Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ)




Скачать 42,69 Kb.
НазваниеВлияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ)
Дата публикации10.06.2013
Размер42,69 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
ВЛИЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ НАПРЯЖЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

Кожухова Ю.А. (ИП им. Л.С. Выготского РГГУ)

Люсин Д.В. (ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, НИУ-ВШЭ)

В ряде исследований показано, что эмоциональное состояние может влиять на познавательные процессы, такие как мышление, память и внимание. Однако данные относительно характера этого влияния весьма противоречивы.

Например, исследования Н. Шварца и Дж. Клора (Schwarz & Clore, 1988) демонстрируют, что при отрицательном настроении улучшается работа аналитического мышления, успешность решения силлогизмов, уменьшается использование стереотипов. В свою очередь позитивные эмоции, согласно исследованиям Э. Айзен (Isen, 1999), делают мышление более гибким и способствуют выработке оригинальных идей. Напротив, в экспериментах Г. Кауфманна и С. Восбург (Kaufmann & Vosburg,1997), показатели творческого мышления повышались под влиянием негативного настроения.

В настоящем исследовании важно была предпринята попытка выяснить, как отрицательные эмоции с высоким и низким уровнем напряжения влияют на внимание.

Гипотеза данного исследования следующая – когда человек находится в отрицательном эмоциональном состоянии с высоким напряжением, его внимание работает лучше, чем когда он находится в эмоциональном состоянии с низким напряжением.

При изучении влияния эмоций на внимание важно понимать, что рассматривается под вниманием и какие компоненты внимания выделяются. Мы опирались на концепцию Майкла Познера (Posner, Petersen, 1990). Он предлагает трехчастную схему внимания, в которой выделяет следующие системы: бдительность, ориентировка и исполнительное внимание. Большинство исследователей изучают какую-то одну из этих систем. Например, очень много противоречивых результатов в области исследований исполнительного компонента. В некоторых исследованиях эмоциональные стимулы мешали исполнительной функции (Logan, Cowan, 1984). Но в другом исследовании, было выявлено улучшение внимания, после представления грустных лиц, и ухудшение после предъявления страшных лиц (Dennis, 2008).

В исследованиях А. Финукейн (Finucane, 2011) индукция эмоций осуществлялась с помощью просмотра эмоциональных видео. Финукейн исследовала влияние двух отрицательных эмоций, таких как страх и гнев, на избирательное внимание. Результаты показывают, что испытуемые в условии индукции гнева лучшее оттормаживали нецелевые стимулы, следовательно, у них лучше работало селективное внимание по сравнению с нейтральной группой. В ситуации индукции страха испытуемые также показали лучшие результаты по сравнению с нейтральной группой.

Эти данные подтверждают то, что высокое возбуждение (arousal) тормозит обработку нецелевых стимулов и повышает селективное внимание. Финукейн предполагает, что эмоциональное возбуждение сужает диапазон признаков, которые человек перерабатывает. Это согласуется с подходом П. Гейбла и Э. Хармона-Джоунса (Gable & Harmon-Jones, 2010), которые предполагают, что отрицательные эмоции характеризуются побуждением к действию и фокусировке внимания. Они предполагают также, что эмоции низкой интенсивности могут расширить фокус и вызвать нарушение в избирательном внимании. Например, в их исследованиях, где индуцировалась печаль с помощью изображений, было получено расширение фокуса внимания. В других исследованиях, при индукции печали с помощью музыки, каких-либо эффектов получено не было.

Следовательно, хоть и существует предположение, что негативные эмоциональные состояния высокой интенсивности сужают фокус внимания, необходимы дальнейшие исследования, что бы установить, могут ли негативные эмоциональные состояния низкой интенсивности иметь противоположный эффект.

Одна из возможных попыток объяснить противоречивость данных о влиянии эмоций на внимание состоит в более дифференцированном подходе к описанию эмоциональных состояний. Необходимо учитывать, что эмоциональные состояния могут характеризоваться с помощью нескольких измерений.

В настоящем исследовании для более детального понимания влияния отрицательных эмоций на внимание контролировался не только параметр «валентности», но и «напряжения».

Чем ниже уровень напряжения, тем более широко и равномерно распределено внимание, вследствие чего оно может быть привлечено целым рядом как значимых, так и незначимых стимулов. С ростом напряжения распределение ресурсов внимания уже не столь равномерно: внимание сужается до значимых, существенных стимулов и их признаков. Следовательно, продуктивность решения задач, требующих внимания, по мере роста уровня напряжения возрастает.

Исследовательские методики:

Для индукции эмоционального состояния использовались три видеозаписи, сначала всем испытуемым демонстрировалось нейтральное видео с видами природы, далее группе испытуемых в условии высокого эмоционального напряжения предъявлялось угрожающее видео, а группе в условии низкого эмоционального напряжения грустное видео.

Для оценки эффективности индукции эмоционального состояния использовался самоотчёт испытуемых до и после просмотра эмоциогенных видео.

Для оценки внимания применялась методика ANT (Attention Network Test), (Fan, McCandliss, Sommer, Raz, Posner, 2002) .

Результаты:

Анализ эмоционального состояния испытуемых показал, что у них удалось индуцировать необходимые эмоциональные состояния. Предположение о том, что в отрицательном эмоциональном состоянии с высоким напряжением внимание человека будет работать лучше, по сравнению с эмоциональным состоянием с низким напряжением, в целом не подтвердилось. Однако, в группе с высоким эмоциональным напряжением были получены более высокие значения такого показателя внимания, как «бдительность».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень напряжения при отрицательных эмоциональных состояниях действительно может влиять на функционирование внимания, но необходимы более детальные исследования, чтобы более надёжно выявить этот феномен и выявить обуславливающие его психологические механизмы.

Литература:

Dennis, T. A., & Chen, C. (2007). Neurophysiological mechanisms in the emotional modulation of attention: The interplay between threat sensitivity and attentional control. Biological Psychology, 76, 1–10.

Fan, J., McCandliss, B.D., Sommer, T., Raz, M. & Posner, M.I.(2002). Testing the Efficiency and Independence of Attentional Networks. Journal of Cognitive Neuroscience, 14, 340-347.

Finucane, A. M. (2011). The Effect of Fear and Anger on Selective Attention. American Psychological Association, Vol. 11, No. 4, 970–974.

Gable, P. A., & Harmon-Jones, E. (2010). The blues broaden, but the nasty narrows: Attentional consequences of negative affects low and high in motivational intensity. Psychological Science, 21 (2), 211–215.

Isen, A. M. (1999). Positive affect. Handbook of cognition and emotion. New York, NY, US: John Wiley & Sons Ltd., pp.521-539.

Kaufmann, G., Vosburg, S.K. (1997). Paradoxical mood effects on creative problem-solving. Cognition and Emotion, №11, pp. 151-170.

Logan, G., Cowan, W. (1984). On the ability to inhibit thought and action – A theory of an act of control. Psychological Review, 91, 295–327.

Posner M.I., Petersen S.E. (1990). The attentional system of the human brain. Annual Review of Neuroscience, Vol.13.

Schwarz N., Clore G.L. (1988). How do I feel about it? The informative function of affective states. In K. Fiedler & J.P. Forgas (Eds.). Affect, cognition, and social behavior.

Похожие:

Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ) icon«Роль знака в развитии значения» Студент ип им. Л. С. Выготского рггу анциперова М. В
«Роль намеренности действия взрослого в ходе освоения предметных действий детьми раннего возраста»
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ) icon12-е Международные чтения памяти Л. С. Выготского Программа секции "Психология эмоций"
Исследование представлений об эмоциональном интеллекте у представителей социономических профессий
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ) iconЕ. Е. Соколова Основные положения неклассической психологии Л. С. Выготского
Л. С. Выготского А. Н. Леонтьев (разработка этого подхода нача­лась в 30-е гг. XX в.). По сравнению с другими направлениями в психологии...
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ) iconД. В. Люсин Люсин Д. В. Влияние эмоций на креативность // Творчество:...
Люсин Д. В. Влияние эмоций на креативность // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред....
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ) iconОсобенности межгрупповых эмоций в условиях соревнования
Кафедра социальной психологии, институт психологии им. Л. С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, г....
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ) iconМы остановимся на той части наследия Л. С. Выготского, которая получила...
Л. С. Выготского, которая получила название культурно-исторической теории психики человека. Иногда ее называют теорией общественно-историческо­го...
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ) iconПояснительная записка Данный учебно-методический документ предназначен...
Данный учебно-методический документ предназначен для выпускников рггу, обучающихся по специальности 080507 – «Менеджмент организации»...
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ) iconГуманитарные чтения-2013
Модератор: Спиридонов Владимир Феликсович (д п н профессор Института психологии рггу)
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ) iconРггу эу-5
Организация инвестиционно-строительной деятельности. Общие понятия об инвестициях в виде капитальных вложений. (Псд)
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание кожухова Ю. А. (Ип им. Л. С. Выготского рггу) Люсин Д. В. (Ип им. Л. С. Выготского рггу, ниу-вшэ) iconПереживание одиночества и отношение к одиночеству как предикторы субъективного благополучия
Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований ниу вшэ в 2012 году
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница