Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России»




Скачать 137.48 Kb.
НазваниеРуководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России»
Дата публикации23.06.2013
Размер137.48 Kb.
ТипРуководство
pochit.ru > География > Руководство
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ

Принят на XIV Ежегодной сессии Конференции РБА,

17-22 мая 2009 г.
(Представлен сокращенный вариант)
Цель «Руководства для детских библиотек России» – рекомендовать основные принципы, положения, нормативы и правила организации деятельности детских библиотек на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; определить показатели деятельности, обеспечивающие функционирование детских библиотек разного уровня, защитить их от неправомерных действий, влекущих за собой перепрофилирование, слияние или закрытие.

Руководство может быть использовано органами региональной власти и местного самоуправления при определении собственной стратегии развития библиотек и библиотечного обслуживания населения и руководителями детских библиотек в практической деятельности.

Руководство содержит положения, которые при определенных условиях и требованиях могут уточняться в применении к конкретным детским библиотекам, изменяться и дополняться по мере выхода новых нормативно-правовых документов.

Руководство обозначает тот минимум ресурсного обеспечения детской библиотеки, который рекомендуется соблюдать по всей территории страны.
Общие положения

Детские библиотеки России – специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей.

Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное отношение к определенной категории населения – детям. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.

Специализированность детских библиотек находит свое выражение в определении основного контингента пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

^ Основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду.
Основные задачи детских библиотек:

  • развитие и саморазвитие ребенка;

  • гармоничное сочетание социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективизации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);

  • воспитание творческих способностей;

  • пропаганда ценности детства и детской субкультуры;

  • достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;

  • обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

  • создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникационной грамотности

  • обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;

  • осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

  • развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;

  • развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио – и арттерапии, терапии творчеством.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными и другими учреждениями, организациями в деле защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.
^ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК

Обслуживание детей в библиотеках

  1. Основным контингентом пользователей детских библиотек являются дети от рождения до 14-ти лет включительно. Дети пользуются правом преимущественного бесплатного библиотечного обслуживания.

Пользователями детских библиотек также могут являться родители детей, записанных в библиотеку, учителя, воспитатели, физические и юридические лица, профессионально занимающиеся вопросами детского чтения, детской литературы и библиотечного обслуживания детей.

  1. Библиотечное обслуживание детей строится на принципах дифференцированного подхода в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями развития личности ребенка. Руководители чтения дифференцируются в зависимости от их социальных ролей. Система обслуживания пользователей регулируется уставами для самостоятельных детских библиотек и положениями для библиотек - структурных подразделений, а также правилами пользования. В каждой детской библиотеке обязательно выделение двух основных групп – дошкольников, младших школьников и школьников среднего, старшего школьного возраста. Руководители детского чтения и старшеклассники 10-11-х классов обслуживаются в соответствии с правилами пользования библиотекой для этих групп.

  2. Детская библиотека должна соответствовать потребностям растущей личности, предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения.

  1. Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключаются в скрытом (латентном) их характере. Дети не могут ждать, удовлетворение их потребностей носит сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас», что значительно затрудняет библиотечную работу с ними и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания. Фонды детских библиотек должны соответствовать потребностям и запросам растущей личности, критериям полноты предоставляемых источников, эстетическим и содержательным аспектам предоставляемой информации.

  2. Детская библиотека обеспечивает формирование информационных ресурсов на всех видах носителей и доступ к ним.

  3. Детская библиотека – институт содействия социализации личности, ее формированию с помощью книги и чтения, приобретению навыков образования и самообразования, осмысленного досуга.

  4. Детская библиотека – центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми, информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей, предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребенком информацию на всех видах носителей.

  5. Детская библиотека – культурно-просветительский центр для детей, который распространяет в доступной форме научно-популярные знания по всем отраслям науки и техники, историко-краеведческие, экологические, правовые знания, расширяя и дополняя информацию, получаемую в семье, детских дошкольных учреждениях, школах.

  6. Детская библиотека – центр детского чтения, приобщения ребенка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах ее носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.

  7. Детская библиотека должна обеспечивать своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа.

  8. Детская библиотека изучает интересы и потребности своих читателей, степень использования фондов документов и соответствия их запросам и задачам библиотек.

  9. Детская библиотека должна быть центром детства в своем регионе, собирать, анализировать информацию о детском чтении, культурной среде детства, образовательной среде, выступать хранителем детской субкультуры. С этой целью детская библиотека сотрудничает со всеми государственными, коммерческими, общественными организациями, занимающимися проблемами детства и защиты прав ребенка.


Муниципальный уровень

Обслуживание детей в публичных библиотеках районных, городских и сельских поселений

Дети имеют право пользоваться любыми публичными библиотеками. В существующих библиотечных системах сложились следующие формы обслуживания детей: во взрослых библиотеках, где согласно «Модельному стандарту публичных библиотек» в фондах должно быть от 30% до 50% детской литературы, в детских библиотеках-филиалах, в детских отделах. Наличие последних обеспечивает право на специализированное обслуживание, то есть предоставление отдельного помещения и организацию специфической среды развития личности ребенка, наличие специально подготовленного персонала.
^ ДОСТУПНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК

Нормативы открытия и размещения на муниципальном уровне детских библиотек определяются критериями территориальной доступности и количеством жителей-детей до 15 лет, проживающих в муниципальном образовании. Детская библиотека, как и общедоступная, размещается с учетом ее максимально пространственной доступности – по времени не более 15-20 мин., за которое ребенок может добраться до библиотеки.

Для обслуживания детей организуются специализированные детские библиотеки:

  • в городах с населением до 50 тыс. жителей - как минимум 1 детская библиотека;

  • в городах с населением 50 тыс. жителей и более - 1 детская библиотека на 4 - 7 тыс. учащихся и дошкольников.

  • В населенных пунктах сельских поселений 1 детская библиотека на каждую тысячу жителей.

Доступность детской библиотеки для детей и остального населения обеспечивается ее удобным местоположением – в центре села, жилого квартала микрорайона, района города или в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах – на пересечении пешеходных путей, вблизи остановок общественного транспорта.

Ежедневный режим работы (в том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) детской библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения. Время работы библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту жительства граждан, может колебаться от 41 (по условиям организации труда в РФ) до 60 часов в неделю (по рекомендациям международных стандартов). Но оно не должно полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения. Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) может ограничиваться в зависимости от местных условий.
^ БИБЛИОТЕЧНЫЕ УСЛУГИ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Библиотечная услуга – это результат библиотечной деятельности по выявлению, формированию и удовлетворению информационных и культурных потребностей пользователей библиотеки. Детская библиотека обслуживает детей, руководителей чтения, организации в локальном и удаленном режимах.

Объем и качество предоставляемых услуг зависит от вида детских библиотек, степени их оснащенности ресурсами (фондами, материально-технической базой, персоналом).

Для всех детских библиотек основным положением является разделение всех услуг на безусловно бесплатные и платные.

К бесплатным услугам относятся в соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» следующие услуги:

  • получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа, о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек по имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия (внутрисистемный обмен, межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов, Интернет);

  • получение информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов, в том числе электронных, и других форм библиотечной информации;

  • получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, включая Интернет;

  • организация открытых просмотров литературы, тематических выставок в помещении библиотеки;

  • организация массовых мероприятий в помещении библиотеки;

  • получение во временное пользование документов из библиотечных фондов в читальных залах и абонементах в соответствии с правилами пользования библиотек.

К платным услугам относятся те услуги, которые требуют значительных материальных затрат и не обеспечены бюджетным финансированием (использование копировально-множительной техники, компьютерных сетей связи, обращения к коммерческим базам данных, проведения массовых мероприятий и предоставление методической и консультационной помощи по запросам сторонних организаций, продажа методических, библиографических пособий сторонним учреждениям и организациям и т.д.). При оказании платных услуг библиотекой должны соблюдаться требования законодательства, в первую очередь, Гражданского кодекса РФ.

Библиотечные услуги муниципальных детских библиотек

Главной задачей муниципальных библиотек является обслуживание пользователей-детей и руководителей детского чтения, поэтому основными услугами, предоставляемыми детской библиотекой, будут те, которые непосредственно связаны с этим процессом: выдача и прием документов в соответствии с правилами библиотеки; информирование о возможностях библиотеки и предоставление информационных баз данных – каталогов, картотек и т.д. Объем и перечень платных услуг, предоставляемых муниципальной детской библиотекой, также зависят от ресурсных возможностей и, главное, степени спроса и финансовой способности детей и их родителей.

Спецификой работы детских библиотек, помимо всего прочего, является и то, что дети – самая экономически и социально не защищенная часть населения, и детские библиотеки должны предоставлять им как можно больше БЕСПЛАТНЫХ услуг, вводя платность только для организаций и, частично, для взрослых.
Показатели детских библиотек поселений, детских филиалов, отделов

Объемные показатели – число посещений, пользователей, выдача документов, коэффициент обновляемости фонда, обращаемость, читаемость, посещаемость, количество мероприятий по пропаганде книги и чтения.

Показатели эффективности (результативности) – средняя читаемость, средняя посещаемость, обращаемость фонда. По муниципальным детским библиотекам средние показатели по России составляют: читаемость – 20-22 экз. в год, посещаемость – 7-8 раз в год, обращаемость – 2 (по международным стандартам – 3-4).

Нормы нагрузки на библиотекаря определяются исходя из этих объемных показателей. На 1 библиотекаря в среднем по России не более 650 чел., 13,5 тыс. выдач, 6-7 тыс. посещений. Охват детского населения библиотечным обслуживанием должен составлять не менее 35-40% в городе и 50-60% на селе.
^ РЕСУРСЫ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК

Фонды детских библиотек

Объем фонда муниципальной детской библиотеки должен соответствовать средней книгообеспеченности одного жителя: в городе – 5-7 экз., на селе – 7-9 экз.

Фонд муниципальной детской библиотеки должен обновляться в течение 10 лет. Количество новых поступлений определяется либо в зависимости от количества жителей детского возраста из расчета 250 книг на 1000 жителей,

Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей;

В фондах детских библиотек должно быть не менее 50% художественной литературы.

Показатели для фонда звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, в том числе снабженных субтитрами для детей с ослабленным слухом, должны быть не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение – не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписи из расчета на 1000 жителей

Детская библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий (не менее 10% к общему фонду).

Для поддержания оптимального уровня формирования фондов детских библиотек на приобретение новых документов ежегодно должно выделяться не менее 10% от общего объема финансирования библиотек.

Оборудование, технические средства

Для обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг, размещения фондов и организации производственных процессов детская библиотека должна быть оборудована предметами библиотечной мебели, отвечающими современным требованиям и учитывающими особенности пользователей детского возраста (кафедры выдачи, стеллажи, витрины, столы, стулья, в том числе компьютерные и т.д.) и техническими средствами. С этой целью ежегодно на эти цели должно выделяться не менее 8-10% средств от балансовой стоимости уже имеющегося оборудования и техники.
^ ПЕРСОНАЛ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК

  1. Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках определяется в зависимости от основных показателей и объема деятельности библиотеки.

В муниципальных библиотеках нормативы обеспечения кадрами зависят от основных показателей обслуживания пользователей – количества детского населения в зоне обслуживания, количества пользователей, количества посещений, книговыдач.

  1. На директора центральной (региональной, муниципальной), его заместителей, художника и других специалистов, не занятых непосредственно в обслуживании читателей, нормативы нагрузки по числу пользователей, посещений и количеству населения не распространяются.

  2. Не менее 50% штатного персонала детской библиотеки должны быть дипломированными специалистами в области библиотечного дела, библиографии, педагогики, психологии, информационных технологий,

  3. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают реализацию программы непрерывного образования всего персонала. Каждый сотрудник один раз в пять лет должен проходить переподготовку. Полезно предусматривать возможности командировок специалистам библиотеки для обмена опытом, участия в общероссийских, зарубежных, межрегиональных библиотечных и иных мероприятиях. Сумма, предназначенная для целей обучения персонала, должна быть не менее 0,5% от статей бюджета, исключая заработную плату.

  4. Аттестация работников детской библиотеки проводится в соответствии с федеральным и региональным законодательством.


^ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

В основе всей работы с общественностью лежит изучение интересов и потребностей различных слоев населения в услугах детской библиотеки, соответствие деятельности детской библиотеки интересам детей, защита прав детства.

Детской библиотеке необходима программа взаимодействия с органами власти и общественностью в целях укрепления ее положения в обществе и понимания ими целей и задач деятельности библиотеки. Эта программа может включать в себя следующие направления:

  • работа с населением. Главная задача библиотек – продуманная PR-кампания: широкая информация населения, в первую очередь, детей, их родителей, учителей о возможностях детской библиотеки, предоставляемых услугах, режиме работы, местонахождении, проведение акций в поддержку детского чтения; привлечение детей в библиотеки и т.п.,

    • работа с органами власти, с учредителем – органом управления культурой, с органами управления имуществом, другими подразделениями администрации (по делам молодежи, управления образованием, экологическим управлением и т.д.). Главные задачи детской библиотеки – привлечение внимания руководителей к проблемам развития библиотечного обслуживания детей в регионе, необходимого и достаточного ресурсного обеспечения основных задач детских библиотек; утверждение библиотечных программ и проектов по привлечению детей к пользованию библиотеками, проведение крупных акций по пропаганде книги, чтения и библиотеки;

    • взаимоотношения с учреждениями и организациями, общественными организациями. Главные партнеры детской библиотеки – школа и школьная библиотека, другие детские учреждения (ясли, детские сады, учреждения дополнительного образования, общественные фонды в помощь детству и т.п.), универсальные и публичные библиотеки.

    • связи со средствами массовой информации

    • поиск спонсоров. Создание и претворение бизнес-планов, привлекающих в библиотеку дополнительные внебюджетные средства.

    • организация попечительских советов, «Друзей библиотеки», других общественных образований в помощь развитию детской библиотеки и улучшения ее имиджа.

Похожие:

Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России» iconПредисловие Цель «Руководства для детских библиотек России»
Руководство может быть использовано органами региональной власти и местного самоуправления при определении собственной стратегии...
Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России» iconКабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2008 г. N 55
Руководство ифла/юнеско по развитию службы публичных библиотек" (1986, 2002 гг.); "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки"...
Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России» iconЗадачи библиотек, решаемые в 2010 году: изучение информационных потребностей...
Главная цель деятельности библиотек – обеспечение свободного доступа пользователей к информации и знаниям, организация содержательного...
Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России» iconЛ ленинградская областная детская библиотека новая детская книга
Новая детская книга. 2009 год. Второе полугодие: Список книг в помощь комплектованию детских, сельских библиотек / лодб; сост. И....
Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России» iconБиблиотека – территория толерантности
Муниципальное учреждение Детская централизованная библиотечная система г. Новокузнецка (му дцбс) было создано в 1980 году и в настоящее...
Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России» iconМетодические рекомендации по проведению Российского месячника школьных библиотек в 2012 году
Российского месячника школьных библиотек «Школьному педагогу-библиотекарю – новые знания и технологии XXI века», который проводится...
Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России» iconДолжностная инструкция
«Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 14. 08....
Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России» iconРассказывает книга
С тех пор этот праздник, превратившийся в Неделю детской книги, отмечается каждый год с 24 по 30 марта в дни весенних детских каникул....
Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России» iconПрограмма составлена на основе программ: «Любительское музицирование...
Составитель: Т. А. Артеменкова. «Класс специального фортепиано» программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских...
Руководство для детских библиотек россии принят на XIV ежегодной сессии Конференции рба, 17-22 мая 2009 г. (Представлен сокращенный вариант) Цель «Руководства для детских библиотек России» iconПриказ Федеральной службы государственной статистики от 20 мая 2010...
В соответствии с п. 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница