Урок географии в 11-м классе "Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика"




Скачать 63,66 Kb.
НазваниеУрок географии в 11-м классе "Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика"
Дата публикации03.04.2013
Размер63,66 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Урок географии в 11-м классе "Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика"
Цели урока: сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения.

Воспитание положительного отношения к знаниям.

Совершенствовать навыки работы с картами, статистическими материалами.
Оборудование: политическая карта мира, компьютерная презентация, путевые листы, таблицы.

План урока

Географическое и геополитическое положение Зарубежной Азии.

Природные условия и ресурсы региона.

Население.
Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материал.

Географическое и геополитическое положение Зарубежной Азии.

Вводное слово учителя.

Добрый день, ребята! Недавно мы закончили изучение Зарубежной Европы и теперь нам предстоит знакомство с Зарубежной Азией. И начать мне его хотелось бы с описания “Сада камней” японского города Киото. Столетия тому назад мудрый монах Соами соорудил сад из пятнадцати черных необработанных камней, разных по величине, разбросанных по белому песку. На самом деле люди замечают лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг в сторону по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края прямоугольника – с остальных трех сторон Сад ограничен каменными монастырскими стенами – и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый – тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень.
Еще шаг в сторону по галерее, и гениально спланированный хаос, предстоит опять в иной композиции, состоящий из тех же пятнадцати камней, из которых один – невидим. Какой смысл заложил древний мудрец в этот сад? (Вопрос классу).
А, может Соами хотел сказать, что дело не в камнях, а в людях, которые в этот сад приходят? Уж не в том ли суть суть сада, что люди воспринимают одно и тоже по-разному, каждый по-своему? Познавать Азию дерзнули многие - путешественники, журналисты, но можем рискнуть и мы. Если познанное покажется вам спорным, вспомним Сад камней, где каждый видит свои четырнадцать камней. Итак, чтобы совершить наше открытие, нам придется пройти несколько этапов .Переходим к первому вопросу.

Азия – самая большая часть света, занимающая около трете суши Земного шара. Она является частью крупнейшего материка на Земле – Евразии. Площадь Зарубежной Азии – 27,7 млн кв. км. Ее берега омывают Тихий и Индийский океаны, а также окраинные моря Атлантического океана. На востоке береговая линия сильно изрезана; вдоль побережья тянутся гирлянды островов: Японские, Рюкю, Филлипинские, отделяющие от Тихого океана его окраинные моря : Японское, Желтое, Восточно – Китайское. На юго – востоке находится одно из крупнейших в мире скоплений архипелагов – Большие и Малые Зондские , Молуккские и др. На юге Зарубежной Азии располагаются три огромных полуострова : Индокитай, Индостан, Аравия,, разделенными широко открытыми в сторону Индийского океана Бенгальским заливом и Аравийским морем. Азии принадлежат также лежащие в Индийском океане Андаманские, Никобарские, Мальдивские, Лаккадивские острова и остров Шри – Ланка. Западную окраину Зарубежной Азии образует полуостров Малая Азия, омываемый Средиземным ,Черным, Эгейским и Мраморным морями.
Не смотря на относительную изрезанность береговой линии, она все же меньше, чем, например, в Европе. Внутренние районы З. Азии удалены от морей на 1 – 1,5 тыс. км.
Итак, сделаем вывод – охарактеризуем ЭГП региона, найдя в тексте учебника на стр, 223 -225.

(Соседское положение, приморское, глубинное положение некоторых стран, которое в целом менее выгодно).

Политическая карта Зарубежной Азии

В древности в Азии располагались могущественные империи, определявшие ход Мировой истории, однако современная политическая карта Азии сформировалась в основном в Новое и Новейшее время.
Колонизация Азии началась к концу XV века, когда Васко да Гама открыл морской путь в Индию. Уже в 1511 г. Португальцы захватили Малакку, а во второй половине XVI века начались территориальные захваты Испании (Филиппинские острова) и Великобритании ( полуостров Индостан). К 1900 г. 56% территории Азии занимали колониальные владения , большая часть которых принадлежала Великобритании. Колониями в Азии владели и другие государства – это Нидерланды, Португалия, Франция, Япония, Россия, США. Колонии в Азии сохранились вплоть до середины XX века. В них проживало более 90% населения региона. Распад колониальной системы завершился после Второй Мировой войны. К началу XXI века статус несамоуправляющих имеют лишь небольшие острова. (Приложение 2: слайд 4).
(Учитель просит учащихся обратиться к путевому листу и выполнить задания 1 и 2).

Территория Зарубежной Азии протягивается с севера на юг почти на 7000 км., а с запада на восток больше , чем на 10 000км. Китай и Индия относятся к странам - гигантам. Остальные – к довольно крупным . Но наряду с этим есть и небольшие государства, есть и микрогосударства.
Азия – район геополитических конфликтов. Послушаем сообщение ваших одноклассников.
(Первое сообщение: Спор о принадлежности Курильских островов.
Второе сообщение: История современного Афганистана).

Природные условия и ресурсы.
Климатические условия Зарубежной Азии изменяются от умеренного до экваториального и определяют господство муссонного климата с четко выраженной сезонностью на обширной полосе “океанического фасада” Восточной и Южной Азии.
Азия получает огромное количество осадков, а именно Чиррапунджи – 12 000 мм в год. Внутриконтинентальная часть Азии лишена достаточного количества влаги не только из-за барьера окружающих гор, на склонах которых эта влага задерживается. В Юго – Западной Азии, куда влияние муссона не доходит вообще, очень сухо и жарко. Среднегодовые температуры в Аравии и Месопотамии достигают 30 градусов жары. Здесь господствует средиземноморский субтропический климат. В Аравии осадков выпадает 150 мм в год, в Малой Азии – 300 мм, а на морских побережьях больше.
На преобладающей части Азии сумма температур позволяет заниматься разнообразным земледелием. Не случайно, Азия – очаг самых древних земледельческих культур, родина многих культурных растений.
Структура земельного фонда составляет 27,7 млн. км кв. обрабатываемая площадь – 17% (в Европе -29), на человека приходится всего 0,15 га. Пастбища занимают 22% площади, леса - 17%. Две крупнейшие страны – КНР и Индия – имеют колоссальные массивы обрабатываемых земель – 160 млн га.(за США, Индией, Россией).
Лесные ресурсы. По лесной площади (0,2 га) на душу населения Азия вдвое уступает среднемировым показателям. Леса промышленного значения сосредоточены преимущественно во влажных тропиках и горах Индии, Мьянмы, Индокитая, островах КНР, Японских и Филлипинских, Азия дает 65% экспорта древесины.
Огромный ущерб лесам Азии приносит “дровяная энергетика” развивающихся стран: Китая – 25%, Индии – 33%, Индонезии 050%. Крупнейшими экспортерами древесины являются Индонезия, Малайзия и Филиппины, а импортерами – Япония и Южная Корея.
Тропические леса Азии уничтожаются интенсивнее, чем в других лесоэкспортных районах мира: за 1960 – 1990 гг. их площадь сократилась на 30% (в Латинской Америке на 18%).
По запасам древесины Азия уступает только Америке. Максимальный объем лесопокрытой площади имеют: Индия – 120 млн. га; Китай – 70 млн. га; Индия – 65 млн. га.

Внутренние воды. Лев Мечников в известной работе: “Цивилизация и великие исторические реки” писал: “Четыре древнейшие великие культуры - все зародились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская или ведийская, не выходя за пределы Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской низменности. Наконец, древний Египет был, как утверждает еще Геродот, даром или “созданием Нила”.
Плотность населения в долине Янцзы, крупнейшей из азиатских рек достигает 500-600 чел. на км. кв.
Реки – это транспортные артерии, источник орошения и гидроресурсы. На Азию приходится более 40% потенциальных ресурсов мира, из них на КНР – 540 млн кВт, Индию -75. Степень использования их очень различна: в Японии – на 70%, в Индии – на 14%, в Мьянме на 1%.
Минерально – сырьевые ресурсы. (Учащиеся получают задание по путевому листу). (

Вывод на компьютере.

Население.

Азия сложна и мозаична по национальному составу населения – девять языковых семей и более 600 различных языков. Азия – это крупнейшие народы мира: китайцы, хиндустанцы, бенгальцы, бахарцы, японцы (60% населения Земли).
Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблиц в путевом листе.
Азия – очень плотно населенный континент. На Яве, площадью равной штату Нью-Йорк живет более 100 млн чел. – половина всего населения Индонезии. Одной из самых плотно-населенных стран мира является Бангладеш – более 900 чел на км кв. новая индустриальная Южная Корея тоже превосходит европейские рекорды – 465 чел на кв. км.
Азию называют более урбанизированным континентом по сравнению с другими ,только благодаря Китаю и Индии здесь сосредоточено около половины горожан Земли. В городе-государстве Сингапуре доля городского населения – 100%, в Израиле – 91%, в Южной Корее – 82. очень низки еще уровни урбанизации в величайших странах мира – КНР (не более 50%) и Индии (27%). Деревни остались преобладающей формой расселения на их огромных просторах. Доля городского населения во Вьетнаме лишь 19%, Лаосе и Камбодже – 21%. Непале – 11%, Бутане – 6%.
Продолжительность жизни в Афганистане составляет 45 лет, в Бутане, Лаосе, Камбодже – 30 лет.

В десятку крупнейших агломераций мира входят 5 азиатских – Токио, Бомбей, Калькутта, Сеул. Китайские мегалополисы отличаются тем, что в них нет “пояса нищеты”, характерных для третьего мира.

На заметку учащимся:
Страны-рекордсмены Азии:

По численности населения – Китай ( 1,2 млрд. чел).

По величине рождаемости – Афганистан, Камбоджа, Йемен ( 43%).

По продолжительности жизни – Япония (82 года).

По доли мужчин в населении – Катар (66%).

По плотности населения – Макао (30 000 чел. на 1 кв км).

Похожие:

Урок географии в 11-м классе \"Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика\" icon7. Зарубежная Азия. Австралия
С помощью карты атласа «Зарубежная Азия. Субрегио­ны» (стр. 32). Заполните таблицу
Урок географии в 11-м классе \"Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика\" iconЗарубежная Азия
По разведанным запасам каких природных ресурсов за- рубежная Азия занимает 1-е место в мире?
Урок географии в 11-м классе \"Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика\" iconОбщая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (Великобритания)

Урок географии в 11-м классе \"Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика\" iconЗаконодательный орган
Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (Бразилии)
Урок географии в 11-м классе \"Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика\" icon1. Общая экономико-географическая характеристика фрг полное название
Религиозный состав населения: протестанты – 45%, католики – 37%, мусульмане, православные и др. – 18%
Урок географии в 11-м классе \"Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика\" iconУрока географии в 6 классе Тема: Географическая долгота. Географические координаты
Цель: сформулировать понятие «географическая долгота». Разучить приемы определения. Географической долготы. Научить детей определять...
Урок географии в 11-м классе \"Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика\" iconБилет №13 Вопрос Поволжье: экономико-географическая характеристика
В состав Поволжского экономического района входят республики Татария и Калмыкия, Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская,...
Урок географии в 11-м классе \"Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика\" iconОбщая экономико-географическая характеристика Китая. 
Китай — великое древнее государство, возникшее задолго до новой эры. Оно внесло огромный вклад в материальную и духовную культуру...
Урок географии в 11-м классе \"Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика\" iconЭкономико-географическая характеристика (эгх) страны
Эгх стран и т д. (Подробно об этих вопросах можно познакомиться у Я. Г. Машбиц /Основы страноведения: Кн. Для учителя. М.: Просвещение,...
Урок географии в 11-м классе \"Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика\" iconЭкономико-географическая характеристика животноводческого комплекса...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ярославка муниципального района Дуванский...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница