Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия




Скачать 312,95 Kb.
НазваниеПояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия
страница1/3
Дата публикации12.07.2013
Размер312,95 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

города Таштагола Кемеровской области


Утверждена на МО учителей начальных классов Утверждена на педагогическом совет

Протокол № 4 от 28.03.2012г протокол № 9 от 26.04.2012 г

руководитель МО Директор МБОУ «СОШ № 9»

_____________ Г.В. Глебов_________

Дополнительная образовательная программа

внеурочной деятельности

«Моя малая Родина»

духовно – нравственного воспитания

Авторы составители:
Гриднева Е.А., учитель начальных классов,

Дубинина Л.П., учитель биологии и географии

Степанова Н.А., учитель начальных классов,

Фадеева И.М., учитель начальных классов,

Шамедько Н.Э., учитель начальных классов

г. Таштагол

2012


Авторы составители:
Гриднева Е.А., Дубинина Л.П., Степанова Н.А., Фадеева И.М., Шамедько Н.Э.

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности

«Моя малая Родина»




Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Настоящий курс краеведения «Таштагол – любимый край родной» предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир».

Программа адресована классным руководителям 1 - х классов и реализуется во внеурочной деятельности.
^ Программа внеурочной деятельности

по краеведению для младших школьников
Моя малая Родина
Пояснительная записка



В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Программы по краеведению стало недостаточное количество часов по окружающему миру.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «Население нашего края», «Климат нашего края», «Поверхность нашего края», «Растения нашего края», «Животные нашего».

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.

Программа призвана дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом Таштагольского района, его настоящем.

Настоящая программа по краеведению «Моя малая Родина»

предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Программа разработана на основе системных учебных курсов с экологической направленностью «Зелёный дом» под руководством А. А. Плешакова. Однако содержание курса краеведения качественно отличается от содержания предмета «Окружающий мир». Принципиальной особенностью краеведческого курса является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона проживания, города Таштагол и в целом Таштагольского района.

Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Программа курса содержит разделы: «Население нашего края», «Климат нашего края», «Растения нашего края», «Поверхность нашего края», «Животные нашего края». Каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
^ Цели курса.
Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
^ Задачи курса.
1. Познакомить учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Таштагольского района, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
2. Воспитывать гражданские качества личности младшего школьника, его патриотическое отношение к России и своему краю; формировать личностно-ценностное отношение и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
3. Формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
4. Формировать навыки профессиональной ориентации при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
5. Способствовать овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в театры и библиотеки города.

Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Освоение курса предполагает выполнение домашних заданий. Это всевозможные практические и творческие задания. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих и проектных работ.

Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью анализа тестовых, творческих и проектных работ, диагностических заданий по безотметочной системе. Помимо этого учитывается активность участия в парных, групповых и коллективных работах. Изучение курса завершается комплексным итоговым тестом, который включает вопросы по всем темам и разделам программы.

Краеведческий курс рассчитан на преподавание в 1-4 классах начальной школы и предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы.


^ 1 класс (33 часа)

Программа первого года обучения предусматривает следующие цели и задачи:

Цель программы: формирование основ природоведческих знаний и этнического самосознания школьника, расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Таштагольского района.

^ Задачи программы:

1. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, познакомить ребят с многонациональным составом населения Таштагольского района, историей возникновения и развития Малой Родины;

2. Развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

3. Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

^ Основные принципы, положенные в основу программы:

-принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

^ Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

^ Планируемые результаты реализации программы

первого года обучения

Предметные результаты: расширение, углубление знаний по предмету "Окружающий мир", "Физическая культура", "Изобразительное искусство", "Литературное чтение", "Технология".

^ Дети будут

иметь представление:

  • о национальностях людей, проживающих в Таштагольском районе: шорцы, телеуты, немцы, киргизы, татары, алтайцы, армяне, русские;

  • о национальных традициях коренных жителей Горной Шории - шорцах;

  • о неоднородности поверхности земли: горы, равнины, естественные источники воды;

  • о неоднородности состава почвы: песок, глина, доломит, кварц, щебень, галька, пирит;

  • о прекрасном в быту коренного населения горной Шории: картины, резьба по дереву, изделия рукоделия и т. д.

знать:

  • сезонные изменения в природе Таштагольского района;

  • природные источники воды города Таштагола;

  • формы земной поверхности;

  • лиственные и хвойные растения города Таштагола;

  • особенности жизни диких и домашних животных обитающих в Таштагольском районе.

Универсальные учебные действия

  • узнавать, называть и определять объекты и явления природы;

  • находить и выделять информацию об объектах природы и людях, населяющих Горную Шорию;

  • находить способы взаимодействия в совместной деятельности;

  • осознавать свою этническую принадлежность;

  • бережно относиться к природному миру малой Родины;

  • осознанно уважительно относиться к культуре и традициям разных народов;

  • осознанно относиться к своим поступкам и поступкам других людей.


Тематическое планирование

1 класс



Тема

Общее количество

часов

Теория

Практические

занятия

Тема 1


Население нашего края

4

1

3

1.1

Я и моя семья.




0,5

0,5

1.2

Какие мы разные.







1

1.3

Коренные жители нашего района.




0,5

0,5

1.4

Сказки о людях Шории. (литературный час)







1

Тема 2

Климат нашего края


8




8

2.1

Сезонные изменения в природе нашего края. Осень.







1

2.2

«Ещё кружит осенний лист…»







1

2.3

Сезонные изменения в природе нашего края. Зима. (экскурсия)







1

2.4

Опять в родном краю зима…








1

2.5

Сезонные изменения в природе нашего края. Весна. (экскурсия)








1

2.6

«Полюбуйся, весна наступает…»







1

2.7

«Над лугами где-то проплывает лето» ( игра – путешествие)








1

2.8

Волшебные превращения природы.







1

Тема 3

Поверхность нашего края


8

1

7

3.1

Что у нас под ногами. (экскурсия)







1

3.2

Из чего и для чего? (мини-исследование)







1

3.3

Формы земной поверхности нашего района. (экскурсия)







1

3.4

Просторы родного края.




0,5

0,5

3.5

Водоёмы нашего города. (экскурсия)







1

3.6

«Вода, вода, кругом вода!»







1

3.7

Край, где мы с тобой живём.







1

3.8

Путешествие по карте.




0,5

0,5

Тема 4

Растения нашего края


6

1

5

4.1

Деревья нашего города (экскурсия)







1

4.2

Осенний калейдоскоп







1

4.3

Растения - наши друзья




0.5

0,5

4.4

Поэтическая страница




0,5

0,5

4.5

В стране сказок о растениях







1

4.6

В царстве растений







1

Тема 5

Животные нашего края


5




5

5.1

«Кто, кто во лесочке живёт?» (Игра – путешествие)







1

5.2

Наши соседи – животные







1

5.3

«Почему нас так зовут?»







1

5.4

Сказочная страна животных







1

5.5

Калейдоскоп «В мире животных»







1

Тема 6

Итогово-обобщающие занятия


2




2

6.1

КВН «Путешествие по родному краю» (подготовительное занятие)







1

6.2

КВН «Путешествие по родному краю»







1
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия  iconРазработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов
Ботки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного...
Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия  iconПояснительная записка к учебному плану мкоу «оош п. Советский»
Мкоу «оош п. Советский» для 1-2 класса, реализующих основные образовательные программы начального общего образования Федеральных...
Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия  iconПояснительная записка Программа составлена на основе
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия  iconУмк «Начальная школа XXI века» Пояснительная записка к программе...
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования(2004 год)
Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия  iconДеятельность имоц в условиях внедрения фгос и фгт. Поиск путей решения проблемы
Сегодня эту проблему мы будем рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных требований к структуре...
Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия  iconО введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации...
Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия  iconРабочая программа по литературе в 10 классе Пояснительная записка
Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов...
Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия  iconПояснительная записка рабочая программа по математике для 11 класса...
Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных...
Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия  iconПояснительная записка Основные задачи модернизации российского образования...
Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Пояснительная записка в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования перед школой поставлена задача: создать условия  iconМетодические рекомендации по нормативно-правовому обеспечению введения...
«О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница