Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования




НазваниеСтратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования
страница1/11
Дата публикации27.05.2013
Размер1,21 Mb.
ТипАнализ
pochit.ru > География > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




  1. Основные задачи стратегического планирования.


Стратегическое планирование – процесс составления и корректировки стратегических планов компании.

Основные задачи стратегического планирования:


  • формулирование видения и миссии компании;

  • разработка стратегий развития;

  • формирование и развитие конкурентных преимуществ организации в условиях непрерывных изменений во внешней среде, позволяющие ей наиболее выгодным образом вписаться в эту среду;

  • обеспечение роста компании и защиты от внешних угроз;

  • мониторинг внешней среды;

  • обеспечение соответствия оргструктуры компании выбранной стратегии развития;

обеспечение динамичности планов;




  1. Стратегическое планирование как процесс.

Процесс – определенная последовательность действий, направленных на результат, имеющий входы, выходы и ресурсы.

^ Стратегическое планирование – процесс составления и корректировки стратегических планов компании.

Т.о. процесс стратегического планирования заключается в следующем: на основе поставленных целей и анализа возможностей во внешней среде (входы) имеющиеся в распоряжении ресурсы преобразуются в набор стратегических альтернатив.
^ Этапы процесса стратегического планирования:

  • Оценка. Менеджеры оценивают конкурентоспособность фирмы, определяя ее сильные и слабые стороны с помощью SWOT-анализа;

  • Выбор. Опираясь на результаты оценки, менеджеры разрабатывают стратегические альтернативы, чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию (В качестве базовых конкурентных стратегий могут выступать стратегии роста, стабильности или сокращения);

  • Исполнение. После принятия стратегии разрабатываются обеспечивающие планы, совершенствуются методы и процедуры планирования, мобилизуются человеческие, финансовые и материальные ресурсы компании.

  • Анализ. Приведенный в действие план должен периодически подвергаться анализу для внесения корректив.







  1. ^ Система функциональной стратегии.

Система функциональной стратегии – набор взаимосвязанных стратегий развития внутренней среды компании.

^ Элементами системы функциональной стратегии являются:

  • продуктово-маркетинговая стратегия – анализ, разработка и принятие комплексных стратегических решений в области номенклатуры, ассортимента, качества и объема производства продуктов, а также условий реализации продукции на соответствующих рынках;

  • финансовая стратегия – долгосрочная программа конкретных действий по реализации концепций использования собственных и привлеченных ресурсов организации в целях достижения конкурентного преимущества (в ней должны быть определены источники финансирования, принципы распределения и направления использования финансовых средств);

  • производственная стратегия – стратегические решения в области производства продукции – увеличение эффективности использования производственных мощностей и персонала, управление качеством продукции, развитие производственной инфраструктуры, организация взаимоотношений с поставщиками и другими партнерами по кооперации, размещение производства и т.д.

  • управление НИОКР – долгосрочная программа действий, связанных с разработкой инновационной продукции или технологий;

  • управление персоналом - долгосрочная программа конкретных действий по рационализации использования и развитию человеческого потенциала компании (отбор, обучение, мотивация и аттестация персонала);





^ 5. Предпосылки формирования функциональной стратегии.

Предпосылками формирования функциональной стратегии компании являются базовые корпоративные и конкурентные стратегии.
Базовые корпоративные стратегии:

  • с. роста;

  • c. стабилизации;

  • с. спада;


Базовые конкурентные стратегии бизнеса:

  • минимизация издержек;

  • с. дифференциации;

  • с. диверсификации;

  • с. фокусирования;







  1. Информационное обеспечение для принятия стратегических решений.

Первичная информация: Обзор – конкурентов - потребителей –дилеров – поставщиков – других; Интервью с - конкурентами -потребителями –дилерами - поставщиками –экспертами отрасли -бывшими сотрудниками конкурентов –другими; Фокус-группа; Эксперимент

^ Вторичная информация: 1. Внутренняя: База данных о конкурентах Внутренние отчеты: - отдела сбыта и маркетинга –бухгалтерии -отдела запчастей и материалов -службы сервиса -других отделов 2. Внешняя: Обзор печати: -отраслевые справочники и периодика -ежедневные газеты и журналы; Отчеты отраслевых экспертов и НИИ; Отчеты отраслевых органов управления; Госкомстат; Таможенный комитет; Коммерческие базы данных; Агентства по анализу рынка; Рекламные компании

 Одним из наиболее мощных инструментов в руках менеджера становится информация. Эффективное управление невозможно без сбора информации и ее обработки различными методами.

Есть вопрос построения интегрированной информационной системы, направленной на решение задач, стоящих перед предприятием и являющейся отражением протекающих бизнес процессов.

Информационно-аналитическое обеспечение:

  • разработка архитектуры информационной системы;

  • стандартизация информационных носителей и каналов;

  • предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;

  • сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;

  • разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;

  • консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений;

  • обеспечение экономичности функционирования информационной системы.

Информационная система компании должна:

  • позволять накапливать определенный опыт и знания, обобщать их в виде формализованных процедур и алгоритмов решения;

  • постоянно совершенствоваться и развиваться;

  • быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и новым потребностям организации;

  • соответствовать насущным требованиям человека, его опыту, знаниям, психологии.





12. Роль стратегического плана для предприятия в условиях рыночной экономики

Стратегический план – документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи, стратегию их достижения с учётом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.

^ Роль стратегического плана для предприятия в условиях рыночной экономики лучше всего может быть показана в сравнении с плановой экономикой. Ранее, при разработке своих планов предприятие извне получало информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках и потребителях, ценах на свою продукцию, много других показателей и нормативов. Независимо от интересов предприятия изменить их было нельзя, и они автоматически закладывались в разработку планов предприятия. Плановая система сводилась к поиску эффективных путей выполнения известных заданий в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Такая задача остаётся и сегодня, в условиях рынка,– эта задача – только часть плановой работы. Теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены поставщиков, рынка сбыта, а самое главное, – определить долгосрочные цели стратегию их решения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана. Те предприятия, которые не используют стратегическое планирование, обречены на проигрыш своим конкурентам и утомительную борьбу за выживание.





  1. ^ Определение стратегических проблем предприятия.

Задача на заключительном этапе анализа состояния предприятия – определение будущих стратегических проблем. Необходимо рассмотреть перспективы предприятия через развёрнутые ответы на следующие вопросы:
1. Является ли существующая стратегия удовлетворительной с точки зрения движущих сил отрасли?

2. Воспринимает ли сегодняшняя стратегия будущие КФУ?

3. Насколько хорошо сегодняшняя стратегия обеспечит защиту от сил конкуренции в будущем?

4. Насколько сегодняшняя стратегия защищает от потенциальных внешних угроз и исключает внутренние слабости?

5. Насколько уязвимо предприятие для атак конкурентов?

6. Какие дополнительные усилия нужны для повышения конкурентоспособности предприятия?
В процессе подготовки ответов на эти вопросы помимо решения частных проблем или хотя бы их ясной формулировки, должна быть решена одна общая – может ли предприятие использовать сегодняшнюю стратегию с небольшими изменениями или необходим концептуальный пересмотр стратегии.
Проведение анализа отрасли и состояния предприятия выявляет круг проблем, стоящих перед предприятием, и некоторый набор различных способов их решения.



^ 27 СТРАТЕГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Как правило, основана на инновационных параметрах продукта, равно как и на широкой рекламной кампании, подчеркивающей уникальность продукции Ко для поддерживающих его потребителей («верных» и «восприимчивых» по отношению к данному продукту). Пример: автомобили Порше. Еще одним средством стимулирования данной стратегии является предоставление особых (экстраординарных) услуг, сопровождающих покупку и заставляющих потребителей иметь дело именно с этой Ко (напр., Ко IBM). Стратегия дифференциации позволяет Ко устанавливать «премиальные» цены на уникальное обслуживание потребителей ее продукции и т. о. максимизировать прибыли. СТРАТЕГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКЦИИ - Базовая стратегия конкуренции. Основывается на специализации в изготовлении особой (иногда необычной) продукции, являющейся модификацией стандартного изделия. Такая продукция является незаменимой для потребителей в том случае, если стандартные изделия их не устраивают. Обособление товара на рынке, а в более широком смысле - дифференциация его коммерческих характеристик, может проводиться за счет создания продукции с более совершенными, техническими параметрами, качеством исполнения, на базе более широкого выбора услуг при реализации и эксплуатации изделий, на основе низких цен. Маркетинг, основанный на дифференциации, позволяет уклониться от ценовой конкуренции с более мощными производителями и в то же время дает возможность конкурировать с ними за специфические группы потребителей. Это заставляет искать новые, оригинальные пути выделения своей продукции и привносит на рынок разнообразие. Наиболее типичное направление использования стратегии дифференциации состоит в сосредоточении усилий на одном из мотивов приобретения продукции потребителями и развитии своих возможностей с целью более полного качественного удовлетворения специфических потребностей.


^ 28. Сравнительный анализ издержек предприятия

Важный аспект конкурентоспособности предприятия - более низкие издержки в сравнении с аналогичными издержками конкурентов или близкие к ним. Несмотря на то, что подобную информацию предприятия-конкуренты пытаются скрывать, отдельные параметры издержек всё равно становятся известными.

Сравнение структуры своих издержек и издержек конкурента даёт возможность определить необходимые шаги для оптимизации своих издержек и заложить их в стратегию предприятия. При этом можно использовать классификацию издержек по статьям себестоимости, но более продуктивно представление издержек через прямые издержки, операционные и торгово-административные, как принято в международной практике. Тогда структура издержек может выглядеть так:
1. Затраты на производство. А) Прямые затраты - всего, В том числе: сырьё, материалы; комплектующие; прямая заработная плата; упаковка; Б) Другие затраты - всего, В том числе: амортизация; реклама; выплата процентов по кредитам; другие операционные и торгово-административные издержки.
2. Прибыль. 3. Цена производителя. 4. НДС. 5. Цена с НДС. 6. Средняя наценка в оптовой торговле. 7. Средняя оптовая цена. 8. Средняя наценка в розничной торговле. 9. Средняя розничная цена.

Все виды затрат можно разделить на 3 группы: 1) затраты, связанные с закупками у поставщиков; 2) затраты, связанные с производством; 3) затраты, связанные с распределением.
В случае, когда сравнительный анализ издержек показывает превосходство конкурентов по каким-то группам затрат, должны быть разработаны меры по снижению затрат в группе в целом по всем направлениям, где это возможно.

Сравнительный анализ издержек помогает определить те статьи и группы затрат, которые имеют наибольшее значение для реализации стратегии предприятия, и наметить конкретные шаги по созданию конкурентных преимуществ или по ликвидации преимущества предприятий-конкурентов. Этап анализа сравнительной оценки конкурентоспособности предприятий даёт возможность оценить сравнительную силу предприятия и его ближайших конкурентов. Последовательность анализа: 1) Определяются 5 - 10 наиболее важных для данной отрасли КФУ. Для каждого фактора определяется его вес исходя из его значимости. Сумма весов по всем выведенным КФУ равна 1.
2) Позиция каждого конкурента по отдельному КФУ оценивается экспертным путём исходя из некоторой шкалы. Оценки могут быть, например, от 1 до 10, где 1 - самая слабая позиция, а 10 - самая сильная позиция.
3) Определяется общая оценка конкурентоспособности путём суммирования взвешенных рейтинговых оценок для каждого конкурента. Позиции, по которым выявлены существенные слабости или сила предприятия, должны быть использованы при выработке стратегии.




  1. ^ Система стратегического анализа предприятий.

Анализ – это разложение целого на элементы и последующее установление связей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализаций решения по развитию предприятия.
^ Принципы анализа:

  • принцип единства анализа и синтеза – предполагает разделение на составные части анализируемых явлений с целью глубокого изучения их свойств и последующем рассмотрением их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

  • принцип выделения ведущего звена – предполагает постановку целей и установление способов их достижения;

  • принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, срокам, качеству, методам получения информации;

  • принцип оперативности и своевременности;

  • принцип количественной определенности;


^ Система стратегического анализа – совокупность взаимосвязанных приемов и методов мониторинга внешней среды и оценка ее влияния на долгосрочные цели предприятия.
^ Основные этапы стратегического анализа:

  • сканирование окружающей среды для выявления имеющихся и возникающих изменений;

  • мониторинг отдельных трендов окружающей среды с целью выявления характера их эволюции;

  • проектирование – определение будущего направления изменений;

  • оценивание текущих и будущих изменений окружающей среды с точки зрения стратегий и их последствий для организации;




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования iconСтратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических...
Стратегическое планирование – процесс составления и корректировки стратегических планов компании
Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования iconОсновные задачи стратегического планирования
Стратегическое планирование – процесс составления и корректировки стратегических планов компании
Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования iconСтратегическое планирование как наука. Методология стратегического планирования
Воздействие государственного регулирования на процесс стратегического планирования
Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования iconСтратегическое планирование и роль маркетинга в организации
Охарактеризовать стратегические хозяйственные единицы как главные объекты стратегического планирования
Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования iconМетодическое пособие Одной из основных функций управления деятельностью...
Проектная деятельность как способ стратегического планирования. Методика составления проекта
Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования icon3 Содержание, задачи и методы бюджетного планирования. Основные этапы...
Оциально-экономической программы развития страны между звеньями финансовой системы в процессе составления и исполнения бюджета и...
Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования iconПланирование деятельности организации Понятие планирования Принципы...
Источник (фрагмент): Веснин В. Р. Менеджмент. Учебник / В. Р. Веснин – 2 изд., М.: Проспект – 2005. 504 с
Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования iconТеоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности 5
Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия 5
Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования icon8 Стратегическое планирование деятельности организации Планирование...
Без планирования трудно добиться согласо­ванных действий внутри организации, поддерживать приоритетность одних направлений деятельности...
Стратегическое планирование процесс составления и корректировки стратегических планов компании. Основные задачи стратегического планирования iconРабочая программа по дисциплине “Планирование на предприятии” для...
Рынок не отрицает планирование, а перемещает эту работу в первичное производственное звено. Успешно работающие предприятия осуществляют...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница