Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края




Скачать 89,15 Kb.
НазваниеФормирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края
Дата публикации05.04.2013
Размер89,15 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края.

Зубарева Галина Алексеевна учитель географии

МОУ СОШ с. Макарье Котельничского района.

У каждого есть Родина своя,

у каждого есть маленькое солнце.

На родине заботы не томят,

На родине и радостней поется.

Н. Дружков.

Почти ни одно повествование о знаменитом путешественнике Н.М. Пржевальском не обходится без ссылки на его смоленские корни. Весьма образно влияние окружающей природы на личность Николая Михайловича раскрыл П.П. Семенов Тян-Шанский: «Всему высокому, всему прекрасному научился богато одаренный юноша в лоне матери-природы, ее непосредственному влиянию обязан он и нравственною чистотою и детскою простотою своей прекрасной души, и тонкою наблюдательностью своего ума и своею неутомимою силой и энергией в борьбе с физическими и духовными препятствиями, и замечательным здоровьем души и тела, беспредельной своей преданностью Отечеству, где природа в юношеские его годы выработала из него, почти без посторонней помощи, все то, что сделало его одним из самых выдающихся деятелей своего времени и своего Отечества».

Новая идея обновленного содержания географического образования – усиление воспитательной направленности преподавания предмета. Миссия географического образования - формирование человека-гражданина, патриота малой родины, своего Отечества, наделенного духовной и нравственной культурой. Отсюда усиливается в содержании предмета регионализация образования, личностно-гуманитарный подход, развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей, самооценка, самоанализ, самореализация обучающихся через практику применения полученных знаний, усвоения нравственных норм поведения на благо обустройства своей страны, малой родины.

Школьный курс географии, опираясь на комплексное изучение родного края, способен выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь он обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, правового и геоэкологического самосознания, духовности и культуры, толерантности, инициативности, самостоятельности, трудовой мотивации, коммуникативной компетентности.

Еще в 17 веке великий ученый-педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» четко сформулировал идею о преподавании географии на основе изучения родного края. Видный общественный деятель конца 18 века Н.Н. Новиков о воспитании детей писал так: «Не заставляйте детей наших из книг или по наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать».

Старинное русское село Макарье (1678г) располагается на холмистой равнине. Самой высокой точкой окрестностей является Юферятский холм. Относительная высота которого невелика – 15 метров. В ходе многочисленных экскурсий в карьер этого холма учащимися школы были открыты его тайны. Затем по результатам этих мини экспедиций было выполнено исследование «Геологические тайны Юферятского холма». Исследовательская работа была интересна не только учащимся нашей школы, сюда стали приходить группы туристов, юных исследователей, из других школ, чтобы познать тайны геологического прошлого малой родины.

Исследователи выяснили, что наша местность сложена отложениями второй половины пермского периода татарского яруса. На обнажениях они представлены песчано-глинистыми породами розового, красного и даже вишневого цвета. Кроме этого в нашей местности есть отложения мезозойской группы триасового периода. Школьники создали коллекции отпечатков и окаменелостей древних животных – головоногих моллюсков: аммонитов, белемнитов, двухстворчатых моллюсков. Такая исследовательская работа позволяет школьникам испытать чувство гордости за свою малую родину, которая имеет солидный возраст, свою геологическую историю, такую же интересную, как и другие уголки нашей планеты.

При изучении рельефа своей местности, как и других компонентов природы на первое место ставится развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребенка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся. Известно, что эмоции стимулируют мыслительную деятельность и обогащают внутренний мир человека, естественно, если эти эмоции положительны и тонко переплетены с интеллектуальными и практическими умениями. Наверное, этим и можно объяснить рождение детских стихов после общения с природой.

^ Тайны Юферятского холма.

Худякова Ксения - ученица 5 класса.

Я рассказать хочу Вам о холме,

Который с детства дорог мне.

Там много интересного внутри,

Вот только, как все это мне найти?

В триасовый период здесь плескалось море,

И жили здесь моллюски на просторе.

Здесь жили белемниты и ежи,

С иголками острыми, как ножи.

Но стало море отступать,

Чтоб нам свои загадки загадать,

Что было здесь давным-давно?

Узнать про то, не каждому дано…

Наша местность не имеет значительных водотоков, по ней протекают малые реки, многие из них долго были безымянными ручейками, пока учащиеся школы не дали им названия. Эти названия прижились, нанесены на топографические карты окрестностей сельского поселения. Именно здесь идет знакомство школьников с внутренними водами родного края. А.В. Даринский в пособии «Краеведение» определяет содержание характеристики рек своей местности. Используя это содержание, школьники ведут исследования внутренних вод. В результате исследовательской деятельности изучены ручьи Тихоня и Чернушка. Исследована р. Куринка, куда и впадают эти ручьи. При выполнении исследований учащиеся не только приобретали знания, но и учились вести себя в природе, обществе, решать практические проблемы. При реализации исследовательского проекта по ручью Тихоня был выполнен социальный проект «Мостик». Учащиеся 8 класса выявили проблему перехода людей через ручей. Совместно с родителями был перекинут новый мостик через ручей, за что получили школьники благодарность от жителей села, которые надеются на новые добрые дела учеников.

Изучение природы родного края ведет к развитию творческой деятельности учащихся. Ее стимулируют методы и приемы сбора краеведческого материала, его новизна.

^ РУЧЕЙ ТИХОНЯ.

Шуракова Диана – ученица 5 класса

За школой протекает ручеек.

Он не широк и вовсе не глубок.

В нем просто изумрудная вода,

Все видно в ручейке до дна.

Как водомерка по воде идет,

Как плавунец под ней плывет,

Как камушки лежат на дне.

Такого ручейка ты не найдешь нигде.

Изучение родного края несет в себе эстетическую направленность в воспитании. Элементы эстетического воспитания реализуются в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы. Учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю. Как и любой другой населенный пункт, наше село имеет много интересных уголков природы. В ходе экспедиций по окрестностям выявляем такие места. Их набралось немало: березовая роща, места произрастания ятрышника кроваво-красного, школьная экологическая тропа, сельский парк, пруд за селом, Юферятский холм и другие. При комплексном изучении этих интересных мест сначала создавались мини-проекты, которые затем составили большой – « Сердцу милый уголок».

^ Моя малая родина

Гребенева Светлана ученицей 5 класса

Я люблю мое Макарье

За рассвет и за закат,

За дождинки голубые,

За багряный листопад.

За весенние поляны

В желтом мареве цветов,

И за шепот тихий нежный

Опадающих цветов.

Катит воды голубые

Меж лесов моя река,

Холодна вода в Куринке,

Холодна, не глубока.

А в воде прозрачной, чистой

Моет волосы трава

И хочу сказать, ребята-

Это родина моя.

Родное село – это объективная среда, способствующая формированию духовно-нравственной личности. При изучении истории населенного пункта использовались различные источники информации: архивные, статистические материалы, средства массовой информации, похозяйственные книги сельской администрации, картографические материалы, информация, собранная во время бесед с местными жителями. В 2006/2007 учебном году проводился для учащихся элективный курс «Вятская деревня: история и современность», который позволил познакомиться с этнокультурным наследием с. Макарье. Были выполнены проекты «Люди – народ интересный» по изучению трудовых династий села. «Прялка: о чем рассказал экспонат», «Топничок моей бабушки» по изучению предметов домашнего обихода наших предков - материалы были представлены на районный конкурс «Земля Котельничская», где получили высокую оценку. Предметы домашнего обихода, собранные учащимися, размещены в краеведческом уголке. Здесь оформляются экспозиции и проводятся экскурсии: «В старину едали деды», «Из бабушкиного сундука», «Посуда наших предков», «Как рубашка в поле выросла» и другие. Особый интерес такие экскурсии вызывают у учащихся младших классов.

Школьники познакомились с историей населенного пункта, которая очень богата и поучительна. Храм, расположенный на пригорке, может знатокам поведать тайны села. Как оно возникло в конце 17 века, как менялось его административное и хозяйственное значение, как менялся облик селения в ходе его исторического развития, какие исторические события происходили в нем. В прошлом, наше село было торговым центром, сюда приезжали торговцы со своим товаром. До сих пор в селе есть улица Базарная, которая отличается от всех других своим простором.

В нашем селе есть цех ОАО «Янтарь» по производству сыров, слава о котором разнеслась далеко за пределами Котельничского района. Он играет важную роль в жизни села. Исследовательская работа учащихся «Роль ОАО «Янтарь» в жизни населенного пункта» раскрывает проблемы и перспективы развития цеха. Выдвигается гипотеза, что с прекращением работы цеха может значительно ухудшиться социально-экономическое положение села.

Каждый населенный пункт славится своими традициями и обычаями. В с. Макарье широко празднуется ночь Ивана Купала. Впервые праздник отпраздновали 10 лет назад. Идея его зародилась у работников культуры. Необходимо было дать возможность людям села отдохнуть перед трудными сельскохозяйственными работами. Праздник вылился в очень широкое торжество. В этот день приезжают гости издалека, чтобы встретиться с родственниками, друзьями и знакомыми, одноклассниками. Все жители от мала до велика встречаются на пруду, что находится за сельской околицей. Школьники привлекаются к подготовке и проведению праздника. Они оформляют аншлаги, сцену, участвуют в художественной самодеятельности, конкурсах, гаданиях. Подробное изучение праздника описано в исследовании «Ивана Купала: от истории до современности».

Человек, не знающий истории и культуры своей малой родины, не способен трудиться во имя ее процветания. Только систематическая работа по воспитанию учащихся, целенаправленное и разностороннее знакомство с природой, историей, бытом, обычаями, традициями родного края поможет воспитать духовно-нравственную личность, которая способна решать проблемы. Учащиеся школы разработали социальные проекты «Свалка» «Парк», «Детская площадка». Полностью реализован детский проект «Свалка», который был одобрен администрацией сельского поселения и отмечен на областном этапе конкурса «Я гражданин Вятского края» в 2008 году.

Кропотливая, многолетняя работа по комплексному изучению родного края позволила сформировать ряд ценностей:

  • Уважительно относится к природе региона;

  • Понимать ценность гармоничных отношений человека и природы, как основы рационального природопользования;

  • Оценивание значения школьного исследования как творческой деятельности;

  • Понимать атрибуты нравственности: гуманизм, уважение к социокультурным ценностям, умение искать компромиссы как средство предотвращения проблем, чувство личной сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране и регионе;

  • Определять направления применения своих знаний в различных сферах деятельности.

В одном из своих трудов Н.М.Пржевальский перечисляет те духовные и моральные качества, которые он получил от общения с природой своей родины, а именно: беззаветное увлечение своим делом, сильный характер, выносливость, здоровье, любовь к Родине. Хотелось бы, чтобы всеми этими чертами характера обладали выпускники школы и всегда помнили, где стоял их дом, в котором они родились, и что их окружало, когда формировалась их личность в детские и юношеские годы.

Библиографический список:

  1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, 1998. – 158с

  2. Даринский А.В. Программа курса «География туризма». – СПб., 1995. – 34.

  3. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. – М.: Просвещение, 1997. – 200с.

  4. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения. – М.: МГУ, 1985.

  5. Душина И.В. Школьная география в период модернизации образования: успехи и просчеты.// География в школе. - 2009. - №4.





Похожие:

Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края iconИсторическое краеведение
Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирования всесторонне развитой...
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края iconУрок (география и литература) по теме: «Здесь Родины моей начало»
Цель урока: формирование у учащихся целостных представлений об историческом, этническом, природном, хозяйственном своеобразии родного...
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края iconПрограмма по основам духовно-нравственной культуры народов россии пояснительная записка
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А. С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу...
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края icon«формирование духовно-нравственной культуры учащихся основной школы...
Председатель Координационного Совета по модернизации системы образования Кировского района Санкт-Петербурга
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края iconРоссийской Федерации Комитет Администрации Волчихинского района Алтайского...
Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края iconУчебно-методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы...
Основы духовно-нравственной культуры народов России  в Федеральный перечень вошли  10 учебников
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края icon• Закон «Об образовании» (ст. 14 «содержание образования должно обеспечивать...
Нормативными правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (оркиСЭ)...
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края iconУрок по литературе на тему: «Поэзия родного края»
Цели: знакомство учащихся с поэзией родного края, совершенствование знаний учащихся о современной поэзии, техники выразительного...
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края iconПояснительная записка к рабочей программе курса «Основы духовно-нравственной...
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика для 4 классов, составленной в соответствии с требованиями фгос...
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе комплексного изучения родного края iconПрограмма «Школа ответственного родительства» Название образовательных...
Формирование правовой, духовно-нравственной, здоровьеформирующей культуры у родителей обучающихся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница