Тема урока: Глобальные проблемы человечества




Скачать 68,14 Kb.
НазваниеТема урока: Глобальные проблемы человечества
Дата публикации08.06.2013
Размер68,14 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Тема урока: Глобальные проблемы человечества

(11 кл)

Оборудование: политическая карта мира, заготовка таблицы, тема урока (на доске), схемы и диаграммы, подготовленные учащимися – опережающее задания.

Введение: С глобальными проблемами человечества вы уже встречались на уроках биологии, истории, обществознания; готовили творческие работы на эту тему. Сегодня мы акцентируем внимание на диспропорции в развитии развитых и развивающихся стран в рамках этой темы.

Задание для работы в парах: Вспомните, чем питались люди на разных стадиях развития человечества и чем питаются сегодня. Что общего и какие различия. Итог вашего обсуждения в группах представьте в виде таблицы.

^ Цель урока: отработка современных технологий на стадии рефлексии, фронтального опроса и работы в группах

Основная часть урока:

Ход урока.

- Лекция учителя. Учащиеся должны дополнить свои таблицы новыми идеями из содержания лекции (Приложение 1)

- На этом первая часть лекции закончилась. В течение трех минут посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах.

- Давайте исправим и допишем информацию в таблицу на доске (опрос класса по желанию).

- Во второй части лекции говорится о причинах голода в регионах мира, наиболее подверженных недоеданию.

Но перед этим я попрошу вас записать в тетрадях, три основных региона голода: тропическая Африка, муссонная Азия, Латинская Америка

В течение трех минут подумайте в парах и запишите: в чем причины возникновения продовольственной проблемы в каждом из этих регионов и в чем состоит суть этой проблемы?

- После того как мы обобщили наши знания по данному вопросу, я предлагаю вам прослушать вторую часть лекции. При этом первый вариант будет отмечать в своих записях в тетрадях новые идеи, а второй вариант будет подчеркивать в своих записях то, что подтвердилось, и отмечать знаком «-» то, что не нашло своего подтверждения в содержании лекции. (Приложение 2)

- На этом наша лекция заканчивается. В течение трех минут проверьте ваши записи и поделитесь друг с другом впечатлениями от выполненных вами заданий.

Что из ваших предположений подтвердилось? Что не подтвердилось? Что вы узнали еще?

Как вы думаете, будет ли продовольственная проблема уменьшаться или обостряться по мере развития человечества?

Какие причины возникновения продовольственной проблемы в этих трех регионах вы выделили, в чем суть этих проблем? (Устное обсуждение)

- обоснуйте своё мнение, запишите свои аргументы в форме эссе из

10-15 предложений – домашнее задание.

Проверка домашнего задания на следующем уроке может вылиться в прекрасную дискуссию.

^ Продовольственная проблема

Приложение 1

«Продовольствие — важнейший фонд жизненных функций человечества. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что взаимоотношения живого организма с окружающей средой есть взаимоотношения, опосредованные вопросами питания.

Еда, принадлежащая в своей первооснове среде обитания, используется человеком как продукт его культуры, занимая в системе «природа — культура» промежуточное звено. Существует, например, широко известное выражение «цивилизация риса», из которого следует, что рису как продукту принадлежит значительное место не только в питании, но и во всей системе духовных связей между людьми и миром природы.

На протяжении длительной истории человечество существенно изменило свое меню. Первобытные люди питались пищей почти исключительно растительного происхождения: ягодами, кореньями, съедобными листьями и т. д. Важным дополнением к вегетарианскому столу служили птичьи яйца, моллюски, мелкие животные. Таким образом, представление о древнем человеке как о чрезмерно плотоядном, непрерывно занятом в романтических баталиях, ошибочно. Он крайне редко (и до открытия огня — только в сыром виде) пробовал мясо.

Подтверждением вегетарианского характера пищи первобытного человека служат, например, анализы камней из мочевых пузырей, обнаруженных в останках людей эпохи мезолита. В их состав входят не оксалаты, характерные для животной пищи, а фосфаты кальция, свидетельствующие об употреблении пищи исключительно растительного происхождения.

Постепенный переход к рыболовству и охоте знаменовал собой важный этап расширения круга пищевых ресурсов человечества. Этому способствовало изобретение лука, различных ловушек, капканов и сетей, использование первых плотов и челноков. Замечу, что употребление первых «плавсредств» заметно расширило географию первобытного человека: крупные реки перестали служить преградой и способствовали его расселению в пределах их бассейнов. Ускорился процесс освоения архипелагов.

Со временем пища стала более разнообразной. Стала возрастать роль животных как источников более высококачественной (по сравнению, напри-мер, с зерном или овощами) пищи: мяса, молока и различных молочных продуктов, яиц. Возрастание в пищевом рационе доли продуктов животного происхождения характерно для процветающих в экономическом отношении государств.

Именно пища животного происхождения служит основным источником белков — важнейших питательных веществ, необходимых для поддержания нормального обмена веществ, работы органов внутренней секреции и нервной системы. Углеводы и жиры, которые содержат как животные, так и растения, взаимозаменяемы. Белки животного происхождения заменить нечем. То же можно сказать и о витаминах. Таким образом, неполноценное питание жителей некоторых регионов мира объясняется прежде всего отсутствием в их рационе белков животного происхождения, витамина А, содержащегося в рыбе и овощах, кальция и т. д. Заметим, что даже в рисосеящих районах муссонной Азии, крупных продуцентах растительного белка, отмечается большой дефицит протеина животного происхождения. Содержащиеся в зерне белки лишены важных аминокислот. Еще в большей степени это характерно для крахмалоносных культур, которые служат основным источником питания в некоторых странах Латинской Америки и Африки, — маниоки, ямса. Люди, которые употребляют эти растения в пищу и не едят мяса, физически удовлетворены пищей, но белками обеспечены только на две трети.»

Приложение 2

«Зона, в которой значительная часть населения недополучает необходи мое количество калорий, на мировой карте охватывает обширную террито рию. Она простирается по обеим сторонам экватора, включая почти всю Африку к югу от Сахары (за исключением ЮАР), Западную Азию, Южную и Юго-Восточную Азию (в литературе чаще отмечают муссонную Азию), Ка рибский бассейн, основную часть Южной Америки (кроме Аргентины, Уругвая и юго-востока Бразилии). Малокалорийное питание сочетается здесь с нехваткой важных для человека протеинов животного происхождения, ви таминов, кальция и т. д. В отдельные годы к этой зоне тяготеют и другие, сравнительно благополучные территории (в частности, те, которые располо жены на территории бывшего СССР).

В начале 90-х годов первенство по абсолютной численности голодающих удерживали Южная и Юго-Восточная Азия, однако подлинным «полюсом голода» давно уже считается территория Африки к югу от Сахары, лидирующая как по относительной численности голодающих (в процентах к общей численности населения), так и по остроте форм проявления голода. Именно в этом регионе в течение последних 2—3 десятилетий происходило беспрецедентное обострение продовольственной проблемы, кульминацией которого стали катастрофические засухи в 80-е годы в странах судано-сахельской зоны. Более 150 млн человек в той или иной мере страдали от пищевой дистрофии и ее последствий, большая часть людей страдает и поныне.

В Африке, в некоторых странах Азии, латиноамериканских странах на блюдается явление, вызывающее содрогание у жителей, знающих о голоде лишь понаслышке. В своей книге «Вскрытые вены Латинской Америки» эвестный латиноамериканский общественник Э. Галеано пишет: «С тех дав-ях колониальных времен на северо-востоке Бразилии утвердился обычай, бытующий в наше время, есть землю. Недостаток железа вызывает в организме анемию. Инстинкт побуждает детей жевать землю, имеющую в своем составе те вещества, которые отсутствуют в их обычном рационе питания: в лепешках из маниоки и в бобах...»

В тропической Африке положение усложняется и тем, что 90% ее жителей живут за чертой бедности. Это обстоятельство, а также экологические и энергетические проблемы, высокие темпы демографического прироста населения обусловливают затяжной характер продовольственного кризиса. Наступление песков в результате сведения и без того скудной растительности и перевыпаса скота еще в большей степени усугубляет проблему. В Азии продовольственная проблема особенно характерна для густонаселенных районов — Индии, Пакистана, Бангладеш, нередко страдающих из-за неурожая вследствие засух или наводнений, а также для отсталых стран — Бутана, Непала и др. Наиболее ущемлены женщины и дети. В некоторых странах они не имеют права есть вместе с мужчинами. Питаются жители Азии в основном растительными культурами, прежде всего рисом, из-за чего у них нередко развивается болезнь «бери-бери».

На этом уроке я пыталась работать с основным приемом технологии развития критического мышления на информационных текстах, используя критическое мышление.

Похожие:

Тема урока: Глобальные проблемы человечества iconУрок экономики, географии и информатики "Глобальные проблемы человечества"
Интегрированный урок (экономика, информатика, география) по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе социально-экономического...
Тема урока: Глобальные проблемы человечества iconПрограмма элективного курса по географии в рамках профильной подготовки...
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях...
Тема урока: Глобальные проблемы человечества iconРеферат По теме «Глобальные проблемы человечества»
Максаковский В., Дронов В., Ром В. «Экономическая и социальная география. Справочные материалы». М, 1994
Тема урока: Глобальные проблемы человечества iconИсследовательский проект. Тема «Глобальные проблемы человечества»
Этот проект проводится в рамках моей методической темы: «Экологическая направленность на уроках географии»конечной целью исследование...
Тема урока: Глобальные проблемы человечества iconСущность глобальных проблем современности глобальные проблемы
Глобальные проблемы — совокупность проблем человека, которые встали перед ним во второй по­ловине XX в и от решения которых зависит...
Тема урока: Глобальные проблемы человечества iconПроект по географии: «Глобальные проблемы человечества: преодоление...
Мбоу богородская гимназия г. Ногинска Исполнители: ученицы 11 «А» класса Васильева В., Семенова А
Тема урока: Глобальные проблемы человечества iconМоу сош №111 Конференция «Глобальные проблемы человечества»
Основные особенности глобальных проблем (общечеловеческий характер, теснейшая взаимосвязь и взаимообусловленность, постоянно возрастающее...
Тема урока: Глобальные проблемы человечества iconУрок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения»
Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав им взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем...
Тема урока: Глобальные проблемы человечества icon2, 2009 Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество, культура
Казначеевские чтения №2, 2009. Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество, культура. Сборник докладов участников международной...
Тема урока: Глобальные проблемы человечества icon«Глобальные проблемы XXI века» очень актуальна на сегодняшний день....
Ирония истории – полное несовпадение целей человечества в социальной сфере и полученных им результатов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница