Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население




Скачать 81,61 Kb.
НазваниеУрок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население
Дата публикации03.04.2013
Размер81,61 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
УРОК ГЕОГРАФИИ 11 КЛАСС

Тема: ЯПОНИЯ: ТЕРРИТОРИЯ, ГРАНИЦЫ, НАСЕЛЕНИЕ

Учебно-воспитательные цели:

1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использова­ния территории, природных и сырьевых ресурсах, национальном составе, размещении населения;

2. Развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источ­ники географической информации.

2. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

Оборудование: политическая и экономическая карты Японии, атласы, контурные карты, рисунки, таблицы, национальный костюм, флаг, герб.
^ На протяжении всего урока использую слайды презентации.
Структура урока:

План

1. Япония - «страна наоборот».

2. Название страны и состав территории.

3. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

4. Особенности населения. Демографическая политика.

5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного помещения для развития промышленности и сельского хозяй­ства.

^ Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

I. Япония - «страна наоборот».

- Сегодня мы побываем в стране, которую называют очень странно - «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

- О какой стране идёт речь? Вы догадались?

- Да, это Япония.

- А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши экскурсоводы. (Представление учащихся-экскурсоводов.)

^ II. Изучение нового материала.

Выступления учащихся с сообщениями. Заключительное слово учителя.

1. Название страны. Состав территории.

• Древнее название страны - ^ Ямато. Японцы называют её Ниппон или Нихон, то есть Страна восходящего солнца.

• Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом - солнцем в середине.

• Круглая хризантема - национальный цветок Японии.

• Япония - страна-архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырёх тысячах мелких островах в Тихом океане. (Обозначить острова на контурной карте).

• Столица Японии - Токио, что означает «Восточная столица», распо­ложенная на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.
^ 2. Экономико-географическое и политико-географическое поло­жение Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

Япония - древнее государство. Однако длительный период ее изоля­ции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы спрятана от глаз европейцев.

Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи. (Со­общения учащихся. Опережающее задание.)

Япония входит в «большую восьмёрку», что говорит о её высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объеди­нений, потому что её удалённость от большинства стран затрудняет про­цесс интеграции.

Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского ре­гиона открывает ей возможности для участия в международном географи­ческом разделении труда.

^ 3. Особенности населения. Демографическая политика.

• Население Японии - 127 млн. человек - это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.

• Территория - 372 тыс. км2.

• Средняя плотность населения - 336 человек на квадратный километр. Но фактическая плотность населения выше, поскольку почти всё населе­ние страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

• Япония - конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.

До принятия Конституции 1947 года была абсолютной монархией, за­коны которой наделяли императора неограниченной властью и приписы­вали ему божественное происхождение. Вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и ка­бинету министров.

По государственному устройству - Япония - унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Подавляющая часть населения живет в городах - 76 %. В стране более ^ 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры.

Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уро­вень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемо­стью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности роди­телей.

• Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем дет­ской смертности в мире - 4 на 1000 (в США - 8 на 1000; в России - 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины -76 лет, женщины - 82 года). Для сравнения: в России женщины - 72 года, мужчины - 62 года.

Вопрос: Почему японцы живут долго?

Ответ:

1) Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.

2) Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в ми­ре, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

3) В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.

4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Де­сять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным прави­лом для каждого японца.

5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, при­крывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Вопрос: А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас? (Размышления ребят.)

• Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населе­ния. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах.

• Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых се­мей. Очень сложна и система современной японской письменности, в ко­торой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.

• Японцы - очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, - буддизм. Японская система верования - синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно-бытовые обря­ды и, прежде всего, свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах.

Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные об­ряды. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо загнутой вверх на уг­лах.

• Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего дет­ства. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сер­вировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.

Краткие сообщения учащихся о традициях в Японии.

1-й ученик. У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кла­няется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45°, коллеги кланя­ются друг другу под углом 15°, встречают клиентов и покупателей под углом 30° - значит, каждому свой угол. Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спи­ной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

^ 2-й ученик. Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, ко­торый называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы - старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок - рас­тертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метёлочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

^ 3-й ученик. Икебана (приблизительный перевод - искусство состав­ления цветов). Это целая наука, её преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Про­никновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара - тонкого зрительного восприятия едва уловимых свойств.

^ 4-й ученик. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них - бонсай миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превы­шают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколе­ний людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любо­ваться такими садиками, проводить около них всё свободное время в раз­думьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

^ 5-й ученик. У японцев свой национальный костюм - кимоно. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия - мужское или женское. Все радостные события: рождение ребёнка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно - парадное или траурное. Кимоно-одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.

^ 6-й ученик. В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жи­лища. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы - татами. Днём на них обедают, а на ночь на них стелят постель. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по две палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3 млрд. тонких палочек, используют их только один раз, а затем выбрасывают.

• Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем серви­зом. Приезжие изумляются - что за разнобой. А японцу кажется безвку­сицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чаш­ках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку - журавлика. Считается, что он приносит людям счастье. (На урок принести бумажный журавлик, склеенный ребятами.)

^ 5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Учитель. Природа на Японских островах жестока, часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны. Природа Японии скупа.

Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.

Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые и короткие реки Японии - источник гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна.

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня - сакура. Плоды её несъедобны. Сакура цветёт один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки саку­ры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.

- На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей пла­неты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономиче­ских высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.

- Кто же они, японцы?

- Что ими движет? (Размышления учащихся.)

III. Контроль знаний (задание на слайдах презентации)

Вывод урока: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

Задание на дом: с. 216-224.

Похожие:

Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население iconУрок-диалог. Тема урока: Япония: территория, границы, население и природные ресурсы
Эгп, проблемами использования территории, природных и сырьевых ресурсов, с национальным составом, с размещением населения
Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население icon1 урок. Территория и акватория. Государственная территория России
Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный...
Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население iconТема: «Обобщающее повторение по теме «Население». Урок-практикум»....
«Население России». Эта тема интересна для учащихся, позволяет расширить их кругозор, сформировать практические навыки, но в то же...
Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население iconПоурочное планирование. География 9 класс География России по учебникам:...
Урок Географическое положение РФ. Территория РФ. Физико- и экономико-географическое положение страны
Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население icon«Территория, границы, географическое положение»
Осуществляя реализацию краеведческого подхода в изучении географии ты продолжаешь изучение природы своего края
Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население iconУрок по географии на тему «Япония»
Да, это Япония. А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши 11-классники. Всем классом они побывали в Японии. Каждая...
Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население iconУроку географии 10 класс тема «Население мира»
Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской языковой семье: испанцы, японцы, датчане, арабы?
Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население iconКонтрольная работа по обществознанию, 8 класс
Территория, имеющая определённые границы и пользующаяся государственным суверенитетом – это
Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население iconРабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»...
Хозяйство» 8 9 класс составлена на основании Государственного стандарта общего образования 2007год и примерной программы основного...
Урок географии 11 класс тема: япония: территория, границы, население iconПлан проведения урока с воспитанницами 10 класса по географии. Тема 2: Население мира
Урок 9 Численность и движение населения. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Международные миграции
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница