ГОУ «Школа здоровья» №1702
Согласовано
на метод. объединении
______________2011 г.
Председатель метод. объединения
______________________
Утверждена приказом руководителя
образовательного учреждения №__________ от______________
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Составлена учителем начальных классов
Анестиади Л.Г.
г. Зеленоград 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений разрабатывалась на основе авторской программы Плешакова А.А. с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса.
^ – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
^
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия россий-
ского общества.
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
^
изучение систематизированных элементарных сведений о природе, истории, хозяйстве России, как части глобального мира, с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
ознакомление с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Изучение форм земной поверхности, полезных ископаемых, водоемов, почв, природных сообществ, сельского хозяйства. Охрана природы родного края;
формирование представления об основных периодах развития человечества, первоначальное знакомство с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями;
знакомство с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. Изучение вопросов о правах человека и правах ребенка;
формирование первоначальных географических представлений о родной стране. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.
^
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 68. в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.
Количество часов в неделю – 2
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит, технология деятельностного метода, обеспечивающая «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребѐнка с окружающим миром.
^ : Плешаков А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2010. Учебник интересен тем, что одновременно на доступном для обучающихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать. Обучающиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней;
Плешаков А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
^
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по 2 часа в неделю. Объём учебного времени составляет 68 часов.
Распределение изучения тем программы:
Земля и человечество (10 ч)
Природа России (11 ч)
Родной край – часть большой страны (12 ч)
Страницы всемирной истории (6 ч)
Страницы истории Отечества (20 ч)
Современная Россия (9 ч)
^
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
^ – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность целостности и многообразия окружающего мира - использование приобретенных знаний и умений для обогащения жизненного опыта и пропаганды знаний об охране природы.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
^ – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
^ – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
^ как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.
При изучении курса «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова для 4 класса достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нрав-ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты,
согласно требованиям ФГОС, должны отражать:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. ^
Реализация системно-деятельностного подхода в образовании младших школьников обеспечивается следующими методическими особенностями: — для всех учебников характерно цикличное повторение и углубление материала стержневых содержательных линий, идей социальной солидарности и уважительного отношения граждан друг к другу с учетом этнокультурного и конфессионального многообразия, задач социальной и экологической ответственности, что обеспечивает становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; — методический аппарат учебника 4 класса — рубрики «Вспомним», «Узнай подробнее», «Обсудим», «Подумаем», «Поиграем», «Проверим себя», «Сделаем вывод», наличие Приложения, символическое наглядное оформление названия темы вверху на левой полосе, условные знаки навигации (самостоятельная работа, работа в паре, в группе, со взрослыми) — способствует формированию основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; — принципиальная установка на последовательное сопоставление содержания курса с проверенными временем образцами, идеалами, нормами, характерными для культуры народов России и мира, составляет фундамент духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающего принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; — предусмотренное УМК курса «Окружающий мир» широкое использование современных методов и технологий организации учебно-воспитательной работы, позволяет осуществлять краткосрочную и долгосрочную проектную деятельность, готовить мультимедийные презентации, проводить заочные экскурсии по родной стране и зарубежным странам и т.п. как в урочное, так и во внеурочное время. Рубрика «За страницами учебника» в конце каждого раздела позволяет системно планировать и последовательно осуществлять внеурочную деятельность, обеспечивающую реальную связь с практикой в современной жизни нашей страны. При обучении по учебникам Плешакова А.А у детей формируется уважительное отношение к семье, своей «малой родине», России, ее истории, природе и культуре, современной жизни. Учащиеся осознают ценности, целостность и многообразие окружающего мира, свое место в нем, правила безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в опасных ситуациях. Учебники содержат материалы естественных и социально-гуманитарных наук, что предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся.
^
№
| Дата
| Тема
| Формирование УУД
|
|
| Введение.
| Мотивация (Л).
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Составление плана и последовательности действий (Р)
Формулирование проблемы. (П)
|
|
| Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.
| Мотивация (Л).
Построение логической цепи рассуждений. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Составление плана и последовательности действий (Р)
|
|
| Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, времена года.
| Самоопределение (Л)
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П)
Оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р)
|
|
| Звёздное небо — великая книга природы.
| Сотрудничество в поиске и сборе информации (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
Анализ с целью выделения признаков. (П)
|
|
| Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.
| Мотивация (Л).
Составление плана и последовательности действий (Р)
Формулирование проблемы. (П)
|
|
| Пояса Земли.
| Анализ с целью выделения признаков. (П)
Принятие решения и его реализация. (К)
Составление плана и последовательности действий (Р)
|
|
| Мир глазами историка.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Когда и где. История — путешествие в глубь времён.
| Мотивация (Л).
Построение логической цепи рассуждений. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Составление плана и последовательности действий (Р)
|
|
| Прошлое и настоящие глазами эколога.
| Сотрудничество в поиске и сборе информации (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
Анализ с целью выделения признаков. (П)
|
|
| Сокровища Земли под охраной человечества.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Обобщающий урок по разделу. Равнины и горы России.
| Мотивация (Л).
Грамотная фиксация своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения. (Р)
Работа в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К)
Выдвижение гипотез и их обоснование. (П)
|
|
| Моря, озёра и реки России.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Зона Арктических пустынь.
| Работа в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К)
Выдвижение гипотез и их обоснование. (П)
Волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии (Р),
|
|
| Тундра.
| Самоопределение (Л)
Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Леса России.
| Самоопределение. (Л)
Мотивация (Л).
Грамотная фиксация своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения. (Р)
|
|
| Лес и человек.
| Сотрудничество в поиске и сборе информации (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
Анализ с целью выделения признаков. (П)
|
|
| Зона степей.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Пустыни.
| Самоопределение. (Л)
Мотивация (Л).
Грамотная фиксация своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения. (Р)
|
|
| У Чёрного моря.
| Самоопределение (Л)
Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Экологическое равновесие.
| Мотивация (Л).
Построение логической цепи рассуждений. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Составление плана и последовательности действий (Р)
|
|
| Тестовая работа.
| Волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии (Р),
Определение степени успешности своей деятельности (Л)
|
|
| Наш край.
| Мотивация (Л).
Грамотная фиксация своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения. (Р)
Работа в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К)
Выдвижение гипотез и их обоснование. (П)
|
|
| Поверхность нашего края.
| Сотрудничество в поиске и сборе информации (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
Анализ с целью выделения признаков. (П)
|
|
| Водоёмы нашего края.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Наши подземные богатства.
| Самоопределение (Л)
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П)
Оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р)
|
|
| Наши подземные богатства.
| Анализ с целью выделения признаков. (П)
Принятие решения и его реализация. (К)
Составление плана и последовательности действий (Р)
|
|
| Земля-кормилица.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Жизнь леса. Лес — природное сообщество.
| Синтез как составление целого из частей. (П)
Самоконтроль способов действий и результата с заданным эталоном. (Р)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
|
|
| Проверочный тест за I полугодие. Нужны ли лесу грибы? Лесная подстилка.
| Волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии (Р),
Определение степени успешности своей деятельности (Л)
|
|
| Жизнь луга. Луг — природное сообщество.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Жизнь пресного водоёма.
| Самоопределение. (Л)
Мотивация (Л).
Грамотная фиксация своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения. (Р)
|
|
| Растениеводство в нашем крае.
| Сотрудничество в поиске и сборе информации (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
Анализ с целью выделения признаков. (П)
|
|
| Незаметные защитники урожая.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Животноводство в нашем крае.
| Самоопределение (Л)
Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Тестовая работа.
| Волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии (Р),
Определение степени успешности своей деятельности (Л)
|
|
| Начало истории человечества.
| Сотрудничество в поиске и сборе информации (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
Анализ с целью выделения признаков. (П)
|
|
| Мир древности: далёкий и близкий.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Средние века: время рыцарей и замков.
| Самоопределение (Л)
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П)
Оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р)
|
|
| Новое время: встреча Европы и Америки.
| Анализ с целью выделения признаков. (П)
Принятие решения и его реализация. (К)
Составление плана и последовательности действий (Р)
|
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня.
| Синтез как составление целого из частей. (П)
Самоконтроль способов действий и результата с заданным эталоном. (Р)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
|
|
| Обобщение по разделу. Жизнь древних славян.
| Мотивация (Л).
Грамотная фиксация своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения. (Р)
Работа в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К)
Выдвижение гипотез и их обоснование. (П)
|
|
| Во времена Древней Руси.
| Самоопределение (Л)
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П)
Оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р)
|
|
| Страна городов.
| Мотивация (Л).
Построение логической цепи рассуждений. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Составление плана и последовательности действий (Р)
|
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси.
| Самоопределение (Л)
Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Трудные времена на Русской земле.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Русь расправляет крылья.
| Анализ с целью выделения признаков. (П)
Принятие решения и его реализация. (К)
Составление плана и последовательности действий (Р)
|
|
| Куликовская битва.
| Самоопределение (Л)
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П)
Оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р)
|
|
| Иван III.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Мастера печатных дел.
| Сотрудничество в поиске и сборе информации (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
Анализ с целью выделения признаков. (П)
|
|
| Патриоты России.
| Синтез как составление целого из частей. (П)
Самоконтроль способов действий и результата с заданным эталоном. (Р)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
|
|
| Пётр Великий.
| Самоопределение (Л)
Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Подведение итогов. Повторение.
| Мотивация (Л).
Грамотная фиксация своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения. (Р)
Работа в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К)
Выдвижение гипотез и их обоснование. (П)
|
|
| Михаил Васильевич Ломоносов.
| Самоопределение (Л)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Устранение причины затруднения. (Р)
|
|
| Екатерина Великая.
| Синтез как составление целого из частей. (П)
Самоконтроль способов действий и результата с заданным эталоном. (Р)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
|
|
| Отечественная война 1812 года.
| Сотрудничество в поиске и сборе информации (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
Анализ с целью выделения признаков. (П)
|
|
| Страницы истории XIX века.
| Самоопределение (Л)
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П)
Оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р)
|
|
| Россия вступает в XX век.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Страницы истории 20-30-х годов.
| Работа в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К)
Выдвижение гипотез и их обоснование. (П)
Волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии (Р),
|
|
| Великая война и Великая Победа.
| Синтез как составление целого из частей. (П)
Самоконтроль способов действий и результата с заданным эталоном. (Р)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
|
|
| Страна, открывшая путь в космос.
| Сотрудничество в поиске и сборе информации (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
Анализ с целью выделения признаков. (П)
|
|
| Обобщающий урок. Проверочный тест за год.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Основной закон России и права человека.
| Самоопределение (Л)
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (П)
Оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения (Р)
|
|
| Дети имеет право на особую заботу и помощь.
| Синтез как составление целого из частей. (П)
Самоконтроль способов действий и результата с заданным эталоном. (Р)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
|
|
| Мы - граждане России.
| Мотивация (Л).
Грамотная фиксация своего затруднения, анализ ситуации, выявление и конструктивное устранение причины затруднения. (Р)
Работа в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. (К)
Выдвижение гипотез и их обоснование. (П)
|
|
| Славные символы России.
| Анализ с целью выделения признаков. (П)
Принятие решения и его реализация. (К)
Составление плана и последовательности действий (Р)
|
|
| Такие разные праздники.
| Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. (П)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
|
|
| Путешествие по России.
| Синтез как составление целого из частей. (П)
Самоконтроль способов действий и результата с заданным эталоном. (Р)
Умение выражать полно и точно свои мысли. (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
|
|
| Урок - экскурсия
| Сотрудничество в поиске и сборе информации (К)
Оценивание усваиваемого содержания. (Л)
| Итого 68 часов.
|
|