На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды




Скачать 197,42 Kb.
НазваниеНа прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды
Дата публикации30.04.2013
Размер197,42 Kb.
ТипРешение
pochit.ru > География > Решение
«Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот»

(Роберт Рождественский)
Жизнь воды!

( о необходимости экологического воспитания учащихся)

Учитель химии

МБОУ СОШ №10 пос. Гирей

Парфинцова Л.А.
Гулькевичи

2013 год

С 1993 года во многих странах мира по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО 22 марта отмечается Всемирный День Воды. На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года под девизом «Вода – это жизнь».

В краевом комитете по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности ( председатель – Е.В. Громыко) разработан и принят сессией ЗСК в первом чтении проект краевого закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Краснодарского края».

Документ направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по её сохранению. Важнейшими целями законопроекта также являются обеспечение экологической безопасности страны, формирование в обществе высокой экологической культуры. Проект закона создает правовую основу для проведения в крае государственной политики в области экологического образовании и просвещения, формирование условий ее реализации. Экологическое образование рассматривается как значимый элемент общего образования и подготовки кадров в крае и представляет единую систему.

Законопроект предусматривает включение экологических аспектов в образовательные программы по всем предметам учреждений различных типов и видов независимо от профиля и форм собственности в рамках действующих федеральных образовательных стандартов.

На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды.

Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции природонакопительства, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать наши общие природные ценности везде, всегда. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Ещё в 20-м веке не было принято задумываться над взаимоотношением человека и природы. Человек «побеждал» природу, «властвовал» над ней, провозглашаясь её «царем», вынашивал в буйных головах даже идею поворота северных рек.

Отрезвление пришло скоро. И тогда обнаружилось, что проблема возникла не сегодня. Природа – единое целое, где всё взаимосвязано, всё сбалансировано. Тронув одно звено, человек может нарушить равновесие всей системы. Толчок не обязательно должен быть сильным, снежный обвал может вызвать и заяц. Конечно, колоссальная машина природы обладает огромной инерцией, снабжена защитным устройством, но возможности её не безграничны. Из недр планеты ежегодно добывается столько сырья, сколько способен увезти железнодорожный состав длиной в 70 тысяч километров. Цепь вагонов, которая может шестнадцать с половиной раз опоясать земной шар по экватору! С этой точки зрения, не наивны ли разговоры о бережном отношении к природе? А человечество, понятно, не намерено по доброй воле ограничивать себя в чём-либо. И всё-таки у нас есть резерв. Резерв огромный. Ведь пока мы поразительно расточительны: в среднем 98% исходного сырья мы переводим впустую, загрязняя окружающую среду.

В девяностые годы 19 века была построена Транссибирская магистраль – 8,5 тысяч километров пути в совершенно безлюдной местности, куда приходилось завозить буквально всё, кроме леса. На строительстве этой дороги работало от пяти до восьми тысяч человек. Орудуя кирками, лопатами и тачками, они прокладывали за год 500-600км. железнодорожного пути, обращаю внимание – нисколько не загубив природу Сибири.

Для сравнения можно привести строительство во второй половине 20-го века БАМа, где работало около 30 тысяч человек, вооруженные самой современной техникой. Два десятилетия они строили дорогу, которая в пять раз короче. Так и не построили! А ущерб природе нанесен колоссальный! Ведь дорогу строил «могучий» человек, вооруженный мощной техникой, но с уровнем неандертальца в области экологии. Тот, первобытный, по опыту знал, что на месте сорванного плода вырастет новый, на место выпитой воды придет другая. Так оно и было, пока человек оставался всего лишь частью того великого круговорота веществ, который происходит в природе. Но ведь сегодня человек вооружен такой мощной техникой, что ущерб, который он наносит природе, становится очень чувствительным. Природа может не выдержать этого и тогда вместе с ней погибнет и человек.

И это должны помнить все, от рядового тракториста до руководителей министерств. А мы об этом забываем. Забывает ребенок, когда ломает ветку, забывает взрослый, когда глушит рыбу или оставляет в лесу костер. Забывают заводы, шахты, стройки. И никакие запреты, законы, штрафы и наказания нам не помогут, если мы не будем воспитывать в человеке любовь и мудрое отношение ко всему, что растет, дышит, летает, бегает, плещется. Понимание природы, бережное отношение к ней должно стать главной наукой на всем протяжении человеческой жизни, от того момента, когда человек сидит на коленях матери, и до прощального взгляда на все, что после него на земле останется.

Русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков – автор замечательной сказки «Аленький цветочек» - сказал однажды: -Вода – краса всей природы! Старый писатель был прав. Эту красоту мы видим всюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в голубом озере, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в синем море, где режет волны быстроходный катер.

Вода – простейшее химическое соединение водорода с кислородом (Н2О – оксид водорода). Вода главная составная часть гидросферы, т.е. водной оболочки земного шара – океанов и морей, рек и озер. Содержится она и в воздухе… в виде водяного пара. Входит в состав почвы. Вода – непременная составная часть всех живых организмов. И более того, их жизнедеятельность невозможна без воды. В организме человека 65% воды. У рыб же ее более 80%.

Народы древнего Востока – вавилоняне и египтяне, персы и индусы – почитали воду как первоисточник всего существующего. А древнегреческий философ Фалес из Милета утверждал: «Самое замечательное – вода! Только ее можно встретить одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вода – вот первооснова всего сущего. Из воды вещи зарождаются в самом начале и в нее превращаются при окончательном уничтожении, причем первооснова остается неизменной, а меняется только ее состояние».

Вода в природе совершает непрерывный круговорот. Под действием солнечного тепла она испаряется из естественных водоемов. Поскольку водяной пар легче воздуха, он поднимается в верхние слои атмосферы, конденсируется в мельчайшие капельки, образующие облака. Из них-то вода и возвращается на поверхность земли и виде атмосферных осадков – дождя, снега и др.

Вода – самое распространенное вещество на Земле, изначально существовавшее на нашей планете.

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал о воде такие слова: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.» Вода – самое важное вещество в окружающем мире. Она и знакома и незнакома; известна и загадочна… Природная вода! Около 71% поверхности Земли покрыто Мировым океаном. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно разливаются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают водопадами с высоты десятков и сотен метров, неся свои воды в моря и океаны. Взгляните на небо, и вы увидите облака и тучи, которые тянутся на многие километры. И это - тоже природная вода. Антарктида, Гренландия и высочайшие вершины гор покрыты толстыми ледниками, состоящими из замерзшей пресной воды. Земля – самая водная планета Солнечной системы.

Совокупность всех водных запасов Земли объединяется понятием «гидросфера». По последним данным 97,2% гидросферы составляют соленые воды морей и океанов, а также засоленные подземные воды. Остается 2,8% - это пресная вода.

Так много или мало ее на Земле? Очень мало! Человеку с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Из-за ее загрязнения человечеству угрожает кризис. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. Воду надо беречь! В жизни организмов вода выступает как важнейший физиологический фактор. Живых организмов, не содержащих воду, на Земле не найдено. Вода – основная часть клеток, тканей, растительных и животных соков. Все биохимические процессы ассимиляции и диссимиляции, газообмен в организме осуществляются при наличии воды. Потеря организмом 12-20% влаги смертельна.

Молекула воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода, является исключительно устойчивым химическим соединением, которое может существовать в самых разных условиях – в Космосе, на поверхности Земли и в ее мантии.

Физические свойства воды уникальны. В отличие от большинства веществ, плотность которых с понижением температуры увеличивается, вода обладает наибольшей плотностью при 40С (ρ=1000кг/м3), выше и ниже этой температуры плотность меньше. Плотность воды при 00С равна 999,968 кг/м3, тогда как плотность льда при этой температуре, то есть при 00С – 916,8 кг/м3. Благодаря такой особенности воды глубокие водоемы не промерзают до дна; при ее замерзании лед не опускается на дно, и в водоемах сохраняется жизнь.

Вода обладает уникальными тепловыми характеристиками во всех ее агрегатных состояниях. Из всех природных твердых и жидких веществ вода обладает наибольшей теплоемкостью (4,19 Дж/кг*град). Это делает воду, при том ее количестве, которое находится на Земле, планетарным аккумулятором тепла, а учитывая круговорот воды – постоянное движение воды во всех подразделениях биосферы, в том числе океанические течения, бризовые и муссонные ветры, - планетарным переносчиком тепла.

Вода является мощным тепловым стабилизатором, обеспечивая устойчивый климат планеты в течение тысячелетий.

Общее количество воды в гидросфере постоянно, по крайней мере, в течение последнего геологического периода. И тот факт, что пресная вода составляет всего 2,8% от общего количества воды на планете, объясняет ее дефицит.

В настоящее время трудности с обеспечением питьевой водой уже испытывают около 2 миллиардов человек – треть населения земного шара.

В некоторых странах, например в Алжире, вода является предметом экспорта.

Говоря о богатствах нашей Родины, мы чаще всего вспоминаем о нефти, газе или золоте. Но любой источник энергии рано или поздно иссякает, и ему на смену приходит новый, более совершенный. Замену можно найти и любому полезному ископаемому, любому драгоценному металлу. И только вода остается постоянным и незаменимым элементом человеческой жизни.

Российским водным богатством может позавидовать любая европейская страна, не говоря уже о жарких пустынных странах Африки или Ближнего Востока, где вода ценится на вес золота. Природа щедро наградила нас: в России сосредоточено четверть мировых запасов пресной воды! Но это не значит, что такое богатство можно бездумно транжирить. Мы должны бережно расходовать его и сохранять воду рек и озер чистой.

К великому сожалению практически все поверхностные источники водоснабжения России в последние годы подвергаются загрязнению. Особенно неблагоприятная ситуация с обеспечением питьевой водой сложилась в Бурятии, Дагестане, Калмыкии, в Приморском крае, Архангельской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Томской, Ярославской областях.

Среди основных рек России наибольшими экологическими проблемами характеризуются Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей. Они оцениваются как «загрязненные». Их крупные притоки – Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура – оцениваются как «сильно загрязненные». Основными источниками загрязнения являются:

- предприятия черной и цветной металлургии;

- нефтеперерабатывающая промышленность;

- химическая промышленность;

- легкая промышленность;

- бытовые сточные воды.

Реки исправно служат человеку на протяжении многих веков. Они послушно исполняют все наши желания: дают воду для питья, перевозят грузы и людей. А чем платим им мы? В воде оказываются остатки дизельного топлива, которое используют и перевозят речные суда. Промышленные предприятия не всегда добросовестно относятся к очистке сточных вод. Мы вырубаем леса на берегу реки или озера – и берега осыпаются, речка заиливается, или мелеет, уходят зверь, рыба и птица. Россия, богатая водными ресурсами, скоро может лишиться чистых источников питьевой воды.

Не надо думать, что охрана рек и водоемов – дело исключительно взрослых. Чистота речной воды зависит от каждого из нас! Подумайте, прежде чем бросать в воду бутылку или жестяную банку: они не украсят речные просторы и загрязнят воду.

Уходите домой после пикника на берегу реки – заберите с собой мусор; он так же может стать причиной загрязнений, попадающих в воду. Прежде чем мыть на берегу озера машину, вспомните, что бензин, попав в воду, может отравить её. Загрязнение речной воды, особенно в санитарных и природоохранных зонах, карается штрафами, предусмотрены и другие наказания. Но самым худшим из наказаний для всех нас будет грязная, непригодная для питья вода.

Наш Краснодарский край еще называют Кубанью, по имени реки, самой крупной и многоводной на Северном Кавказе , берущей свое начало со снеговых горных склонов Эльбруса. Река делит край на равнинную и горную часть. Горная – это высокие горы, дремучие леса и бурные реки.

Равнинная – необозримые степи, спокойные реки, мелководные плавни и лиманы вдоль Азовского побережья, в камышовых «джунглях» которых гнездятся утки, гуси, бакланы, обитают дикие кабаны, лисицы.

Вряд ли еще есть место на земном шаре, где можно было бы встретить такое разнообразие природных условий, как в нашем крае.

На севере климат умеренно континентальный, на юге субтропический, благоприятный для жизни теплолюбивых растений – пальм, кипарисов, эвкалиптов и цитрусовых культур.

Общая длина только основных рек, таких как Кубань, Белая, Бейсуг, Уруп, Челбас, Ея и т.п. составляет в крае 4750 км с общей площадью бассейна 122900 квадратных километров. Кроме этого лиманы с площадью 970 квадратных километров и водохранилища с площадью 630 квадратных километров. Казалось бы воды достаточно. Можно и рыбу разводить, и водоплавающую птицу, и орошать поля. Всего на территории края более 13 тысяч рек, речушек, родников и других водных объектов. То есть запасы воды на первый взгляд немалые. И все же в последнее время мы все чаще и чаще сталкиваемся с проблемой нехватки пресной воды, к тому же снижается ее качество.

Характеризуя современное состояние этих рек, речушек и родников, можно без преувеличения сказать, что эти реки, по существу, стали позорным памятником нашего неразумного отношения к природе. Некогда полноводные и даже местами судоходные, они превратились в цепочки стоячих водоемов. Распашка земли до самого уреза воды, уничтожение кустарниковой растительности и леса, привело к заиливанию рек и их загрязнению. Эти водоемы практически стали мощными испарителями влаги, что ведет к быстрой минерализации воды и непригодности ее даже для орошения, а тем более для питья.

Бесконтрольная выборка гравийно-песчаной смеси из русла рек привела к нарушению природного ландшафта участков местности, активизации оползней и осыпей, эрозии почвы, гибели растительности, захламлению русла рек строительным и бытовым мусором. По берегам рек выбрасывается мусор, а из каждого жилого массива, расположенного у реки, сбрасываются и канализационные стоки из домов.

Представьте теперь, что та вода, которую мы пьем, вдруг окажется некачественной.

Все жизненные процессы в человеческом организме протекают с участием вода, они связаны с ее постоянным перераспределением и перемещением. Процессы пищеварения, обмена веществ, кроветворения, синтеза тканей совершаются в водных растворах и с участием воды. Она в организме является также и растворителем органических и неорганических веществ. Мы уже обращали внимание, что в организме человека 65% воды, даже в скелете ее 46%. Поэтому без пищи человек может прожить около месяца, но без воды он погибнет через несколько дней. Взрослый человек для поддержания своей жизни должен получать около 2,5 литра воды в сутки.

При нормальных условиях организм здорового человека находится в состоянии водного равновесия, то есть количество потребляемой воды равно выделяемой. Нарушение этого равновесия вызывает в организме тяжелые последствия.

При уменьшении количества воды в организме на 1-2% (0,5-1 литр) против нормы человек испытывает жажду. При снижении на 5%, что составляет 2-2,5 литра, кожа начинает сморщиваться, во рту «пересыхает», сознание затемняется, могут появиться галлюцинации, при потере 14-15,5 литра воды человек умирает.

Организм может безболезненно перенести значительную потерю воды, если будет периодически пить. Так в жаркую погоду и при тяжелой физической работе потеря может составлять до 10 литров воды в сутки, больше всего влаги выделяется через кожу, когда работают 2 миллиона потовых желез. А в пустыне от восхода солнца до заката человек испаряет больше 12 литров воды, то есть по литру в час! Для выживания в жарких условиях водные потери надо постоянно компенсировать.

Внутренние процессы обмена воды в организме – гарантия здоровья. Особо вредны жидкости с содержанием алкоголя (например, в различных сортах пива его содержится до 4-12%). Молекулы спирта (этанола) имеют одно страшное свойство – они разрушают оболочки клеток и убивают их. Особенно уязвимы к действию алкоголя клетки печени и головного мозга.

Принятие дозы спиртного приводит к появлению кладбища мертвых клеток в извилинах мозга. Для их вымывания организм закачивает большое количество воды, и внутричерепное давление повышается. Часто капилляры не выдерживают и разрываются, например, алкоголика всегда можно узнать по красно-синеватому носу. Инсульты, цирроз печени среди любителей выпивки особенно часты.

Академик В.И.Вернадский считал, что «вода и живое вещество – генетически связанные части организованности земной коры», а выдающийся немецкий физиолог Эмиль Дюбуа Раймон писал: «Жизнь – это воодушевленная вода».

Вода, как и все в природе, реагируют на добро и зло, на хорошее и плохое. Опыт, проделанный японскими учеными с тремя стаканами с рисом, залитым водой, дал следующие результаты: рис, которому говорили добрые и ласковые слова, забродил и стал издавать приятный запах; рис, которому говорили злые и грубые слова, почернел; рис, которому не говорили никаких слов, - загнил.

Вода, которой говорили добрые и ласковые слова, замерзла в виде красивых звездчатых кристаллов, а вода, которой говорили злые и грубые слова, замерзла в безобразные бесформенные глыбки. Вода которая находилась в помещении, где звучала классическая музыка Баха, Бетховена, Моцарта, кристаллизовывалась в правильные, звездчатые кристаллы, похожие на снежинки; вода под влиянием тяжелого рока или бездарной попсы кристаллизовывалась в бесформенные и безобразные кристаллы.

Каждый день мы начинаем с воды. Приводим себя в тонус – умываемся и принимаем душ. Завтрак, как правило, начинается с чашечки чая или кофе. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем её настолько обыденным явлением, что слова «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности же она удивительна и хранит ещё много неизведанного.

Вода – подлинное чудо природы: не будет её – погаснет жизнь на земле. Науке еще предстоит и дальше знакомиться с её еще неоткрытыми свойствами и приоткрыть тайны этого вещества, но уже сейчас понятно, что человека надо воспитывать с внутренним убеждением, что должен жить в гармонии с природой. Экологически неграмотный человек в современном мире становится просто опасен. И чем выше занимаемый им пост, тем он более опасен.

Вот почему экологическое образование необходимо каждому. Необходимо воспитать каждого с пониманием, с глубоким убеждением, что весь обширный фундамент жизни, именуемый Природой, не должен давать трещин под ударами узковедомственных интересов, от соблазнов латать хозяйственные прорехи за счет природы, от стремления получать сиюминутные выгоды, бескультурья и равнодушия, наконец. Экологически грамотными должны быть все – от прораба до президента.

При высокой экологической культуре достигается необходимый уровень физического развития, умение сохранить свое здоровье. Экологически грамотный подросток не станет наркоманом сам и удержит от этого губительного шага одноклассника. Ему не нужны лекции и беседы о здоровом образе жизни, не нужна агитация о занятиях спортом, у него все уже будут заложено в подсознании. Экологические знания нужны каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, обеспечение гармонии человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу. Важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого – это мирная жизнь на Земле. Именно поэтому должен и будет стремиться экологически образованный человек.

Теперь эта тема стала «модной», о ней заговорили все, а в нашей школе – МБОУ СОШ№10 пос. Гирей еще в 1974 году был заложен дендрарий, в котором более 200 деревьев и кустарников. Они посажены по определенной схеме. Есть отделы: «Крым», «Кавказ», «Средиземноморье», «Северная Америка», «Европа», «Средняя Азия». В этих отделах прижились и растут наиболее типичные представители флоры этих частей света. Вся территория школы хорошо озеленена. Здесь растут сосны, туи, ели, дубы, липы, березы, вязы, чинары и платаны.

Вопросы экологического воспитания выносятся нами на повестку дня регулярно. Экологическим воспитанием у нас проникнуто преподавание всех предметов и вся внеурочная воспитательная работа. Бережное отношение к учебникам, тетрадям, экономное расходование бумаги. Не только на уроках чтения, природоведения, химии, физики, биологии, но и на уроках русского языка, математики и всех остальных, мы стараемся красной нитью проводить, что человек – это часть природы, при чем разумная ее часть.

При школе на втором этаже под стеклянной крышей есть оранжерея площадью 300 м2. В этой оранжерее растут гигантские агавы, кактусы, пальмы, создана целая коллекция тропических и субтропических культур, а юннаты школы выращивают здесь рассаду цветов для озеленения территории школы и поселка.

Депутат Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва Татьяна Павловна Хлопова посещая нашу школу бывает в оранжерее и обещала содействие в ее ремонте и функционировании.

Наличие в школе оранжереи и зеленой зоны позволяет разнообразить внеурочные мероприятия и проводить их на более высоком уровне, а тот факт, что водозаборы нашего сахарного завода, который является первым на Кубани и Северном Кавказе и в 2013 году готовится отметить свой 100-летний юбилей снабжает поселок водой оживляет проведение и уроков и внеклассных мероприятий по все темам , связанным с подачей , очисткой и потреблением воды. Традиционно в марте месяце проводятся конференции, классные часы, внеклассные мероприятия с показом фильмов о воде, экскурсии .

Важную роль в развитии экологического воспитания имеет внеклассная исследовательская деятельность учащихся, где можно боле глубоко затронуть проблемы окружающей среды. Одной из главных задач экологического воспитания школьников является приобщение их при изучении курса химии к исследовательской деятельности, развитие творческих способностей. Следует заинтересовать обучающихся процессом научного познания, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения применять на практике. Дети могут применять полученные знания и практический опыт как при работе над проектами , так и подготовке к олимпиадам, данные навыки также пригодятся им при обучении в вузах и даже при освоении будущей профессии.

Так учащиеся 8-х классов проводят простейшие исследования воды по определению запаха. Характер и интенсивность запаха воды определяется при комнатной температуре или при нагревании до 600С. Для этого 100 мл исследуемой воды при 200С наливают в колбу емкостью 150-200 мл с широким горлом, накрывают часовым стеклом или притертой крышкой, встряхивают вращательным движением, открывают пробку или сдвигают в сторону часовое стекло и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Затем колбу нагревают до 600С на водной бане и также определяют запах.

^ По характеру запах делят на 2 группы.

  1. Запахи естественного происхождения ( от живущих и отмерших в воде организмов, от влияния почв, берегов и т.д.) Запахи этой группы определяются по классификации.

^ Классификация запахов естественного происхождения

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматный

Болотный

Гнилостный

Древесный

Землистый

Рыбный

Сероводородный

Травянистый

Неопределенный

Огуречный, цветочный

Илистый, тинистый

Фекальный, сточной воды

Мокрой щепы, древесной коры

Прелый, свежевспаханной земли

Рыбный, рыбьего жира

Тухлых яиц

Скошенной травы, сена

Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения


Запах искусственного происхождения (от промышленных отходов, для пищевой воды – от обработки воды реагентами на водопроводных сооружениях и т.п.) Запах этой группы называют соответствующими веществами: хлорфенольный, камфорный, бензиновый, хлорный и т.д. Интенсивность запаха определяют также при температуре 200С и 600С по пятибалльной системе.

Интенсивность запаха воды

Балл

Интенсивность

Качественная характеристика

0

1

2


3

4

5

Никакого

Очень слабый

Слабый


Заметный

Отчетливый

Очень сильный

Отсутствие ощутимого запаха

Запах не поддается обнаружению потребителей, но обнаруженный опытным путем

Запах не привлекающий внимания потребителей, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание
Запах легко обнаруживаемый и могущий дать повод относиться к воде с недоверием
Запах обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья
Запах на столько сильный, что делает воду непригодной для питья


Запах следует определять в помещении, где воздух не имеет постороннего запаха. Один человек не может долго определить запах, т.к. наступает привыкание. Желательно, чтобы запах определяли несколько исследователей.

Очень интересная работа по определению чистоты водоемов с помощью дафний. Дафнии крайне чувствительны к загрязнению воды. Метод позволяет определить токсичность сточных и природных вод. Критерием острой токсичности является гибель 50% и более дафний в анализируемой воде по сравнению с контролем в течение 24, 48 или 96 часов. Исходный материал можно приобрести в специализированных учреждениях и организациях, но мы использовали свою культуру. Дл этого из самого чистого водоема с помощью гидробиологического сачка отлавливали дафний и помещали в стеклянные емкости, которые заполняли под пробку водой из того же водоема. Одновременно нужно отобрать 5-10 л воды для последующей посадки дафний. Отобранную природную воду профильтровать через фильтр и заполнить ею подготовленные стеклянные сосуды емкостью 3-5 л примерно на одну треть объема, куда перенести дафний с помощью стеклянной трубки с внутренним диаметром 0,5-0,7см с оплавленным концом. Начальная плотность посадки – 6-10 особей на 1л воды. Спустя 5-7 суток, в течение которых дафнии привыкают к лабораторным условиям существования и начинают размножаться, в сосуды доливают воду для дальнейшего культивирования. Оптимальная температура 20 +20С, продолжительность светового дня 12-14 часов, (не освещать культуру прямыми солнечными лучами). Для культивирования дафний использовать водопроводную воду, предварительно отстоянную не менее 7 суток и насыщенную кислородом. Раз в 7-10 суток половину объема воды с культурой дафний заменить на свежую.

Кормом для дафний служат хлебопекарные дрожжи. Для приготовления дрожжевого корма взять 1г свежих или 0,3г воздушно-сухих дрожжей, залить 300мл дистиллированной воды. После набухания дрожжи тщательно перемешать, дать отстояться 30 мин. Надосадочную жидкость добавляют в сосуды с дафниями в количестве 3мл на 1л воды. Кормить дафний 1-2 раза в неделю. Пробу природной (сточной) воды отобрать объемом до 1л. До биотестирования возможно хранение её не более 6 часов при температуре 40С. Далее воду профильтровать через фильтровальную бумагу и залить в емкости для биотестирования.

Проведение опыта

Взять 3 сосуда для исследуемой воды и 3 сосуда для контрольной пробы, не содержащей токсичных веществ. Налить в них по 100мл исследуемой воды и по 100мл чистой воды для контроля. Исследуемую воду можно разбавить водой, не содержащих токсичных веществ. Контрольную (разбавляющую) воду отстаивать в течение 7 суток водопроводной воды средней жесткости, проверяя рН (7,2-8,2), температуру (200С). В каждый сосуд поместить по 10 особей дафний. Их перенести стеклянной трубкой диаметром 5-7мм сначала в сачок, а затем в сосуды, погрузив его в воду. Наблюдать за экспериментом через 24, 48 или 96 часов. Дафний во время эксперимента не кормить. По окончании эксперимента провести учет выживших дафний. Выжившими считаются дафнии, если они свободно передвигаются в толще воды или всплывают со дна сосуда не позднее 15 с после легкого покачивания.

Проведение подсчета

На основании полученных результатов в 3-х повторностях рассчитать среднее арифметическое количество выживших дафний в контроле и опыте. Для расчета тест-параметра – процента гибели дафний в опыте по отношению к контролю – использовать формулу: Х= 12) *100%

Х1



где Х1 и Х2 – среднее арифметическое количество выживших дафний в контроле и опыте.

Проба воды оценивается как обладающая острой токсичностью, если за 24 часа биотестирования в ней гибнет 50% и более дафний по сравнению с контролем. Если в течение опыта в контрольной варианте произошла гибель более 10% дафний, то полученные результаты не учитывать, опыт повторить, предварительно проверив пригодность тест – объекта для биотестирования. Используя эту методику определения качества воды, позволило провести анализ сбрасываемой воды сахарным заводом в реку Кубань. Анализ показал, что в воде сбрасываемой заводом гибель дафний составляет 20%.

В настоящее время в образовании все больше внимания уделяется развитию исследовательской деятельности учащихся. Это обеспечивает дополнительную теоретическую подготовку по химии, а также реализует как межпредметные связи между дисциплинами химии, биологии, экологии, так и надпредметные – сочетание данных наук с прикладным творчеством. Эта творческая работа затрагивает вопросы здоровья человека, что является немаловажным в современном мире, в котором происходит ухудшение экологической обстановки.

Похожие:

На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды iconКлючевые дела 2012-2013 уч года
Совет глав государств снг: 2013год-год экологической культуры и охраны окружающей среды
На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды iconКалендарь знаменательных и памятных дат на 2013 год календарь знаменательных дат на 2013 год
Годом экологической культуры и охраны окружающей среды на территории Содружества Независимых Государств
На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды iconВнеклассное мероприятие по теме: «Природа наш дом родной»
Указом президента РФ владимира Путина за номером №1157 от 11 августа 2012 года 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей...
На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды iconКонкурсы, викторины, праздники, благоустройство
Кушнаренковский район по реализации Указа Президента Республики Башкортостан Р. З. Хамитова № уп-515 от 06 декабря 2013 года «Об...
На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды iconПлан основных мероприятий по проведению в 2013 году в гбоу сош с....
Организация и проведение в оу всероссийского открытого урока охраны окружающей среды
На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды iconОб информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды
Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 года и Концепции формирования...
На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды iconПоложение о городских Толстовских научных чтениях школьников 5-7 классов
Указом Президента РФ в. Путина 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды
На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды iconПлан мероприятий, посвященных Году охраны окружающей среды по мбоу...
Тематические классные часы, посвященные Году охраны окружающей среды (форма и тема свободная)
На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды iconЦентральная библиотека п. Чегдомын Инновационно-методический сектор
В россии 2013 год "в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду" объявлен Годом охраны окружающей...
На прошедшей в Ашхабаде 5 декабря 2012 года встрече глав государств СНГ было принято решение объявить 2013 год годом охраны окружающей среды iconПрограмма: Заслушивание докладов учащихся 9,10,11 класса. Время доклада...
Ведущий: Добрый день. На 2012 год выпадает немало исторических дат. Это стало поводом того, чтобы объявить этот год Годом Российской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница