Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»




Скачать 125,9 Kb.
НазваниеРабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
Дата публикации13.07.2013
Размер125,9 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > География > Рабочая программа
МОУ «Новосолдатская средняя школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Алпатовой Нины Васильевны
по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»

9 класс

Базовый уровень

2011 - 2012 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)
Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

^ Цели.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

^ Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

^ Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
^ Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Практические работы

№ 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.

№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.

№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.

№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.

№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.

№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.

№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.

№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Воронежской области.

№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.

№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.

№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.

№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.
Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География России. Население и хозяйство». 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  4. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Тематическое планирование

№ п.п

Название раздела, темы.

Количество часов

1.

Политико-государственное устройство Р Ф.

3

2.

Население РФ.

6

3.

Экономика страны.

7

4.

Межотраслевые комплексы.

19

5.

Экономическое районирование.

2

6.

Западный макрорегион.

16

7.

Восточный макрорегион.

7

8.

Население и хозяйство Воронежской области.

5

9.

Станы СНГ.

5




Итого:

70


^ Практических работ 12 , экскурсий – 1, контрольных работ – 2.

Поурочное планирование по географии 9 класс


№ п.п


Тема урока


Дата


Примечание

Политико-государственное устройство.

1.

Введение. Что изучает экономическая география.







2.

Географическое положение РФ.







3.

Политико-административное устройство России.







Население России

4.

Особенности заселения и освоения территории.







5.

Численность и естественный прирост населения.







6.

Национальный состав населения.







7.

Миграция населения.







8.

Городское и сельское население. Расселение по территории страны.







9

Проверочная работа по теме: «Население».







Экономика Российской Федерации

10.

Хозяйство России. Традиционная система экономики.







11.

Командная экономическая система в России.







12.

Рыночная и смешенная экономика.







13.

Структура экономики.







14.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.







15.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.







16.

Научный комплекс – вершина экономики России.







МОК – межотраслевые комплексы.

17.

Машиностроительный комплекс-роль, значение, проблемы развития.







18.

Факторы размещения.







19.

География размещения.







20.

ВПК – военно-промышленный комплекс.







21.

ТЭК – топливно-энергетический комплекс.







22.

Топливная промышленность.







23.

Электроэнергетика.







24.

Металлургический комплекс: состав, значение.







25.

Факторы размещения предприятий черной металлургии.







26.

География размещения предприятий.







27.

Цветная металлургия.







28.

Химическая промышленность. Факторы размещения предприятий.







29.

Лесная промышленность.







30.

АПК – агропромышленный комплекс. Состав и значение.







31.

Земледелие и животноводство.







32.

Пищевая и легкая промышленность.







33.

Инфраструктурный комплекс: его состав. Роль транспорта.







34.

Сухопутный транспорт.







35.

Водный и другие виды транспорта.







36.

Проверочная работа







География крупных регионов России.

37.

Экономическое районирование.







38.

Проблемы районирования России.







Западный макрорегион

39.

Центральная Россия. Состав, ГП, природные условия.







40.

Население и трудовые ресурсы.







41.

Экономика Центральной России.







42.

Узловые районы Центральной России.







43.

Северо – Западная Россия.







44.

Европейский Север. ГП и природные условия, ресурсы.







45.

Население района.







46.

Хозяйство района.







47.

Европейский Юг – Северный Кавказ. Природные условия, ГП.







48.

Население и хозяйство района.







49.

Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы.







50.

Население и хозяйство района.







51.

Урал. ГП ,природные условия и ресурсы.







52.

Население и хозяйство района.







53.

Обобщающий урок по теме: «Западный макрорегон».







Восточный макрорегион

54.

Общая характеристика.







55.

Западная Сибирь- население и природные условия.







56.

Практическая работа: «Характеристика отраслевого состава Западно-Сибирского ТПК».







57.

Восточная Сибирь. ГП и природные условия.







58.

Экономика Восточной Сибири.







59.

Дальний Восток: особенности развития.







60.

Итоговый урок по теме: «Восточный макрорегион».







Воронежская область - крупный узловой центр России.

61-62

ЭГП и природные условия нашего края.







63.

Население и хозяйство.







64-65.

Экономические связи нашего края.







Страны СНГ

66.

Особенности стран СНГ.







67.

Белоруссия и страны Балтии







68.

Европейский Юго-Запад.







69.

Закавказье и Азиатские страны.







70.

Итоговое повторение.







Похожие:

Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа педагога по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа педагога шашаева Александра Григорьевича, I квалификационная...
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа педагога евсейчевой Светланы Васильевны, «География....
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа Дмитриевой Ольги Владимировны, учителя географии...
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа Дмитриевой Татьяны Сергеевны, учителя географии...
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»...
Хозяйство» 8 9 класс составлена на основании Государственного стандарта общего образования 2007год и примерной программы основного...
Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство» 9 класс составлена на основании программ общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconПоурочное планирование. География 9 класс География России по учебникам:...
Урок Географическое положение РФ. Территория РФ. Физико- и экономико-географическое положение страны
Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconПрограмма по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений...
...
Рабочая программа педагога алпатовой Нины Васильевны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» iconРабочая учебная программа по предмету «География России. Население...
Программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования, соответствует требованиям федерального компонента...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница