехода”, “Рост численности населения Земли”; политическая карта мира; атлас; учебники (В.П. Максаковский “Экономическая и социальная география мира”, А.П. Кузнецов “География. Население и хозяйство мира”, В.Н. Холина “География человеческой деятельности”); статьи (Б.С. Хореев “Депопуляционный “взрыв” в России” (“География в школе”, №1-2002), Ю.Н. Голубчиков “Население земного шара” (“География в школе”, №2-2000)). Форма организации: фронтальная, индивидуальная. План урока
Ход урока Мотивация темы урока На самом первом уроке географии в 10 классе вы познакомились с полным названием предмета география. Вспомните его. Что означает в этом названии слово “социальная”? Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением? Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство? Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями “природа”, “хозяйство”, “население”. Объясните предложенную вами последовательность. Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности его размещения. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др. Вспомните, что изучает демография? Что изучает этнография? Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока, изучим ее по отдельным блокам (см. план урока на доске). Блок “Численность населения” а) Графическая часть. ![]() ![]() Рис.2. Динамика численности населения б) Информация. Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? (Переписи населения.) Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет. Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению. Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами! (См. рис.1). “Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”. (См. рис.2). В чем “зловещность” роста населения? (Выслушиваем ответы, обобщаем). Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха? Надо пить. А хватит ли всем пресной воды? Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу? Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов? И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства? На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие - 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.? И еще один вариант ответа на вопрос: “Хватит ли…?” - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин “золотой миллиард” - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.). Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом. Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит? Рождаемость же ведет к беспрерывному воспроизводству населения. в) ^ : объяснение, вычерчивание схем, создание эмоциональной обстановки. г) Деятельность ученика: восприятие информации, анализ схем, работа в тетрадях. ^ а) Графическая часть. б) Информация. Вспомните и запишите определение воспроизводства населения. ^ Ученые выделяют три исторических типа воспроизводства населения (см. рис.3). Переход от одного типа воспроизводства к другому получил название демографической революции или демографического перехода. в) ^ : объяснение, беседа, вычерчивание схемы (или комментирование). г) Деятельность ученика: восприятие информации, анализ схемы, работа в тетрадях. ^ а) Графическая часть. б) Информация. Где же, согласно схеме воспроизводства, населения находится нынешнее человечество? Ответ на этот вопрос попытался дать американский ученый Фрэнк Ноутстайн, который еще в 1945 году разработал теорию демографического перехода. Исходя из нее большая часть населения планеты находится на стадии второго демографического перехода, т.е. перехода от традиционного воспроизводства к современному. Переход проходит в три фазы (см. рис.4). (Дальнейшая информация по теме собирается учащимися самостоятельно согласно инструктивной карте по вариантам: 1 вариант - “демографическая зима”, 2 вариант - “демографическая весна”). ^
в) ^ : комментирование самостоятельной работы, индивидуальная помощь. г) Деятельность ученика: самостоятельная работа в тетрадях, с учебником, картами атласа, устные ответы. ^ Изучая население мира, не надо забывать о том, что мы живем в России. Какие же демографические процессы характерны для нашей страны? (Выслушиваем ответы учащихся, обобщаем, добавляем). Лидерство России в народонаселении: I место в мире по числу абортов; II - по числу разводов; II - по количеству убийств (на 1000 человек); II - по количеству заключенных (на 1000 человек); 100 место - по продолжительности жизни. У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “русский крест” (см. рис.5). ![]() Рис.5. “Русский крест” А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее! Будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях? Передайте дежурным то количество “человечков”, скольких детей вы хотите иметь. Мы их поместим на стенд “Будущее 10-В класса” и подсчитаем. А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор. Значит, не зря мы изучаем эту тему! |
![]() | План урока цели урока: Обучающие: организовать деятельность учащихся... В результате изученной темы учащиеся должны | ![]() | Конспект урока темы «Факторы эволюции» План конспект урока темы «Факторы эволюции». Тип урока: изучение нового материала |
![]() | План урока: Оргмомент а. Особая важность урока в системе изучения... Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны | ![]() | Урок №1. Тема: Общие сведения об уравнениях Определение темы, целей и задач урока, плана работы на урок. На доске запись темы урока |
![]() | План-конспект урока Класск класс Тема урока Тип урока Каждая группа дает характеристику современной молодежи с «их» точки зрения и представляют ее | ![]() | План-конспект урока №9 Класск класс Тема урока Тип урока Мультимедиа, листы с Wortigel (4), фломастеры, открытки (3+4+4), карточки с текстом, картинки для аукциона |
![]() | План-конспект урока по физической подготовке для юных баскетболистов 11-12 лет Тип урока Задачи урока: Развивать координацию движений и быстроту перемещений по площадке в | ![]() | Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты А урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность взаимосвязана с этапами... |
![]() | Урока: Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки Тип урока Цели урока: Вызвать интерес учащихся к изучению темы, продолжить формировать умение работать в группах с использованием карт и различных... | ![]() | Урок игра «Поле чудес» план урока тема урока Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер |