Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам




НазваниеСтуденческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам
страница1/24
Дата публикации25.05.2013
Размер3,05 Mb.
ТипКонспект
pochit.ru > География > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Quator.ru –студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам.

Quator.ru – Все лучшее студентам!



№1.Основы организационного поведения

Границы организации — пределы существования: во времени (ЖЦО), в пространстве (территориальные границы), по собственности (пра­во владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации). Поведение — деятельность индивида, имеющая природные предпо­сылки и социально обусловленная. Поведение виртуальное — поведение в виртуальной реальности. Эффективность деятельности организации — оптимальное соотно­шение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности организации и развития.

1.1Понятие и направления развития организационного поведения

Современные изменения в окружающей среде, внедрение информационных технологий, при­знание существующего многообразия работников и управление ими привели к изменению парадигмы управления. Новый подход - признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности. Сегодня работодателю знания становятся намного нужнее, чем про­стая исполнительская дисциплина. Умение учиться начинает цениться выше преданности. Появляется новый тип организационно­го контракта, имеющий характер коммерческого партнерства: стороны обязуются взаимодействовать до тех пор, пока это выгодно каждой из них, но сотрудничать с максимальной отдачей в виде творчества со сто­роны работника и создания условий для этого творчества со стороны орга­низации. В результате меняются отношения внутри организации, в них усиливается рыночная составляющая (компонента), которая представ­ляет более жесткую форму взаимоотношений, требующую адекватного поведения и работника, и работодателя.. Поведение индивидов существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми огра­ничениями, которые она накладывает на личность. Это означает разработку доступных, понятных и применимых методов, использование которых в управ­лении людьми позволит организации достигать своих целей с мак­симальной пользой. Люди — ценнейший ресурс организации, приводит к изменению поведенческих парадигм. Сущность ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функциониро­вание организации с учетом воздействия внешней среды. ОП пред­полагает изучение и формирование поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения эффек­тивности ее деятельности. ОП представляет собой мультидисциплину (кросс-дисциплину), поскольку использует принципы, методы, заим­ствованные из других дисциплин: теории организации, психологии, со­циальной психологии, менеджмента, управления персоналом. ОП: »мультидисциплина; »ориентирована на личность в организации; »сфокусирована на результативности; »учитывает воздействие внешней среды. Предметом ОП выступает взаимосвязь системы управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управ­ления в условиях конкурентной среды функционирования. ОП изучает отношения в системе управления на всех уровнях с ори­ентацией на разработку результативных методов управления в усло­виях конкурентной среды. При этом исследуются виды отношений: »кооперации; »власти и управления; »собственности; »непроизводственные. Методы исследования ОП: » опросы — интервью, анкетирование, тестирование — измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива, интервью могут проводиться и по телефону; » сбор фиксированной информации — изучение документов, су­ществующих в организации и регламентирующих деятельность работников и групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях); » наблюдения — изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры; » эксперименты — проведение лабораторных или естественных эк­спериментов; » использование Интернета. Исследование ОП через Интернет имеет ряд преимуществ: 1) экономия ресурсов при проведении обследования: времени, средств и др. ресурсов; 2) возможность обеспечить большую точность за счет привлечения большего числа испытуемых; 3) легкость изменения методического инструментария на этапе раз­работки и апробации; 4) снижение влияния экспериментатора; 5) использование дополнительного программного контроля при вы­полнении заданий. Имеются и слож­ности - искажение информации. В целях снижения искажения данных используются следующие про­цедуры: одновременное проведение сравнений данных, полученных через сеть, с данными, полученными традиционным путем, а также с те­оретическими представлениями. В Интернет - исследованиях у испытуемых должна быть большая мотивация - » неэффективна прямая рассылка приглашения принять участие в исследовании по электронной почте, так как она может быть не воспринята; « прежде чем рассылать приглашение об участии в исследовании, необходимо взвесить, как оно будет оценено и воспринято пользо­вателями. ОП как новая научная дисциплина начала развиваться в 50-е гг. XX в. Термин «ОП» возник, когда произошло объединение нескольких на­правлений научных дисциплин, занимающихся изучением процессов, происходящих в организации, между организациями, между внутрен­ней и внешней средой. Наука об ОП подразделяется на основе ряда критериев на более специализированные предметы. Главными критериями являются: уровень агрегирования (обобщения) и анализа; специфические аспекты орга­низационной жизни; особенности, связанные с целями компаний, с про­дуктами или услугами; критерии деления организации на части и пр. Основными подходами исследования ОП в настоящее время явля­ются прагматический, культурологический и институциональный

1.2История становления организационного поведения

ОП представляет собой комбинацию по крайней мере двух тра­диционных наук в школах бизнеса: «управления» («менеджмента») и «человеческих отношений». *Научный менеджмент (классическая школа) описывает работу ря­да менеджеров, консультантов и исследователей (Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Форда и др.), которые, несмотря на то, что подходили к изучению организации с различных точек зрения, разработали ряд концепций и идей, имеющих много общего. Научный менеджмент сосредоточен на производительности тру­да отдельного рабочего. По мере того, как общество XIX в. станови­лось все более индустриальным, повышать свою производительность фирмам оказывалось все труднее. Фредерик У. Тэйлор (1856-1915), американский инженер-механик, предположил, что проблема, прежде всего, связана с недостатком практики управления. Тейлор писал, что «принципиальным объектом менеджмента должна быть макси­мальная гарантия процветания работодателя (развитие каждой отрас­ли) в сочетании с максимальным процветанием каждого наемного ра­ботника». В основе философии Ф. Тейлора лежало положение о том, что управ­ленческие решения принимаются на основе научного анализа и фак­тов, а не догадок. *Административный менеджмент сосредоточен на руководителях и функциях, которые они выполняют. Этот подход к управлению наиболее полно раскрыт Анри Файолем (1841-1925), французским горным инженером, основная точка зрения которого сформирова­лась в начале XX в. Файоль стал известен, когда он заново оживил горную компанию, находившуюся на грани краха, и превратил ее дея­тельность в финансовый успех. Позже он приписал свой успех методу, который он применил, а не своим персональным способностям. Файоль первым признал, что преуспевающие менеджеры должны знать основные функции управления. Он определил эти функции как пла­нирование, организацию, командование (руководство), координацию и контроль. Он также утверждал, что необходимо прилагать определенные принципы управления к этим функциям. *Бюрократический менеджмент сосредоточен на организационной системе в целом и основывается на следующих положениях: правилах фирмы, ее политике и процедурах; установленной иерархии; четком разделении труда. Вебер отметил, что управление во многих европейских организациях в XIX в. имело лич­ностную основу. Работники часто проявляли больше лояльности по отношению к отдельным управляющим, чем к миссии организации. И как следствие, ресурсы часто использовались по желанию отдель­ных управляющих, а не в соответствии с целями организации. Чтобы предотвратить эти дисфункциональные последствия, Вебер предста­вил систему управления, которая бы основывалась на обезличенном и рациональном поведении. Управление такого типа называется бюрократией. *«Школа человеческих отношений» — школа, выдвигающая в центр внимания личность и групповой фактор; возникла в 1920-х-1930-х гг. в США в результате исследований и экспериментов на предприятии в Хоторне, а затем появилась и в других стра­нах. В США ее представители — Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергер, У. Мур, во Франции — Ж. Фридман, 1930-1960 гг. — Хоторнские экспе­рименты, «человеческие отношения», гуманистическая психология (А. Маслоу). Профессор Элтон Мэйо (1880-1949) про­водил эксперименты в г. Хоторне на заводах фирмы. Эксперименты проходили в рамках программы изучения жизни в США в разделе «Труд в Америке» на заводах крупных фирм. В цехе работали девушки-эмигрантки, работа шла в мол­чаливом, унылом темпе, так как все были отягощены материальными проблемами. В программе была поставлена цель — выяснение влия­ния атмосферы рабочих мест на труд. Эти условия постепенно начали изменять, производительность труда резко возросла, а через некото­рое время она стабилизировалась. Работницы почувствовали внимание к себе и начали обсуждать эти вопросы между собой. В конечном итоге сформировались неформаль­ные группы и нормы поведения в них, а соответственно и контроль за соблюдением этих норм, осуществляемый лидером. Возникли социаль­ные нормы, регулирующие трудовую деятельность (в данной группе следует выпускать не более и не менее определенного количества изде­лий). Таким образом, социальные нормы стали выполнять функции контроля производства. Выводы по Хотторнским экспериментам: » определено влияние социальных норм поведения на производи­тельность труда; » выявлена существенная роль социальных стимулов в поведении членов организации, в отдельных случаях блокирующих действие экономических стимулов; » выявлен приоритет групповых факторов поведения над личност­ными; » показана важность неформального лидерства в деятельности группы. Основная мысль заключается в том, что можно создать организацию, которая достигает своих целей через удовлетворение потребностей своих работников. За очень короткий промежуток времени Мэйо сумел превратить «экономического рационального» человека в «социального». Более поздние поколения ученых-бихевиористов сделали этого человека «са­моактуализирующейся» личностью, познающей себя и свои способ­ности и реализующей свои возможности. Дисциплина ОП берет свое начало с отчета американских специа­листов по управлению Р. Гордона и Д. Хауелома, которые в 1959 г. опуб­ликовали результаты своих исследований, включавших анкетирование студентов и преподавателей бизнес-школ. Их выводы свидетельствовали, что преподавание таких дисциплин, как управление, психология бизнеса не в полной мере отражает потреб­ности руководителей. В США в 1973 г. появился первый учебник по ОП, автором которо­го был Фрэд Лютенс. В 1999 г. в России было переведено на русский язык седьмое издание этого учебника, которое стало первым академическим учебником по ОП на русском языке. Ф. Лютенс определяет ОП как науку об описании, объяснении, предсказании и управлении человеческим поведением в организации. Новым в развитии ОП является направление по изучению поведе­ния индивида в виртуальных организациях, происходит объединение понятий «поведение» и «организация» в виртуальном пространстве, что предполагает проведение дальнейших исследований. В настоящее время ОП реально превратилось в конкретную область научных зна­ний, связанную с практикой эффективного управления современны­ми сложными организациями. Изменения, происходящие во внешней и внутренней среде орга­низации, появление новых видов организаций, новых парадигм и зна­ний о человеческом поведении обусловливает необходимость разработ­ки и реализации на практике новых, отвечающих требованиям времени моделей ОП. В новых моделях получают воплощение идеи партнер­ства, командной работы, вовлечения, самоконтроля, ориентации на удовлетворение потребностей более высокого порядка, самореализа­ции, высокого качества трудовой жизни и др. Усиление роли и значения организационной культуры в ОП - Орга­низационная культура приобретает все большее значение в поведении организации. Примером тому служит появление новых видов орга­низаций, отличительным признаком которых является организаци­онная культура (предпринимательская организация, самообучающаяся организация). Усиление влияния внешней среды на ОП - Внешняя среда совре­менных организаций характеризуется высоким уровнем сложности, турбулентности и неопределенности. Ее влияние на поведение орга­низации усиливается, что определяет необходимость постоянных организационных изменений. Возникла потребность в дальней­шей разработки проблем ОП на организационном уровне, поиска под­ходов и методов адаптации, взаимодействия, влияния на внешнюю среду. Изучение международных аспектов ОП - До недавнего времени международный аспект не имел такого большого значения в бизне­се. Однако реализация многих международных проектов оказалась намного сложнее, чем предполагалось из-за того, что не принимал­ся во внимание человеческий фактор, связанный с различием в по­ведении людей в разных культурах. Возникло понимание того, что необходимо изучать особенности национальных культур и их влияние на организационное поведение. Эта тенденция будет развиваться в направлении исследования особенностей ОП в мультинациональных компаниях, разработки подходов и методов повышения межкультур­ного взаимодействия, культурной адаптации, мотивации, лидерства, принятия решений, управления персоналом в разных культурах.

1.3Понятие и виды организаций

Понятие организации имеет несколько значений. Все плани­руемые и осуществляемые действия индивида, их результаты также выражают суть организации. Организация — это «со­циальный процесс; «специфический социальный объект; «функция управления. Термин «организация» будем рассмат­ривать как специфическую социальную систему, объединяющую лю­дей для реализации неких целей, вхождение в которую накладывает на поведение индивида существенные ограничения. Организация — скоординированное образование, со­стоящее по меньшей мере из двух человек, которые работают, взаимо­действуют для достижения общей цели. Организация характеризуется рядом признаков. Один из основ­ных — ее миссия и цель, раскрывающие, для чего организация создается, зачем выходит на рынок. Второй признак — наличие организационной культуры — принятой в данной организации совокупности ценностей и поведенческих норм, разделяемых ее сотрудниками. Третий при­знак — наличие организационной структуры, т. е. системы взаимодей­ствия внутри организации, устойчивых связей, выраженных в конкрет­ных организационных формах; способах распределения полномочий и ответственности между подразделениями или специалистами. Орга­низация постоянно взаимодействует с внешней средой для получения ресурсов и, после переработки, выдачи готовой продукции, инфор­мации или услуги. Внешняя среда оценивает деятельность организа­ции; и, если это взаимодействие осуществляется успешно, организа­ция продолжает существовать на рынке, если нет — ее существование на рынке прекращается. У любой организации есть ряд границ, т. е. пределов ее существо­вания: во времени (жизненный цикл организации), в пространстве (территориальные границы), по собственности (право владеть, распо­ряжаться, пользоваться имуществом организации). Период времени существования организации на рынке принято называть жизненным циклом организации. Территориальные границы определяют, какие элементы находятся внутри, а какие вне организации, где заканчивается одна организация и начинается дру­гая, на какие сферы распространяется ее деятельность. Основной воп­рос, который должны решить менеджеры при определении рациональ­ных границ, состоит в том, чтобы определить, какие этапы процесса создания продукта организация намерена включить в свои рамки. Одни компании стремятся к тому, чтобы включить в единые организацион­ные рамки все операции от поставок сырья до продажи готовой про­дукции, в то время как другие предпочитают заключать контракты или создавать временные союзы для выполнения части этих работ други­ми фирмами. Некоторые организации имеют четко очерченные границы, сущест­вующие длительное время без изменений, закрепляющиеся в уставе, учредительном договоре, положениях и других документах. При этом учитывается ряд ограничений, относящихся к численности персонала, размеру капитала, видам деятельности и т. п., зафиксированных в за­конах и других нормативных актах. Существование организаций позволяет осуществлять совместное проживание (организация — семья); получать прибыль (участие в коммерческих структурах); социальные потребности (госу­дарственные и муниципальные организации); развлекаться (посещать зрелищные, культурные организации) и др. Можно выделить и ряд последствий существования организаций, причем как положительных, так и отрицательных. Позитивные последствия существования организаций относятся: » реализация интересов отдельных индивидов и групп, в частности интересы создателей организаций (владельцев), акционеров (соб­ственников), наемных работников, клиентов, партнеров; » предоставление работы для желающих, т. е. являются источни­ком их существования; «проведение изменений в организациях приводит к значительным изменениям в обществе (и наоборот), например, сокращения на предприятиях военного промышленного комплекса в РФ в 1990-е гг. привели к развитию «челночного бизнеса». К негативным последствиям существования организаций относятся: различные аварии, загрязнение окружающей среды, несчастные случаи, участие в преступлениях. Участие может быть умышленным (участие в преступной деятельности) или неумышленным (компании страхо­вания от пожаров могут потворствовать поджигателям). Виды организаций - В зависимости
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам icon«Функции менеджмента»
Обеспечение занятия: учебники и учебные пособия; конспекты и лекции; карточки индивидуального задания; интерактивная доска; доска,...
Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам iconБазовые учебники и учебные пособия
Бабосов Е. М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000
Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам iconМетодические и учебные материалы для руководителей занятий по го и чс на предприятиях
Даны учебные материалы по темам Примерной программы обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных...
Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам iconСписок литературы для студентов, изучающих мэмо учебники и учебные...
Гусейнов Р. История мировой экономики: Запад – Восток – Россия. Новосибирск, 2004
Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам iconОбщий обзор пространства Европы
В западной Европе невозможно удалиться от моря дальше чем на 600км. 90% населения Западной Европы проживает не далее 300 км от берега...
Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам iconИнтернет-портал портал для детей
Внимательно ознакомься с правилами оформления и отправки ответов перед выполнением заданий
Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам iconУчебно-методическое пособие для практических занятий по дерматовенерологии...
Кафедра дерматовенерологии старейшего вуза России, основанная в 1872 году великим дерматологом Александром Генриховичем Ге и имеющая...
Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам iconУчебно-методическое пособие для практических занятий по дерматовенерологии...
Кафедра дерматовенерологии старейшего вуза России, основанная в 1872 году великим дерматологом Александром Генриховичем Ге и имеющая...
Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам iconМатериалы Детского Дома №19. Автор текста Т. Губина Январь-март 2007...
В этом тексте много примеров, живых историй, взятых из практики детского дома №19, опыта автора и ее коллег. Автор – психолог, много...
Студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам iconДрессировка служебных собак
Учебники и учебные пособия для подготовки специалистов по служебному собаководству
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница