Этнология США и канады




Скачать 188,11 Kb.
НазваниеЭтнология США и канады
Дата публикации19.05.2013
Размер188,11 Kb.
ТипУчебная программа курса
pochit.ru > География > Учебная программа курса
ЭТНОЛОГИЯ США И КАНАДЫ

Учебная программа курса


Владивосток

2004

Министерство образования Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса


ЭТНОЛОГИЯ США И КАНАДЫ

Учебная программа курса

По специальностям

350300 Регионоведение

(350305 специализация «Регионоведение США и Канады»).

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2004


ББК

Учебная программа «Этнология США и Канады» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 350300 «Регионоведение» (350305 специализация «Регионоведение США и Канады»).

Составитель: Фёдорова Е.В., доцент кафедры Международные отношения и американское регионоведение.

Утверждена на заседании кафедры Международных отношений и американского регионоведения 28 мая 2004, протокол № 9

Рекомендована к изданию методическим советом Института международных отношений ВГУЭС 09 июня 2004, протокол № 9

Издательство Владивостокского

Государственного университета

Экономики и сервиса, 2004

ВВЕДЕНИЕ
Курс «Этнология США и Канады»читается для студентов второго курса регионоведов (американистов). Цель его расширить знания студентов по избранной ими специальности, значительно пополнить список литературы по странам Северо-Американского континента. Народы, населяющие США и Канаду рассматриваются в контексте истории Азиатско-Тихоокеанского региона и более широко в контексте мировой истории. Большое внимание уделяется теоретическим и методологическим аспектам этнологии. Это объясняется необходимостью способствовать развитию навыка анализа материала и стремлением привить интерес к изучению теоретических концепций объяснения исторического процесса в мире.

Актуальность учебного курса «Этнология США и Канады» определяется тем, что он является одним из основных в системе подготовки студентов - регионоведов (американистов). Курс носит преимущественно теоретико-аналитический характер. Тем не менее на семинарских занятиях студенты имеют возможность показать не только теоретические познания в области этнологии, но и проанализировать значительное количество примеров этнической истории народов Северной Америки.

Дидактические особенности курса «Этнология США и Канады» определяются его логической, теоретической и методологической связью с учебными дисциплинами «Культура, литература и религии США и Канады», «Межкультурные коммуникации США и Канады», «Социология», «Психология». В связи с этим лекции курса имеют междисциплинарный характер, включая в себя культурологический, социологический и регионоведческий материал.

Учебный курс «Этнология США и Канады» составленив соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации» специальностей 350300 «Регионоведение» (350305 специализация «Регионоведение США и Канады»).
^ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи курса
Россия является не только европейской, но и азиатской державой. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения этнических процессов в регионе в контексте изучения этнических процессов современной истории.

Дидактические особенности и предмет курса предопределяют его основные цели и задачи.

Цель курса «Этнология США и Канады»: не только дать объяснение общетеоретических понятий и положений науки этнологии, но и на отдельных конкретных примерах рассмотреть этнические особенности народов региона.

При изучении курса «Этнология США и Канады» рассматривается целый ряд вопросов: предмет и задачи этнологии, ее основные понятия и концепции, этнос как социокультурная единица. Особое внимание уделено анализу процессов антропогенеза и этногенеза, а также этнолингвистической классификации народов США, Канады и России.

Анализируется понятие «этническая культура», ее составляющие, а также многообразие и равноценность этнических культур. Акцент делается на изучение формирования этнического самосознания и основания этнической идентичности народов проживающих на территории США и Канады. Объясняется понятие «традиционная культура», выделяются ее основные элементы: народное искусство и фольклор. Отдельно рассматриваются примеры межкультурных коммуникаций и этнических конфликтов и принципы их разрешения.

В определенной степени данный курс может стать базовым при формировании общетеоретических и общеметодологических знаний студентов - регионоведов (американистов) при изучении ими истории и культуры США и Канады.

Для достижения основной цели курса поставлены следующие задачи курса «Этнология США и Канады»:

  • Введение нового фактического материала с целью нарисовать этническую картину в США и Канаде;

  • Овладение понятийным аппаратом, знакомство с теоретической и методологической базой науки этнологии;

  • Стимулирование у студентов не только интереса к поиску и изучению источников и литературы по истории и культуре изучаемых стран, но и стремление привить интерес к изучению исторических, этнологических, философских, культурологических концепций, объясняющих исторический процесс. Цель этого – научить формулировать теоретическую и методологическую базу собственного исследования.

В ходе работы над курсом «Этнология США и Канады»» решается и другая задача – овладение навыками самостоятельного обучения. Поощряется такая форма самостоятельной работы как подготовка устных докладов (на основе самостоятельного анализа научной литературы) к семинарским занятиям. Тема доклада может быть выбрана студентом самостоятельно. Но обязательно оговорена с преподавателем и должна соответствовать общему курсу дисциплины «Этнология США и Канады».

К программе прилагаются списки основной и дополнительной литературы, и контрольные вопросы для самопроверки, что позволяет студентам в дополнение к лекциям самостоятельно оценивать основную проблематику дисциплины.

1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса
В соответствии с квалификационной характеристикой выпускника студенты должны:

  • Освоить объём знаний, заложенный в данной программе и необзходимый для подготовки специалистов – регионоведов (американистов);

  • освоить необходимый объем знаний, заложенный в данной программе, предъявляемой к подготовке специалистов – регионоведов (американистов);

  • овладеть понятийным аппаратом, составив краткий словарь специальных терминов по учебнику А.П. Садохин и Т.Г. Грушевицкая «Этнология». М., 2000. С. 287-299.

  • Закрепить навыки самостоятельной работы с научной литературой и источниками по предлагаемой преподавателем проблематике.


1.3. Объём и сроки изучения курса
Курс «Этнология США и Канады» изучается в течение 5 семестра и рассчитан на 32 часа аудиторной нагрузки, из них – 16 часов лекционных и 16 часов семинарских занятий.
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении курса
Основные виды занятий в ходе изучения дисциплины «Этнология США и Канады» - лекции и семинарские занятия. На лекциях особый акцент делается на анализ теоретических положений по той или иной проблеме, на семинарах отдельное внимание уделяется конкретным примерам по этнологии США и Канады. А также самостоятельно студенты работают с материалами библиотечных фондов (преимущественно библиотеки ВГУЭС), Американского центра при Краевой публичной библиотеке и сети Интернет. Аудиторная и самостоятельная работа студентов при изучении курса тесно взаимосвязана. Важное значение для самостоятельного освоения курса имеет работа студентов с публикациями в “Американском ежегоднике”, журналах “США - Канада: экономика, политика, культура”, а также с иностранной литературой и материалами, размещенными на официальных сайтах правительства и конгресса США.

Практические занятия могут проходить как в традиционной форме устных опросов, так и в форме коллоквиумов, диспутов, микроконференций с заранее подготовленными докладами. Студенты составляют библиографические списки по этнологии изучаемых стран, а также готовят краткий словарь специальных терминов по этнологии.

1.5. Виды контроля знаний студентов по дисциплине.
Итоговой формой отчетности по курсу «Этнология США и Канады» является зачёт, промежуточной - аттестация. В ходе изучения курса действует рейтинговая система, включающая в себя 100 бальную оценку успеваемости. Максимальное количество баллов, которые студент может получить за текущую работу в течение семестра - 100 (90 за успеваемость и 10 премиальных за рефераты, доклады, выступления на конференциях и т.д.). Максимальная оценка на промежуточной аттестации (в случае проведения одной промежуточной аттестации в семестр) - 45-50 баллов. В случае проведения двух промежуточных аттестаций (помимо экзамена), максимальная оценка по итогам двух аттестаций составляет 60-65 баллов. Если студент набрал менее 45 баллов за весь семестр, то курс не засчитывается и подлежит повторному прослушиванию.

Основной формой текущего контроля являются выступления на семинарских занятиях и результаты письменного контрольного опроса по изучаемым темам, из которых складывается оценка на промежуточной аттестации. В итоговую оценку аттестации также включаются баллы за посещение лекционных занятий.

На зачёте студент должен продемонстрировать знания, навыки и умения, сформулированные в разделе “Цели и задачи курса”, в объеме, необходимом для специалистов - регионоведов (американистов) в соответствии с Госстандартом Министерства образования РФ. Студент должен показать знание теоретического и фактического материала, первоисточников, умение ориентироваться в специальной литературе и научных подходах к той или иной проблеме. Для получения положительной оценки на зачёте студент должен посетить более половины семинарских занятий и выступить на них с сообщениями и получить по итогам аттестаций не менее 61 бала.

^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Этнология как наука, её основания и особенности (1 час)

Введение. Этнология – наука о народах. Становление этнологии как науки. Особенности развития этнологии в Англии, германии, Франции, Австрии, США. Предмет этнологии. Основные понятия и термины. Предметное поле современной этнологии. Методы этнологии. Связь этнологии с другими науками.
Тема 2. Основные этнологические школы и направления (3 часа)

Основные концепции, школы и направления в этнологии и их представители Эволюционизм. Основоположники эволюционных школы в этнологии: Э.Тайлор, Г.Спенсер (Англия); А.Бастин (Германия); Л.Морган (США) Диффузионизм. Ф.Ратцель – основатель диффузионизма. Л.Фробенниус – основоположник теории «культурных кругов». Ф.Гребнер (Германия), К.Уисслер (США),. У.Риверс (Англия). Социологическая школа. Э.Дюркгейм (Англия) – основатель социологической школы. Л.Леви-Брюль (Франция). Функционализм. Представители направления: Б.Малиновский (Германия), А.Радклиф-Браун – основатель структурного функционализма. Американская школа исторической этнологии. Представители школы: Ф.Боас, А.Кребер, и их теории. Этнопсихологическая школа. Представители школы: А.Кардинер, Р.Бенедикт, М.Мид и их концепции. Структурализм. Структурный функционализм. Развитие идей структурализма в разных странах. Э.Эванс-Притчард (Англия), К.Леви-Стросс (Франция). Культурный релятивизм. М.Херсковиц – основоположник школы культурного релятивизма. Неоэволюционизм. Распространение идей неоэволюционизма в США. Л.Уайт и его теория символов. Д.Стюард и его теория многолинейной эволюции. М.Харрис, самый значительныйпредставитель неоэволюционизма в настоящее время. Культура и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга. Новейшие концепции в этнологии. Идеология постмодерна – изучение внутриэтнических и межэтнических процессов, порождающих этнокультурные отношения.
Тема 3. Основные теории этноса. Этнос и этничность (2 часа)

Понятие «этнос» и «этничность». Каждый этнос характеризуется совокупностью обязательных специфических признаков, которые в своей совокупности и образуют этничность. Основные подходы к пониманию этнического феномена. Примордиализм. Природное направление. Эволюционно-историческое направление. Инструментализм. Информационная концепция этноса Н.Н.Чебоксарова. Конструктивизм. Ф.Барт. Конструктивистская концепция этничности. Структура этноса, её уровни (Собственно этнический; микроуровень; макроуровень; метауровень).
Тема 4. Классификация этносов (2 часа)

Географическая классификация. Антропологическая классификация. Расовые признаки. Классификация рас. Этническая картина Российской Федерации. Этническая картина США и Канады. История расовых теорий. Языковая классификация. Языковые универсалии. Хозяйственно-культурная классификация. Хозяйственно-культурные типы. Историко-этнографические области.
Тема 4. Этногенез и антропогенез (2 часа)

Этногенез и его основные факторы. Истоки этногенеза. Направления и формы этногенеза (Этническая фузия; этническая консолидация; этническая ассимиляция; этническая конвергенция; межэтническая интеграция; этногенетическая миксация; этническая парциация; этническая сепарация). Этногенез и антропогенез. Гомогенез. Расогенез. Факторы образования рас. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва. Пассионарность – пусковой механизм этногенеза.
Тема 6. Этническая идентичность (2 часа)

Понятие «этническая идентичность». Сущность этнической идентичности. Уровни идентичности. Типы этнической идентичности. Нормальная идентичность. Этноцентрическая идентичность. Этнодоминирующая идентичность. Этнический фанатизм. Этническая индиферрентность. Этнонигилизм. Амбивалентная этничность. Основания этнической идентичности. Этнодифференцирующие признаки. Культурный признак. Языковой признак. Хозяйственный признак. Бытовой признак. Семейный признак. Концепции «центральной зоны» культуры. Структура психологии этноса. Сущность этнической психологии. Уровни этнической психологии. (Эгоцентрический; группоцентрический; универсально-гуманистический). Статические компоненты психологии этноса (этнический характер; этнический темперамент; этнические традиции и обычаи; этническое сознание; этно-логическое сознание; этнические чувства; этнический вкус). Инкультурация. Формы инкультурации.
Тема 7. Этнос и культура (2 часа)

Культура и её этнические функции. Защитные механизмы этнической культуры. Этническая культура. Факторы формирования этнической культуры (географический, языковой, религиозный, этнонимический, психический). Уровни этнической культуры. Традиционно-бытовая культура. Профессиональная культура. Современная мировая культура и этнические культуры. Массовая культура. Мировая культура. Этнический стереотип и этнический образ. Сущность этнического стереотипа. Этнический образ.
Тема 8. Межэтнические коммуникации (2 часа)

Этнические контакты и их результаты. Понятие «коммуникация». Сущность межэтнических коммуникаций. Факторы межэтнических коммуникаций. Формы межэтнических коммуникаций. Теории этнокультурного взаимодействия. Концепция аккультурации Р.Редфилда, Р.Липтона, М.Херсковица. Концепция интегрированности. Концепция внутреннего колониализма. Этнические процессы в современном мире. Этнические процессы в Латинской Америке. Этнические процессы в Африке. Этнические процессы в Азии. Этнические процессы в США и Канаде. Этнические процессы в западной Европе. Этнические процессы в Российской Федерации.

2.2. Перечень тем семинарских занятий
Тема 1. Этнология как наука и её история (2 часа)

  1. Предмет и основные методы этнологии.

  2. Взаимосвязь этнологии с другими науками.

  3. Роль этнологии в современном мире.


Тема 2. Основные этнологические школы и их направления (2 часа)

  1. Эволюционизм, его основные положения, достоинства и недостатки. Неоэволюционизм.

  2. Антиэволюционизм: диффузионизм, социологическая школа, функционализм.

  3. Американская историческая школа Ф.Боаса и её влияние на последующее развитие этнологии и культурной антропологии.

  4. Этнопсихологическая школаи культурный релятивизм.

  5. Структурализм в этнологии. Значение работ К.Леви_Строса в науке.

  6. Современное положение в этнологии. Постмодернизм в этнологии.


Тема3. Основные теории этноса. Этнос и этничность (2 часа)

  1. Современные подходы к определению этничности.

  2. Проблема этничности в отечественной и зарубежной этнологии.

  3. Л.Н.Гумилёв о сущности и структуре этноса.


Тема 4. Классификация этносов (2 часа)

  1. Основные подходы к классификации этносов.

  2. Этнос и раса. Расовые признаки и их проявления у разных народов. Расизм.

  3. Этнос и язык. Лингвистическая классификация в этнологии.


Тема 5. Этногенез и антропогенез (2 часа)

  1. Проблемы этногенеза в современной этнологии.

  2. Основные направления этногенетических исследований.

  3. Концепция этногенеза Л.Н.Гумилёва (2 часа)


Тема 6. Этническая идентичность.

  1. Понятие «идентичность» и «этническая идентичность».

  2. Основания этнической идентичности.

  3. Элементы психологии этноса.

  4. Инкультурации.


Тема 7. Этнос и культура (2 часа)

  1. Этнические функции культуры. Защитные механизмы этнической культуры.

  2. Этническая культура и культура этноса. Структура этнической культуры. Уровни этнической культуры.

  3. Этнические культуры и мировая культура.

  4. Этнические стереотипы поведения.

  5. Этнические образы.


Тема 8. Межэтнические коммуникации (2 часа)

  1. Формы и результаты этнических контактов.

  2. Основные концепции этнокультурного взаимодействия.

  3. Основные типы этнических процессов.

  4. Настоящее и будущее этносов.


ИТОГО: 32 часа


    1. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины


  1. Этнология как наука и её место среди других культурологических дисциплин.

  2. Предмет и методы этнологии.

  3. Эволюционистское направление в этнологии.

  4. Диффузионизм, его особенности и основоположники.

  5. Социологическая школа в этнологии.

  6. Функционализм и структурализм в этнологии.

  7. Американская школа исторической этнологии.

  8. Направление культурного релятивизма и его значение в этнологии.

  9. Новейшие концепции в этнологии.

  10. Понятие «этноса», его структура и основные теории этноса.

  11. Особенности примордиалистического, конструктивистского и инструменталистского подходов в исследовании этноса.

  12. Основные типы классификации этносов и их особенности.

  13. Этногенез и его основные факторы.

  14. Этногенез и антропогенез.

  15. Сущность теории этногенеза Л.Н.Гумилёва.

  16. Сущность этнической идентичности.

  17. Факторы и основания этнической идентичности.

  18. Структура психологии этноса.

  19. Формы и типы инкультурации.

  20. Этническая культура: её сущность и функции.

  21. Основные черты традиционной культуры.

  22. Обычай, обряд и ритуал в традиционной культуре.

  23. Сущность и основные формы межэтнических коммуникаций.

  24. Этнические процессы в современном мире.



    1. Обзор рекомендуемой литературы


Для того, чтобы получить полное и более подробное представление об этнологии как науке необходимо комплексное изучение ряда учебных пособий. В качестве основного учебного пособия по курсу можно порекомендовать Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 256 с., в котором приведены основные разделы этнологической науки в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Теоретические положения широко и интересно проиллюстрированы примерами из жизни разных народов.

Отдельное место занимают учебники: С.В. Лурье и Я.С. Чеснова. В них студент найдет систематическое и комплексное изложение практически всей этнологической тематики.

Обобщающие труды известных отечественных этнографов – Р.Ф. Итса, Ю.В. Бромлея и В.А. Тишкова представляют интерес для всех, занимающихся этнологией.

«Народы и религии: Энциклопедия» (М., 1990) – капитальный труд о различных народах мира.

В качестве дополнительной литературы рекомендуются издания, рассматривающие частные, конкретные вопросы этнологии. Безусловный интерес при подготовке к семинарам представляют статьи из журналов «Этнографическое обозрение (Советская этнография)», «Вокруг света», ежегодник «Расы и народы» и газеты «Поиск» и «Дальневосточный ученый».



    1. Литература по отдельным темам


Тема 1.

  1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  2. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. Спб., 1994.

  3. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

  4. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.


Тема 2.

  1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.

  2. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. Спб., 1994

  3. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

  4. Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

  5. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

  6. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

  7. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.

  8. Этнология в США и Канаде. М., 1989.


Тема 3.

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  3. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

  4. Бромдей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

  5. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

  6. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.

  7. Краткий этнографический словарь. М., 1995.

  8. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.


Тема 4.

  1. Бромдей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

  2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Спб., 1991.

  3. Козлов В.И. О классификации этнических общностей // Исследования по общей этнографии. М., 1979. Сю5-23.

  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

  5. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

  6. Расы и народы: Ежегодник. М., 1993.


Тема 5.

  1. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.

  2. Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.

  3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

  4. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

  5. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

  6. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Спб., 1991.

  7. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.



Тема 6.

  1. Арутюнян И.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этнопсихология. М., 1998.

  2. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. Спб., 1991

  3. Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 1. М,, 1990; Вып. 2. М., 1991.

  4. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

  5. Мид М. Культура и мир детства. М., 1998.

  6. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. Спб., 1993.

  7. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

  8. Этнография детства. М., 1992.


Тема 7.

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  3. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-логос. М., 1995.

  4. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. Спб., 1994.

  5. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Спб., 1995.

  6. Минюшев Ф.И. Социальная антропология., М., 1997.

  7. Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

  8. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.


Тема 8.

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

  2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

  3. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теории, история, современность. М., 1987.

  4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

  6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1997.

  7. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

  8. этносы и этнические процессы. М., 1993.



^ 4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Основная литература



  1. Арутюнян И.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этнопсихология. М., 1998.

  2. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики, 2001.

  3. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. Спб., 1994.

  4. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

  5. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

  6. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.




    1. Дополнительная литература




  1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.

  2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

  3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

  4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

  5. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теории, история, современность. М., 1987.

  6. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  7. Бромдей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

  8. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-логос. М., 1995.

  9. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

  10. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.

  11. Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 1. М,, 1990; Вып. 2. М., 1991.

  12. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

  13. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

  14. Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

  15. Краткий этнографический словарь. М., 1995.

  16. Мид М. Культура и мир детства. М., 1998.

  17. Расы и народы: Ежегодник. М., 1993.

  18. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

  19. Школы и направления. Методы. М., 1988.

  20. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

  21. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины.

  22. Этнология в США и Канаде. М., 1989.

  23. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

  24. Этнография детства. М., 1992.

  25. Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

  26. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение

  1. Организационно-методические указания

  2. Содержание курса

  3. Методические рекомендации по изучению курса

  4. Список рекомендованной литературы.


Учебно-методическое издание

ЭТНОЛОГИЯ США И КАНАДЫ

Учебная программа курса

по специальности

350300 Регионоведение

(350305 специализация «Регионоведение США и Канады»).

Похожие:

Этнология США и канады iconПрограмма по дисциплине «История США и Канады»
Предназначена для студентов специальности 03230165 – Регионоведение специализации «сша и Канада»
Этнология США и канады iconХельсинское совещание и хельсинский процесс
В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и...
Этнология США и канады iconПалубная авиация США и Канады
Наиболее активно работы по созданию палубных самолетов в послевоенные годы велись в США и Великобритании. Основные усилия были направлены...
Этнология США и канады iconЭтнология имеет более широкое, глубокое понимание
Этнология – (от др греч. Ethnos – народ, logos – учение) – (дословно наука о народах) наука, изучающая народы мира, их историю, быт,...
Этнология США и канады iconСуществует множество наук, изучающих этносы и этничность: этнология,...
Впервые употребил слово «этнология» в качестве названия науки Жан Жак Ампер, который создал классификацию антропологических наук....
Этнология США и канады iconОрганизация деятельности коммерческих банков. Банки Великобритании,...
...
Этнология США и канады iconЧто вследствие своей принадлежности к суверенному государству канадцы...
Канады Парламент Соединенного королевства в прошлом изменял некоторые положения ния акта с приложением большой печати
Этнология США и канады iconТоргово-экономический потенциал регионов Канады
Российской Федерации для возможной идентификации российскими регионами новых направлений двустороннего сотрудничества. В приложении...
Этнология США и канады iconГлобализация, биополе, биомагнитная ситуация, толерантность, ноосфера
Международного Биографического Центра (Кембридж). С деятельностью ассамблеи мира и ее руководителем знакомы миллионы радиослушателей...
Этнология США и канады iconМинерально-сырьевые ресурсы, горнодобывающая и нефтегазовая промышленность США
Из 40 видов необходимых для США минерального сырья, США может обеспечить себя 18 видами – ок 50%. Экономика США существенно зависит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница