М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников




Скачать 34,42 Kb.
НазваниеМ. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников
Дата публикации12.07.2013
Размер34,42 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
М.А.Нежурина, Е.М.Малахова,

учителя начальных классов

МОУ «СОШ №28 с УИОП» г.Старый Оскол
Возможность экологического образования младших школьников

В системе экологического образования и воспитания значимое место занимает начальная школа. Здесь дети целенаправленно попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к окружающему миру во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природоведческих знаний в жизни человека, многообразие связей его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться во благо ее. Одно из основных требований, предъявляемых к содержанию начального экологического образования, - развитие научных знаний на основе достоверной информации о состоянии окружающей среды и взаимодействия с ней человека. Важнейшим компонентом экологической культуры является целостное представление о природной и социальной средах, понимание общих закономерностей их гармоничного сосуществования. Наш регион является центром горнорудной промышленности, поэтому вопросы экологии и экологической безопасности, а также сохранения и рационального использования природных ресурсов, является первоочередными. В 2003 году администрацией области было принято постановление «О первоочередных мерах по экологическому воспитанию, образованию и просвещению населения». Это постановление повлекло за собой разработку целой программы для реализации намеченных целей . Естественно, что основной груз эколого-просветительской работы лег на плечи учителей и воспитателей. И это абсолютно верно. В работе по формированию экологической культуры мы используем, как правило, нетрадиционные формы проведения уроков: экскурсии, встречи с объектами природы, заочные путешествия, «разговор с природой», корреспондентские отчеты, информационные часы, практические занятия. Особенно успешным на уроках является моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения в природе. Ответами на вопросы могут стать творческие работы детей: рисунки, поделки, тексты, стихотворения, обращение к этнокультурному и фольклорному материалу. Стоит заметить, что вести просветительскую природоведческую деятельность в начальной школе возможно практически в любом предметном курсе и никогда не упускать момент элемента занимательности и энциклопедических справок. Большую возможность по реализации вопросов экологического образования и воспитания имеет проведение внеклассных мероприятий разной природоведческой направленности. Это «Экологическая тропа», операции «Не ломайте веточку», «Мой двор», «Кормушка», «Малым рекам и родникам – чистоту и полноводность», «Парки города», «Первоцвет», «Уют», «Зеленая улица»; творческие исследования «Растения и животные нашего района», «Красная Книга Белгородской области». Стало доброй традицией в лесных зонах, парках, местах массового отдыха горожан и дачных поселках размещать таблички, плакаты и листовки с призывами и обращениями: не мусорить, не рвать первоцветы, не шуметь, не забирать лесных друзей домой. Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении за природой и влиянием человека на нее. Поэтому необходимо каждое живое общение с ней – прогулку, работу на пришкольном участке, уход за комнатными растениями, поездки, экскурсии и путешествия, - использовать для достижения этой цели. Очень важно учить младших школьников наблюдать за явлениями и объектами природы, показать их разнообразие и множество. Уже в первые дни пребывания детей в школе организуются и проводятся ознакомительные экскурсии по школе, школьной территории. Учитель показывает и рассказывает, каким образом достигается и поддерживается уют, порядок и чистота на школьной территории, знакомит с правилами поведения учащихся в зоне ближайшего их окружения. Используя принцип постоянства, постепенности и посильности, а также усложнения материала, учитель обучает правилам поведения в окружающем мире. Наблюдая за природой, школьники получают представления о сложности, уникальности и хрупкости жизни, о взаимозависимости всех природных объектов, о непрерывности жизни. Казалось бы, изучая окружающий мир, дети должны находить ответы на свои вопросы. Но на практике оказывается, что вопросов у детей становится значительно больше, и, порой, не всегда ответить на них можно однозначно. Например, что сложнее устроено: космический корабль или живой цветок на окне? Люди научились делать огромные машины, но почему не могут создать самый маленький живой организм? Зачем люди уничтожают то, что природа создает столетиями? Сколько вопросов – столько ответов. На помощь приходит не только учитель, но и энциклопедический материал. Умение работать с научными и справочными источниками можно развивать как на уроках, так и во внеурочное время, предлагая ученикам творческие задания с использованием словарей, научной литературы, сети Интернет. Целенаправленная работа по формированию экологических представлений у младших школьников, начиная с первого класса, является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, а главной задачей – формирование человека, который в шкале ценностей на первое место ставит охрану жизни и среды обитания. Только тогда можно быть уверенным в том, что принимаемые законы по охране природы и ее ресурсов будут исполняться, а экологически невыгодные проекты – решительно отвергаться, какую бы экономическую выгоду они не имели.

Похожие:

М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconОбобщение опыта работы учителя начальных классов 1-ой квалификационной...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов 1-ой квалификационной категории моу – сош №5 С. Н. Московкиной
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconМбоу «Краснополянская сош» Рефлексия деятельности в ходе семинара...
Результаты школьной методической работы с учителями начальных классов в рамках еженедельных заданий по теме «Формирование читательской...
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconПоложение о городской олимпиаде младших школьников по математике
Олимпиада младших школьников по математике проводится городским оргкомитетом олимпиады, департаментом образования совместно с городским...
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconМбоу «сош №11» Белгородской области г. Старый Оскол
Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания и сохранения здоровья школьников
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников icon«Читательская грамотность младших школьников»
Промежуточные результаты школьной методической работы с учителями начальных классов в рамках еженедельных заданий по теме «Формирование...
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников icon«Формирование читательской компетентности как основы развития младших школьников»
Из опыта работы учителя начальных классов мбоу оош с. Митягино Ауловой Галины Алексеевны
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconДоклад на мо учителей начальных классов школы на тему: «Формирование...
На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются...
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconПамятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению
Форма дневника разработана педагогом –психологом Шаманской Т. Б. при участии учителя начальных классов моу «Магистральнинская сош...
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconРабочий лист №1 коллектива учителей начальных классов, мбоу «Степновская...
Рабочий лист №1 коллектива учителей начальных классов, мбоу «Степновская сош», умк (ро л. Занкова)
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема: «Духовно-нравственное развитие...
Слушатель: Боровкова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов мбоу «сош №1» г о. Реутов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница