Скачать 42,78 Kb.
|
Урок № 8. Экскурсия «Естественные экосистемы: смешанный лес» Цель: формирование и развитие понятия о взаимосвязи и взаимообусловленности различных явлений природы Задачи:
Ход экскурсии: ^ Мы с вами достаточно часто бываем в лесу, любуемся его красотой, но редко обращаем внимание на то, какие виды растений (деревьев и кустарников) произрастают в нем. И сейчас мы постараемся изучить видовой состав растительности данного леса. Но прежде чем начать экскурсию, давайте вспомним правила поведения в природе: Без особой нужды, от скуки, Если даже в лесу впервые, Не ломайте деревьям руки – Ведь живые они, живые. ^ Перед вами участок смешанного леса, однородный по рельефу, составу древесных пород, кустарниковой и травянистой растительности. Здесь растут сосна обыкновенная, ель обыкновенная, береза бородавчатая. В подлеске встречаются рябина, крушина ломкая, жимолость лесная. Этот участок леса можно рассматривать как саморегулирующуюся экологическую систему – биогеоценоз. Обратите внимание на иной характер растительности в овраге. Его края окаймлены густыми зарослями орешника, по склонам растут черемуха и черная ольха. Под ними бурно разрослась черная смородина, крапива, папоротники, хвощи заселили сырое дно оврага. Это уже второй биогеоценоз. Границы биогеоценозов определяются границами растительного сообщества. Определенный участок старого смешанного леса существует более столетия, но он постоянно изменяется. Почему изменяется любой биогеоценоз? Анализ растительных компонентов биогеоценоза, определение биоценотических связей растений. Задания для групп учащихся: Задания для 1 группы:
Задания для 2 группы:
Задания для 3 группы:
Задания для 4 группы:
^ Итоги экскурсии: В состав биоценоза входят следующие компоненты: атмосфера, горная порода, вода, животный и растительный мир, микроорганизмы. Совместно обитающие растения, животные, грибы и микроорганизмы, а так же неживая природа связаны между собой в единый комплекс круговоротом веществ и потоком энергии. Исследуемый участок леса является мощной природной лабораторией, где из неорганических веществ синтезируется органическое вещество, идет его накопление, превращение и разрушение. Естественный биоценоз, благодаря видовому разнообразию, сложному характеру взаимодействия всех компонентов и сложной структуре, способен к саморегуляции. Как вы считаете, существуют ли естественные биогеоценозы, совершенно не затронутые деятельностью человека? Познание закономерностей существования биоценозов – это основа правильного, научного подхода к их рациональному использованию. Наша основная часть экскурсии подходит к завершению, но что за путешествие без каких-либо выводов и осмысления увиденного и услышанного. Я предлагаю вам высказаться по следующим вопросам:
Посмотрите вокруг, почувствуйте красоту жизни, осознайте благоприятное воздействие на вас. Все это легко сломать, разрушить эту гармонию и красоту. Это зачастую делают неорганизованные туристы, выбрасывая на местах стоянки консервные банки, клочки газет и т. д. Как защитить природу? Обращение к экскурсантам с призывом соблюдать правила поведения на природе, в частности, не оставлять после себя мусор, ведь «поведение человека в природе – это зеркало его души». |
![]() | Л екарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный... Вопросы к коллоквиуму по вариативному курсу «лекарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный... | ![]() | Лес природное сообщество ... |
![]() | Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | ![]() | Методические указания по подготовке к практическому занятию тема:... Гбоу впо «Владивостокский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития России» |
![]() | Особенности флоры и растительности дворовых территорий октябрьского... Т к постоянному возрастанию антропогенной нагрузки на граничащие с ним естественные экосистемы и захвату природных территорий в состав... | ![]() | Г. Новороссийск, ул. Карамзина, д. 53, офис 4 этаж тел (8617) 71-38-73,... В стоимость включены: обзорная автобусная экскурсия по Парижу, Музей Духов Фрагонар, пешеходная экскурсия по Монмартру, пешеходная... |
![]() | Задания для 2 классов (50 баллов) Обзорная экскурсия по Эрмитажу длится 3 часа, а обзорная экскурсия по Русскому музею – 120 минут. Какая экскурсия займет больше времени... | ![]() | Программа факультатива «Лес и человек» Учеб пособие для студ сред пед учеб. Заведений. –М.: «Академия» 2007. При разработке таких тем, как «Лес многоэтажный дом», «Лес... |
![]() | Тема: Лес и человек Применение опорных понятий: лес, ельник, березняк, сосновый бор, дерево, вещество | ![]() | Стихотворение С. Никулиной «Русский лес» Оборудование: плакат «Лес», карточки «значение леса», картинки деревьев и животных, доклады детей, стихи по теме |