Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология»




Скачать 91,46 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология»
Дата публикации12.07.2013
Размер91,46 Kb.
ТипСамостоятельная работа
pochit.ru > География > Самостоятельная работа

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

“Утверждаю”

Декан факультета социально-

политических наук

________________

“_______”_________________2002 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс: Экология

Для специальности (направления): 020200 политология

Форма обучения: очная

Факультет: социально-политических наук

Кафедра: социально-политических теорий

Курс: 3

Семестр: 5

Общая трудоемкость дисциплины:

Лекции: 18 час.

Практические (семинарские занятия): 18 час.

Лабораторные занятия -

Индивидуальные занятия под руководством преподавателя: 10 час.

^ В том числе курсовая работа по дисциплине –

Самостоятельная работа - 29 час.

Экзамен: нет

Зачет: 5 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г.


  1. ^ Цель и задачи курса


Курс «Экология» направлен на развитие у студентов экологической культуры личности на основании приобретенных знаний о развитии и функционировании природных и социоприродных систем, принципах взаимодействия человека, общества и природы, социальных механизмах экоразвития.

Задачи курса:

  • ознакомить студентов с основами общей и социальной экологии, экологии человека, природопользования;

  • обеспечить непрерывность и преемственность экологического образования на стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки;

  • познакомить студентов со сложными современными взаимосвязями экологического фактора с различными сферами хозяйственной деятельности и духовной жизни людей;

  • повысить уровень профессиональной компетентности студентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисципли.




  1. ^ Место дисциплины в системе образования


Экология – является мировоззренческой, синтетической областью областью знаний, интегрирующей естественно-научные и гуманитарные знания. Особая значимость и предметная независимость экологии заключается в том , что являясь областью знаний об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи, экология изучает механизмы регуляции и стабилизации окружающей среды, механизмы, обеспечивающие устойчивость жизни на Земле.

  1. ^ Требования к уровню освоения содержания курса


В процессе изучения экологии студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат, методологию науки.

  • Познакомиться с концепциями отечественных и зарубежных авторов взаимодействия человека, природы, общества .

  • Уметь применять полученные навыки из освоенных естественных и гуманитарных дисциплин при анализе влияния экологического фактора на развитие современного общества.

  • Постоянно быть в курсе новых экологических разработок, исследований в учебной и научной литературе.




  1. Минимум содержания дисциплины по ГОС


^ 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 Разделы или темы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел или

обобщенная тема

Лекции

( час.)

Семинары (час.)

Индивидуальная работа,

текущий контроль




Вид

Часы

1

Становление экологии и ее предмет

2

2







2

Современные концепции взаимоотношения человека, общества и природы

2

2







3

Экосистемы

2

2







4

Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации

2

2







5

Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты

2

2







6

Техносфера. Современный экологический кризис.

2

2







7

Экология человека и экологическая безопасность

2

2







8

Экологические основы рационального природопользования

2

2







9

Природоохранная деятельность в странах мира и международное экологическое сотрудничество

2

2








^ 5.2 Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Становление экологии и ее предмет.
Развитие экологических представлений. Предпосылки возникновения экологии. Возникновение и развитие экологии как науки. Ее объект и предмет. Структура экологии. Основные подходы к проблеме взаимоотношений Человека и Природы. Основные категории экологии. Законы и принципы экологии. Экологизация знаний. От исследования элементов к исследованию систем. Отношение экологии к другим наукам. Экологическая наука и практика. Методы экологии. Главные проблемы и задачи экологии.
^ Тема 2. Современные концепции взаимоотношений человека, общества и природы.

Обзор развития современных экологических концепций за рубежом.

Теория ноосферы в трудах академика В.И.Вернадского, Т. Шардена. Идеи коэволюции природы и общества акдемика Н.Н.Моисеева.

Концепция устойчивого развития. Пути реализации устойчивого развития. Программа устойчивого развития России.
^ Тема 3. Экосистемы.
Понятие экосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Распределение жизни в биосфере. Эволюция биосферы. Геохимическая работа живого вещества. Общие закономерности действия биотических факторов. Основные функции биосферы. Экологические факторы как ресурсы биосферы.
^ Тема 4. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации.
Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриальное общество, постиндустриальное общество, их характеристика.
^ Тема 5. Техносфера. Современный экологический кризис.
Понятие техносферы. Первые технологические революции. Технологическая революция ХХ в. Техногенное загрязнение среды. Виды техногенных загрязнений среды. Возрастание агрессивности среды. Экологический кризис. Критерии оценки качества окружающей среды. Воспроизводство окружающей среды: основные направления.
^ Тема 6. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты.
Человек с точки зрения законов эволюции. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификация компонентов среды человека. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям.
^ Тема 7.Экология человека и экологическая безопасность.
Взаимодействие человека с окружающнй средой. Человек с точки зрения законов эволюции. Экологические ниши человека. Факторы, источники и последствия экологической опасности. Экологические поражения. Численность человечества. Группы и виды потребностей и их характеристика. «Экологизация» потребностей. Экологическая безопасность. Слагаемые и показатели экологической безопасности. Понятие «приемлемый риск». Риск вынужденный и риск добровольный. Экологическая безопасность России.
^ Тема 8.Экологические основы рационального природопользования.
Экологизация экономики: общая характеристика процесса. Смена парадигмы экономики: экологизация. Эколого-экономические системы. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности. Экологизация производства. Ресурсосбережение, учет ущерба от загрязнения природной среды. Экономическая эффективность экологической деятельности. Экологическая цена. Плата за природные ресурсы и загрязнение. Экономический механизм защиты природной среды.
^ Тема 9. Природоохранная деятельность в странах мира и международное сотрудничество в области окружающей среды.
Система природоохранных мер. Природоохранная деятельность в США. Природоохранная деятельность в Японии. Природоохранная деятельность в России. Международное сотрудничество. Международные экологические программы и проекты.

^ 6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
6.1 ОСНОВНАЯ
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития.- М., 1994.

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология.- М.,2002.

Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.- М.,1999.

Воткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере-,М.,1989.

Марков Ю.Г. Социальная экология. Учебное пособие. Новосибирск. 2001.

Ситаров В.А., Пустовойтов В,В Социальная экология. М.2000.

Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология, М., 1998.

Комаров В.Д. Социальная экология.Л., 1990.
6.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Арский Ю.М., Данилов-данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? – М., 1995.

Агаджанян В.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. М., 1994.

Агаджанян Н.А. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. М., 1995. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология.- М., 1993.

Алеквеев В.П. Очерки экологии человека. – М., 1003. Арский Ю.М.. Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.И., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., ЛосевК.С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать- М., 1997.

Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование – М., 1989. – С. 76-80. Введение в экологи. ( Под ред. Ю.А.Казанского)- М., 1992.

Гирусов Э.В. Основы социальной экологии.- М., 1998Горелов А.А. Экология – М., 1998

Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии., 1999 - № 3.,

Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. – М. 1997.

Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон). –М., 1997.

Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. –М.,1996.

Маркович Д.Ж. Социальная экология –М.. 1991.

Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. –М.. 1996.

Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: в 2 Т. –М.. 1993.

Одум Ю. Экология: В 2 т. –М.. 1996.

Прохоров Б.Б. Экология человека: эволюционный аспект // Эволюционная и историческая антропоэкология. –М.. 1994.,С.47-65.

Реймерс Н.Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы.- М.,1994.

Фоули Р. Еще один неповроримый вид. Экологические аспекты эволюции человека. –М.. 1990. Штенбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека. – СПб..1997.

Похожие:

Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология» iconСамостоятельная работа: 52 час. Экзамен : 6 семестр Зачет: нет рабочая...
Нным образовательным стандартом, содействует фундаментализации образования, формированию мировоззрения и развитию социологического...
Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология» iconСамостоятельная работа Экзамен : 2 семестр Зачет: нет рабочая программа...
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» направлена на формирование основных психолого-педагогических знаний, развитие интереса...
Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология» iconСамостоятельная работа: Экзамен: 2 семестр Зачет: 1 рабочая программа...
Целью формирования у студентов-политологов научного мировоззрения на закономерность исторического процесса и закономерностей развития...
Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология» iconРабочая программа Курс: Политическая эпистемология
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г
Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология» iconРабочая программа Курс: Теория политики
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г
Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология» iconРабочая программа Курс: Политическая реклама
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г
Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология» iconРабочая программа Курс: Этика
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 года
Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология» iconРабочая программа Курс: Глобалистика и экополитика
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г
Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология» iconРабочая программа Курс: Политическая регионалистика
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г
Самостоятельная работа 29 час. Экзамен : нет Зачет: 5 семестр рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г. Цель и задачи курса Курс «Экология» iconРабочая программа Курс: Отечественная история
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница