Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь»




Скачать 106.74 Kb.
НазваниеУрок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь»
Дата публикации01.04.2013
Размер106.74 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Урок по теме: «НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ».

10 класс.

      Цели урока: сравнительный анализ процесса возникновения Древнерусского государства и Монгольской державы; характеристика природных условий жизни монголов в период зарождения у них государственности; определение причин побед монголов в период их завоевательных походов до прихода на Русь.

      Основные даты и события
      1208—1223 гг. — завоевательные походы монголов в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье.
      1223 г. — битва на реке Калке.

      Термины и понятия урока
      Араты — рядовые монголы-скотоводы.
      Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.
      Нукеры — дружинники на службе монгольской знати в XII—XIII вв.
      Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.
      Улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю.
      Хан (тюркский и монгольский титул в Средние века и Новое время) — вождь племени, государь.

      Персоналии
      Чингисхан (1155—1227 гг.) — основатель Монгольской империи, крупнейший завоеватель и государственный деятель. Настоящее имя Тэмучэн (Темучин). В 1206 г. на курултае (съезде монгольской знати) был провозглашен Чингисханом (Великим ханом). Правление Чингисхана оказало влияние на развитие политической и духовной культуры населения многих азиатских регионов.
      Джучи (ок. 1184 — ок. 1227 гг.) — старший сын Чингисхана от старшей жены Бортэ из племени онгхират (кунгират).
      Угедей (Угэдэй) (1186—1241 гг.) — второй монгольский Великий хан, третий сын Чингисхана от старшей жены Бортэ. Завершил завоевание Северного Китая, покорил Армению, Грузию, Азербайджан. В его правление предприняты походы Батыя в Восточную Европу. В Монгольской империи при Угедее была проведена перепись населения, закончено строительство столицы Каракорума. В империи была организована почтовая служба (ям).
      ^ Оборудование урока: карта «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в, презентация к уроку.

      План изучения нового материала: 1. Рождение Монгольской империи. 2. Чингисхан. Завоевания монголов. 3. Трагедия на Калке.
      Во вводном слове учитель описывает основные задачи урока (см. выше).
      1. Характеризуя время и условия возникновения Монгольской державы, учитель обращает внимание учащихся на следующие существенные моменты. Во-первых, монголы были кочевниками-скотоводами. Во-вторых, XI—XII вв. были благоприятными для монголов. Так как было много влажных лет и увеличились территории пастбищ, то, как отмечают ученые, следствием стало умножение стад — главного богатства кочевых племен. Произошел своеобразный демографический взрыв. С наступлением засушливых лет большое количество населения стало нуждаться в новых территориях, где можно было бы пасти скот. Это было жизненно важно, иначе им грозила голодная смерть. В-третьих, во второй половине XII в. у монгольских племен шло отмирание родоплеменных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества становилась отдельная семья, зарождались феодальные отношения и государственность.
      Характеризируя нравы и обычаи монгольских племен, учитель может воспользоваться приведенными ниже цитатами.

      «Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо, с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались», — писал в XIII в. итальянец Плано Карпинини, посланник папы римского.

      Комментируя эту цитату, целесообразно обратить внимание учащихся на причины, по которым автор называет монгольские племена татарами. В учебнике на с. 147 говорится, что «...монголы были одним из этих племен. Именно они дали потом обобщенное название всем родственным им племенам. Татары были другим здешним племенем. Они враждовали с монголами, но позднее были покорены ими. Но случилось так, что во внешнем мире, и особенно в Западной Европе и на Руси, именно это название — «татары» — закрепилось за всеми монгольскими племенами».

      Матвей Парижский в Великой хронике отмечал: «...племя человеческое... и бесчеловечное... люди бесчеловечные и диким животным подобные... словно чума, обрушились на человечество... словно саранча, кишели они, покрывая поверхность земли... со стремительностью молнии... А головы у них слишком большие и совсем не соразмерные туловищам. Питаются сырым мясом, также и человеческим. Они отличные лучники. Через реки они переправляются в любом месте на переносных, сделанных из кожи лодках. Они сильны телом, коренасты, безбожны, безжалостны. Язык их неведом... Они владеют множеством стад, вьючного скота и коней. Дабы не обращаться в бегство, они хорошо защищены доспехами спереди».
      Китайский автор Чжао-Хун писал: «Татары не щадят даже десятки тысяч человек. Когда городские стены бывают проломаны, татары убивают всех не разбирая: старых и малых, красивых и безобразных, бедных и богатых, сопротивляющихся и покорных и, как правило, без всякой пощады».      Проводя сравнительный анализ процессов возникновения государства у славян и монголов, учащиеся совместно с учителем заполняют следующую таблицу:

^ Вопросы для сравнения

Древнерусское
государство


Монгольское
государство


Время возникновения

VIII—IХ вв.

Вторая половина XII в.

Основное занятие

Пашенное земледелие

Скотоводство

Органы власти (политическое устройство)

Вече, князь, Боярская дума

Хан, курултай

Форма правления

Раннефеодальная монархия с элементами демократии

Раннефеодальная, военизированная монархия

      По окончании работы учащиеся должны сделать вывод о том, что процессы эти имели много общих черт, однако Монгольское государство отставало от Руси в своем развитии на четыре столетия. Основу хозяйства монголов составляло кочевое скотоводство, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Монголы постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах, иначе им грозила голодная смерть. Эти факты объясняют военизированный характер власти.
      Учитель подчеркивает, что создание империи проводилось под руководством политического и военного гения Чингисхана и его соратников. В стране было введено надежное административное деление территорий и управление ими. На всей территории империи начал действовать единый свод законов — Великая Яса (Джасак), сформулированный Чингисханом. Сегодня известно только несколько его фрагментов. Следующие выдержки дают представление о его общей идее.

^ Фрагменты закона Чингисхана

      1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого... предается смерти.
      2. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
      3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.
      4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.
      5. Он1  поставил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному.
      6. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с коня, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.
      7. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды.
      8. Он запретил им мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится.
      9. Он предписал, чтобы женщины, сопутствовавшие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин, в то время как последние отлучались на битву.
      10. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.
      11. Он предписал... учреждение постоянных почт...
      12. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать как барана.
      13. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности.
      14. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется (право) жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц... Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой.

      ^ Задание к документу: сгруппируйте положения закона, которыми должны были руководствоваться жители империи, в составленную самостоятельно таблицу, которая должна содержать следующие графы:
      а) общественные отношения;
      б) семейные отношения;
      в) быт;
      г) взаимоотношения с покоренным населением.

      Монгольская армия была хорошо обучена, имела отлаженную систему управления. Военные кампании проводились на основе точных сведений разведки и тщательной подготовки войска. За короткое время держава была покрыта сетью сухопутных дорог с ямщицкими станциями, постоялыми дворами и пунктами питания. По всей стране шло строительство городов, в том числе из кирпича и камня.
      Ниже приведены выдержки из «Сокровенного сказания» («Тайной исповеди монголов») — первого из известных исторических и литературных памятников монголов. Анализ этих фрагментов позволит учащимся сделать вывод об организации монгольского войска.

«Сокровенное сказание»
(Извлечение)

      ...Оказав милости нойонам — темникам и тысячникам, достойным этих милостей, о чем были изданы соответствующие указы, Чингисхан повелеть соизволил: «...Ныне и вы учреждайте для меня сменную гвардию... образуя оную путем отбора изо всех тысяч и доведя таковую до полного состава тьмы (10 000)...» К сему повелению следовал указ государя Чингисхана относительно избрания и пополнения кешиктенов: «Объявляем во всеобщее сведение по всем тысячам о нижеследующем. При составлении для нас корпуса сменной гвардии надлежит пополнять таковой сыновьями нойонов — темников, тысячников и сотников, а также сыновьями людей свободного состояния, достойными при этом состоять при нас как по своим способностям, так и по выдающейся физической силе и крепости. Сыновьям нойонов-тысячников надлежит явиться на службу не иначе как с десятью товарищами и одним младшим братом при каждом. Сыновьям же нойонов-сотников — с пятью товарищами и одним младшим братом при каждом. Сыновей нойонов-десятников, равно и сыновей людей свободного состояния, каждого сопровождают по одному младшему брату и по три товарища, причем все они обязаны явиться со своими средствами передвижения, коими снабжаются на местах».

      Вопросы и задания к документу: 1. Какой принцип комплектования войска был положен в основу формирования гвардии Чингисхана? 2. Вспомните состав, структуру и порядок комплектования древнерусских дружин. 3. Найдите черты сходства и различия в комплектовании русских дружин и гвардии Чингисхана.

      Заранее подготовленный учащийся может дополнить сведения учащихся об армии монголов. Монгольские воины были вероломны, часто прибегали к обманным маневрам и разным уловкам. О монголах говорили: «Они имеют мужество льва, хитрость лисицы, хищность волка, боевой жар петуха». Основной силой завоевателей была конница: она налетала как вихрь и сминала строй противника. Вся жизнь монголов была подготовкой к ведению войны. Воины должны были служить с 14 до 70 лет. Их с детства учили сидеть в седле, владеть луком, копьем, топором и саблей. Копья были снабжены крюками, которыми цепляли и стаскивали противника с седла. Монгольское войско использовало многовековой опыт кочевых племен. Оно делилось на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), было очень сильным, хорошо вооруженным и дисциплинированным, беспрекословно подчинялось воле полководца-хана. Если струсивший воин бежал с поля боя, казнили весь десяток; если бежал десяток, казнили всю сотню.
      2. Характеризуя личность Чингисхана, можно привести следующие данные. Чингисхан был великим завоевателем, мечтавшим покорить мир. Он всю жизнь воевал и умер на войне (во время похода против Тангутского государства в 1227 г.). В 1884 г. русский путешественник Григорий Потанин посетил в Эджен-хоро юрту над гробницей Чингисхана. Здесь же Потанин записал старинную монгольскую легенду о будущем воскресении великого правителя: «Чингисхан не умер, а только спит, хотя и считается умершим. Лежит он в серебряном гробу под стенами деревянного сруба, и каждый вечер служители ставят ему жареного барана, а к утру он его съедает. Со дня смерти прошло 650 лет, а до воскресения осталось 300 лет (легенда записана в 1884 году). Сам Чингисхан определил время своего „второго пришествия"...»
      Далее учащимся предлагается составить портрет Чингисхана как исторического деятеля и сравнить его как правителя с одним из правителей Руси или Западной Европы периода складывания государства. Для составления исторической характеристики учащиеся могут воспользоваться имеющейся у них памяткой.
      3. Рассмотрение вопроса о завоевательных походах Чингисхана учитель может начать с того, что напоминает учащимся о характере государства у монголов. Ориентир на завоевание новых земель был жизненно важным для этого государства.
      1211 год — рубежный, год начала завоеваний. «У нас всюду враг — от заката солнца и до восхода его», — заявил Чингисхан своему народу. Уже к 1221 г. под его властью оказались Северный Китай и Средняя Азия. А в 1221 г., выйдя из Бухары, войска Чингисхана устремились в Афганистан, Индию, Иран, Азербайджан, Армению, Грузию, на Северный Кавказ. В январе 1223 г. по льду замерзшего Керченского пролива Субэдэй направил конные отряды в Крым, где разгромил Судак — первый восточноевропейский город, подвергшийся монгольскому нападению.
      31 мая 1223 г. на реке Калке отряд Джэбэ и Субэдэя разбил русско-половецкое войско.

^ Описание битвы на Калке в Галицко-Волынской летописи

      В год 6732 (1223). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них — Юрий Кончакович — не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты — до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете».
      ...Шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда.
      ...Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.

      ^ Вопросы к документу: 1. Какие причины трагического для Руси исхода битвы на Калке выделяет летописец? 2. Какую опасность для Руси представляли монголы?

      Поражения, равного поражению на Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей домой вернулась только десятая часть войска. Монголы зверски убили всех, кто не смог спастись, и устроили «пир на костях»: захваченных в плен князей раздавили досками, на которых сидели пирующие победители. Это была месть за убийство монгольских послов накануне битвы.
      В результате работы с текстом учебника десятиклассники выделяют причины успешных завоевательных походов монгольской армии. Выделив не менее пяти причин, они расставляют их в хронологической последовательности.
      Подводя итог урока, учитель отмечает, что, овладев огромной территорией, Чингисхан разделил ее между сыновьями. Западные земли достались старшему сыну Джучи, который умер в один год с отцом (1227 г.). Во главе Западного улуса Монгольской империи встал сын Джучи — молодой, энергичный Бату (Батый). А уже в 1235 г. на курултае монгольских ханов, который проходил под руководством нового великого хана Угэдэя, сына Чингисхана, было принято решение о походе в Европу, «к последнему морю».
      Домашнее задание: § 19, ответить на вопрос: почему войско Чингисхана не двинулось на Русь сразу после битвы на Калке?

Похожие:

Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» iconНашествие Батыя на Русь. Ордынское (монголо-татарское) иго и его последствия
Закавказья. Проникнув в Причерноморье, армия монголо-татар встретила сопротивление объединенных сил русских и половцев. Весной 223...
Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» iconЗанятие №3 История: Повторить вопросы: Удельная Русь
Русь кочевников, результатом чего стало завоевание большей части территории Руси и установление двухвекового монголо-татарского ига....
Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» iconУрок истории по теме «Монголо татарское нашествие на Русь»
«Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они...
Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» iconЗадачи: Обучающие: познакомить учащихся с монголо татарами; помочь...
Ребята, знаете ли вы о том, что наше государство не всегда было свободным, двести сорок лет Русь была под монголо-татарским игом?...
Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» iconУрок истории по теме «нашествие батыя на русь»
Эпиграф: Монголо-татары прошлись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему
Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» iconТема урока кол-во часов
Русь во времена Владимира Святославовича. Обобщение по разделу. Контрольный урок: «Начало Руси»
Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» icon«Нашествие Батыя на Русь»
Рассмотреть процесс завоевания Руси монголо-татарами, выявить причины этого события
Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Отечественная история»
Монголо-татарское нашествие на Русь и установление Золотоордынского ига, его последствия для Руси
Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» icon«Трудные времена на Русской земле»
В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С юга пришло монголо – татарс-кое войско
Урок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь» iconЧто из названного относится к последствиям нашествия монголо-татар на Русь?
Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница