«Да стану я Буддой на благо всех живых»




Название«Да стану я Буддой на благо всех живых»
страница1/5
Дата публикации03.04.2013
Размер0,62 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5
Уроки 54 -55
Уроки 54. Буддизм – основа мировоззрения ряда народов Востока


Текст к уроку.

Дхаммапада. Избранные сутры. Перевод с пали В.Топорова.



«Да стану я Буддой на благо всех живых».
«Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума – вот учение просветленных».

Дхаммапада.с.183
У. Понимание классической иранской поэзии потребовало от вас знакомства с Кораном. Почему?

Д. Чтобы понимать иранские стихотворения, надо иметь представление о мировосприятии поэтов, сочинявших эти произведения. А иранские поэты – мусульмане. Вот поэтому и нужно было познакомиться с Кораном, ведь Коран – основа мировосприятия иранцев.

У. А теперь вам предстоит познакомиться с японской классической поэзией. Для этого надо понять мировоззрение японских поэтов. И хотя японцы – тоже один из народов Востока, но в основе их мировосприятия лежит не мусульманство, а другая религия – буддизм.

Краткая справка об этой религии дана в учебнике. Прочитайте.

^ Дети читают статью и сноски к ней. Учитель помогает детям.
БУДДИЗМ - ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЯДА НАРОДОВ ВОСТОКА

Буддизм1 – религия, зародившаяся в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем буддизма считается ^ Сиддхартха Гаутама, именуемый Буддой Шакьямуни2. Затем буддизм распространился среди других народов Востока и стал мировой религией, самой древней из мировых религий (наряду с христианством и исламом).

Первоначально в Индии существовала ведийская религия. Известна она главным образом по четырем ведам3 - священным текстам, оформленным на рубеже II-I тысячелетий до н. э. Характерная черта этой религии – обожествление природы. Высшие божества этой религии - Индра4 и Праджапати5. Священнослужителями этой религии были брахманы6. Особо почитаемы были аскеты - религиозные подвижники, отшельники, умерщвляющие свою плоть путем всевозможных лишений - аскезы7. Аскетам приписывалась чудодейственная сила и власть над миром богов.

Из ведийской религии развился брахманизм. Жрецы-брахманы на протяжении веков составляли пояснения к ведам. В этих пояснениях речь шла об основных проблемах бытия. В первую очередь – о проблеме жизни и смерти. Центральное пояснение касалось сансары1, вечного безначального круговорота жизни. С моментом смерти жизнь не обрывается. За смертью следует новая форма, в которой возрождается некогда покинувшая тело душа. Какую конкретную форму обретет душа, зависит от кармы2 - совокупности совершенных в данной жизни поступков (физических, словесных или мыслимых). Карма определяет форму последующего рождения. Хорошая карма гарантирует удачное возрождение в новой жизни (брахманом или князем), а скверная карма ведет к тому, что ты возродишься рабом или неприкасаемым, а то и животным, червяком, жалкой мошкой. Причина твоих страданий в твоем нынешнем рождении – твои грехи в прошлых рождениях. Идея кармы определяла высокие моральные нормы, заботливое и благожелательное отношение ко всему вокруг (в каждом существе мог оказаться переродившийся человек, твой друг или родственник). Она побуждала людей к стремлению улучшать свою карму. Закону кармы подчинены все, кроме аскетов-отшельников, ступивших на путь богов.

В дальнейшем брахманизм сменили новые религиозные системы - джайнизм3 и буддизм.

Основатель буддизма принц Сиддхартха Гаутама родился в VI в. до н. э. С детства принц отличался необычайным умом и способностями. Окруженный роскошью и весельем, он знал только радости жизни. Принц вырос, женился, у него родился сын. Ничто не омрачало его счастья. Но однажды принц выехал за пределы дворца и увидел покрытого язвами изможденного больного, потом согбенного годами убого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в нелегкие раздумья аскета. Эти четыре встречи коренным образом изменили беспечного принца. Он понял, что в мире господствуют страдания, старость, болезни и смерть, а путь мудрости и аскезы – единственный способ постичь истину. Он ушел из дома и стал странствующим нищим аскетом. Шесть лет принц предавал себя самоистязанию, а затем осознал бесплодность крайностей аскезы.

Однажды, предаваясь глубокому созерцанию, он обрел «просветление». В момент просветления Сиддхартхе Гаутаме открылись «четыре благородные истины – основные положения вероучения. Первая благородная истина – жизнь есть страдание. Вторая благородная истина – причиной страдания является желание и влечение в самом широком смысле слова. Третья благородная истина является истиной о прекращении страдания. Четвертая благородная истина является истиной о пути, ведущем к прекращению страданий.

Путь, ведущий к прекращению страданий, - это ^ Благородный Восьмеричный Путь. Этот путь состоит из трех этапов и восьми ступеней.

Первый этап – этап мудрости. Он содержит две ступени: правильное видение – понимание реальности с позиций буддизма и правильная решимость идти путем Будды.

Второй этап – этап нравственности, или соблюдения обетов. Он содержит такие ступени, как правильная речь (воздержание от лжи, грубости и т.п.); правильное поведение (прежде всего отказ от насилия); правильный образ жизни в соответствии с нормами буддийской морали.

Третий этап – этап созерцательного сосредоточения. Ступенями этого этапа являются правильное усердие (в занятиях созерцательной практикой), правильная память и правильное сосредоточение в соответствии с принятыми в буддизме формами духовного делания.

Буддизм сильно отличается от других мировых религий. Главное отличие состоит в том, что буддизм не является единобожием. В буддизме нет единого Бога-творца. Богов множество4, и живут они в бесконечном количестве миров.

Познав истину и путь, ведущий к ней, Гаутама стал Буддой.1 После этого он еще 45 лет проповедовал свое учение. В возрасте 80 лет он умер или, согласно буддийскому учению, отошел в нирвану2 – наивысшее состояние покоя и отсутствия страданий.

После ухода из жизни Будды буддизм продолжал и продолжает сохранять основные положения его учения. Но по мере того, как буддизм получал все более широкое распространение, в нем выделились три ведущие направления - Хинаяна3, Махаяна4 и Ваджраяна5.

Хинаянаюжный путь, оформилась в 80-е годы до н. э. Это монашеская форма буддизма. Идеальной личностью считается святой монах, достигший собственными усилиями нирваны и навсегда покинувший мир. Миряне могут лишь улучшать свою карму. Сегодня распространена одна из школ южного пути Тхеравада6.

Махаяна, также называемая «северный буддизм», начала формироваться как самостоятельное направление – I в. до н. э. – I в. н. э., когда появляются первые махаянские сутры7. Главным в Махаяне является идеал бодхисаттвы8. Бодхисаттва – это человек, который принял решение стать Буддой, чтобы получить возможность помогать другим. Эта цель выражалась формулой: «Да стану я Буддой на благо всех живых». Этот путь прошли бывшие будды, Будда Шакьямуни и пройдет будда будущего мирового порядка – Майтрея9.

Ваджраяна или «тантрический10 буддизм» как самостоятельное течение оформилось позже других - в середине I-го тыс. н. э. Это самое тайное направление буддизма. Оно зародилось в буддизме Махаяны. Главное отличие в том, что ее метод позволяет человеку стать Буддой в течение одной жизни.

Расцвет буддизма в Индии – V в. до н. э. – нач. 1 тыс. н. э. В VIII в. мусульманские завоеватели приносят в Индию ислам. К XIII в. в Индии на основе брахманизма развивается индуизм11. А на основе слияния индуистской и мусульманской традиций рождается еще одна национальная религия Индии – сикхизм12. В результате буддизм утерял ведущие позиции на своей родине, но зато распространился на обширных территориях за ее пределами.
  1   2   3   4   5

Похожие:

«Да стану я Буддой на благо всех живых» icon6 Системообразующие элементы рынка: товар и деньги Благо и услуги
...
«Да стану я Буддой на благо всех живых» iconЗадачи: 1 затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, 2 высветлить...
Гражданин это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа
«Да стану я Буддой на благо всех живых» iconВопросы по общей биологии
Биология изучает строение, жизнедеятельность, среду обитания всех живых организмов
«Да стану я Буддой на благо всех живых» iconТест «Уровни организации живого. Критерии живых систем»
Б. совокупность популяций живых организмов, приспособленных к совместному обитанию  
«Да стану я Буддой на благо всех живых» iconБелковые молекулы или их комплексы, ускоряющие химические реакции в живых системах
Ферменты выступают в роли катализаторов в практически всех биохимических реакциях, протекающих в любом живом организме (и в своём...
«Да стану я Буддой на благо всех живых» iconПроверочная работа по темам «Свойства живых организмов»
Приведите конкретные примеры систем уровней организации живых организмов, расположите уровни согласно иерархии начиная с самого
«Да стану я Буддой на благо всех живых» iconКлассный час Возраст
Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но еще долго станут тревожить всех нас голоса погиб­ших и...
«Да стану я Буддой на благо всех живых» iconДорогами Афгана 1 Вед
Вед. Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и Афганская война. Но еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших...
«Да стану я Буддой на благо всех живых» iconКраткие оценки некоторых физических параметров живых существ Данилюк Анатолий Иванович
Кратко количественно оценены некоторые физические возможности живых существ. Показана их достаточность для обеспечения большинства...
«Да стану я Буддой на благо всех живых» iconЗаконы написаны для бодрствующих
Потому я даже не стану перечислять заинтересованные стороны и их возможные согласия-разногласия, а сразу обозначу интересующий меня...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница