Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета»




НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «живая планета»
страница1/6
Дата публикации19.05.2013
Размер0,74 Mb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6
Учредитель – Администрация города Сарова Нижегородской области

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

станция юных натуралистов
Утверждаю

________________________

Директор МОУДОДСЮН Т.П. Китина

Протокол № педсовета

от ___________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»


Срок реализации программы: 3 года


Для учащихся с 8 лет


Автор: Логинова Марина Николаевна – педагог дополнительного образования второй квалификационной категории.

Нижегородская область

г. Саров

2000 год.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания и диктуется современной жизнью. Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного и ответственного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным богатствам. Жизнь природы очень сложна, и человеку необходимо разобраться в сложной взаимосвязи всех её явлений: только познав законы природы, учитывая их и опираясь на них, человек сможет избежать экологических катастроф. У каждого вида растений и животных свои особенности жизни, свои приспособления. Изучая их, можно понять природу этого растения или животного. А понять – это означает получить возможность управлять жизнью животных и растений.

Занятия по программе «Живая планета» позволяют расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу, помогают воспитывать чувство ответственности за состояние родной природы, и направлены на всестороннее развитие детей, формирование их активной жизненной позиции и ответственности за судьбу родной природы.

Программа кружка «Живая планета» рассчитана на учащихся начальной школы, дает дополнительные знания детям о живой и неживой природе, о природных явлениях, о разнообразии растительного и животного мира, об основах охраны природы.

Данная программа модифицированная и является дополнением к школьному курсу «Природоведения» автора А.А. Плешакова. В программу «Живая планета» первого и второго года обучения внесено много изменений. Программа первого года обучения составлена с учётом регионального компонента и посвящена изучению флоры и фауны Нижегородской области. В программе «Живая планета», из программы А.А. Плешакова, оставлена тема «Лес и человек», но с изменениями и добавлениями ряда тем, которые дадут учащимся более полное представление о лесе и его обитателях. Программа третьего года обучения знакомит учащихся с более значимыми компонентами природы: вода, воздух, почва, полезные ископаемые. Из программы А.А. Плешакова взят раздел: «Земля - наш космический корабль». В программе «Живая планета» в раздел «Наша планета» внесён ряд изменений: учащиеся более подробно знакомятся с характеристиками каждой планеты, со спутниками планет, их названиями и количественным составом. При изучении так же используется просмотр видеофильма и слайдов о планетах, звёздах, метеоритах и других небесных телах, которые расширяют кругозор у учащихся и дают более полное представление о планете Земля. Темы разделов «Ботаника» и «Экология» дают учащимся первоначальные представление о строении растений, их взаимосвязях друг с другом, знакомят с плодами и семенами растений и их распространением, продолжительностью жизни в мире растений (однолетние, двулетние, многолетние растения). Учащиеся знакомятся с такими понятиями как экосистема, популяция, биоценоз, что в дальнейшем способствуют лучшему усвоению школьного материала, т. к. являются опережающим обучением.

Учащиеся, прошедшие курс обучения по программе кружка «Живая планета», в дальнейшем могут продолжить занятия в кружках МОУДОДСЮН: «Юные орнитологи», «Юные цветоводы», «Юные зоологи», «Тепличное растениеводство» и т.д.

Основными задачами программы являются систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях живой и неживой природы, изучение природных компонентов планеты Земля и их взаимосвязей, привитие бережного отношения к богатствам природы, навыков правильного поведения в природной среде и навыков учебно-исследовательской деятельности. Содержание программы «Живая планета» направлено на развитие творческого, эмоционального и нравственного потенциала у учащихся; развитие интереса к самостоятельному познанию окружающего мира, и воспитывает у учащихся кружка трудолюбие, чувство товарищества, взаимовыручки, воспитывает любовь к природе родного края.

В курсе выделяется несколько направлений. Одно из них составляет ознакомление с природой, ее явлениями, формирование важных природоведческих понятий: природа, живая природа, неживая природа.

Важным направлением программы является изучение фауны Нижегородской области. Где учащиеся знакомятся с морфобиологическими и этологическими особенностями охраняемых зверей Нижегородской области, о бесхвостых и хвостатых земноводных, о перелётных , кочующих и синантропных птицах области.

Раздел «Животные зооуголка» знакомит учащихся с наиболее распространенными домашними декоративными животными, правилами ухода и содержанием их в домашних условиях.

Одним из направлений данной программы является знакомство учащихся с лесоведением. На занятиях, при изучении этого раздела дети узнают: о том, что лес – это сложное природное сообщество, где все компоненты взаимосвязаны, о значении леса в жизни человека и в природе, наиболее распространённые шляпочные грибы, симбиотическое взаимодействие грибов и деревьев, правила поведения в лесу, основные лиственные и хвойные породы деревьев их морфологические характеристики, биологические свойства и хозяйственное значение для человека, знакомятся с лесными обитателями и растениями.

При изучении раздела «Удивительный мир животных» учащиеся получат дополнительные знания о животных материка Евразии, о заповедниках находящихся на данном материке, о животных этих заповедников, взятых под охрану и занесённых в Международную Красную книгу.

При изучении раздела «Удивительный мир растений» учащиеся получат дополнительные знания о значении растений в природе и жизни человека, первых растениях на Земле, о растениях – барометрах и цветочных часах, о растениях про которых сложено множество легенд. Использование ТСО (микроскопов) в процессе занятий усиливает их эффективность. Кружковцы знакомятся с историей распространения овощных культур, некоторыми их биологическими особенностями, даёт представление об основных агротехнических приёмах выращивания ряда овощных растений и углубляет представление младших школьников об овощеводстве. Растения, удобный объект для первых исследований школьников, поэтому на занятиях уделяется время для постановки и проведения опытов с комнатными и овощными растениями, посадка рассады томатов, выращивание саженцев деревьев для озеленения школьной территории.

Для учащихся третьего года обучения, по программе кружка «Живая планета», приоритетным является раздел «Наша планета» где учащиеся знакомятся с планетой Земля с точки зрения астрономии, географии и экологии.

Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными компонентами: воздух, вода, почва. На занятиях учащиеся узнают о реальных экологических проблемах вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита флоры и фауны от загрязнения; сохранения многообразия видов живых организмов; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья и жизни людей. Дети получают элементарные знания о твёрдых, жидких и газообразных телах и веществах, о температуре воды и воздуха и её измерениях и изменениях. Применительно к каждому природному компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного компонента. С помощью педагога и самостоятельно проводят элементарные опыты при изучении свойств воздуха, воды, почвы и полезных ископаемых.

Следующий раздел программы - это знакомство с растительным миром планеты. Здесь дети знакомятся с основами ботаники, а именно узнают: что изучает данная наука; разнообразие растений на Земле, лесные ярусы; узнают о представителях царства грибов, бактерий.

Заключительным разделом программы 3 года обучения является раздел, где учащиеся знакомятся с такой наукой как экология. Узнают что такое экосистема, биоценоз, популяция, заповедные территории и о том, как человек влияет на окружающую среду. На примере экосистем леса, луга, пруда и реки познаются основные взаимосвязи – трофические, топические, форические, фабрические. Изучение растений различных местообитаний, их анатомических, морфологических и физиологических особенностей, позволяет оценить влияние на их структуры различных экологических факторов.

Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические закономерности. Мы живём в городе, где существуют ООПТ, поэтому дети могут не только услышать рассказы о них, но и познакомиться с этими местами. При изучении этой темы даётся общее представление о памятниках природы особо охраняемых природных территориях закрытого административно территориального образования г. Саров, большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, норм поведения в природной среде, экологического мировоззрения.

Важное значение в программе кружка «Живая планета» имеет также приобретение различных природоохранных умений и навыков, получить которые учащиеся могут на практических занятиях, а также во время экскурсий в природу и однодневных туристических походах. Только сочетание теоретических занятий с практическими делами даёт возможность учащимся стать истинными друзьями природы.

По словам замечательного педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей – важная задача в дополнительном образовании, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, способность к свободному самовыражению, уверенность в себе. Также творчество благоприятствует развитию наблюдательности, воображения, усидчивости, аккуратности, развивает мелкую моторику рук и т.д.

Поэтому, важное место в данной программе занимает творческая деятельность учащихся: участие в массовых творческих мероприятиях проводимых на МОУДОДСЮН, участие в областных, Российских и Международных мероприятиях, практическая творческая работа на каждом занятии кружка (складывание оригами, аппликации, поделки из солёного теста, точечные рисунки, выставки работ, рисование по трафаретам и мн. др.), которые дают возможность детям максимально проявить свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивают их эмоциональное восприятие.

Также в программу заложена организация интеллектуальной деятельности учащихся: решение кроссвордов, шарад, ребусов, биологических задач и заданий, выполнение открытых и закрытых тестовых работ, моделирование динамических стендов и т. д.

В курсах программы предусмотрены сезонные экскурсии в лес, на луг, к реке, что способствует развитию мировоззрения, закреплению теоретических знаний на практике, развитию навыков наблюдения. На экскурсиях, в походах кружковцы накапливают конкретные знания о многообразии животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных, проводят наблюдения за птицами в природных условиях. Кроме этого экскурсии и походы помогают воспитывать и формировать гражданские качества личности ребенка такие, как дружба, коллективизм, ответственность, патриотизм. Практическая работа при изучении данного курса проводится часто в уголке живой природы, что дает возможность детям приобрести навыки ухода за животными, развивать наблюдательность.

По данной программе используются следующие формы подведения итогов:

  • Итоговые занятия-игры с учащимися (соревнования, конкурсы, путешествия, викторины и др.).

  • Участие в творческих конкурсах

  • Однодневные походы в природу

  • Составление отчётов об экскурсиях

  • Ведение дневников наблюдения (записей)

  • Выставки творческих работ

Подведение итогов проходит после изучения разделов программы.

Учебный курс «Живая планета»1 года обучения в полном объеме рекомендуется для учащихся 2 класса начальной школы (8 лет), 2 года обучения для 3 класса(9-10лет), 3 года обучения рассчитан на учащихся 4 класса (11-12 лет). В группе могут совместно обучаться мальчики и девочки, наполняемость группы 12 - 15 человек.

^ Учебный курс 1 года обучения рассчитан на 72 часа (36 занятий), занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа. Данное количество часов и занятий выбрано мной по некоторым причинам: 1) в связи с особенностями здоровья дети быстро переутомляются, (кружок посещают учащиеся с ограниченными возможности здоровья: классы 7 компенсирующего вида и классы охраны зрения); 2) увеличивается активность учащихся, лучше усваивается материал программы, 3) в связи с возрастными особенностями учащихся начальных классов.

^ Учебный курс 2 и 3 года обучения рассчитан на 72часа (36 занятия). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. В группе могут совместно обучаться мальчики и девочки, наполняемость группы 12 человек. Состав групп – постоянный.

На занятиях кружка используется различные методы и приемы обучения. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей учащихся, с учетом специфики данной программы, возможностями материально-технического оснащения.

^ На занятиях используются разные организационные формы работы: коллективно - групповая, индивидуальная. Благодаря такой организации занятия проходят эффективно и интересно.

^ На занятиях кружка «Живая планета» используются следующие методы и приёмы обучения:

        • Теоретические занятия (объяснение, рассказ, диалог, лекция, чтение, беседа - вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; аудиосказки)

        • Практические занятия (зарисовка растений и животных, постановка опытов, лабораторные работы, работы с гербариями растений и полезными ископаемыми, работа с природным материалом, солёным тестом, бумагой (складывание оригами), кормление животных и уход за ними и растениями теплицы)

        • Игровые занятия (развивающие и обучающие, интеллектуально – творческие и т.д.)

        • Метод наблюдения (за растениями, животными зооуголка, птицами, сезонными изменениями в природе)

        • Наглядный метод обучения (с помощью плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрация (опытов, телепередач, видеофильмов, диафильмов, компьютерных программ, использование живых комнатных и дикорастущих растений, животных зооуголка и т.д.)

        • Метод проблемного обучения.

        • Активные формы познавательной деятельности: отгадывание викторин, загадок, кроссвордов по темам занятий

        • Исследовательский метод: постановка опытов, лабораторные работы

        • Участие в праздниках и конкурсах на станции юных натуралистов, городской олимпиаде по природоведению для 4 классов, участие в областных, всероссийских конкурсах

        • Экскурсии в лес, на луг, в теплицу СЮН, музеи города, выставочный зал и т. д.


Занятия кружка «Живая планета» подразделяются по следующим типам:

  • Вводное занятие

  • Занятие изучения нового материала

  • Обобщающие (итоговые) занятия

  • Комбинированные занятия

  • Занятия проверки, контроля и коррекции знаний

  • Занятия взаимоконтроля

  • Занятия- экскурсии

  • Занятия – путешествия, игры, викторины

  • Творческие занятия

  • Практические занятия


Принципы образования по данной программе:

  • Краеведческий принцип (краеведение несёт высокий нравственно-эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение близлежащего природно-социального окружения. Оно раскрывает конкретную модель исторически обусловленной взаимосвязи и природы)

  • ^ Принцип междисциплинарности (отражает взаимосвязь естественнонаучных, гуманитарных, нравственных, экономических аспектов)

  • Принцип непрерывности и преемственности экологического образования (программа действует на основе субординации школьного и дополнительного образования, позволяющего ребёнку на любом этапе подключиться для приобретения дополнительных знаний)

  • ^ Принцип единства практической и теоретической деятельности (взаимосвязь учебы, игры и труда. Выбор учащимися видов деятельности с учетом целей, содержания, возрастных особенностей)

  • ^ Личностный принцип (осуществляется с учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьников. Личностный принцип обусловлен необходимостью формирования системы личностно значимых знаний, умений, ценностных ориентаций).


^ ЦЕЛЬ: организовать деятельность учащихся по изучению природы планеты Земля.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:

-изучение живой и неживой природы, природных компонентов планеты Земля и их взаимосвязей;

-изучение природы своего края, роли растений и животных в жизни человека;

-формирование природоохранных знаний, умений и навыков;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

-воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру, родному краю, ко всему живому на Земле;

-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, товарищества;

-воспитывать экологической этике и культуре;


РАЗВИВАЮЩИЕ:

-развивать стремления охранять и преумножать сокровища природы;

-развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки явлений природы;

-развивать познавательный интерес к окружающему нас миру;

-развивать умение работать с природным материалом;

-развивать творческий и эмоциональный потенциал у учащихся;

-нравственное развитие личности.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


РАЗДЕЛЫ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

НА

ТЕОРИЮ

НА

ПРАКТИКУ

ЭКСКУРСИИ

Вводное занятие

2

2


Явления природы. Осень

12

5

5

2

Звери Нижегородской области


14



7


7




Явления природы. Зима

10

4

4

2

Земноводные Нижегородской области


8


4


4




Птицы Нижегородской области


14


6


6


2


Явления природы. Весна

6

2

2

2

Резервное время

4



4





Заключительное занятие

2




2




Итого:


72

30

34


8
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Секция большого тенниса»
«Школа тенниса для детей» – это динамичная образовательная программа учреждения дополнительного образования, воплощающая единство...
Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета» iconТиповая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» городского округа город Кумертау...
Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета» iconОсновная образовательная программа дополнительного образования детей...
Планируемые результаты освоения обучающимися Основной образовательной программы
Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей (авторская)...
Программа «Наследие человечества» имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для детей 14-18 лет, интересующихся...
Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения...
Представленная Программа обосновывает направления развития образовательного пространства учреждения в условиях модернизации образования,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Изобразительное искусство»
Т. Я. Шпикаловой, рекомендованной для использования в работе художественных школ и учреждений системы дополнительного образования....
Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Меткий стрелок»
Составитель: педагог дополнительного образования Суворов Д. В., педагог-организатор обж 2 квалификационная категория
Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Заря» (фольклор)
Образовательная программа фольклорного ансамбля «Заря» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «живая планета» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница