Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками»




Скачать 160.1 Kb.
НазваниеПрограмма «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками»
Дата публикации15.06.2013
Размер160.1 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > География > Программа
Министерство образования и науки Самарской области



Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр повышения квалификации

Программа




«Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками»

Рассмотрено

на заседании Методического совета

ГБОУ ДПО ЦПК

Протокол № 3 от 24.09.2012г.
Утверждено к использованию

Директор

ГБОУ ДПО ЦПК

__________________________

С.В. Бреус


2012г.
^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс предназначен для учителей общеобразовательных учреждений, обучающихся в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Слушатели данного курса должные иметь средний или продвинутый уровень пользователя персонального компьютера (ПК), что предполагает владение навыками работы в офисных приложениях:

  • текстовом редакторе Word;

  • графическом редакторе Paint;

  • редакторе презентаций PowerPoint;

  • а также в сети Интернет.

Актуальность разработки курса продиктована современными задачами, стоящими перед учителем-предметником, а именно: необходимость разработки авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для мультимедийного сопровождения занятий в классно-урочной системе и системе внеклассных занятий и мероприятий. Имеющиеся в большом количестве на образовательном рынке ЭОР, созданные известными компаниями, не всегда удовлетворяют целям, задачам или содержанию конкретного урока, методическому подходу, или профессиональной концепции, которых придерживается учитель. Кроме того, иногда бывает невозможно найти ресурс, подходящий тематически. Во всех перечисленных случаях учитель должен уметь создавать самостоятельно необходимые ему электронные ресурсы.

Данный курс предлагает решение, предполагающее обучение слушателей созданию интерактивных электронных материалов учебного назначения на базе доступного для освоения приложения MS PowerPoint с элементами встроенного языка объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Applications (VBA). Путём размещения на поле слайда программируемых элементов управления, а также кнопок вызова аудио- и видеофайлов, прошедших подготовительные операции с помощью специальных программ редактирования медиаобъектов, слушатели курса учатся создавать программные продукты, которые способны решать интерактивные образовательные задачи, превращая тем самым традиционные, не имеющие интерактивных свойств, «презентации» в полноценные ЭОР.

Кроме того, данный курс призван также научить учителей использовать имеющиеся электронные образовательные ресурсы федеральных порталов в своей профессиональной деятельности, а именно ресурсы:

  • сайта Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);

  • сайта единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru);

  • сайта информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ЕС «Единое окно», http://window.edu.ru);

  • Федерального портала «Российское образование» (http://www.edu.ru).

Ожидаемая эффективность внедрения данной программы базируется на востребованности в современных условиях информатизации образования инновационных подходов к подготовке ИКТ-компетентных учителей-предметников, носителей профессиональной культуры нового типа – учителей, способных использовать ИКТ для переосмысления и творческого обновления всех сторон учебного процесса, что должно привести к изменению содержания их профессиональной деятельности и оказать существенное влияние на эффективность их работы.
^ Цели и задачи курса
Цель курса. Данный курс предполагает формирование профессиональной ИКТ-компетенции учителя-предметника как разработчика интерактивных ЭОР (на базе программной среды MS PowerPoint с элементами VBA), а также использование и адаптацию ресурсов Единой коллекции ЦОР и ФЦИОР с целью их внедрения в процесс обучения школьников.

^ Задачи курса. По окончании курса учитель-предметник должен овладеть следующими навыками:

1) осуществлять монтаж звуковых и видеофайлов:

  • изменять формат звукового файла;

  • выделять звуковую дорожку из видеофайла и записывать ее в виде звукового файла;

  • редактировать (производить «нарезку» и объединение) звуковые файлы;

  • производить «нарезку» видеофайлов на фрагменты и объединять несколько видеофайлов;

  • стирать русскую или иноязычную звуковую дорожку в дублированном видеофайле;

  • производить замену звуковой дорожки в видеофайле;

2) создавать привлекательный интерфейс мультимедийных разработок на базе авторских шаблонов оформления, включать в создаваемый ресурс аудио и видеофайлы;

3) создавать компоненты мультимедийных разработок с помощью непрограммируемых элементов управления действиями:

  • управляющих кнопок для оформления гиперссылок или запуска аудио-, видеофайлов, смены слайдов и т.п.;

  • всплывающих подсказок;

  • полей для ввода текста с клавиатуры;

  • полос прокрутки для текстов большого объема;

  • неактивированных переключателей типа «флажок» и «радиокнопка»;

4) программировать на языке VBA:

  • создавать процедуры для обработки событий, связанных со стандартными элементами управления;

  • использовать свойства элементов управления для формирования интерактивных элементов на слайдах;

5) оперировать ресурсами ФЦИОР и Единой коллекции ЦОР:

  • пользоваться поисковой системой, загружать и классифицировать загруженные файлы ОМС;

  • адаптировать файлы, допускающие редактирование, под конкретные цели и образовательные задачи;

и умениями:

1) разрабатывать концепцию и дидактическую карту-план создаваемого ЭОР (проекта);

2) осуществлять электронную реализацию создаваемого проекта: информационные блоки и блоки тренировочных упражнений и заданий;

3) включать разработанные авторские ресурсы в учебный процесс.

Ожидается, что по окончании курса слушатели смогут самостоятельно разрабатывать интерактивные учебно-методические программные средства для мультимедийной поддержки проводимых ими уроков и внеклассных занятий.

^ Структура курса
Курс рассчитан на 36 академических часов работы в компьютерном классе с внеклассной поддержкой в виде самостоятельной работы слушателей. Курс состоит из двух разделов – вводного, теоретического (6 час.), и основного, практического (30 час.).

Первый блок теоретического раздела (4 час.) посвящен рассмотрению психолого-педагогических аспектов внедрения ИКТ в учебный процесс, проблем, связанных с профессиональной адаптацией учителей-предметников к работе в условиях информатизации, и вопросам их целевой подготовки в области ИКТ. Во втором блоке теоретического раздела (2 час.) уделяется внимание общим вопросам внедрения ИКТ в учебный процесс, использованию ЭОР на уроках и внеклассных занятиях, обсуждаются концепция и содержание курса, а также основные принципы и правила создания ЭОР и дидактические возможности ЦОР из Единой коллекции и коллекции ФЦИОР.

Практический раздел курса состоит из пяти тематических блоков, или тем, (по 2, 6, 6, 10 и 4 час., соответственно) и итогового занятия (2 час.) по технической и методической подготовке к защите разработанного программного продукта.

Занятия первого блока посвящены предварительной методической разработке итогового программного продукта: замыслу проекта, постановке методической задачи и составлению плана-карты проекта на основе отобранного слушателями учебного материала.

Второй блок посвящен обучению подготовительным операциям по монтажу аудио- и видеофайлов, необходимым для дальнейшего их включения в программный продукт.

Третий блок преследует цели ознакомления слушателей с требованиями эргономичности ЭОР, настройке действия с помощью управляющих кнопок, созданию всплывающих подсказок, текстового поля, полосы прокрутки, а также типам и свойствам элементов управления.

В четвёртом блоке слушатели получают навыки программирования на языке VBA с целью реализации интерактивных свойств элементов управления: полей для ввода текста, переключателей, командных кнопок и создания на их основе упражнений, проверочных заданий, викторин, тестов и т.п. как необходимых составляющих ЭОР.

Блок 5 посвящён изучению ОМС из коллекции ФЦИОР, адаптации (редактированию) ресурсов и их включению в разрабатываемые программные продукты.

Курс завершается защитой итогового проекта – разработанного слушателями программного продукта по своему предмету согласно начальному замыслу – и обсуждением полученных результатов (в рамках дополнительного учебного времени).
^ Формы контроля
В данном курсе предусмотрены два вида контроля – промежуточный, по окончании каждого блока практической части курса, кроме первого, и итоговый – по окончании освоения всего курса.

Цель промежуточного контроля – проверка полученных слушателями навыков в освоении пошаговых подготовительных процедур (Темы 2 и 3), навыков программирования на языке VBA (Тема 4), а также навыков работы с ОМС из коллекции ФЦИОР (тема 5). Форма контрольных заданий – решение практических задач с пошаговым пояснением проделанных операций.

Цель итогового контроля – оценка полученных слушателями навыков и умений по созданию программных продуктов учебного назначения с элементами анимации, интерактивного управления ресурсом, разнообразными заданиями и упражнениями, тестами различных форматов, вызовом необходимых аудио- и видеоматериалов непосредственно со страниц ресурса, а также включения ОМС из коллекции ФЦИОР в разрабатываемые ресурсы.
^ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


^ Название раздела/темы программы

учебные часы




Всего

Лекции

Семинары, практические занятия







^ ВI. Вводная часть - I. Психолого-педагогическое

обоснование курса

4

4









BI.1.

Психологические аспекты проблемы информатизации образования Проблемы учителя-предметника в условиях информатизации образования.

2

2









BI.2.

Профессиональная подготовка учителя-предметника в области ИКТ: подходы, этапы, технологии.

2

2









^ BII. Вводная часть - II. Методическое обоснование курса

2

2









BII.1

Дидактические возможности ИКТ и мультимедийных средств. Основные виды и характеристики электронных образовательных ресурсов.

1

1









BII.2

Краткая характеристика курса

1

1









^ 1. Тема 1. Методическая разработка программного продукта

(проекта)

2



2







1.1. Характеристики современного мультимедийного урока. Подбор учебного материала.

1



1







1.2. Методическая разработка содержания проекта. Составление и защита послайдовой карты проекта.

1



1







^ 2. Тема 2. Монтаж звуковых и видеофайлов

6



6







2.1.

Монтаж звуковых файлов.

1



1







2.2.

Стирание звуковой дорожки в видеофайле.

1



1







2.3.

Монтаж видеофайлов.

1



1







2.4.

Извлечение звуковой дорожки из видеофайла.

1



1







2.5.

Совмещение звукового и видеофайла. Компрессия звуковых и видеофайлов.

1



1







2.6. Проверочная работа по теме 2 «Монтаж звуковых и

видеофайлов».

1



1







^ 3. Тема 3. Дизайн слайдов. Создание элементов управления.

6



6







3.1.

Основные принципы расположения объектов на слайде. Понятие об эргономичности программного продукта. Анимация объектов.

1



1







3.2.

Создание гиперссылок с помощью управляющих кнопок. Понятие об операции «Настройка действия».

1



1







3.3.

Типы элементов управления, их свойства и дидактические возможности.

1



1







3.4.

Создание «всплывающих подсказок». Создание текстового поля. Ввод текста в режиме демонстрации.

1



1







3.5.

Переключатели типа «флажок» и «радиокнопка», их свойства и возможности.

1



1







3.6. Проверочная работа по теме 3 «Дизайн слайдов. Создание

элементов управления».

1



1







^ 4. Тема 4. Элементы программирования на языке VBA в приложении PowerPoint

10



10







4.1.

Основы объектно-ориентированного программирования. Типы элементов управления (ЭУ) и их свойства.

1



1







4.2.

Элемент управления «Командная кнопка» и его свойства.

1



1







4.3.

Элементы управления «Переключатели типа радио-кнопка и флажок» и их свойства.

1



1







4.4.

Элемент управления «Поле для ввода текста» и его свойства.

1



1







4.5.

Элементы управления «Надпись» и «Рисунок» и их свойства.

1



1







4.6.

Программирование событий и процедур для элементов управления «Командная кнопка» и «Переключатели».

1



1







4.7.

Программирование событий и процедур для элементов управления «Поле для ввода текста», «Надпись» и «Рисунок».

1



1







4.8.

Форматы и создание интерактивных заданий на базе программируемых элементов управления.

2



2







4.9.

Поверочная работа по теме 4 «Элементы программирования на языке VBA в приложении PowerPoint».

1



1







^ 5. Тема 5. Работа с ОМС из коллекции ФЦИОР

4



4




1




5.1.

Обзор ОМС из коллекции ФЦИОР. Поиск, вызов, классификация, формат, загрузка, упаковка. Адаптация ОМС к конкретным образовательным задачам: коды, редактирование, отладка, совмещение.

2



2










5.2.

Методические рекомендации по использованию ОМС в учебном процессе. Включение ОМС в разрабатываемый программный продукт.

1



1










5.3.

Проверочная работа по теме 5 «Работа с ОМС из коллекции ФЦИОР»

1



1










^ 6. Итоговое занятие

2



2







6.1.

Подготовка к защите проектов. Технико-методическое обоснование решения.

2



2




Всего: 

36

6

30






Похожие:

Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками» iconЭкзаменационные билеты составляются учителями-предметниками оу. Подготовленные...
...
Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками» iconПрограмма курса повышения квалификации учителей-предметников гуманитарного...
Материальное обеспечение процесса обучения
Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками» iconУчебно-методическое пособие к программе курса повышения квалификации...
Данное пособие предназначено для методистов учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), читающих...
Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками» iconХарактеристика ученика
Необходимо опираться на свои впечатления и наблюдения, но желательно побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе....
Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками» icon«Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания....
Форма учебного занятия: урок – демонстрация мультимедийных материалов, разработанных учениками и учителем, с использованием сd –...
Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками» iconИтоги работы медиатеки моу «Белоколодезская сош»
Выделить отдельной строкой количество цифровых образовательных ресурсов, созданных учителями – предметниками и учениками, находящихся...
Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками» icon662131, п. Проточный, ул. Школьная, 1
В апреле, 2010-2011 учебного года в мбоу проточинская сош были проведены пробные экзамены гиа в 9 классе, учителями- предметниками:...
Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками» iconАннотация Мастер – класс
Проведение мастер – класса сопровождается демонстрацией слайдовой презентации. Материал может быть использован учителями – предметниками...
Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками» iconТема: повышение эффективности усвоения знаний за счет усиления эмоциональности...
Ожительной эмоциональной подачи материала на основе мультимедийных технологий позволит облегчить усвоение материала и снизить утомляемость...
Программа «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками» iconСведения о наличии электронных учебных материалов программ
Сведения о наличии электронных учебных материалов ( программ) по моу сош №3 г о. Спасск-Дальний
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница