Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название




Скачать 209,59 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название
Дата публикации14.07.2013
Размер209,59 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > География > Программа
Муниципальное образовательное учреждение

«Линевская средняя общеобразовательная школа № 2»

Жирновского района Волгоградской области

ПРОГРАММА
элективного курса по географии для 10 класса

в рамках профильной подготовки

Название: География международного туризма

Автор: учитель географии МОУ «ЛСОШ № 2»

Арапова С. Н.

Рецензент:


Линево

2007 год
Пояснительная записка.

Современный туризм – важная отрасль экономики многих стран мира. Велики возможности его развития и в России. Растет значение подготовки кадров организаторов туризма, работников в сфере туристского бизнеса. Специалистам в области туризма необходимы знания его географии.

Данный курс призван развить интересы к данной области знаний и повлиять в будущем на выбор профессиональной деятельности.

^ Цель: изучение основ географии международного туризма, раскрытие туристской картины мира.

Задачи:

  • дать учащимся знания о природно-географической, демографо-этноконфессиональной, культурно-исторической, социально-географической, политико-географической составляющих географических аспектов географии современного туризма;

  • раскрыть факторы развития международного туризма;

  • сформировать у учащихся представления об основных туристско-рекреационных системах регионов и стран мира;

  • раскрыть учащимся процессы формирования туристско-рекреационных зон, районов, центров и их современного использования

  • показать многообразие видов туризма и их значение в развитии личности;

  • способствовать воспитанию чувств уважения к другим народам и развитию интереса к познанию других стран;

  • дать первичные представления об организации туристической деятельности в странах и регионах мира;

  • показать роль туризма в укреплении политической стабильности в мире, раскрыть его экономическое значение;

  • способствовать развитию умений делового общения, коммуникативных способностей школьников.

Курс состоит из двух крупных разделов: География туризма и Туристские районы мира. В первом разделе раскрывается место географии туризма в географической науке, показываются предпосылки и факторы развития международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение масштабов современного международного туризма, его типов и значимости в различных направлениях развития общества, теоретических основ курса, иерархии и типологии туристских районов. Значительное место в программе отведено изучению разнообразных туристских районов мира. Это наиболее интересная для учащихся часть курса.

Из 34 часов учебного времени более 50% времени отводится на выполнение практических, творческих работ. Широкое применение в практике найдут уроки с привлечением видеоматериалов, практикумы с использованием рекламных буклетов и проспектов, литературных источников о различных туристских районах мира, работа с географическими картами по выявлению факторов развития района, возможностей реализации комплексных целей международного туризма, проведение конференций, встреч с туристами, посетившими те или иные туристские районы, организация творческих работ по проектированию туристических маршрутов их рекламированию, применение информационно-коммуникационных технологий.

В ходе организации учебных занятий необходимо шире использовать групповые и индивидуальные формы учебной деятельности учащихся, элементы технологий личностно ориентированного обучения, направленные на развитие способностей, интересов конкретной личности.

Наряду с текущим контролем знаний и умений школьников организуется выполнение практических и творческих работ, выступления учащихся с сообщениями, докладами и рефератам. Большую роль в оценке результатов обучения будет играть работа над проектом.

^ Требования к знаниям и умениям школьников:

Учащиеся должны знать:

  • содержание понятий курса: туризм, география туризма, рекреационная география, факторы развития туризма, устойчивое развитие в туризме, историко-культурное наследие, памятники, ансамбли, достопримечательные места, туристско-рекреационный район;

  • физико-географические, экологические, населенческие, историко-культурные, экономико-географические, политические факторы развития туризма;

  • масштабы и типы современного туризма;

  • типологию туристских районов;

  • главные туристские районы регионов и основных стран мира;

  • наиболее известные памятники античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, привлекающие большое внимание туристов в странах и регионах мира;

  • уникальные природные объекты стран и регионов мира, привлекающие внимание туристов из разных государств мира;

  • примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия;

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать связи географии туризма с другими географическими дисциплинами;

  • выявлять природные черты природных зон и высотных поясов, привлекательных для туристов;

  • определять природные процессы, затрудняющие и благоприятствующие туристской деятельности;

  • анализировать этнический и религиозный состав населения полиэтнических и многонациональных стран;

  • составлять историко-культурную характеристику страны, района или города;

  • анализировать по видео- и иллюстративным материалам внешний облик и внутригородскую структуру городов различных регионов мира;

  • характеризовать объекты Всемирного природного и культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов;

  • устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно-ресурсном потенциале страны или региона;

  • выявлять зависимость развития туризма от показателей уровня экономического развития страны, отраслевой структуры ее хозяйства; участия страны в интеграционных группировках; уровня внутриполитической стабильности и авторитета страны на международном уровне;

  • оценивать рекреационные ресурсы туристского района, определять преобладающие виды туризма в нем;

  • давать характеристику различных типов туризма;

  • выявлять на основе социологических опросов отношение населения к тем или иным типам туризма;

  • составлять (проектировать) на основе литературных, картографических материалов гипотетические внутренние и международные туристические маршруты разных видов;

  • картографировать туристские районы мира;

  • классифицировать туристские районы региона по различным признакам;

  • оформлять рекламный проспект с использованием различных средств;

  • называть и показывать по карте ведущие туристские районы и центры.


^ Учебно-тематический план.




п/п

Наименование

тем

курса

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля

Лекции

Практикум

Семинары

1

Введение. Основные понятия туризма. Функции современного туризма.

1

1







Выборочная проверка записи лекции.

Фронтальный опрос.

2

Туристическая отрасль – одна из основных отраслей непроизводственной сферы мира. Туристические ресурсы.


1

0,5

0,5




Выборочная проверка записи лекции.


3

Классификация видов современного туризма. Влияние туризма на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма.

1




1




Проверка составления схемы «Виды современного туризма».

Проверка социологического опроса.

4

География основных туристических потоков в мире. Туристскорекреационные зоны, их география.


1




1




Проверка картосхемы основных районов международного туризма.


5

География туризма в Зарубежной Европе.


1

0,5

0,5




Выборочная проверка записи лекции.

Работа с к/к и графом Зарубежной Европы.

Проверка заполнения схемы «Виды туризма в Зарубежной Европе».

6

Туризм в Северной Европе (на примере Норвегии).



1

0,5




0,5

Участие в семинаре.

7

Туризм в Западной Европе (на примере Великобритании).


1




1




Проверка туристской характеристики Великобритании от лица менеджера турфирмы так, чтобы заинтересовать туристов.

Проверка группировки предложенных архитектурных памятников по странам.

8

Туризм в Южной Европе (на примере Италии).


1







1

Участие в семинаре.

9

Туризм в Восточной Европе.

1




1




Проверка заполнения карты-схемы туристских районов Восточной Европы.

Проверка «Записей в блокноте туриста, посетившего одну из стран Восточной Европы».

10

Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Европе.


1







1

Проверка проекта-презентации «Морской круиз от Лондона до Венеции».

11

География туризма в Зарубежной Азии.



1

0,5

0,5




Выборочная проверка записи лекции.

Работа с к/к и графом Зарубежной Азии.

Проверка картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.

12

Туризм в Юго-Западной Азии.

1

1







Выборочная проверка записи лекции.

Работа с картой.

13

Туризм в Центральной Азии.

1




1




Оформление рекламного проспекта Китая с целью привлечения туристов.

14

Туризм в Восточной Азии.

1







1

Участие в семинаре «Япония».

15

Туризм в Южной Азии.

1

0,5

0,5




Практ. работа «Описание одной из стран южной Азии».

16

Туризм в Юго-восточной Азии.

1

0,5

0,5




Практ. работа «Оформление листовки-рекламы страны Юго-Восточной Азии».

17

Обобщающее занятие по географии туризма в Зарубежной Азии.

1







1

Защита проекта «Развитие религиозного туризма. Центры паломничества в Азии».

18

География туризма в Австралии.

1

0,5

0,5




Выборочная проверка записи лекции.

Проверка рабочих тетрадей.

19

География туризма в Латинской Америке.

Равнинный Восток.

1




0,5

0,5

Работа с к/к.

Самостоятельная работа.

Участие в семинаре.

20

География туризма в Латинской Америке.

Горный Запад.

1







1

Проверка сравнительной географической характеристики Венесуэлы и Колумбии в виде мультимедийной презентации на компьютере.

21-22

География туризма в Латинской Америке.

Страны Центральной Америки и Вест-Индии.

2

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции.

Работа с к/к.

Участие в семинаре.

Практ. работа «Рассказ об одной из стран С. Америки с целью привлечения туристов».

23

Обобщающее занятие по географии туризма в Латинской Америке.

1




0,5

0,5

Работа с к/к.

Участие в семинаре.

Проверка классификации памятников Всемирного природного и культурного наследия стран Латинской Америки.



24

География туризма в Северной Америке. Соединенные Штаты Америки.

1

0,5

0,5




Работа с к/к.

Тест.

25-26

География туризма в Северной Америке. Канада.

2

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции.

Работа с картой.

Практическая работа «Экскурсовод».

Участие в семинаре.

27

География туризма в Африке. Северная Африка.

1




0,5

0,5

Работа с картой.

Участие в семинаре.

Экскурсия.

28

География туризма в Африке. Центральная Африка.

1







1

Тестирование.

Защита проектов.

29

География туризма в Африке. Восточная и Южная Африка.

1




1




Работа с картой.

Практическая работа «Собираемся в Африку».

30

География туризма в России.


1

1







Выборочная проверка записи лекции.

Работа с картой.


31

География туризма в России.

1




0,5

0,5

Проверка рекламного проспекта одной из туристических зон России.

32

География туризма в Волгоградской области.

1

1







Выборочная проверка записи лекции.

Работа с картой.


33

География туризма в Волгоградской области.

1




1




Отчет об экскурсии.

34

Итоговое занятие.

1








1

Защита проекта.




Итого:

34

10

13,5

10,5





^ Содержание программы.
Занятие 1. Введение. Основные понятия туризма. Функции современного туризма.

География туризма – ветвь рекреационной географии. Предмет исследования, значение. История туризма и развития рекреационной географии и географии туризма. Источники информации по географии туризма. Связи географии туризма с другими географическими дисциплинами. Функции современного туризма.

Практические работы. Составление схемы «Источники знаний по географии туризма».
Занятие 2. Туристическая отрасль – одна из основных отраслей непроизводственной сферы мира. Туристические ресурсы.

Отрасли непроизводственной сферы. Развитие туристической отрасли в настоящее время. Виды туристических ресурсов.
Занятие 3. Классификация видов современного туризма. Влияние туризма на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма.

Практические работы. Составление схемы «Виды современного туризма».

«Проведение социологического опроса товарищей, друзей, учителей, родителей, знакомых и выявление на его основе отношения населения к тем или иным видам туризма».
Занятие 4. География основных туристических потоков в мире. Туристскорекреационные зоны, их география.

Страны-лидеры международного туризма.

Практические работы. Составление картосхемы основных районов международного туризма.
Занятие 5. География туризма в Зарубежной Европе.

Зарубежная Европа. Изменения на политической карте Европы в 90-х годах XX века. Регионы Зарубежной Европы. Предпосылки, объясняющие высокий уровень развития туризма в регионе.

Практические работы. Заполнение схемы «Виды туризма зарубежной Европы». Работа с к/к и графом.
Занятие 6. Туризм в Северной Европе (на примере Норвегии).

Страны Северной Европы. Норвегия – природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Норвегии.

Занятие 7. Туризм в Западной Европе (на примере Великобритании).

Великобритания - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Великобритании. Составление туристской характеристики Великобритании от лица менеджера турфирмы так, чтобы заинтересовать туристов.

Занятие 8. Туризм в Южной Европе (на примере Италии).

Италия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Италии. Классификация туристских районов Южно-европейской туристической зоны по различным признакам.
Занятие 9. Туризм в Восточной Европе.

Страны Восточной Европы - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Украины. Оформление карты-схемы туристских районов Восточной Европы. Записи в блокнот туриста, посетившего одну из стран Восточной Европы
Занятие 10. Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Европе.

Практические работы. Проект морского круиза от Лондона до Венеции.
Занятие 11. География туризма в Зарубежной Азии.

Зарубежная Азия. Деление стран Зарубежной Азии на субрегионы.

Практические работы. Работа с к/к и графом Зарубежной Азии. Составление схемы «Виды туризма Зарубежной Азии». Оформление картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.
Занятие 12. Туризм в Юго-Западной Азии.

Страны Юго-Западной Азии - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Турции. Оценка потенциальных условий для развития туризма в Турции.

Занятие 13. Туризм в Центральной Азии.

Страны Центральной Азии - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Китая. Оформление рекламного проспекта для Китая с использованием различных средств.
Занятие 14. Туризм в Восточной Азии.

Япония - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Японии.
Занятие 15. Туризм в Южной Азии.

Индия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Индии.
Занятие 16. Туризм в Юго-Восточной Азии.

Индонезия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Индонезии. Оформление листовки-рекламы одной из стран Юго-Восточной Азии.
Занятие 17. Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Азии.

Оформление проспекта «Развитие религиозного туризма. Центры паломничества в Азии».
Занятие 18. География туризма в Австралии.

Австралия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Австралии.
Занятие 19. География туризма в Латинской Америке.

Равнинный Восток.

Страны Равнинного Востока. Слабое развитие туризма в Латинской Америке.

Практические работы. При помощи метода географических зарисовок создание яркого, образного описания Бразилии
Занятие 20. География туризма в Латинской Америке. Горный Запад.

Страны Горного Запада. Туристские районы.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Чили. Сравнительная географическая характеристика Венесуэлы и Колумбии в виде мультимедийной презентации.
Занятие 21-22. География туризма в Латинской Америке. Страны Центральной Америки и Вест-Индии.

Субрегионы Латинской Америки. Туризм в Центральной Америке и Вест-Индии.

Практические работы. Заполнение визитной карточки республики Гаити.
Занятие 23. Обобщающее занятие по географии туризма в Латинской Америке.

Составление классификации памятников Всемирного природного и культурного наследия стран Латинской Америки.
Занятие 24. География туризма в Северной Америке. Соединенные Штаты Америки.

США - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки США. . Составление географо-туристской характеристики одного из наиболее интересных для учащихся городов США. Работа с к/к и графом.
Занятие 25-26. География туризма в Северной Америке. Канада.

Канада - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Канады.
Занятие 27. География туризма в Африке. Северная Африка.

Развитие туризма в Африке. Субрегионы Африки. Страны Северной Африки.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Египта. Составление туристического маршрута по арабским странам Африки. Подготовка памятки туристам.
Занятие 28. География туризма в Африке. Центральная Африка.

Развитие туризма в Центральной Африке. Гвинея и Конго - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.
Занятие 29. География туризма в Африке. Восточная и Южная Африка.

Развитие туризма в Восточной и Южной Африке. Кения и ЮАР - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Собираемся в Африку.
Занятие 30. География туризма в России.

Развитие туризма в России. Россия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика. Туристические районы России. Виды туризма в России.
Занятие 31. География туризма в России.

Практические работы. Подготовка рекламного проспекта одной из туристических зон России.

Занятие 32. География туризма в Волгоградской области.

Развитие туризма в Волгоградской области. Волгоградская область - природная, социально-экономическая, туристская характеристика. Туристические районы Волгоградской области. Виды туризма в Волгоградской области.
Занятие 33. География туризма в Волгоградской области.

Очная или заочная экскурсия в туристические районы Волгоградской области. Отчет об экскурсии.
Занятие 34. Итоговое занятие.

Защита проекта «Направления работы частной туристической фирмы».

^

Литература для учителя:


  1. Ананьев М.А. Международный туризм. – М., 2001.

  2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.

  3. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М., 2002.

  4. География и туризм // Вопросы географии, сб. 93. – М., 1973.

  5. Григорьев А.А. Природные святыни. СПб, 2005. – 124 с.

  6. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и ближнего зарубежья. – СПб., 2005.

  7. Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. – Ч.1. Страноведение и международный туризм. – СПб., 2002

  8. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.

  9. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География международного туризма. – М., 2003.

  10. Квартальнов В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. – М., 2004.

  11. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М., 2006.

  12. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002.

  13. Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Учебное пособие. – 1995.

  14. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М., 2004.

  15. Журнал «Вокруг света».


Литература для учащихся:

  1. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. – М., 2005.

  2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.

  3. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.

  4. Латинская Америка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2.- М., 2003

  5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002

  6. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М., 2000.

  7. Советский Союз: Географическое описание в 22 томах. – М., 1967-1982.

  8. Страны и народы: в 20 томах. – М., 2003.

  9. Я познаю мир. Страны и континенты. – М., Астрель, 2000.

10. Журнал «Вокруг света».

Похожие:

Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название iconПрограмма элективного курса по географии в рамках профильной подготовки...
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях...
Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название iconЭлективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 10 класс (34 ч) Пояснительная записка
Программа курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10-ых классов. Рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Вид элективного...
Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название iconПрограмма элективного курса для профильной подготовки учашихся 10-х...
Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно
Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название iconПрограмма элективного курса по географии для 9 класса (курса по выбору...
О вечных ценностях и морально-этических нормах (нельзя быть неблагодарным по отношению к тому, в чьем доме ты ел хлеб, нельзя вкушать...
Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название iconРабочая программа элективного курса «Химические производства»
Предлагаемая программа элективного курса «Химическая технология» рассчитана на 18 часов для учащихся 9 класса основной школы
Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название iconПрограмма курса по выбору «Птицы Омской области» предназначена для...
Организация и методика проведения элективного курса «птицы омской области»
Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название iconРабочая программа элективного курса «География и экология России»
Рабочая программа элективного курса «География и экология России» 11 класс составлена на основе авторской программы по географии...
Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название iconПрограмма элективного курса
Программа курса предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 17 /34 часа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница