Тема: Образ художественной культуры Японии




Скачать 64,59 Kb.
НазваниеТема: Образ художественной культуры Японии
Дата публикации02.04.2013
Размер64,59 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
ИЗО 4 класс

Тема: Образ художественной культуры Японии.

Задание: Изображение природы через детали, характерные для японских художников, например: ветка дерева с птичкой, цветок с порхающей бабочкой, трава с кузнечиками, ветка цветущей вишни.

Цели: Знакомство с отличительными признаками искусства Японии.

Развитие чувства гармонии, формирование навыка живописи по мокрой бумаге.

Воспитание любви к природе.

Оборудование: Акварель, бумага, эскизы, репродукции пейзажных свитков, икэбан, дома, храма.

^ Музыкальный ряд: Запись японских инструментальных мелодий

Литературный ряд: Японская поэзия

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся.

2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы с вами познакомимся с искусством… А вот о какой стране пойдёт речь, вы мне скажите, разгадав ребус.

Я Я

(Япония)

^ II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

Япония расположена на островах Тихого океана, протянувшихся вдоль восточного побережья Азиатского материка с севера на юг. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители островов привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий.

Прежде, чем мы с вами начнём знакомиться с искусством Японии, давайте вспомним, что греки считали самым красивым на Земле? (Человека)

Японцы же считали, что ничего красивее нет, чем природа. В древности японцы поклонялись богам луны, солнца, дождя, ветра, т. е. сил природы, а предметом обожествления был амбар, куда складывался урожай риса. Перед ним, на посыпанной мелкими камушками площадке, совершались торжества в честь сбора урожая. Люди считали, что боги незримо присутствуют рядом и пируют вместе с ними. По представлениям древних японцев, божества не имели зримого облика, а воплощались в саму природу – не только в Солнце и Луну, но и в горы и скалы, реки о водопады, деревья и травы.

Главным строительным материалом всегда служило дерево. Из него возводились хозяйственные постройки, дворцы и храмы. Они создавались по одному принципу:


Традиционный японский дом. Храмовый ансамбль Хорюдзи. Нара.

Основа – каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стены

не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться, служить одновременно и окном. В тёплый сезон стены представляли собой решётчатую конструкцию, оклеенную промасленной бумагой, пропускающей свет, а в холодное и дождливое время их прикрывали или заменяли деревянными панелями. При большой влажности японского климата дом необходимо проветривать снизу. Поэтому он приподнят над уровнем земли приблизительно на шестьдесят сантиметров. Чтобы предохранить опорные столбы от гниения, их устанавливали на каменные основания.

Лёгкий деревянный каркас обладал необходимой гибкостью, что уменьшало разрушительную силу толчка при частых в стране землетрясениях. Кровля, черепичная или тростниковая, имела большие навесы, которые предохраняли бумажные стены дома от дождя и палящего летнего солнца, но не задерживали низких солнечных лучей зимой, ранней весной и поздней осенью. Под навесом кровли располагалась веранда.

Пол жилых комнат покрывали соломенными циновками-«татами», на которых главным образом сидели, Поэтому и все пропорции дома были ориентированы на сидящего человека. Поскольку в доме не было постоянной мебели, спали на полу, на толстых специальных матрацах, которые убирали днём в стенные шкафы. Ели, сидя на циновках, за низкими столиками, они же служили для различных занятий. Раздвижные внутренние перегородки, обтянутые картоном или шёлком, на котором была нарисована природа (деревья, ветка дерева с птичками, листок с капелькой росы, трава с кузнечиками и стрекозами, цветок с порхающей бабочкой), могли делить внутреннее помещение в зависимости от потребностей, что позволяло использовать его более разнообразно. Однако полностью уединиться внутри дома каждому его обитателю невозможно, что повлияло на внутрисемейные отношения в японской семье, а в общем смысле – на особенности национального характера японцев.

Важная деталь дома (духовный центр) – располагавшаяся у неподвижной

стены ниша - «токонома», где могла висеть картина, органично сочетающая изображение и иероглифическую надпись – хокку. Хокку – это стихотворение, состоящее из трёх строк. Содержание хокку, несмотря на его краткость и сюжетную простоту, очень глубоко. На первый взгляд кажется, что автор описал пейзаж в эскизной манере, однако японец (в отличие от европейца) совсем иначе воспринимает это маленькое произведение и находит в нём глубокий философский смысл, а за картиной природы – аналогию человеческой жизни. Японцы считают, что одно и то же хокку может быть простым, примитивным и утончённым. Это зависит от глубины восприятия его

читателем.



Помимо пейзажного свитка в нише на невысоком лакированном столике могла стоять композиция из цветов или каких-нибудь растений, которая называется икэбана.

В композиции икэбаны присутствует, как правило, три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека.

По традиции в икэбане обязательно воспроизводится время года, а сочетание растений образует общеизвестные в Японии символические благопожелания: сосна и роза – долголетие; пион и бамбук – процветание и мир; хризантема и орхидея – радость; магнолия – духовная чистота и др.



Как правило, возле японского дома разбивался сад, в котором были не только деревья, но и водоёмы, камни. Садовое искусство японцы переняли у китайцев, но придали ему другой смысл. Китайские сады предназначались для прогулок, японские – для любования и сами напоминали картину.



Сад Рёандзи. Фрагмент. Киото. Сад Дайсэн-ин. Монастырь

Дайтокудзи. Киото.

Сад, пейзажный свиток, росписи на стенах и скользящих перегородках взаимно дополняли друг друга, выражая важную особенность японской культуры – стремление к гармонии с природой.

2. Беседа

- Как вы понимаете выражение «гармония с природой»?

Сейчас я вам прочитаю несколько хокку. Вам нужно будет сказать, что можно нарисовать к каждому из них.

Видели всё на свете

Мои глаза – и вернулись

К вам, белые хризантемы.
Над ручьём весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень.
Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку.

То бабочка была.

Шелестом облетели

Горных роз лепестки

Дальний шум водопада.
Всюду вишни цветут.

Куда ни взгляну – сад.
Полнолуние. Ночь!

Даже птицы не заперли двери

В гнёздах своих.
Прохладная ночь.

Луна как будто бы дремлет

В пруду прозрачном…
Летний дождь моросит.

Сквозь бамбук вдали различаю

Крыши селенья…

Сейчас я ещё раз прочту стихи. Вам нужно будет выбрать одно из них и проиллюстрировать его.

III. Практическая работа.

Ребята работают в своих альбомах, учитель – на доске.

1. Лист расположить вертикально, в центре выделить полосу.

2. Не нажимая на карандаш, нанести рисунок.

3. Покрыть всю полоску водой.

Посмотрите ещё раз на эскизы пейзажных свитков и скажите, какими красками в основном работали художники?

    1. Пока не высохла бумага, сделать фон.

    2. Нанести цветом рисунок.

    3. После того как подсохнет бумага, доработать рисунок тонкой кистью.

Индивидуальная работа с учащимися.

IY Итог урока.

^ 1. Беседа по вопросам:

  • Что японцы считают самым красивым и важным?

  • Что является отличительной чертой японского искусства?

  • Как называется букет, который можно встретить в каждом японском доме?

  • В чём заключается особенность восточной живописи?

  • В чём своеобразие палитры японских мастеров? Какие цвета доминируют?

^ 2. Просмотр, анализ работ.

3. Выставление оценок, их аргументация.

Работы учащихся

Семенюк Александра Кочерова Мария Ермаченко Данил
Литература

1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. – М.: Аванта +, 1999

2. Овчинников В.В. Сакура и дуб. Книга вторая. Корни дуба. Роман-газета № 4, 1987. – М.: Советская Россия

3. Юный художник № 9, 1990

4. Юный художник № 1, 1990

5. Юный художник № 2, 1987

6. Эренбург И. Путевые заметки (Индия, Китай, Япония). – М.: Просвещение, 1980

7. DVD «Электронная библиотека. Том 15. Искусство Японии»





Похожие:

Тема: Образ художественной культуры Японии iconУчитель: Белослудцева Екатерина Петровна Конспект урока
Учитель сообщает новую тему: «Образ художественной культуры Японии. Отношение к красоте природы». Ребята приглашаются к карте (на...
Тема: Образ художественной культуры Японии iconУрок является первым по счёту в цикле уроков по теме «Образ художественной...
Научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура
Тема: Образ художественной культуры Японии iconУрок Косиновой Елены Ивановны, учителя изо I кк «Образ нашествия»
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися мастерами художественной культуры России xxвека, со способами передачи «образа...
Тема: Образ художественной культуры Японии iconI. Образ и иконография Византийское искусство понятие, характеризующее...
Неповторимые особенности этого мира восточного христианства сформировали и знаковые черты его художественной культуры
Тема: Образ художественной культуры Японии iconТема урока Срок
Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры 19 в
Тема: Образ художественной культуры Японии iconОбраза казака-мамая
Современные национальные и этнографические музеи в своих фондах сохраняют полуистлевшие картоны и холсты, датируемые ХVII – ХIХ столетиями....
Тема: Образ художественной культуры Японии iconУрока изо 7 – класс Вид занятия
Тема урока: «Глиняная игрушка» ( Народное искусство как часть художественной культуры )
Тема: Образ художественной культуры Японии iconУрок географии в 10 (11) классе по теме: «Население Японии»
Японии, выставка с разной рыбой, морепродуктами, морской капустой, разнообразными овощам; фотографии и рисунки о природе Японии,...
Тема: Образ художественной культуры Японии iconСтраны азии и африки в 1870-1917 гг. Капиталистическое развитие Японии в последней трети XIX в
Политическая обстановка в Японии после 1868 г. Характер и особенности капиталистической индустриализации Японии. Роль государства...
Тема: Образ художественной культуры Японии iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по...
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница