Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока




Скачать 121.92 Kb.
НазваниеУрок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока
Дата публикации09.12.2013
Размер121.92 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок


Хозяйство Западной Сибири.

Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А.А.

Цели урока:

Образовательные: изучить хозяйство Западной Сибири в целом и нефтегазовый комплекс как основу хозяйства района;

развивающие: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности; продолжить формирование умений работать с контурными картами;

воспитательные: способствовать формированию экологического и патриотического воспитания.

Задачи:

- повторить тему « Население и хозяйственное освоение Западной Сибири»;

- определить роль района в развитии производительных сил азиатской части России и значение Западной Сибири в общероссийском территориальном разделении труда;

- познакомить учащихся с крупнейшими российскими нефтяными и газовыми компаниями;

- показать сложность комплексного использования ресурсов района, расположенных в неблагоприятных природных условиях;

- закрепить знания, умения и навыки обработки информации, проведения расчетов на ее основе;

- формирование умения анализировать картографические и статистические материалы;

- способствовать развитию познавательной активности учащихся и интереса к изучению географии.

^ Тип урока: комбинированный.

Технология урока: интегрированное, проблемное, игровое обучение, тестирование.

Оборудование: презентация, физическая карта России; экономическая карта «Западно – Сибирский район»; атласы для 9 класса; контурные карты с заданиями для 9 класса; статистические материалы; учебник; значки минералов; сообщения учащихся, коллекция химических волокон, пластмасс, нефти, угля.

Этапы урока

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний, целеполагание. Цели урока.

  3. Изучение нового материала.

  4. Подведение итогов, рефлексия.

  5. Домашнее задание.

^ ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Проверка готовности класса к работе; включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. Приветствие гостей.
^ II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний, целеполагание. Цели урока.

В поэме поэта А.Твардовского «За далью - даль» говорится: СЛАЙД 1

Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань...
А за Уралом - Зауралье,
А там своя, иная даль.


Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала?
Сегодня на уроке мы продолжим изучать Западную Сибирь.

Нехоженая, дикая, седая,
Медведицею белою Сибирь,
За камнем, за Уралом пропадая,
Звала, звала в неведомую ширь…


СЛАЙД 2 А что вы знаете о Западной Сибири? Закончите предложение «Западная Сибирь – это…». Запишите его на оборотной стороне контура региона. И отложите пока его в сторонку.
^ Задание – игровой момент: Придумайте прилагательные , характеризующие Сибирь по первым буквам слова

СЛАЙД 3 Просмотр клипа о регионе.

СЛАЙД 4 «Всем Сибирь щедра и богата!

Здесь для юности край непочатый.

Впрочем, что убеждать вас стихами

Приезжайте…Увидите сами!»

Казимир Лисовский.


  • Задание для работы с картой: определить по контуру субъект Западной Сибири и показать на карте..


Опрос класса: Вспомним, что мы знаем о Западной Сибири.

  1. Какие субъекты РФ входят в Западносибирский район?

  2. Какое положение занимает Западная Сибирь среди других районов?

  3. Как развит транспорт в Западной Сибири?

  4. Какими ресурсами богат этот район?




Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (^ Нефть)

По трубе течет,
пироги печет. (Газ)

Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрения (Торф)

На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (^ Природный газ)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)



  1. Каковы особенности размещения минеральных ресурсов по территории Западной Сибири? Покажите по карте. (уголь и рудные ископаемые сосредоточены на юго-западе района, нефть – центральная часть Западносибирской равнины, газ – на севере и северо-западе).


СЛАЙД 5^ Игра: Придумайте прилагательные , характеризующие Сибирь по первым буквам слова

Учитель географии подводит к вывод: несмотря на неблагоприятные климатические условия, регион имеет хорошие предпосылки для развития различных отраслей промышленности. Западная Сибирь богата топливными, лесными, рудными и агроклиматическими ресурсами.
Ученики формулируют тему и цели урока. ^ СЛАЙД 6-7

III. Изучение нового материала.


Деревья в снежном одеянье

Вокруг, куда не бросишь взгляд,

Здесь годы, судьбы, расстоянья,

Незримо сквозь века летят.

Здесь добывают газ и нефть

Тайги тут снежное раздолье,

Здесь, среди этого приволья,

Остановившись, время спит.


^ Постановка проблемного вопроса-размышления СЛАЙД 8

«Российское могущество прирастать будет Сибирью». Эти знаменитые слова сказаны М.В. Ломоносовым два с половиной столетия назад. Почему так считал М.В.Ломоносов? Прав ученый или нет, давайте это выясним.

Толчком к современному развитию экономики многих городов Западной Сибири послужила ВОВ.СЛАЙД 9

Почему? /эвакуация предприятий из прифронтовой зоны на восток (почти 250 крупных заводов и фабрик), где они были недоступны врагу, это помогло нашей стране выиграть войну и положило начало активному развитию промышленности данного региона/

^ Просмотр фрагмента фильма «Особо важное задание». СЛАЙД 10

  1. Отрасли специализации района.

  • Как вы думаете, какие факторы определяют специализацию района?

Ответ: специализация экономического района зависит от наличия сырья для развития какой – либо отрасли.

Чем больше гляжу я на снежную ширь,
Тем думаю всё упорнее:
Чёрт возьми, да ведь наша Сибирь
Богаче, чем солнечная Калифорния. (В. Маяковский) СЛАЙД 11

  • О каких богатствах идёт речь? Посмотрите внимательно на физическую карту Западной Сибири. Дайте оценку природных ресурсов Западной Сибири, используя карты атласа.

Ответ: Западная Сибирь имеет крупные месторождения нефти и газа.

СЛАЙД 12 «Нефть – царица полезных ископаемых, а Западная Сибирь – её трон». СЛАЙД 13 Нефтяные месторождения приурочены к Центральным частям Западно-Сибирской равнины. Назовите крупнейшие месторождения нефти и газа.

СЛАЙД 14 Основные месторождения нефти: Самотлорское, Когалым, Западно-Сургутское, Нефтеюганск, Усть-Балыкское, Мамонтовское.

Месторождения газа расположены в северной и северо-западной частях равнины. Наиболее крупными являются Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Губкинское, Заполярное.

На юге Западной Сибири находится Кузнецкий угольный бассейн, где добывается 1/3 часть угля России.

Вывод: Западная Сибирь богата природными ресурсами, особенно топливными.
СЛАЙД 15 Западная Сибирь – это главная топливная база страны. Главное значение в хозяйстве района имеют отрасли ТЭК – нефтяная и газовая промышленности. На территории района выявлено свыше 300 месторождений нефти и газа, число которых ежегодно растет.

^ Работа с атласом: определите долю нефти, газа и угля в общероссийской добыче топлива.

Нефть - 70%; газ – 90%; уголь – 45%

Нефть здесь качественная и высококачественная.

По добычи нефти Россия занимает 2 место в мире (после Саудовской Аравии), а газа – 1 место в мире. Нефть и газ по нефтепроводам поставляются в европейскую часть страны. Добыча нефти к концу 1990 – х годов сократилась из – за истощения месторождения, а новые мельче, расположены дальше, условия добычи на них хуже; следовательно разработка их обходится всё дороже. Да же несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровый климат, отсутствие дорог, большая заболоченность), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа всё равно самая низкая в стране, т.к. общегеологические запасы огромны, залежи расположены в мягких, легко буримых породах.

Перерабатывается и попутный газ, хотя большая часть его всё ещё сгорает в факелах. Добыча газа составляет 500 млрд куб. м в год. На полуострове Ямал осваиваются новые месторождения. Западная Сибирь покрыта сетью магистральных трубопроводов.

^ Задание для учащегося у доски: на карте мелом нарисовать газопроводы и нефтепроводы двумя разными цветами.

СЛАЙД 16 Система газопроводов:

Ямбург – западная граница России/- Елец – Курск – Украина (Ужгород)/;

Ямбург – Елец;

Уренгой – Кузбасс /Сургут – Нижневартовск – Кемерово - на Китай/;

Уренгой – Сургут – Челябинск;

Уренгой – Ухта;

Медвежье – Пермь.

Газопровод «Голубой поток» в Турцию /Ямбург – Краснодарский край – по дну Черного моря - Турция/.

СЛАЙД 17^ Система нефтепроводов:

Нижневартовск – Томск – Ачинск – Ангарск;

Александровское – Анжеро – Судженск;

Омск – Павлодар – Чимкент;

Усть – Балык – Омск;

Усть – Балык – Курган –Уфа - Альметьевск /Татрстан/ – Западная Европа.

Нефте- и газопроводы идут в направлениях на: запад, юг, восток.

СЛАЙД 18 В нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири создаются мощные концерны. Среди них «Лукойл», «ЮКОС» (Нефтеюганск), «Сургутнефтегаз» ( Сургут), «Газпром». Они имеют системы нефтеперерабатывающих заводов в других районах страны, региональные нефтебазы и тысячи бензоколонок.

^ Сообщения учащихся о крупнейших нефтяных и газовых компаниях России «Лукойл», «Газпром».
Сообщения учащихся на тему «Крупнейшие нефтяные и газовые концерны России».

^ СЛАЙД 19 1/ Крупнейшая нефтяная компания России «Лукойл» была создана после Указа Президента РФ от 17 сентября 1992 года, кроме нее были созданы еще две нефтяные корпорации. В их состав вошли 5 тюменских нефтедобывающих предприятий, 5 крупных комплексов по переработке нефти и 18 специализированных организаций по обеспечению нефтепродуктами областей Центрального и Северо- Западного регионов, Поволжья, Урала. «Лукойл» включает в себя три нефтедобывающих центра: Лангепас, Урай, Когалым, по начальным буквам которых она и названа, нефтеперерабатывающие заводы, более 2 тысяч бензозаправочных станций. Общая добыча «Лукойла» превышает 50 млн тонн, а экспорт – 15 млн тонн нефти и 5 млн тонн нефтепродуктов. «Лукойл» разрабатывает проекты добычи нефти на шельфе Каспийского моря ( близ Азербайджана), в Узбекистане, Тунисе, Алжире.

СЛАЙД 20 2/ В газовой промышленности единый монополист – объединение «Газпром», перед которым стоят сложные задачи подъема и освоения новых районов. РАО «Газпром» образовано в 1993 году на основании Указа Президента России. «Газпром» проводит активную стратегию, направленную на сохранение монополии на регулируемых зональных рынках газа. На поддержание эффективности деятельности «Газпрома» оказывают влияние высокий уровень капитализации компании, участвующей в крупных инвестиционных проектах и расширяющей рынки сбыта газа, так и фактор масштаба деятельности, производственной и финансовой сверхконцентрации.Доля «Газпрома» в ВВП России приближается к 10%, доля налоговых поступлений в государственный бюджет превышает 20%. Эффективность «Газпрома» базируется на эксплуатации месторождений – гигантов, запасы которых исчисляются сотнями миллиардов и триллионами кубических метров природного газа.

^ СЛАЙДЫ 21-22 – Продукты нефтепереработки.

ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД 23

1. «Поздороваемся» - встать, соединить руки за спиной – одна сверху, другая снизу.

^ 2. Сидя за партой

1. И.п.: сидя за партой, руки на пояс. 1-4 – одновременные круговые движения плечами назад. Вы полнить 1-2 раза. Темп медленный. Улучшает вентиляцию легких. Голову держать прямо, плечи развернуты, спина прямая, дыхание не задерживать.

2. И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки к плечам; 2 – руки вверх, потянуться, посмотреть на кисти – вдох; 3 – руки к плечам;, 4 – и.п., расслабиться – выдох.
^ На двери висит замок

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.

^ Упражнения для глаз
Делать их надо сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть и посмотреть вдаль на счет 5. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-5 а потом перевести взгляд вдаль на счет 6. Повторить 4-5 раз.

СЛАЙД 24,25 Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс) является одним из самых крупных угольных месторождений мира, расположен на юге Западной Сибири, в основном на территории Кемеровской области, в неглубокой котловине между горными массивами Кузнецкого Алатау, Горной Шории и невысоким Салаирским кряжем. В настоящее время наименование «Кузбасс» является вторым названием Кемеровской области. Однако бассейн имеет невыгодное географическое положение. Он очень удален от основных районов-потребителей угля.

Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижалась; закрывались старые шахты; но запасы хорошего угля здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном страны. Возраст самых древних углей оценивается примерно в 350 миллионов лет.

42—45 % добываемых в Кузбассе углей идёт на коксование. Основная часть Кузнецких углей потребляется в Западной Сибири, на Урале, а также в Европейской части России, в последнее время на 41 % вырос экспорт энергетического страсного угля в основном европейским потребителям.


  1. ^ Проблемы района СЛАЙД 26

Вы много сегодня узнали о Западной Сибири. Какие экологические проблемы возникли в этом районе в связи с хозяйственной деятельностью?

Экологические проблемы:

  1. Уничтожение оленьих пастбищ.

  2. Загрязнение рек нефтью.

  3. Загрязнение воздуха в районе угольной пылью, дымом.

  4. Эрозия почв.

  5. Заболоченность.

А вот как решить эти проблемы – это будет ваше домашнее задание.
Работа с учебником.

Перечислите отрасли специализации Западной Сибири.

  1. Выпишите из учебника отраслевой состав и заполните таблицу. СЛАЙД 27

Отрасль

Продукция

Центры

 Газовая

Сырье, топливо 

 Уренгой, Надым, Ямбург, Салехард, Заполярное

Нефтяная

Сырье

Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Уренгой, Заполярное

Угольная

Топливо, сырье

Кузбасс, Кемерово, Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Киселёвск


Вывод: Западно-Сибирский экономический район выделяется мощной экономикой, характеризуется многоотраслевой промышленностью, развитым сельским хозяйством.
^ IV. Подведение итогов. Рефлексия.

СЛАЙД 28 Ребята, вспомним наш вопрос, которым мы задались в начале урока: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Эти знаменитые слова сказаны М.В. Ломоносовым два с половиной столетия назад. Почему так считал М.В.Ломоносов? Прав ученый или нет, давайте это выясним.
Тест «Готовимся к ГИА». ^ СЛАЙДЫ 29-33

1.Распределите экономические районы по мере удаления их от Тихого океана:

А. Восточная Сибирь Б. Западная Сибирь В. Дальний Восток

2. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют:

А. лесные Б. топливно-энергетические В. рудные

3. Центром добычи газа в Западной Сибири является:

А. Уренгой Б. Новокузнецк В. Новосибирск

4. Хозяйство Западной Сибири в основном использует ресурсы:

А. собственные Б.привозные

5. Выделите причину, которая затрудняет ведение хозяйства в Западной Сибири:

А. высокая сейсмичность территории Б. расчлененность рельефа

В. Труднопроходимые горы Г. Сильная заболоченность территории
Рефлексия:

СЛАЙД 34 А теперь посмотрите на свои записи на контуре района, где вы писали о своих знаниях в начале урока. Что-нибудь новое на уроке сегодня узнали для себя или нет? Закончите фразу.

^ Выставление оценок за работу на уроке.
V. Домашнее задание. СЛАЙД 35 Разобрать §43. Письменно в тетради предложить пути решения экологических проблем Западной Сибири.

^ БЛАГОДАРНОСТЬ. СЛАДЙ 36
Проблема! Существуют проекты создания совместно с зарубежными фирмами ряда крупнейших нефтехимических комплексов на Иртыше (в Тобольске и Увате), на Оби (В Сургуте и Нижневартовске) , а также на тюменском севере (Новом Уренгое). Приведите доводы за и против проекта.

За “+”

Против “-”

- Здесь имеется сырьё

- Возможность использования попутного газа, который пока сжигается.

- Химическая переработка газа повысит его ценность в 10-15 раз.

- Мы сможем экспортировать не дешёвую нефть (сырьё), а более дорогую химическую продукцию.

- Создание крупных комплексов на севере очень дорого.

- Средства на строительство выгоднее использовать на реконструкцию существующих химических комбинатов.

- Концентрация химических производств резко осложнит экологическую ситуацию.




Похожие:

Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока iconУрок географии в 11-м классе "Зарубежная Азия: экономико-географическая характеристика"
Цели урока: сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения
Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока iconУрок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы
Цели урока: Освоение такого метода структурирования большого объема информации, как создание географического образа
Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока iconРазработка урока географии в 9 классе по теме «Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Связь»
Дидактическое сопровождение: компьютер с мультимедийным проектором, документы хрестоматии по Географии России
Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока iconУрока Дата Тема урока и практической работы
Объяснять: предмет изучения курса географии России 9 класса, цели и задачи курса. Определять: значение ведущих терминов по курсу...
Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока iconПлан конспект Обобщающего открытого урока по географии в 7-ом классе...
Цель урока: Расширить знания учащихся о реках: развить интерес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей
Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока iconУрока по географии в 8 классе по теме «Внутренние воды России»
Разработала: Ечина Любовь Николаевна, учитель географии моу «Покровская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской...
Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока iconРазработка урока по географии в 9-м классе по теме " Поволжский экономический...
Обратить особое внимание на охрану природы в условиях высокой концентрации производства
Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока iconРабочая программа по начальному курсу географии 6 класса Учителя географии
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний ( в форме представлений ), которые будут использованы в...
Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока iconУрок по географии и математике в 8 классе Тема: «Природные зоны России»
...
Урок по географии в 9 классе учителя географии Нестеровой А. А. Цели урока iconУрок по географии в 6 классе на тему:«Ветер»
Цели: Сформировать представление об образовании ветра. Ознакомить с видами ветров
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница