Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации




НазваниеФонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
страница1/4
Дата публикации28.05.2013
Размер0,93 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
  1   2   3   4
d:\мои документы\логотипы , печать на диске\логотипы\color.jpgd:\мои документы\логотипы , печать на диске\логотип фонда.jpg

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Костромское областное отделение общероссийский общественный благотворительный фонд «Российский детский фонд»
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства

Костромской области
ГКУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Добрый дом»
Ресурсный центр по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации
Ответственное родительство: проблемы и пути решения

Кострома

2012

Авторский и составительский коллектив:

Захарова Ж.А. – доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».

Сизова М.А. – методист Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».

Павлов Е.А. – преподаватель КГУ им. Н.А. Некрасова, руководитель группы волонтеров Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».

Турунтаева И.В. – юрисконсульт Ресурсного центра по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».


Ответственное родительство: проблемы и пути решения: методические пособие /Под ред. М.В. Логиновой, В.Ю. Смирновой. – Кострома, 2012.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках реализации региональной программы по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и развития семейно-замещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Костромской области на 2011-2014 гг. «Семья для каждого ребенка».

Сборник адресован социальным педагогам, социальным работникам, специалистам сферы социальной защиты населения, опеки и попечительства.

Содержание


Часть 1. Понятие «ответственное родительство» и его составляющие


^ Часть 2. Раннее выявление семейного неблагополучия как мера поддержки ответственного родительства

Часть 3. Программа оказания индивидуальной помощи родителям, воспитывающим детей с ослабленным здоровьем (Павлов Е.А.)

^ Часть 1. Понятие «ответственное родительство» и его составляющие
Ответственное родительство, это очень такая сложная тема. Мы употребляем термин такой еще, как «осознанное родительство» и ответственное – это немного разные вещи. Что значит осознанное? Это значит, что человек осознает, что я буду родителем, это не только в том плане, что он ожидает рождение ребенка, но и в том плане, что он дальше будет родителем для своих детей. Он осознает, какие это возлагает на него обязанности. Ответственное родительство означает, что человек ответственно подходит к тому, чтобы выполнять свои родительские обязанности. Что же такое ответственное родительство? Следует исходить из того, что ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие «добрый» характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком. Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенный к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни. Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития его личностных качеств. Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных измерениях. Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие:

1.Коммуникативное. Родитель регулярно должен общаться с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов делить с ним некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них.

2.Эмоциональное. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях

3. Нормативное. Коммуникативное взаимодействие не должно быть преградой на пути полноценной социализации ребенка, усвоения им социальных норм – принятых в обществе предписаний и табу. В этом измерении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет.

4. Экономическое. В обществе, где велика доля бедных или около бедных слоев, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случае необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным.

5. Охранительное. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни. Это также весомая задача, если учесть, что в российском обществе здравоохранение в целом и забота о детях, в частности во всё большей степени становятся тоже платными.

6. Духовное. В условиях смены ценностных ориентиров важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Передача базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно-ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, школьных учителей и других агентов социализации. Мировой опыт изучения жизни людей показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом. А это значит, что именно от родительского сообщества, которое является большинством в нашей стране, должен исходить социальный заказ государству на то, какие базовые ценности и каким образом мы будем их передавать детям. В России недавно проводили опрос родителей на тему ответственного родительства. В ходе опроса было выявлено, что большинство родителей, как и следовало ожидать, называют себя ответственными. Следует отметить, что доля тех, кто критично оценивает уровень своей ответственности, существенно больше среди мужчин. Это соответствует существующему положению дел: в группе отцов много тех, кто оставил ребенка на попечение бывшей жены и не участвует более в его воспитании. Кроме того, родители выделили задачи более важные и менее важные в процессе воспитания детей. На первом плане опрошенных родителей находятся интересы выживания, включая сохранение здоровья и жизни. Второе место в системе приоритетов делят между собой задачи экономические и задачи нормативной социализации. Экономические задачи подразумевают обеспечение ребенка одеждой, с тем, чтобы он не чувствовал, что в чем-то обделен по сравнению со своими сверстниками, оплату учебы в том случае, если это необходимо, и в меньшей степени, покрытие расходов на досуг ребенка, а также его карманные расходы. Население также понимает, что нарушенный процесс социализации, например, попадание в дурную компанию, может стать причиной многих проблем, с которыми ребенок столкнется на более поздних этапах своей жизни. Не умея различать добро и зло, не обладая качеством самостоятельного суждения, ребенок легко может оказаться объектом манипуляции со стороны окружающих, действовать в ущерб своим долговременным интересам. Остальные задачи решаются после того как решены базовые задачи. Следует подчеркнуть, что выстраивание диалоговых, эмпатичных отношений с ребенком, как правило, не выносится родителями в круг самостоятельных задач. Задачи духовного плана стоят в системе родительских приоритетов на самом низком уровне. Необходимость совершать совместные походы в кино или музей или иные подобные семейные мероприятия рассматриваются родителями не обязательными.

Ответственное родительство, с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора с другой – строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо. Ответственное родительство складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом чтобы подобное взаимодействие приводило к формированию действительно ответственного родительства, родители должны руководствоваться в первую очередь не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности. В связи с этим ответственное родительство подразумевает наличие такого важного качества, как понимание интересов ребенка. Иначе говоря, ответственные родители – это родители, обладающие особой родительской компетенцией, то есть пониманием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно ребенку. Отсутствие родительской компетенции может приводить к совершению безответственных поступков даже со стороны любящих и личностно состоявшихся родителей.

Что не должен делать ответственный родитель? Во-первых, ответственный родитель не должен бросать ребенка, он должен нести за него ответственность. Особенно предосудительной считается ситуация, когда родитель бросает ребенка в опасной, трудной ситуации. В подобных обстоятельствах родитель должен мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы, прийти ребенку на помощь. Второе важное условие ответственного родительства – это избегание насилия. Ответственный родитель не станет бить ребенка, подвергать его унижению, физическому или психологическому. В-третьих, ответственный родитель, – это тот, кто подает ребенку правильный пример, сознательно строит свой собственный образ так, чтобы задать ребенку правильные жизненные ориентиры. Для этого ему зачастую необходимо справиться со своими недостатками или слабостями, например, курением или стремлением к алкоголю. Потакая собственным слабостям, родитель создает условия для их передачи следующим поколениям. Образ родителя, оседающего в сознании ребенка – это образ конструируемый родителем с учетом интересов ребенка. Ответственный родитель отличается от безответственного тем, что безответственный не осознает этих обстоятельств, действует так, словно ребенка не существует. Формированию устойчивых представлений об ответственном родительстве может способствовать правильная информационная политика со стороны общества.

Что ставится в качестве источников информации для родителей?

1. Хорошая литература по вопросам воспитания.

2.Консультации специалистов.

3.Телевизионные программы по проблемам воспитания, а также многие родители хотели бы пройти обучение по уходе за маленькими детьми. Необходимость обучения уходу за маленькими детьми вытекает из факта низкой рождаемости, приводящей к тому, что в семье не происходит накопления опыта ухода за маленькими детьми. Если раньше, когда детей в семье было больше и несколько поколений жили вместе, этот опыт передавался, то сейчас все чаще складывается ситуация, когда ребенок становится не только в собственной семье, но и в семьях предыдущего поколения единичным событием. К этому надо добавить тот факт, что современные дедушки и бабушки не имеют возможности посвящать все свое время внукам. Недостаточные государственные пособия вынуждают их продолжать работать даже после выхода на пенсию. Свободного времени у них остается не больше, чему родителей ребенка. Поэтому уже говорится о важности такого обучения. Некоторые образовательные проекты предполагают в будущем даже лицензирование родителей по воспитанию детей. Все это говорит о важности процесса воспитания и необходимости формирования базовой компетенции родителей в вопросах воспитания детей.

^ Роль отцовского воспитания. О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много, но к сожалению роль отца в последнее время оставляет желать лучшего. Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь то мальчик или девочка без мужского влияния. В семье, где есть мама и папа, каждый из членов выполняет свою психологическую функцию в воспитании ребенка. Ведь от обоих родителей зависит каким вырастет их чадо. Важно то, что дают ему родители, в частности отец может дать то, что никто в мире больше дать ему не сможет. Специалисты рекомендуют не забывать об этом, особенно если дело заходит о разводе. При любых обстоятельствах мужчина должен оставаться папой. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости. В чем заключаются духовные и социальные потребности ребенка, которые он должен получать от отца? В первую очередь это потребность в любви и защите. Один из источников нервного расстройства у детей это отсутствие защиты от внешнего мира. Ни для кого не секрет, что дети любят хвастаться перед сверстниками силой, профессией отца и это повышает статус ребенка перед одногодками. Дети хотят, чтобы все видели, что у него есть защита, что он не одинок в этом мире. В жестких детских коллективах наличие отца придает более весомый статус, чем просто наличие матери. Отношение ребенка к миру и окружающим зависит от количества получаемой любви в семье. Не смотря на распространенное мнение, дети не сильно стремятся к самостоятельности и свободе, потому что еще не в состоянии ею распорядится для своего блага, у детей есть потребность в том, что бы их кто-то оберегал, заботился о них, брал на себя ответственность за их благополучие. Самый сильный аргумент в детских спорах: - «А мой папа говорит!». Кроме того у ребенка должен быть образец как «женственного» поведения так и «мужественного». В этом их потребность. Для девочек отец-это мужской эталон. Нередко дочь отдает предпочтение избраннику, который похож на её папу. Если отец работает не покладая рук, обеспечивая свою семью, то, несомненно, молодая девушка будет искать человека, который сможет обеспечить её. Если же отец воплощение внимательности и доброты, то избранник по её мнению должен обладать такими же качествами. И, наконец, если папа щедрый, то и в своих поклонниках она будет искать щедрость. Если в семье растет сын, то он смотрит на отца и старается быть похожим на него, а также осознает важность того, как хорошо быть великодушным и мужественным, брать на себя ответственность и осознавать важность и последствия своих поступков. Мужественность заключается в том, чтобы брать на себя самое важное и сложное и осознавать это. И одновременно ребенок наблюдает за мамой, за тем, что женщина может быть слабой, принимать решения отца и не бороться с ним за власть, слушаться мужчину. Если папа любит маму, заботится и трепетно к ней относится, то все его повадки перейдут к сыну уже с детсадовского возраста. Малыш будет вести себя так, как это делает отец по отношению к матери. Еще одна важная роль отца в воспитании ребенка состоит в том, что в отце сын может узнать будущего себя, таким каким он нравится маме, а когда смотрит на мать, то смотрит еще и глазами отца. В случае ухода отца из семьи ребенок уже не будет иметь такого богатого представления о мире и о себе, как оно могло бы быть с отцом. Это можно сравнить с калейдоскопом, в котором должно быть три зеркала, но пропало одно и осталось всего два. Он все равно будет забавлять, но узоры будут намного проще и не такими интересными. Достоинства отца возрастают всегда, если он заботится о ребенке даже тогда, когда ребенок стал взрослым. Настоящий отец, не может бросить своего ребенка. Чтобы ни случилось в семье, как бы не складывались его отношения с матерью ребенка, он остается рядом с ним, поддерживает его, ведет по жизни. В обстоятельствах развода оба родителя должны показать, что они любят ребенка. Ваши отношения не должны отражаться на ребенке, не убивайте его мир. Поэтому для начала обсудите, кто и когда будет отводить или забирать ребенка из садика (школы), проводить с ним выходные и прочее. Расставшись с женой, мужу не надо забывать об общении с ребенком. Оно должно быть постоянным, желательно ежедневным. Например, разговоры с ребенком по телефону. Если верить психологам, то и в полных семьях дети часто обделены отцовским вниманием. Многие отцы уверены, что их основная роль это зарабатывание денег, а воспитание ложится на плечи матери. Многие мамочки, взяв на себя все заботы по дому и детям, забывают вовлекать отца в вопросы воспитания ребенка. Им кажется, что мужчина не может правильно накормить, помыть ребенка, проверить уроки и уложить спать. Это не так. Важно помнить, что супруг не маленький ребенок, а взрослый самостоятельный человек. Он так же как мама любит своего ребенка и не сделает ему плохо. Специалисты утверждают, что в большинстве случаев отец более ответственно относится к процессу воспитания. Главное - это предоставить свободу в общении, именно она даёт возможность построить те тонкие нотки, которые свяжут между собой ребенка и отца. В каждой семье между ребенком и отцом складываются свои отношения. По мнению специалистов, нет универсальных советов, но есть правила, которые могут помочь в общении с ребенком.

1. ^ Уважение к матери. Первое и основное правило, оно касается и матери. Даже если вы сильно обижены на свою вторую половину, ни в коем случае не критикуйте её в присутствии ребенка. Ваша неприязнь только осложнит отношения с ребенком, нанесет его психике немалый вред. Ведь ребенок любит обоих своих родителей. Даже если вы в разводе постарайтесь остаться друзьями и любящими родителями.

2. ^ Папа не человек, а праздник - неправильная установка. Многим отцам стоит осознать этот процесс. Несомненно, отцу приятно видеть радостные глаза ребенка, когда он появляется на пороге с кучей подарков. Другое дело, когда находясь с папой, ребенок должен соблюдать режим дня, делать уроки и прочее. Основная роль отца в воспитании заключается в главном - отец в первую очередь является для ребенка другом, учителем, примером для ребенка, а не праздник на двух ногах. Только в процессе будничного общения, путем личного примера реакцией на события, отец показывает ребенку мир мужчины.

3. ^ Качество, а не количество общения. Неважно сколько времени отец проводит вместе с ребенком, целый день или два часа. Порой за короткий промежуток времени, отец может дать столько тепла и внимания, что хватит его надолго. Поэтому стоит дорожить каждой минутой общения с ребенком. Гуляйте, читайте, ведите беседы на интересующие ребенка темы. Ведь папа может дать столько интересного ребенку! Итак, мы видим, что роль отца в воспитании ребенка очень важна и не нужно об этом забывать.

  1   2   3   4

Похожие:

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации iconЗако н мурманской области
О социальной поддержке детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, находящихся...
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации iconПриказ Минздравсоцразвития РФ от 03. 03. 2011 n 162н"О проведении...
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03. 03. 2011 n 162н"О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот...
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации iconРеспубликанская программа
В целях дальнейшего развития в Республике Башкортостан системы социальной поддержки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной...
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации iconНауки Российской Федерации российский государственный социальный...
Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г и 8 декабря 2004 г. /Под...
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации iconОб организации отдыха, оздоровления и занятости детей
Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации iconВыписка из протокола №1 заседания педагогического совета мбоу сош №20 от 30. 08. 2012г
...
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации iconГородской слет учащейся молодежи, с участием подростков, оказавшихся...
Городской слет учащейся молодежи, с участием подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Будь с нами-будь собой!» успешно...
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации iconПлан мероприятий по предупреждению неуспеваемости обучающихся гоу сош №207 на 2011-2012 уч г
Диагностика классного ученического коллектива по выявлению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации iconНа оказание услуг по организации отдыха и оздоровлению в детских...
Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа интернат №5 для детей-сирот...
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации iconПрограмма «Выявление и социально-педагогическая поддержка семей,...
Я помощь семье по разрешению ее проблем, восстановлению ее активного функционирования и развитию способности самостоятельно предупреждать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница