Программа факультатива «Лес и человек»




Скачать 106,8 Kb.
НазваниеПрограмма факультатива «Лес и человек»
Дата публикации12.07.2013
Размер106,8 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > География > Программа
Пояснительная записка

В основу курса положена программа факультатива «Лес и человек»(источник: Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. –М.: «Академия » 2007). При разработке таких тем, как «Лес многоэтажный дом», «Лес –дом лесных животных», «Лес и человек», использовался материал альтернативных программ «Окружающий мир» и «Человек и окружающий мир».

Во введении дети получают представление об экологии как науки и обобщают знания о лесе как об экологической системе. Стержневая идея тем 1 и 2 – показывает неразрывную связь организмов с жизнью «зеленого дома»; постепенно вводятся некоторые основные экологические понятия. Тема 3 развивает у школьников эстетические эмоции, способность чувственно воспринимать природу, что является неотъемлемой частью экологического воспитания и образования школьников. Темы 5,6,7 затрагивают разные аспекты взаимодействия с окружающей средой (на примере лесного сообщества). Данные тему помогут реализовать валеологический подход в изучении курса. В заключении подводятся итоги курса, структурируются знания учащихся по элементарным основам экологической науки, даются понятия о глобальных экологических нарушениях на планете Земля.

Курс предусматривает выполнение творческих работ, как в рамках практических занятий, так и на урока изучения нового материала.

При реализации данной программы следует опираться на знания , полученные на уроках природоведения.

Курс рассчитан на 35 часов (1час в неделю)

^ Цели курса:

  • формирование знаний о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, популяций, экосистем.

  • расширение знаний о месте человека в экосистеме Земли, о динамике отношений системы «природа - общество».

Задачи курса:

  • Способствовать упрочнению и конкретизации учебных знаний по природоведению, ознакомлению с представлениями о следующих науках: биоэтика, бионика, этология.

  • Формировать экологическую культуру, необходимую для рационального природопользования.

  • Учить детей мыслить, ориентироваться в проблемных ситуациях, делать прогнозы.

  • Развивать учебно – коммуникативные умения.

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся (должен знать и понимать)

  1. Наука экология и что она изучает.

  2. Экологическое сообщество (на примере широколиственного леса)

  3. Ярусы леса

  4. Экологические факторы.

  5. Лесные растения ( распознавать по картинкам и фотографиям)

  6. Лесные животные ( распознавать по картинкам и фотографиям)

  7. Сезонные изменения в природе ( на примере лесного сообщества)

  8. Что такое биоэтика или наука о поведении в живой природе.

  9. Что изучает бионика?

  10. Охрана лесных сообществ. Как мы можем помочь лесным обитателям?

  11. Глобальные экологические проблемы (леса Амазонки – легкие планеты).

  12. Взаимодействие человека с лесными сообществами.

  13. Применять полученные экологические знания для природоохранной деятельности.

  14. Понимать значение экологической науки в современном обществе.

  15. Вести наблюдения и описания явлений в природе ( на экскурсии, на практическом занятии)

^ Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата



Введение.

Что изучает наука экология. Связь экологии с другими естественными науками

3

1






Понятие о природном сообществе.

1






Лес как пример экологической системы.

1






Лес – многоэтажный дом

Понятие о ярусах леса.

4

1






Законы леса. Береза, дуб, сосна, осина. Кустарники леса. Лесная подстилка.

1






Осенний листопад: причины и следствия

1






Понятие об экологических факторах.

1






Лес –дом лесных животных

Лесные животные.

6

1






Этажи и квартиры животных: норы дупла, домики – пирамидки, логовища, берлоги.

1






Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке.

1






Лес -раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники.

1






Этология –наука о поведении животных.

1






Экскурсия. В мире о лесных звуках.

1






Эстетика леса.

В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов.

3

1






Сезонные калейдоскопы красок леса.

1






Наука бионика- какие интересные идеи могут нам подсказать лесные обитатели.

1






Снежная книга леса.

Сезонные изменения в живой природе (на примере леса).Портреты зимних деревьев

5
1






Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей.

1






Следы деятельности животных -кузнеца дятла, Белкина кладовка, Синичкины кладовочки.

1






Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу.

1






Экскурсия и прогулка: «тропою следопыта».

1






Лес и человек.

Лес в нашей жизни.

Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества.

3
1






Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка.

1






Ягодознание,(советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты.

1






Лес и здоровье.
Лесная лечебница.

4
1






Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия?

1






Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины.

1






Жалобная книга леса – акция «спасем лесные цветы!»

1






В гостях у леса.

Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы.

3

1






Помощь лесу(выполнение правил поведения, защита леса, правила посадки и выращивания деревьев в питомнике.

1






Заповеди юных защитников природы.

1






Заключение.

Глобальные экологические проблемы современности. Кислотные дожди.

4

1






Озоновые дыры.

1






Парниковый эффект.

1






Состояние мирового океана.

1




Итого: 35

^ Содержание программы

Введение. 3ч.

Что изучает наука экология. Связь экологии с другими естественными науками. Понятие о природном сообществе. Лес как пример экологической системы.

^ Экскурсия и прогулка «Ты входишь в лес»

Практическая работа. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса»

Игры. Сюжетно ролевая игра «Один день из жизни путешественников».

Дидактическая игра «С какого дерева лист»

Тема 1 . Лес – многоэтажный дом. 4ч.

Понятие о ярусах леса. Законы леса. Береза, дуб, сосна, осина. Кустарники леса. Лесная подстилка. Осенний листопад: причины и следствия. Понятие об экологических факторах.

^ Экскурсия и прогулка. Лесные этажи. Мое любимое дерево.

Практическая работа. Рассказать об особенностях каждого лесного яруса.

Тема 2. Лес –дом лесных животных . 6ч.

Лесные животные. Этажи и квартиры животных: норы дупла, домики – пирамидки, логовища, берлоги. Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке. Лес -раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники. Этология –наука о поведении животных. Экскурсия. В мире о лесных звуках.

^ Экскурсия и прогулка. В мире лесных звуков.

Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…»

Игры. Лесные обитатели – герои народных сказок. Сказка ложь, да в ней намек…

Тема 3. Эстетика леса. 3ч.

В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов. Сезонные калейдоскопы красок леса. Наука бионика- какие интересные идеи могут нам подсказать лесные обитатели.

^ Практическая работа. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса».

Тема 4. Снежная книга леса. 5ч.

Сезонные изменения в живой природе (на примере леса).Портреты зимних деревьев. Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей. Следы деятельности животных -кузнеца дятла, Белкина кладовка, Синичкины кладовочки. Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу. Экскурсия и прогулка: «тропою следопыта».

^ Экскурсия и прогулка. «Тропою следопыта»

Практическая работа. Разработка плана – проекта «Спасем птиц зимой»

Игры. Игра – драматизация «Сказка зимнего леса»

Тема 5. Лес и человек. 3ч.

Лес в нашей жизни. Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества. Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка. Ягодознание, (советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты.

^ Игры. Дидактические игры «Грибное лукошко», « Ягодное лото»

Тема 6. Лес и здоровье. 4ч.

Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия? Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины. Жалобная книга леса – акция «спасем лесные цветы!»

^ Экскурсия и прогулка . «Если посмотреть на природу взглядом врача»

Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями.)

^ Игры. Сюжетно ролевая игра «В гостях у Айболита»

Тема 7. В гостях у леса. 3ч.

Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы. Помощь лесу(выполнение правил поведения, защита леса, правила посадки и выращивания деревьев в питомнике. Заповеди юных защитников природы.

^ Экскурсия и прогулка. Посещение охраняемых памятников природы родного края.

Практическая работа. Посадка саженцев и уход за ними.

Игры. Сюжетно – ролевая игра «Тайны лесной тропинки»

Заключение. 4ч.

Глобальные экологические проблемы современности. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Состояние мирового океана.

Семинары. «Каким экологическим закономерностям учит нас лесное сообщество», «Мысли глобально – действуй локально.»

Учебно – методическое обеспечение курса:

Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. –М.: «Академия » 2007).

Аксенова М.Д.Энциклопедия для детей. Экология. – Москва: Аванта,2006.

Электронные источники:

Интернет ресурсы: www.ipkps.bsu.edu.ru (сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов).

Похожие:

Программа факультатива «Лес и человек» iconТема: Лес и человек
Применение опорных понятий: лес, ельник, березняк, сосновый бор, дерево, вещество
Программа факультатива «Лес и человек» iconРабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон»...
Рабочая программа факультатива разработана на основе авторской программы по праву для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов....
Программа факультатива «Лес и человек» iconРабочая программа факультатива
Тематическое планирование факультатива «Локальные конфликты XX в.: политика, дипломатия, войны» для учащихся 10 класса составлено...
Программа факультатива «Лес и человек» iconРусалка
Кто мог стать русалкой: очень старые люди, ушедшие в лес; утопленники; безгрешный человек; некрещеный ребенок; невеста, умершая до...
Программа факультатива «Лес и человек» iconКол-во часов
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях факультатива «В мире занимательной математики» предусматривает...
Программа факультатива «Лес и человек» iconРабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль»
Данная образовательная программа составлена на основе программы «Юный эколог», автор Ю. Н. Александрова
Программа факультатива «Лес и человек» iconСтихотворение С. Никулиной «Русский лес»
Оборудование: плакат «Лес», карточки «значение леса», картинки деревьев и животных, доклады детей, стихи по теме
Программа факультатива «Лес и человек» iconЛес природное сообщество
...
Программа факультатива «Лес и человек» iconЛ екарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный...
Вопросы к коллоквиуму по вариативному курсу «лекарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный...
Программа факультатива «Лес и человек» iconУрока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек»
Место работы: моу акбашевская сош, д. Акбашева Аргаяшского района Челябинской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница