Скачать 106,8 Kb.
|
Пояснительная записка В основу курса положена программа факультатива «Лес и человек»(источник: Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. –М.: «Академия » 2007). При разработке таких тем, как «Лес многоэтажный дом», «Лес –дом лесных животных», «Лес и человек», использовался материал альтернативных программ «Окружающий мир» и «Человек и окружающий мир». Во введении дети получают представление об экологии как науки и обобщают знания о лесе как об экологической системе. Стержневая идея тем 1 и 2 – показывает неразрывную связь организмов с жизнью «зеленого дома»; постепенно вводятся некоторые основные экологические понятия. Тема 3 развивает у школьников эстетические эмоции, способность чувственно воспринимать природу, что является неотъемлемой частью экологического воспитания и образования школьников. Темы 5,6,7 затрагивают разные аспекты взаимодействия с окружающей средой (на примере лесного сообщества). Данные тему помогут реализовать валеологический подход в изучении курса. В заключении подводятся итоги курса, структурируются знания учащихся по элементарным основам экологической науки, даются понятия о глобальных экологических нарушениях на планете Земля. Курс предусматривает выполнение творческих работ, как в рамках практических занятий, так и на урока изучения нового материала. При реализации данной программы следует опираться на знания , полученные на уроках природоведения. Курс рассчитан на 35 часов (1час в неделю) ^
Задачи курса:
Требования к уровню подготовки учащихся (должен знать и понимать)
^
Итого: 35 ^ Введение. 3ч. Что изучает наука экология. Связь экологии с другими естественными науками. Понятие о природном сообществе. Лес как пример экологической системы. ^ «Ты входишь в лес» Практическая работа. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса» Игры. Сюжетно ролевая игра «Один день из жизни путешественников». Дидактическая игра «С какого дерева лист» Тема 1 . Лес – многоэтажный дом. 4ч. Понятие о ярусах леса. Законы леса. Береза, дуб, сосна, осина. Кустарники леса. Лесная подстилка. Осенний листопад: причины и следствия. Понятие об экологических факторах. ^ Лесные этажи. Мое любимое дерево. Практическая работа. Рассказать об особенностях каждого лесного яруса. Тема 2. Лес –дом лесных животных . 6ч. Лесные животные. Этажи и квартиры животных: норы дупла, домики – пирамидки, логовища, берлоги. Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке. Лес -раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники. Этология –наука о поведении животных. Экскурсия. В мире о лесных звуках. ^ В мире лесных звуков. Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…» Игры. Лесные обитатели – герои народных сказок. Сказка ложь, да в ней намек… Тема 3. Эстетика леса. 3ч. В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов. Сезонные калейдоскопы красок леса. Наука бионика- какие интересные идеи могут нам подсказать лесные обитатели. ^ Создание классной художественной галереи «Изобретения леса». Тема 4. Снежная книга леса. 5ч. Сезонные изменения в живой природе (на примере леса).Портреты зимних деревьев. Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей. Следы деятельности животных -кузнеца дятла, Белкина кладовка, Синичкины кладовочки. Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу. Экскурсия и прогулка: «тропою следопыта». ^ «Тропою следопыта» Практическая работа. Разработка плана – проекта «Спасем птиц зимой» Игры. Игра – драматизация «Сказка зимнего леса» Тема 5. Лес и человек. 3ч. Лес в нашей жизни. Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества. Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка. Ягодознание, (советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты. ^ . Дидактические игры «Грибное лукошко», « Ягодное лото» Тема 6. Лес и здоровье. 4ч. Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия? Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины. Жалобная книга леса – акция «спасем лесные цветы!» ^ Если посмотреть на природу взглядом врача» Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями.) ^ . Сюжетно ролевая игра «В гостях у Айболита» Тема 7. В гостях у леса. 3ч. Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы. Помощь лесу(выполнение правил поведения, защита леса, правила посадки и выращивания деревьев в питомнике. Заповеди юных защитников природы. ^ Посещение охраняемых памятников природы родного края. Практическая работа. Посадка саженцев и уход за ними. Игры. Сюжетно – ролевая игра «Тайны лесной тропинки» Заключение. 4ч. Глобальные экологические проблемы современности. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Состояние мирового океана. Семинары. «Каким экологическим закономерностям учит нас лесное сообщество», «Мысли глобально – действуй локально.» Учебно – методическое обеспечение курса: Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. –М.: «Академия » 2007). Аксенова М.Д.Энциклопедия для детей. Экология. – Москва: Аванта,2006. Электронные источники: Интернет ресурсы: www.ipkps.bsu.edu.ru (сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов). |
![]() | Тема: Лес и человек Применение опорных понятий: лес, ельник, березняк, сосновый бор, дерево, вещество | ![]() | Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон»... Рабочая программа факультатива разработана на основе авторской программы по праву для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов.... |
![]() | Рабочая программа факультатива Тематическое планирование факультатива «Локальные конфликты XX в.: политика, дипломатия, войны» для учащихся 10 класса составлено... | ![]() | Русалка Кто мог стать русалкой: очень старые люди, ушедшие в лес; утопленники; безгрешный человек; некрещеный ребенок; невеста, умершая до... |
![]() | Кол-во часов Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях факультатива «В мире занимательной математики» предусматривает... | ![]() | Рабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль» Данная образовательная программа составлена на основе программы «Юный эколог», автор Ю. Н. Александрова |
![]() | Стихотворение С. Никулиной «Русский лес» Оборудование: плакат «Лес», карточки «значение леса», картинки деревьев и животных, доклады детей, стихи по теме | ![]() | Лес природное сообщество ... |
![]() | Л екарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный... Вопросы к коллоквиуму по вариативному курсу «лекарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный... | ![]() | Урока в 4 классе (Окружающий мир и математика) по теме «Лес и человек» Место работы: моу акбашевская сош, д. Акбашева Аргаяшского района Челябинской области |