Скачать 141,99 Kb.
|
Приложение № 1 МОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа» План – конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: «Нарушение экологического равновесия в природе» План- конспект урока подготовил: учитель ОБЖ Пархоць Ф.В. с. Владимировка План конспект урока ОБЖ в 8 классе «Нарушение экологического равновесия в природе» Цели урока: Углубить и расширить знания по экологическому равновесию в природе; - Показать пагубное влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека; - Развивать экологическую культуру школьников, воспитывать экологическую бдительность, совершенствовать умения учащихся в работе с дополнительной литературой. - Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Оборудование: Рисунки, карточки, видеозапись, музыка ^ Вступительное слово учителя . О, Люди! Мыслю я, У всех у нас есть мать одна По имени Земля. Этими замечательными словами мне бы хотелось начать наш урок. Как вы догадались, ребята, сегодня мы продолжим с вами вести беседу об экологическом равновесии, о последствиях деятельности человека на планете Земля. Да, действительно, планета Земля - наша мать, наш общий дом и мы обязаны ей своей жизнью, ей прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, человек, считающий себя венцом природы, забыл , что сам является её скромной частицей. "Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять -горестно восклицает современный русский писатель В.Астафьев, - что животные, птицы, рыбы без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого ." В процессе развития цивилизации человек пытался удовлетворить свои жизненные потребности. Это требовало создания и освоения новых источников энeргии, расширения площадей земли, используемых под сельскохозяйственные угодья и пастбища, строительство городов и предприятий. Человек, расширяя сферу своей деятельности, начал создавать искусственную среду обитания. В результате нарушилось равновесие в природе, вызывающее необратимые изменения в ней и постепенное её разрушение и гибель. И сегодня, когда тучи военного столкновения между супердержавами поредели, стало видно: экологическая бомба для человечества столь же опасна, как и ядерная. Мы уже немало говорили о последствиях деятельности человека на окружающую среду. Проверка домашнего задания. A сейчас, чтобы проверить, как вы усвоили предыдущий материал я бы хотела предложить вам следующие задания : 1. работа по карточкам 2. диктант 3. работа с таблицей
Д и к т а н т 1. Как называют науку о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой. (Экология) 2. Это сравнительно быстро происходящая цепь событий, приводящая к трудно обратимым процессам природы, делающих невозможным ведение хозяйства, приводящая к реальной опасности тяжёлых заболеваний или даже смерти людей. (Экологическая катастрофа ) 3. Что понимают под техносферой.(Искусственная среда обитания) 4. Как называют раздел экологии, который рассматривает воздействие объектов промышленности, сельскохозяйственного транспорта, на природу и наоборот. (Промышленная экология) 5.Нарушениe равновесия в экосистеме, которое вызывает необратимые процессы в ней и постепенную её гибель (Экологический кризис) А теперь, ребята, обменяйтесь тетpадями и проверьте правильность написания диктанта друг у друга. Ключ ответов вам предлагается на доске. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. О том, какой ущерб нанесла деятельность человека атмосфере, гидросфере, суше и биосфере давайте послушаем девочек. 1.Начну с изменения климата. За последнее столетие произошло повышение температуры поверхности Земли не менее , чем на 0,5С. Зимние температуры увеличились более значительно, чем летние. В настоящее время доказано, что основным источником парниковых газов являются антропогенные нарушения работы микробных сообществ почв Сибири и Северной Америки. Это открытие накладывает на нашу страну большую вину за глобальные изменения климата. ^ Во-первых, резко увеличивается процесс опустывания. Особенно быстро начнут расширяться пустыни в Африке, на юге Северной ^ Во-вторых, резко ускорится уже сейчас происходящий медленный подъём уровня Мирового океана. В 2050 году возможное повышение уровня океана составит 150см. 2. Реальной экологической угрозой становится истощение озонового экрана в атмосфере. Говоря об этом, обычно отмечается знаменитая «озоновая дыра» над Антарктидой. Так, над нашей страной сокращение азона достигло 3%. Доказано, что сокращение азона только на 1% ведёт к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7%. Это означает, что 6-9 тысяч человек на европейской территории нашей страны смертельно заболевает раком кожи только по этой причине. ^ А не было её ещё вчера. Зачем она учёными открыта? Неужто в вечность нам уже пора? Неужто судный день для бела света Подкрался вдруг космической тропой. И под жестоким ультрафиолетом Нам корчиться беспомощной толпой. Неужто всё , что дорого и свято В единой человеческой судьбе, Вдруг будет уничтожено , распято Потоками диапазона Б. На миллион квадратных километров Пробита наша вечная броня, И даже антарктические ветры От страха взвыли , душу леденя Великая озонная защита Разорвана отныне навсегда, Виновников незримых не ищите Виновники – мы с вами , господа! 3.В результате изменения биосферы исчезают животные, растения. Изучив литературу по проблеме –влияние человека на окружающую среду, в данном случае на биосферу, я узнала, что тропические леса, которые являются домом почти половины всех живых существ, почти уничтожены. В настоящее время огромное количество животных на грани исчезновения. Среди них - орлы, слоны, киты. Приведу пример, как вы знаете местом обитания крокодилов является озеро виктория. Появились же крокодилы на нашей планете 2 миллиона лет назад. В настоящее время их насчитывается 21 вид, но 14 видов занесены в Красную книгу. Я думаю этот факт должен заставить задуматься всех нас. Чем больше вникаешь в суть этой глобальной проблемы. тем страшнее становится. На некоторые вопросы, волнующие меня любезно согласились ответить некоторые старшеклассники. (В и д е о з а п и с ь) У ч е н и к 1. Расскажите, пожалуйста, о самых острых проблемах нашего времени. 2. Неимоверно растёт население Земли. Оно составляет 5,3 миллиарда человек. Каждому из них требуется одежда, пища, крыша над головой. В то же время ресурсы планеты не умножаются, а иссекают. Выбывают из оборота плодородные почвы, быстро загрязняются вода и воздух. Есть ли острова спасения от надвигающейся беды? К сожалению, нет. Всё человечество в одной лодке и пересесть из неё некуда. Главным итогом осознания космоса стало осознание того, что Земля-маленький шар во Вселенной, и это пока единственное пристанище человечества. Страны бедные и богатые, обитатели хижин и небоскрёбов все на одном корабле. Чернобыль, Арал, Волга, Белое море, Байкал, искусственные пустыни Калмыкии - вот районы экологического бедствия , особенно близкие нам. ^ 3.Экологическая ситуация в России, как и во всём мире сложная. В настоящее время свыше 70 миллионов человек дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами. Большой урон экосистеме нанесён ядерными веществами. В результате Чернобыльской аварии заражены радиоактивными веществами Брянская, Тульская, Орловская, Рязанская области. ^ 4. В настоящее время пресной воды не хватает. 82% сбрасываемой воды не подвергается очистке. Реки Дон, Обь, Енисей, Лена загрязнены органикой, тяжелыми металлами, нефтепродуктами. А Волга? Матушка –Волга, о которой сложены песни, стихи, легенды. В древности её называли Ра, что значит радость, река бога Солнца. Ещё вчера она давала богатырскую силу всем русичам, дарила людям вдохновение для песен и стихов да вкусную рыбу. Испокон веков она была колыбелью, носительницей жизни. А сегодня Волга-матушка медленно умирает. В её водах гибнет рыба, а деревья вдоль реки летом стоят с жёлтыми листьями. Многие люди не хотят понять, что без воды жизнь на земле невозможна. И в заключении, мне хочется напомнить высказывание о воде А.Сент-Экзюпери «Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты- сама жизнь.» ^ Тебе мы посвящаем Стихи и песни, и дела! Тебя сегодня прославляем Чтоб ты у нас всегда была Чтоб реки были полноводны И мирно бы текли всегда Была б прозрачна в них вода! Что бы дождём нас поливало Ты с чисто голубых небес И злился бы на нас поменьше Могучий и Всесильный Зевс! Тебе, вода, поём мы славу! Живи на счастье и забаву! И радуй нас собой всегда Так пусть же славится вода! Эти слова Леонардо да Винчи подтверждают тот факт, что заря жизни на планете слабой искоркой зародилась в воде. Здесь начали свою эволюцию, которой уже 3 миллиарда лет, первые одноклеточные существа. Мы- дети воды. ^ Итак, ребята, как вы поняли дальнейший нас разговор пойдёт о воде, а точнее о загрязнении природных вод. Но вначале давайте нарисуем воду. Каждый её рисует так, как представляет. Что касается меня, тоя её представляю следующим образом. А сейчас постарайтесь рассказать всё, что знаете о воде. (С химической точки зрения: вода - самое распространённое из соединений в природе, это оксид Н2 О . Вода- бесцветная жидкость, без вкуса,без запаха. Кипит при температуре 100, замерзает при температуре 0. С физической точки зрения: вода находится в 3 агрегатных состояниях- в твёрдом, жидком, газообразном. (География)- Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода есть в почве, под почвой. У северного и южного полюсов- скопление льда. (Биология) Наше тело состоит на 2/3 из воды. Вода входит в состав крови, есть внутри клеток растений. Жизнь была зарождена в воде. Вода- основа всех жизненных процессов. Вода- среда обитания многих животных. А теперь, я предлагаю вам заполнить таблицы, которые лежат у вас на столах. Как вы видите в таблицах есть следующие разделы: знаю, хочу узнать, узнал новое. 1. Вначале запишите в левой колонке всё, что знаете о воде. 2. Обменяйтесь своими мнениями в паре. 3. Давайте обсудим, что у нас получилось. 4. А, чтобы вы ещё хотели узнать о воде. 5. На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в текстах. Чтение с пометками. Во время чтения делайте, пожалуйста, пометки.
После прочтения текста заполните графу таблицы « Узнал новое» (Звучит музыка). Итак, ребята, что же вы узнали нового о воде? Какое значение имеет вода ? Должны ли мы беречь воду? ( Видеозапись) Как яблоко на блюде ^ Не торопитесь, люди, Всё выскрести до дна. Не мудрено добраться До скрытых тайников Разграбить все богатства У будущих веков. Мы общей жизни зёрна, Одной судьбы родня, Нам пировать позорно в счёт будущего дня. Помните это ,люди, Как собственный приказ. Не то земли не будет У каждого из нас. А нам беречь природу надо Для тех, кто будет после нас А безумно сыплем яды И дом свой травим ,не скупясь. Давайте будем беречь планету – Во всей Вселенной похожей нету: Во всей Вселенной совсем одна, Что будет делать без нас она. Итак, ребята, к сожалению наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что сегодняшняя беседа заставит вас задуматься о том, что мы должны беречь и охранять нашу планету, ведь она у нас одна, а богатства её небезграничны. И закончить наш урок мне бы хотелось словами Е.Евтушенко Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри планеты Убивайте лишь зверей внутри себя. Домашнее задание «5»- Сообщение «Экологическое состояние внутренних вод Белгородской области». «4» - с.64-66, тесты «3»- с. 64-66, вопросы к параграфу Рефлексия. |
![]() | Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе | ![]() | Урока по физике + технологии + обж в 9 классе по теме «Действия электрического тока на человека» План-конспект интегрированного урока по физике + технологии + обж в 9 классе по теме «Действия электрического тока на человека» |
![]() | Урока по обж в 9 классе на тему: здоровье человека Управление образования администрации Вязниковского района мбоу «Буторлинская оош» | ![]() | Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» На этапе вызова проведена работа по усвоению учащимися регулятивных ууд, созданы ситуации, в которых дети совместно с учителем формулируют... |
![]() | Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Экологическая безопасность» «экологическая безопасность”, “цепь загрязнения”, “бытовой фильтр”, “экология», учить выполнять правила личной экологической безопасности.... | ![]() | Конспект открытого урока по обществознанию в 8 «А» классе на тему «Государство и экономика» Цель урока: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике |
![]() | Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить... Формировать умение применять знания на практике, объяснять физические явления в природе, технике и быту | ![]() | Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в... Прежде чем мы определим тему нашего урока, я предлагаю вспомнить выводы, сделанные нами на предыдущем уроке |
![]() | Урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове» Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе, проведенный учителем начальных классов моу лицей №4 | ![]() | Конспект урока по технологии в 5 классе на тему «Элементы материаловедения.... План- конспект урока по технологии в 5 классе на тему «Элементы материаловедения. Получение ткани. Определение лицевых и изнаночных... |