Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс




Скачать 161,78 Kb.
НазваниеПояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс
Дата публикации13.07.2013
Размер161,78 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану

по географии 9 класс

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по географии «География России 8-9 класс» и программы по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений VIII - IX классы, авторов И.И. Бариновой, В.П. Дронова, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс Издательство «Дрофа», Москва, 2009 г.

  • А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова География Саратовской области Саратов, издательство «Лицей», 2005 г.

а также дополнительных пособий:

для учителя

  • Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии Население и хозяйство России 9 класс Москва «ВАКО» 2005 г.

для учащихся

  • Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт География России: население и хозяйство. 9 класс, «издательство Дик», «Дрофа», 2009 г.

  • Атлас География России. Хозяйство и население. 9 класс, «издательство Дик» «Дрофа», 2009 г.

Настоящий календарно-тематический план учитывает гимназическую и предпрофильную направленность, а также возрастную специфику обучающихся 9 А, Б, классов и предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

  • в 9 «А» классе обучение в объеме 68 часов;

  • в 9 «Б» классе обучение в объеме 68 часов.

В соответствии с этим реализуется типовая программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений VIII - IX классы (136 часов, 2 часа в неделю) авторов И.И. Бариновой, В.П. Дронова.

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по географии с учетом направленности 9 А, Б, классов реализуется базисный уровень. Изучение географии России в 9 А, Б, классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства своей Родины — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, Статистические материалы, современные Геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных природных явлений и экономических процессов протекающих на территории страны;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды на территории России и своей местности, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система уроков:

  1. уроки теоретического изучения материала с подачей опорного конспекта;

  2. урок типовых заданий;

  3. урок – практическая работа;

  4. урок повторения и обобщения знаний с карточками – заданиями;

  5. уроки контроля и оценки знаний.

Спроектированы ожидаемые результаты обучения, которые представлены в схематической форме ниже и полностью соответствуют стандарту общего образования по географии.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:

  1. Г.Н. Элькин География Тесты для сдачи ЕГЭ 8 – 9 классы. Санкт-Петербург «Паритет» 2005 г.

  2. О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова География в таблицах и диаграммах 6 – 10 классы, АСТ-Астрель-Хранитель, Москва, 2007 г.

  3. Настенные карты: Административная карта России, Контурная карта России

На каждого ученика в классе заготовлен вариант тестов по темам.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса возможно использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • Библиотека наглядных пособий. 9 класс «География России. Хозяйство и регионы»

  • Интерактивные карты


Учебная программа

Раздел I. Хозяйство – 20 ч

Тема 1.1. Вторичный сектор экономики – 14 ч.

Тема 1.2. Третичный сектор экономики – 6 ч

Раздел II Регионы России – 36 ч

Тема 2.1 Западный макрорегион – 23 ч.

Тема 2.2 Восточный макрорегион – 13ч.

Раздел III. Россия в мире – 4ч.

Повторение (подготовка к ГИА) – 8 ч. (резервное время)

Требования к уровню подготовки учеников

Учащиеся должны
Знать/понимать

  • Отрасль, отраслевые комплексы, состав и структура хозяйства, факторы размещения, специализация, кооперирование, комбинирование, себестоимость, преимущества и недостатки отдельных видов транспорта, технополисы, районирование, экономический район, специализация территории, географическое разделение труда.


Называть/показывать

  • субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы России (Центральная России, Северо–Запад России, Север России, Юг России, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток) и их территориальный состав;

  • крупнейшие промышленные центры, транспортные пути и крупнейшие транспортные узлы, города науки и технополисы.


Объяснять

  • размещение основных отраслей промышленности, размещение населения и хозяйства крупных регионов России, их специализацию и экономические связи


Описывать/характеризовать

  • отрасль или межотраслевой комплекс; природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации;


Составлять

  • характеристику района по типовому плану, сравнительную характеристику хозяйства двух районов, схемы производственных связей на примере одного из районов


Определять/прогнозировать

  • проблемы развития отраслей хозяйства, экономических районов

  • экологические проблемы регионов


^ География России 9 класс (68 ч; 2 ч. в неделю)

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Практическая работа

Контрольная работа

Д/з

^ Раздел I. Хозяйство – 20 ч

Тема 1.1. Вторичный сектор экономики – 14 ч.

Учащиеся должны называть (показывать) основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры РФ. Знать/понимать основные понятия: отрасль, состав и структура хозяйства, факторы размещения, специализация, кооперирование, комбинирование, себестоимость. Объяснять размещение основных отраслей промышленности. Описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.

1







Вторичный сектор экономики: состав, особенности, проблемы развития.





Д/з. пов. § 45, 46

учебник за 8 кл.

2







Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы.

^ Тест входного контроля

Практическая работа № 1.1


Выделение на картах главных топливных баз, перспективных районов добычи газа, нефти, угля и определение основных грузопотоков топлива

Д/з. § 1

3







Топливная промышленность

Нефтяная и газовая промышленность



Д/з. §2

4







Угольная промышленность

^ Практическая работа № 1

Составление характеристики нефтяного (угольного) бассейна по картам и статистическим материалам




5







Электроэнергетика





Д/з. § 3



6







Комплексы, производящие конструкционные материалы. Состав и значение комплексов.





Д/з. § 4

7







Металлургический комплекс. География черной металлургии




Д/з. § 5

8







Цветная металлургия


^ Практическая работа № 2 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

Д/з. § 6

9







Химическая промышленность


Практическая работа № 2.1

Составление характеристики одной из баз химической промышленности.

Д/з. § 7,8

10







Лесная промышленность





Д/з. § 9, зад 1-3 стр.43

11







Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы развития.



Д/з.

§ 10

12







География машиностроения

Практическая работа № 2.2 Определение главных районов отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по карте

Д/з. §11

13







Пищевая и легкая промышленность





Д/з. §12

14







Контрольная работа № 1

по теме «Вторичный сектор экономики»

^ Тест «Вторичный сектор экономики»




Тема 1.2. Третичный сектор экономики – 6 ч

Учащиеся должны знать/понимать преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Показывать на карте важнейшие транспортные пути и крупнейшие транспортные узлы, города науки и технополисы. Иметь представление о социальной инфраструктуре. Определять проблемы развития отраслей третичного сектора.

15







Третичный сектор экономики: состав и значение.





Д/з. §13


16







Транспортный комплекс. Сухопутный транспорт





Д/з. §14.

17







Другие виды транспорта. Связь, ее виды





Д/з. §15

18







Сфера обслуживания. Наука.

.

Практическая работа № 2.3


Характеристика сферы услуг своего микрорайона

Д/з. §16


19







Социальная инфраструктура: состав и роль в современном обществе.





Д/з. §17

20







Контрольная работа № 2 по теме «Третичный сектор экономики»

Тест «Третичный сектор экономики»





^ Раздел II Регионы России – 36 ч

Планируемые результаты подготовки учащихся:

  • называть и показывать субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы России (Центральная России, Северо – Запад России, Север России, Юг России, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток) и их территориальный состав;

  • знать/понимать основные понятия: районирование, экономический район, специализация территории, географическое разделение труда;

  • уметь выделять особенности территории, размещения населения и хозяйства крупных регионов России, их специализацию и экономические связи;

  • описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации;

  • составлять характеристику района по типовому плану, сравнительную характеристику хозяйства двух районов, схемы производственных связей на примере одного из районов

^ Тема 2.1 Западный макрорегион – 23 ч.

21







Районирование и зонирование России. Специализация территории.



Д/з. § 18

22







Западный макрорегион: географическое положение, рельеф, климат, природа, население, состав.

^ Тест текущего контроля

Д/з. § 19

23







Европейский Север: состав, географическое положение, природа.



Д/з.

§ 20, 21, зад 3, стр. 109

24







Население и хозяйство Европейского Севера

^ Практическая работа №3 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорскогорайона.


Д/з.

§ 22, 23

25







Северо-Западный район: состав, географическое положение, природа.



Д/з.

§ 24, 25, зад. 4, стр. 119

26







Население и хозяйство Северо-Запада.



Д/з.

§ 26, 27


27







Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-запада



Д/з. §28, зад. 3, стр. 131

28







Центральная Россия: состав, географическое положение, природа.

^ Практические работы № 4


Оценка экономико-географического (геополитического) положения Центральной России.

Д/з.

§ 29, 30

29







Население и хозяйственное освоение Центральной России.



Д/з. § 31

30







Москва и Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы.



Д/з. § 32

31







Хозяйство Центральной России.



Д/з. § 33



32







Европейский Юг: состав, географическое положение, природа.

^ Практическая работа № 5 Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения


Д/з.

§ 34, 35, зад. 2 стр. 157

33







Население и хозяйство Европейского Юга.





Д/з.

§ 36, 37.


34







Поволжье: состав, географическое положение, природа.

^ Практическая работа № 6 Сравнительная характеристика географического положения двух районов


Д/з.

§ 38, 39, зад. 1, стр. 172

35







Население и хозяйство Поволжья



Д/з.

§ 40, 41


36







Роль Саратовской области в жизни страны. ЭГП, природные условия и ресурсы






37







Население Саратовской области







38







Отраслевая специализация региона






39







Проблемы и перспективы развития хозяйства области

^ Тест текущего контроля





40







Урал: состав, границы, географическое положение.



Д/з. §42.

41







Природа, население и хозяйственное освоение Урала.



Д/з.

§ 43, 44.


42







Хозяйство Урала.






Д/з. § 45


43






Контрольная работа № 3 по теме


Западный макрорегион.









^ Тема 2.2 Восточный макрорегион – 13 ч.

44







Восточный макрорегион. Общая характеристика.



Д/з. § 46

45







Западная Сибирь: состав, географическое положение.



Д/з. § 47

46







Природа, население и хозяйственное освоение Западной Сибири



Д/з.

§ 48, 49, зад. 5,7, стр.209

47







Хозяйство Западной Сибири.





Д/з. § 50


48







Состав, географическое положение Севера Восточной Сибири





Д/з. § 51

49







Природа, население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири



Д/з.

§ 52, 53

50







Хозяйство Севера Восточной Сибири

^ Практическая работа № 7


Составление характеристики Норильского промышленного узла (г. п., природные условия и ресурсы, производства и их взаимосвязь).

Д/з. § 54

51







Южная Сибирь: состав, географическое положение, природа.

Д/з. § 55






52







Хозяйственные районы Южной Сибири: Кузнецко-Алтайский подрайон

^ Практическая работа № 8


Составление характеристики комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)

Д/з. § 56

53







Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны



Д/з. §57, зад. 4, стр. 240

54







Дальний Восток: состав, географическое положение, природа.



Д/з.§ 58, 59, зад. 3, стр. 247

55







Население и хозяйство Дальнего Востока



Д/з. § 60, 61

56







Контрольная работа № 4 по теме «Восточный макрорегион»

Тест

«Восточный макрорегион»





^ Раздел III. Россия в мире – 4ч.

57







Россия в мировой экономике.



§ лекция

58







Россия в международном географическом разделении труда.



§ лекция

59







Внешнеэкономические, политические и культурные связи



§ лекция

60







России со странами ближнего зарубежья.



§ лекция

61







Контрольная работа № 5 по теме «Население и хозяйство России»

^ Итоговый тест за курс 9 класса «Население и хозяйство страны





62







Повторение по теме «Приемы работы с топографической картой»

Подготовка к итоговой аттестации. Практикум. Работа с топографической картой.





63







Повторение по теме

«Анализ статистических материалов»

Практикум. Работа со статистическими материалами





64







Повторение по теме «Особенности природы территории России».

Выполнение тренировочного теста 1





65







Повторение по теме «Закономерности размещения полезных ископаемых»

Выполнение тренировочного теста 2





66







Повторение по теме «Факторы размещения отраслей промышленности»

Выполнение тренировочного теста 3





67







Повторение по теме «Географическое положение России

Выполнение тренировочного теста 4





68







Повторение по теме «Природа материков»

Выполнение тренировочного теста 5








  • Практические работы – 8 (оценки всем)

  • Тест входного контроля – 1

  • Контрольные работы – 5 (оценки всем)

  • Тест текущего контроля – 2

  • Тренировочные тесты по подготовке к ГИА - 5

  • Практикум - 2

  • Итоговый тест – 1

Использование ИКТ

  1. Интерактивные карты по темам курса

  2. Электронные схемы - карты по отраслевым комплексам

  3. Электронные схемы по экономическим районам



Методическая литература


  1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии Население и хозяйство России 9 класс Москва «ВАКО» 2005 г.

  2. А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова География Саратовской области Саратов, издательство «Лицей», 2005 г.

  3. О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова География в таблицах и диаграммах 6 – 10 классы, АСТ-Астрель-Хранитель, Москва, 2007 г.

  4. И.А. Родионова Экономическая география Учебно-справочное пособие для школьников и абитуриентов том 2. Москва, изд-во «Экзамен», 2003 г.



Похожие:

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по информатике для 7-х классов
Министерством образования РФ. Рекомендовано использовать в обучении учебника «Информатика – 7» Угринович Н. Д. М.: Лаборатория Базовых...
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по...
Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/М. Дрофа, 2009
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс iconРабочая программа по истории в 11 классе на 2012/2013 Пояснительная записка
Курс истории рассчитан: история России – 34 часов; всеобщая – 34 часа. По календарно-тематическому планированию-67 часов
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию “
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта;...
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс iconПояснительная записка к тематическому планированию по курсу
Й записке к Федеральному Базисному плану (2004) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и в его содержание...
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс iconПояснительная записка к учебному плану мбдоу «Детский сад №10»
Пояснительная записка к учебному плану мбдоу «Детский сад №10» с. Коровий Ручей на 2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс iconПрограмма География. Материки и океаны (7 класс, 68 часов) Пояснительная записка
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени или 2 часа в...
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс iconРабочая программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство» 9 класс составлена на основании программ общеобразовательных учреждений...
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс iconПояснительная записка к учебному плану моау сош с уиоп №48 г. Кирова...
Приказ моиН №363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст №17785 от 22. 12. 2009
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс iconПояснительная записка: рабочая программа составлена в соответствии...
Рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования по географии, с программой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница