Скачать 423,66 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» города Бежецка Тверской области _________________________________________________________________ 171980 Российская Федерация, Тверская область, город Бежецк, пер. Молодежный, д.9 Телефон: 8-(48231) 5-83-04; 8-(48231) 5-83-50
^ ___________________ окружающему миру_____________________ (наименование учебного предмета/курса) ______________________I ступень, 4 класс___________________________ (ступень образования/класс) ______________________2011 – 2012 учебный год_____________________ (срок реализации программы) Составлена на основе_ «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова__________________ (наименование программы) Программу составил__ учитель начальных классов________________ ______________С.Б. Степанова_(I квалификационная категория)_______ (ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу) г. Бежецк 2011г. ^ Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.) В учебно-методический комплект «Школа России» входят: Программа 1) Плешаков А.А. Концепция и программы комплекта "Школа России". В 2-х частях. Часть 1. 2) Алексеенко Е.В., Анастасова Л.П., Горяев В.Г. и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. (Школа России) Пособие 3) Плешаков А.А. Поурочные разработки к учебнику для 3 класса "Мир вокруг нас" 4) Сюньков В.Я.и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическая литература. 1-4 кл. ^ 5) Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Школа России) Пособие 6) Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. 2-3 кл. 7) Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики ^ 8) Плешаков А.А. и др. Рабочая тетрадь. 3 кл. Часть 1 9) Плешаков А.А. и др. Рабочая тетрадь. 3 кл. Часть 2 Карты, атласы 10) Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель ^ 11) Плешаков А.А. Концепция и программы комплекта "Школа России". В 2-х частях. Часть 1. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час. Для реализации программного содержания используются: Плешаков, А. А. Мир вокруг нас : учебник для 4 класса : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2008. Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2008. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение», 2004. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Количество часов в год – 68. Количество часов в неделю – 2. Количество часов в I четверти – 18. Количество часов во II четверти – 14. Количество часов в III четверти – 19. Количество часов в IV четверти – 17. Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс носит личностно — развивающий характер. У ребенка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности с жизнью природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность. Цели — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей является формирование в сознании ребенка целостно — окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. К числу важнейших задач относятся воспитание к своему городу или селу, Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя, и окружающего мира, подготовка к изучению естественно — научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов. ^ в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество» (10 часов), при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем. Изучение курса продолжается в теме «Природа России» (11 часов), которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» (12 часов) изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» (6 часов) — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени». Далее изучается тема «Страницы истории Отечества» (20 часов). Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству. Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия»(9 часов), которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка. Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, которое может быть увеличено учителем по его усмотрению. ^ - Земля — планета Солнечной системы, причина смены дня и ночи и времен года; - способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта; -что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории, особенности исторической карты; - некоторые современные экологические проблемы; - природные зоны России; - особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; Исторические периоды: первобытное общество, древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; - важнейшие события и великих людей отечественной истории; - государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка. должны уметь: - распознать природные объекты с помощью атласа — определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края; - проводить наблюдения природных тел и явлений; - определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; - приводить примеры животных, внесенных в Красную книгу России и международную Красную книгу; - соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий; - приводить примеры патриотизма, доблести на материале отечественной истории; - приводить примеры народов России; - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме; - применять иллюстрацию учебника как источник знаний; - владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карт. ^
-экология -астрономия -география - история 2.Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был -Юрий Гагарин -Нил Армстрон -Алексей Леонов 3.Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется -глобус -географическая карта 4. Какое из данных созвездий – Большой пес? 5.Тепловой пояс , проходящий через экватор, называется -полярный -тропический - умеренный 6.Ценные находки старины хранятся -в архивах - в музеях 7.В 1837 году была произведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век? -17,19,18,20 8. «Легкими нашей планеты» называют -хвойные леса -тропические леса -широколиственные 9.Эмблему «Большая панда» имеет -Гринпис -Всемирный фонд дикой природы 10.Исторический центр Санкт- Петербурга –это -природное население России -культурное наследие России 11.дополни -Наука, изучающая небесные тела… -Наука, изучающая прошлое … -Хранилище документов… -Специалист, изучающий астрономия… -Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения…. -Запись событий год за годом… - Ученые, выкапывающие из земли удивительные находки… ^ 1. Черноморское побережье Кавказа расположено.. -в арктической зоне страны -в лесной зоне -в субтропической зоне -в степной зоне 2. Субтропики –это -обширная зона в центре страны -обширная зона на востоке страны -небольшая зона на побережье северных морей -небольшая зона на побережье Черного моря 3.К овощным культурам относятся -огурец, морковь, чеснок -картофель, подсолнечник, лен -овес, слива, астра 4.В животноводстве есть такие профессии -овощевод -зоотехник -ветеринар -пчеловод 5.В Черном море у побережья обитают - киты, морские черепахи, тюлени -медузы, крабы, морские коньки -крокодилы, анаконды, котики -6. В парках и на улицах Черноморского побережья выращивают -кипарисы, пальмы, магнолии -липы, маки, джузгун -полынь, типчак, ель 7.Выбери самую верную цепь питания -зерна-полевка-скворец -листья картофеля-колорадский жук-жужжелица 8.О каком животном идет речь в описании; это самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей? -морской конек -дельфин -кит 9.Какое растение описывается так: дерево- долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются в пищу? -бук -тис -каштан 10.Крупный рогатый скот -коровы -0быки -козы -свиньи 11Растения, из зерен которых получают муку и пекут хлебобулочные изделия -овес -просо -рожь -пшеница 12.Найди лишний объект: -краб, морской конек, дельфин, богомол -кипарис, пальма, роза, магнолия -абрикос, бук, персик, слива -иглица, каштан, тис, самшит Контрольная работа №3 по теме « Страницы истории Отечества». Вариант 1 1. Русские, украинцы и белорусы произошли от -восточных славян -западных славян -южных славян 2. Пергамент это материал для письма из -березовой коры -кожи -папируса 3.Как называли город, который стойко и упорно сопротивлялся монголам? -Новгород -Киев -Козельск 4.Как прозвали Московского князя Ивана Даниловича? -Калита -Красное Солнышко -Невский 5.Кто автор «Грамматики», по которой учился Ломоносов? -Метелей Смотрицкий -Василий Бурцов -Карион Штомин 6.Кто призвал русских людей в начале 18 века постоять за родную землю? -Кирилл и МЕфодий -Минин и Пожарский -Царь Федор 7.На Сенатской площади в Санкт- Петербурге при Екатирине 2 был возведен памятник - Минину и Пожарскому -Суворову -Медный всадник Петру 1 8.Кто в 1790 г стал командующим Черноморского флота? -Ушаков -Суворов -Куткзов 9.Когда к власти пришла партия Большевиков? -7 ноября 1914 -февраль 1917 -7 ноября 1917 10.Когда началась Великая Отечественная Война? -1941 -1945 -1939 Вариант2
-Игорь -Олег -Владимир 2.Славянскую азбуку создали -Кирилл и Мефодий -Минин и Пожарский -Иоганн ГУтенберг 3. Что выплачивала Русь Орде? -налог -выкуп -дань 4. Как звали князя, который дал битву на КУликовом поле.? -Дмитрий -Владимир -Ярославль 5. На какой реке русская рать с Иваном 3 Встретилась с войском. Хана Ахмата? -Нева -Угра -Дон 6. В каком году был заложен город на Неве? 1703, 1803, 1817 7.Город Санкт-Петербург начал строится с -Петропавловского собора -Крондштата -Петропавловской крепости 8.Кто из военачальников стал генералиссимусом? -Ушаков -Суворов -Кутузов 9. Когда началась первая мировая война? 1914, 1917,1922 10. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? 300, 600,900 Контрольная работа №4 по теме «Страницы всемирной истории» Вариант№1 1.Какая эпоха в истории человечества была самой долгой? - история Новейшего времени -история древнего мира -первобытная история 2.В глубине пещер первобытный человек изображал -животных -людей -растительность 3.На берегах какой реки возникло Египетское государство? -Нил -Дон -Нева 4. Кто, согласно легенде, основал город Рим? -Рем -Ромул -Марс 5. В Средневековье буддизм возник - в Европе -В Индии -на Ближнем Востоке 6. В Средневековье, воина на конце, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли -рыцарь -ковбой -оруженосец 7.Какой материк называют Новым Светом? =Африка -Америка -Антарктида 8. Кто написал картину «Сикстинская мадонна»? -Рафаэль Санти -Леонардо да Винчи -Даниэль Дефо 9.С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени.? -1917, 1920, 1900 10.Это техническое изобретение 20 века. -паровоз -автомобиль -компьютер Вариант №2 1.Какая эпоха в истории человечества является самой короткой? -история средних веков -история Новейшего времени -история Древнего мира 2.Первые орудия труда первобытного человека были из -камня -металла -дерева 3. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида -Эхнатон -Хеопс -Тутанхамон 4. Холм в Афинах, находились главные храмы города -Акрополь -Агора -Академия 5.Здания для молитвы у мусульман называют -церкви, соборы -буддистские храмы -мусульманские мечети 6. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гутанбергом, назывались -литеры -литавры -лавры 7. Кто открыл Америку? -Фернан Магеллан -Христофор Колумб -Михаил Лазарев 8. Кто автор книги «Робинзон Крузо»? -Роберт Пири -Фернан Магеллан -Руаль Амудсен |
![]() | Рабочая программа Окружающий мир и обж 4 «в» класс умк «Школа Рос... Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»... | ![]() | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» «Окружающий мир» на I ступени обучения; место данного курса и его вклад в решение основных педагогических задач; особенности содержания... |
![]() | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва... | ![]() | Пояснительная записка Данная рабочая программа является компилятивной,... Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г. Данная рабочая программа предполагает использование учебника «Окружающий мир» авторы: О.... |
![]() | Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной... | ![]() | Пояснительная записка Курс «Окружающий мир» Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального... |
![]() | Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс Пояснительная записка Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание. Обществознание... | ![]() | Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс Пояснительная записка Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание. Обществознание... |
![]() | Пояснительная записка к программе по математике Пояснительная записка... Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий | ![]() | Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» Программы: Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2007 г и |