Урок 1-3




Скачать 120,31 Kb.
НазваниеУрок 1-3
Дата публикации25.05.2013
Размер120,31 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Урок 1-3

Общество и общественные отношения.
Цель: Формирование четкого представления об обществе как совместной жизнедеятельности людей. Формирование у обучающихся представлений о взаимодействии человека с природой и проблемах их взаимодействия. Сформировать представление об обществе как сложной динамической системе.

^ Основные понятия: общество, общественные отношения, природа, система, сферы общественной жизни, общественные науки.

Источники информации: Человек и общество. Обществознание. Учеб. для 10-11-хкл. общеоб.учр. В 2 ч. Ч.1 10кл. / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лезебникова и др.,: под.ред.Л.Н.Боголюбова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2033

План изучения материала:

1. Понятие «общество»

2. Взаимосвязь природы и общества

3. Сферы общественной жизни и их взаимодействие

4. Общественные науки и их особенности

1. Понятие «общество».

На первый взгляд ответить на этот вопрос проще простого, но давайте вспомним словосочетания, в которых встречается слово общество и сгруппируем их.

а) общество книголюбов, садоводческое общество, общество любителей чего-либо и т.д.

б) первобытное общество, рабовладельческое общество, индустриальное общество и т.д.

в) общество во Франции и Англии ит.д.

г) высшее общество, «низы» общества и т.д.

д) земляне, мировое сообщество ит.д.
А теперь попробуем охарактеризовать или дать определение каждому из этих обществ

а) определенный этап развития человечества

б) совокупность всего населения Земли, все человечество в целом в разные эпохи.

в) круг людей, объединенных общностью положения, происхождения

г) конкретная страна, со своим населением

д) группа людей, объединившихся для общения или выполнения какого-либо вида деятельности
Т.о. общество – часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений.
^ 2. Взаимосвязь природы и общества.

Если общество – часть материального мира, а природа – естественные условия существования человека, то какая связь между ними существует.

Для того, чтобы понять связь двух с виду самостоятельных элементов, надо понять, что у них общего? а что особенного? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры как «второй природы», которая как бы надстроена над природой. Все это порождает представление, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Это ставит человека в позицию завоевателя.

Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темпы. С другой, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания (осушение болот, посажены виноградники, рощи, сады), так и о пагубных ее последствиях (истощение почвы, исчезновение некоторых видов животных). (прочитав текст заполните ниже приложенную схему)

Природа

Общество
общее:

-

особенное: - особенное:

- - -

- -

- -

Взаимосвязь:


Как природа влияет на человека?


Как человек влияет на природу?


Т.о. общество – это обособившаяся от природы часть материального мира.
^ 3. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

Если общество - это обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений, то мы с полной уверенностью можем назвать ее системой (от греч. – целое, составное из частей). Как каждая система, общество имеет свои составные части (в нашем случае способы взаимодействия, объединения и т.д.). К числу составных частей общества как системы можно отнести сферы общественной жизни. (выпишите в тетрадь основные сферы и подставьте к каждой сфере ее составные элементы, приведенные ниже)

Экономическая сфера – отношения в процессе материального производства (…..)

Проклитическая сфера – взаимодействие социальных слоев и групп (…..)

Социальная сфера – деятельность государства, государственных институтов (…..)

Духовная сфера – деятельность социума, направленная на самовыражение личности (…..)

Система состоит из следующих элементов:

Материальное производство

Классы. Социальные слои. Нации

Государство. Политика. Право

Общественное сознание
Вопрос о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным. Разнообразие существующих точек зрения можно представить в виде графических моделей. (Записать в тетради схемы взаимодействия сфер общественной жизни, предварительно правильно сопоставив их с характеристиками)
Схема 1. Сторонники приоритета экономических отношений исходят из огромной роли материального производства в жизни людей. Материальное производство создает необходимые условия и средства для других видов деятельности человека. Кроме того те отношения, которые складываются в сфере экономики обуславливают появление в обществе определенных классов и социальных групп, что ведет к формированию политических институтов и сознанию основных духовных ценностей.

Духовная жизнь

Социальные отношения

Политика



Экономика



Схема 1
Схема 2. Среди аргументов в пользу определяющей роли духовной сферы чаще всего выдвигается идея о первичности сознания, представления предшествуют определенным практическим шагам человека. Всякому общественному перевороту предшествует переворот в сознании многих людей.
Схема 3. Развитие экономики приводит к формированию новых классов, что ведет к образованию политических институтов. Политическая ситуация отражается на духовной жизни общества.
Схема 4. Компромиссный вариант. Его приверженцы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды истории.














Схема 2 (расставьте сферы согласно

характеристике схемы)











Схема 3(расставьте сферы согласно характеристике схемы)

Схема ?


Экономика

Духовная жизнь


Социальные отношения

Политика


Какая из точек зрения на взаимосвязь сфер общественной жизни, по вашему мнению, наиболее подходит вам? Почему?

Т.о. в независимости от того, какую сферу взять приоритетной, непосредственная их связь не разорвется

^ 4. Общественные науки

Общественная жизнь сложна и многообразна, поэтому ее изучают многие науки, которые получили название общественные. Выпишите в тетрадь приведенные общественные науки и что они изучают.

История – изучает события

Философия – изучает ……

Этика – изучает ………

Эстетка - изучает ……..

Социология – изучает ………

Политология – изучает ……

Юриспруденция - изучает …….


^ 5. Задания к пройденному материалу

1. Определите какое утверждение верно, какое ошибочно:

а) общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам

б) общество обособилось от природы не подчиняется действию природных закономерностей

в) общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом

г) чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений

2. Подумайте, что из нижеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества:

а) внешние факторы, воздействие природной сферы

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества

в) стремление людей к новому, более совершенному

г) все вышеперечисленное

3. Согласны ли вы с утверждением: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

4. Английский писатель Роберт Оуэн писал: «В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а только возможности и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет и воспитания, которое он получает в семье и обществе». Почему в одном и том же обществе способности могут получить большее или меньшее развитие.

5. Из пункта 1 нашей темы возьмите придуманные словосочетания и определения общества и расставьте их в соответствующем порядке.

6. Распределите общественные науки и факты, происходящие в обществе по сферам, которые они изучают
Экономика Политика Социальная сфера Духовная сфера



1.История

2.Философия

3.Этика

4.Эстетка

5.Социология

6.Политология

7.Юриспруденция

а) Усиление расслоения в обществе

б) Рост темпов инфляции

в) Снижение уровня жизни населения

г) Выборы президента

д) Снижение уровня образования

е) Рост количества разводов

ж) Кризис банковской системы

и) Межнациональные конфликты

к) Падение моральных ценностей



Задание 1.

1. Определите какое утверждение верно, какое ошибочно:

а) общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам

б) общество обособилось от природы не подчиняется действию природных закономерностей

в) общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом

г) чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений

2. Согласны ли вы с утверждением: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

3. Расставьте в правильном соответствии словосочетания, где встречается слово общество и его определение


А) общество книголюбов, садоводческое общество, общество любителей чего-либо и т.д.

Б) первобытное общество, рабовладельческое общество, индустриальное общество и т.д.

В) общество во Франции и Англии ит.д.

Г) высшее общество, «низы» общества и т.д.

Д) земляне, мировое сообщество ит.д.
а) определенный этап развития человечества

б) совокупность всего населения Земли, все человечество в целом в разные эпохи.

в) круг людей, объединенных общностью положения, происхождения

г) конкретная страна, со своим населением

д) группа людей, объединившихся для общения или выполнения какого-либо вида деятельности



Задание 2.

1. Подумайте, что из нижеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества:

а) внешние факторы, воздействие природной сферы

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества

в) стремление людей к новому, более совершенному

г) все вышеперечисленное

2. Английский писатель Роберт Оуэн писал: «В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а только возможности и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет и воспитания, которое он получает в семье и обществе». Почему в одном и том же обществе способности могут получить большее или меньшее развитие.

6. Распределите общественные науки и факты, происходящие в обществе по сферам, которые они изучают
Экономика Политика Социальная сфера Духовная сфера



1.История

2.Философия

3.Этика

4.Эстетка

5.Социология

6.Политология

7.Юриспруденция

а) Усиление расслоения в обществе

б) Рост темпов инфляции

в) Снижение уровня жизни населения

г) Выборы президента

д) Снижение уровня образования

е) Рост количества разводов

ж) Кризис банковской системы

и) Межнациональные конфликты

к) Падение моральных ценностей


Задание 1.

1. Определите какое утверждение верно, какое ошибочно:

а) общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам

б) общество обособилось от природы не подчиняется действию природных закономерностей

в) общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом

г) чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений

2. Согласны ли вы с утверждением: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

3. Расставьте в правильном соответствии словосочетания, где встречается слово общество и его определение


А) общество книголюбов, садоводческое общество, общество любителей чего-либо и т.д.

Б) первобытное общество, рабовладельческое общество, индустриальное общество и т.д.

В) общество во Франции и Англии ит.д.

Г) высшее общество, «низы» общества и т.д.

Д) земляне, мировое сообщество ит.д.
а) определенный этап развития человечества

б) совокупность всего населения Земли, все человечество в целом в разные эпохи.

в) круг людей, объединенных общностью положения, происхождения

г) конкретная страна, со своим населением

д) группа людей, объединившихся для общения или выполнения какого-либо вида деятельности


Задание 2.

1. Подумайте, что из нижеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества:

а) внешние факторы, воздействие природной сферы

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества

в) стремление людей к новому, более совершенному

г) все вышеперечисленное

2. Английский писатель Роберт Оуэн писал: «В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а только возможности и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет и воспитания, которое он получает в семье и обществе». Почему в одном и том же обществе способности могут получить большее или меньшее развитие.

6. Распределите общественные науки и факты, происходящие в обществе по сферам, которые они изучают
Экономика Политика Социальная сфера Духовная сфера



1.История

2.Философия

3.Этика

4.Эстетка

5.Социология

6.Политология

7.Юриспруденция

а) Усиление расслоения в обществе

б) Рост темпов инфляции

в) Снижение уровня жизни населения

г) Выборы президента

д) Снижение уровня образования

е) Рост количества разводов

ж) Кризис банковской системы

и) Межнациональные конфликты

к) Падение моральных ценностей



Задание 2.

1. Подумайте, что из нижеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества:

а) внешние факторы, воздействие природной сферы

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества

в) стремление людей к новому, более совершенному

г) все вышеперечисленное

2. Английский писатель Роберт Оуэн писал: «В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а только возможности и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет и воспитания, которое он получает в семье и обществе». Почему в одном и том же обществе способности могут получить большее или меньшее развитие.

6. Распределите общественные науки и факты, происходящие в обществе по сферам, которые они изучают
Экономика Политика Социальная сфера Духовная сфера



1.История

2.Философия

3.Этика

4.Эстетка

5.Социология

6.Политология

7.Юриспруденция

а) Усиление расслоения в обществе

б) Рост темпов инфляции

в) Снижение уровня жизни населения

г) Выборы президента

д) Снижение уровня образования

е) Рост количества разводов

ж) Кризис банковской системы

и) Межнациональные конфликты

к) Падение моральных ценностей



Задание 1.

1. Определите какое утверждение верно, какое ошибочно:

а) общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам

б) общество обособилось от природы не подчиняется действию природных закономерностей

в) общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом

г) чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений

2. Согласны ли вы с утверждением: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

3. Расставьте в правильном соответствии словосочетания, где встречается слово общество и его определение



А) общество книголюбов, садоводческое общество, общество любителей чего-либо и т.д.

Б) первобытное общество, рабовладельческое общество, индустриальное общество и т.д.

В) общество во Франции и Англии ит.д.

Г) высшее общество, «низы» общества и т.д.

Д) земляне, мировое сообщество ит.д.

а) определенный этап развития человечества

б) совокупность всего населения Земли, все человечество в целом в разные эпохи.

в) круг людей, объединенных общностью положения, происхождения

г) конкретная страна, со своим населением

д) группа людей, объединившихся для общения или выполнения какого-либо вида деятельности

Похожие:

Урок 1-3 iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок 1-3 iconУрок 9 45 Урок 10 49 Упражнение. 52 Часть вторая 52 урок четвертый....
Книга будет полезна как начинающим, так и людям, в некоторой степени знакомых с нлп. Предназначена для тех, кто хочет заняться более...
Урок 1-3 iconУрока: Обучающие
...
Урок 1-3 iconУрок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок 1-3 iconУрок! Тема : Союз как часть речи
Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках фестиваля педагогических идей «Ура! Урок!»
Урок 1-3 iconУрок-путешествие, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация. Результаты...
Исходя из этого, целью своей профессиональной деятельности считаю: формирование компетентной, мобильной личности средствами своего...
Урок 1-3 iconУрок по разделу “Общество” Раздел Человек
Урок Человек как духовное существо Урок 10. Деятельность способ существования людей
Урок 1-3 iconТипы, формы и структурные элементы современного урока
Дидактическая теория – основа профессионально грамотной работы учителя. Основные дидактические категории: урок, современный урок,...
Урок 1-3 iconУрок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения»
Урок с использованием эор. Урок «Железо и его соединения» подготовлен для 9 класса и проводится при изучении темы «Металлы и их соединения»....
Урок 1-3 iconУрок обобщающего повторения по теме «Гидросфера»
Урок-игра всегда имеет большой успех у школьников. Поэтому обобщающий урок по теме «Гидросфера» я часто провожу в форме игры
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница