Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины "Управление персоналом"




НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины "Управление персоналом"
страница1/7
Дата публикации27.05.2013
Размер0,82 Mb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


Белгородский ОПС

Старооскольский кооперативный техникум


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент

при изучении дисциплины "Управление персоналом"

Автор преподаватель дисциплин «Менеджмент»,

«Управление персоналом», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Стоянова Л.А.

2011-2012 учебный год


Одобрена цикловой комиссией экономических дисциплин и менеджмента
Протокол №___ от «___»________20__г.





Председатель цикловой комиссии

___________________Л.И.Бакланова






Автор:

преподаватель _______________ Л.А. Стоянова
Рецензент:

преподаватель _______________ Е.О. Васильева


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Содержание …………………………………………………..

3

  1. Аннотация ……………………………………………………

4

  1. Введение ……………………………………………………...

5

  1. Тема 1. Рынок труда и управление занятостью ……………

7

  1. Тема 2. Система управления персоналом ………………….

11

  1. Тема 3. Кадровое планирование …………………………….

13

  1. Тема 4. Отбор и наем персонала ……………………………

23

  1. Тема 5. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Профессиональное обучение персонала ……………………………………………………..

33

  1. Тема 6. Управление деловой карьерой ……………………..

39

  1. Тема 7. Совершенствование организации труда …………..

45

  1. Тема 8. Оценка результатов деятельности персонала ……

49

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины «Управление персоналом».

Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.
          Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:

  • самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

  • самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

       Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.  

       Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

  • самоконтроль и самооценка студента;

  • контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

Введение

План изучения темы

  1. Содержание дисциплины, ее задачи и связь с другими дисциплинами.

  2. Особенности управления персоналом в рыночных условиях.

  3. Содержание и сущность управления персоналом.

  4. Роль менеджера в системе управления персоналом.

  5. Кадровый состав организаций и предприятий потребительской кооперации.

Литература

  1. А.Я. Кибанов «Основы управления персоналом», М.: ИНФРА-М, 2007, стр.6-12, 24-32

  2. Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб «Управление персоналом», М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2006, стр.5-18

  3. Л.Е. Теплова. Основы потребительской кооперации. – М.: Вита-Пресс, 2001, стр. 125-129

  4. Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации» (июнь-ноябрь 2004 г.). – Белгород: Кооперативное образование, 2005, стр. 64-69

^ При изучении данной темы необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • предпосылки возникновения науки "Управление персоналом";

  • прообразы современных служб по управлению кадров;

  • концепция человеческих ресурсов;

  • миссия управления персоналом;

  • теория человеческого капитала;

  • определение науки по управлению персоналом;

  • цель и задачи управления персоналом;

  • связь управления персоналом с другими дисциплинами;

  • особенности управления персоналом в рыночных условиях;

  • субъект и объект управления;

  • стратегия управления персоналом;

  • внешние и внутренние факторы, влияющие на стратегию управления персоналом;

  • структура кадрового состава организаций и предприятий потребительской кооперации.


Для самооценки уровня знаний по изученной теме следует ответить на вопросы:

  1. Сформулируйте определение науки по управлению персоналом.

  2. Каково место функции управления персоналом в системе управления организацией?

  3. С какими дисциплинами связан курс «Управление персоналом»?

  4. Что является объектом и субъектом управления персоналом?

  5. Назовите основные задачи управления персоналом в условиях рыночной экономики?

  6. Перечислите основные этапы развития науки «Управление персоналом»?

  7. Что такое управление человеческими ресурсами?

  8. В чем состоит разделение труда между службой по управлению персоналом и линейными руководителями?

  9. Перечислите важнейшие направления деятельности по управлению персоналом.

  10. Раскройте сущность стратегии управления персоналом, назовите главную цель разработки стратегии.

Тема 1. Рынок труда и управление занятостью.

План изучения темы

  1. Рынок труда.

  2. Безработица и ее виды.

  3. Государственная система управления трудовыми ресурсами.


Литература

  1. А.Я. Кибанов «Основы управления персоналом», М.: ИНФРА-М, 2007, стр.29

  2. А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская. Управление персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2007, стр. 11-12

  3. Работа с понятиями – сайт http://www.glossary.ru/index.htm

  4. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. Деловой вестник. № 4 (88) апрель 2008


При изучении данной темы необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

    • рынок труда;

    • характеристики рынка труда: предложение рабочей силы и спрос на рабочую силу;

    • составляющие предложения рабочей силы;

    • текущий спрос на рабочую силу;

    • коэффициент напряженности;

    • открытый рынок труда;

    • скрытый     рынок труда;

    • безработица;

    • виды безработицы;

    • безработный;

    • центр занятости;

    • государственная программа содействия занятости населения;

    • структура государственной системы управления трудовыми ресурсами.


Для самооценки уровня знаний по изученной теме следует ответить на вопросы:

  1. Что такое рынок труда?

  2. Назовите характеристики рынка труда.

  3. Перечислите основные составляющие текущего предложения рабочей силы.

  4. Из чего складывается спрос на рабочую силу?

  5. Что такое безработица?

  6. Кто является безработным?

  7. Укажите основные характерные черты видов безработицы:

    • региональная;

    • сезонная;

    • фрикционная;

    • структурная;

    • циклическая.

  8. Какие задачи решает государственная система управления трудовыми ресурсами?

  9. Перечислите функции центра занятости населения (государственное агентство по трудоустройству населения).

Для закрепления изученного материала по данной теме решите следующие ситуации:

Ситуация 1.1.

Ситуация на национальном рынке труда характеризуется следующими данными:

  • численность экономически активного населения – 74 млн. человек;

  • уровень фактической безработицы составил 7,7% экономически активного населения,

  • уровень официально зарегистрированной безработицы – 2,7%;

  • число вакантных мест – 350 тыс.;

  • 1,9 млн. человек находились в административных отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы;

  • 2 млн. человек были переведены на сокращенную рабочую неделю.

Оцените масштабы открытой и скрытой безработицы, а также напряженность на рынке труда.

Методические рекомендации по выполнению задания 1.1.

Ситуация на рынке характеризуется коэффициентом напряженности, который определяется как отношение граждан, не занятых трудовой деятельностью, искавших работу через службу занятости, к числу вакантных должностей и свободных рабочих мест.

Основными элементами рынка труда являются:

1. открытый рынок труда – все экономически активное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, а также вакантные рабочие и ученические места во всех секторах экономики;

2. скрытый рынок труда – лица, формально занятые в народном хозяйстве, но которые в связи с сокращением объемов производства или изменением его структуры без ущерба для производства могли бы быть освобождены (лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, лица, вынужденные работать не полное рабочее время и т.п.).

Решение:

Открытый рынок труда равен 5,7 млн. человек (74 млн. х 7,7%), из которых:

  • 2 млн. – ищущие работу (74 млн. х 2,7%) и официально зарегистрированы в органах службы занятости;

  • вакантных рабочих мест – 350 тыс.

Скрытый рынок труда составляют 3,9 млн. (1,9 млн. + 2 млн.) человек.

Коэффициент напряженности на рынке труда равен 5,71 (2 млн. безработных/ 350 тыс. вакантных рабочих мест).
Ситуация 1.2.

Население города составляет 800 тыс. человек; в качестве безработных зарегистрированы 13 тыс.

В течение года с предприятий города высвобождено 44 тыс. человек, из которых 15 тыс. трудоустроены на тех же предприятиях; на рынок труда вступают 5 тыс. человек, ранее не работавших сальдо; миграция трудовых ресурсов составляет 2 тыс. человек.

Рассчитайте годовое предложение рабочей силы.

Методические рекомендации по выполнению задания 1.2.

Предложение рабочей силы на текущем рынке труда складывается из:

  1. безработных – 13 тыс. человек;

  2. высвобожденных с предприятий работников с учетом трудоустроенных там же – 29 тыс. (44 тыс. – 15 тыс.) человек;

  3. незанятого населения, вступающего на рынок труда, - примерно 5 тыс. человек;

  4. сальдо миграции трудовых ресурсов – 2 тыс. человек.

Итого предложение рабочей силы равно:

13 + 29 + 5 + 2 = 49 тыс. человек.
Ситуация 1.3.

В рамках спроса и предложения рабочих предприятий легкой промышленности города положение первоначально выглядело следующим образом:

Спрос

Предложение

Трудоустройство

Недостаток

Избыток

С

П

Т

С – Т

П – Т

6 тыс. человек

2 тыс. человек

1 тыс. человек

5 тыс. человек

1 тыс. человек

Местные исполнительные органы формируют годовой региональный заказ на дополнительное производство швейных

Определите, как изменятся спрос, предложение, трудоустройство, недостаток и избыток рабочих в легкой промышленности города вследствие действия заказа.

Методические рекомендации по выполнению задания 1.3.

Размещение регионального заказа на дополнительное производство швейных изделий позволит обеспечить повышение спроса на рабочих на 500 человек и трудоустройство такого же избыточного числа людей данных профессий, т.е. спрос составит 6,5 тыс. человек (6 тыс. + 0,5 тыс.), а трудоустройство – 1,5 тыс. человек (1 тыс. + 0,5 тыс. человек). Недостаток рабочей силы составит 5 тыс. человек (6,5 тыс. – 1,5 тыс. человек).
Ситуация 1.4.

         Исходные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1.

п/п

Показатели спроса и предложения рабочей силы

Значение показателей, тыс. человек

1.  

Количество незанятых на начало года

479

2.  

Количество незанятых, обратившихся в службу занятости в течение года

2278

3.  

Количество желающих сменить работу, обратившихся в службу занятости

82

4.  

Трудоустройство незанятых

670

5.  

Трудоустройство желающих сменить работу

11

6.  

Остаток вакансий

429

Рассчитайте текущее предложение рабочей силы и спрос на нее в службе занятости, а также реализованное и нереализованное предложения.

Методические рекомендации по выполнению задания 1.4.

Текущее предложение рабочей силы на рынке труда составляет 2839 тыс. человек; текущий спрос – 1110 тыс. человек; реализованное предложение – 681 тыс.; нереализованное предложение – 2158 тыс.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины \"Управление персоналом\" iconБелгородский опс старооскольский кооперативный техникум Утверждаю: Зам директора по ур
«Управление персоналом» для студентов очного и заочного форм обучения специальности 080501 «Менеджмент»
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины \"Управление персоналом\" iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономика»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины \"Управление персоналом\" iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономика»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины \"Управление персоналом\" iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины \"Управление персоналом\" iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины \"Управление персоналом\" iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины \"Управление персоналом\" iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины \"Управление персоналом\" iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины \"Управление персоналом\" iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 080501 Менеджмент при изучении дисциплины \"Управление персоналом\" iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница