И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16»




Скачать 79,65 Kb.
НазваниеИ. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16»
Дата публикации07.12.2013
Размер79,65 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
Особенности урока в системе Л.В.Занкова.

И.В.Наумова

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №16» г.Мытищи,

Московской области
Совсем недавно, а может быть 17 лет – это достаточно большой срок, когда мы впервые обратились к системе Л.В.Занкова. Что сподвигло нас на это? Нас не стала удовлетворять методика проведения урока по традиционной системе. Почему? А может быть слова швейцарского философа А.Ферьера ответят на этот вопрос:

«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремиться понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы искать знания, а они ему даются в готовом виде.

И тогда дети научились тому, чему бы они никогда не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться».

Нам так не хотелось, чтобы наше общество, которое стремительно меняется, приобретало граждан, которые не смогли бы самостоятельно принимать решения, пугались бы всего нового и необычного и не стремились бы к саморазвитию.

Итак, мы понимали, что подход к обучению должен быть другим, уроки должны быть особенными. А занковские уроки – они особенные.

В чем же их особенность?

Все мы знаем, что урок в системе Л.В.Занкова основывается на пяти дидактических принципах:

  1. Обучение на высоком уровне трудности при соблюдении меры трудности.

  2. Ведущая роль теоретических знаний в обучении.

  3. Быстрый темп изучения материала.

  4. Осознание учащимися процесса учения.

  5. Работа над развитием всех учащихся – как сильных, так и слабых.

С чего же начать урок? Конечно же, с эмоционального настроя класса. Учитель улыбнулся, сказал: «Здравствуйте. Какое у вас настроение? Все замечательно, тогда начинаем работу».

Очень важно не растерять этот эмоциональный настрой до конца урока, потому что положительные эмоции способствуют развитию интеллекта.

На уроке учитель создает ситуацию успеха, атмосферу сотрудничества, на заданные вопросы принимает все ответы детей, понимая, что каждый ребенок имеет свое собственное мнение, даже если оно ошибочно, но это мнение ребенка. И поэтому у ребят нет страха ошибиться, они уверены, что рядом умный и добрый взрослый, который поможет дойти до истины, а еще есть одноклассники, которые тоже стремятся познать новое. На уроке всегда присутствует элемент открытия, удивления. Ведь «удивление есть начало всякой мудрости», как говорил Сократ. И какое удовлетворение наступает в душе каждого ребенка, когда вывод сделан, трудность, которая стояла на пути, преодолена.

Да, ребенок способен к открытиям, если правильно спланирован урок, поставлены задачи. Но! Каждый учитель-занковец знает, что урок – это не строгий порядок запланированных этапов. Учитель может перестроить ход урока в зависимости от готовности детей, их хода мыслей, возникших у них вопросов. Сама система предполагает, что учитель, может изменить план урока во благо цели. И не стоит бояться, что не успел сделать, то что запланировал, сделаю это завтра. А сегодня, в результате выдвинутой перед ребятами проблемы, возникли коллизии, то есть столкновения мыслей, учащиеся активны в достижении истины, не стоит их торопить, нужно дать подумать, поразмышлять, провести наблюдения и самим придти к умозаключению. Ведь развитие возможно только тогда, когда сам чего-то достиг, а это и есть продуктивный вид деятельности каждого ребенка.

Например, детям в 1 классе на уроке предложили задачу:

^ Пьеро купил воздушные шарики. 7 шариков он подарил Мальвине. Сколько шариков осталось у Пьеро?

Учитель: Этот текст является задачей?

В классе звучат разные ответы ребят: «Да», «Нет».

Дети, отстаивая свою точку зрения, доказывают, называя составные части задачи. Совместными рассуждениями приходят к выводу, что текст не является задачей, так как не хватает данного.

Учитель: Какого данного не хватает?

Дети: Не знаем сколько шариков купил Пьеро.

Учитель: Ребята, я предлагаю несколько данных – 1, 3, 4, 6. Кто же догадался какое данное подходит?

Дети удивлены, а потом с радостью говорят учителю, что никакое его данное не подходит, ведь числа должны быть больше 7.

Учитель: Ребята, скажите, а любое число до бесконечности подойдет?

И опять возникла проблема. Дети размышляют, а потом и говорят: «С математической точки зрения – Да, а вот с жизненной позиции – Нет, ведь Пьеро нужно удержать все эти шарики».

На этом примере видно, что обучение в системе Л.В.Занкова ведется в зоне ближайшего развития (ЗБР). Это тот уровень трудности задачи, которую ребенок может решить при помощи взрослого. И то, что сегодня было зоной ближайшего развития, завтра будет зоной актуального развития (ЗАР) ребенка, то есть тот уровень, который ребенок может преодолеть самостоятельно, и создается новая зона ближайшего развития. И таким образом, говоря словами Л.С.Выготского, «один шаг в обучении» означает «100 шагов в развитии».

На уроке необходимо всегда ставить перед учениками трудные задачи, но поднять планку нужно до той высоты, до которой могут дотянуться дети. Иначе будет не развитие, а торможение в развитии.

Возвращаясь к приведенной выше задаче, учитель предлагает детям усложнить ее, добавив данные. Ребята с удовольствием включаются в работу. В итоге получаются разные варианты, например, такие:

^ У Пьеро было 8 шариков, потом он купил еще 2 шарика. 7 шариков подарил Мальвине. Сколько шариков осталось у Пьеро?

У Пьеро было 14 шариков. 7 шариков подарил Мальвине и 3 шарика Буратино. Сколько шариков осталось у Пьеро?

Далее учитель предлагает детям решить любую из получившихся на уроке задач. Таким образом, предоставляя ребенку право выбора того уровня, до которого он может дотянуться.

Раньше мы считали, если ребенок знает, запомнил, значит – осознал. Нет, слишком поверхностно. Нашему ученику всегда следует задавать вопросы себе: Каков я? Что я знал до сих пор? Что я узнал нового? Я поднялся еще на одну ступеньку в знаниях? Потому что ребенок приходит учиться. А что значит учиться? Это значит учить самого себя.

Это цель урока. Таким образом, реализуется принцип осознанности обучения.

Какова еще особенность занковского урока?

А в том, что правила не даются в готовом виде. Путем наблюдения, анализа, синтеза, обобщения материала, предложенного учителем, ребенок делает вывод и самостоятельно формулирует правило. С каким удовольствием ребята сверяют то, что вывели сами с тем правилом, которое есть в учебнике. Даже подмечают и то, что некоторые правила вывели более полные, чем предлагает учебник.

Однажды на уроке русского языка вывели правило, сравнили его с правилом, данным в учебнике. И вдруг одна девочка воскликнула: «Что же мы умнее авторов?!»

А это опять положительные эмоции, которые вызывают у ребят интерес к новым открытиям.

И еще одна особенность занковского урока состоит в том, что каждый урок – это и есть открытие чего-то нового и интересного. Потому что один из принципов системы – быстрый темп прохождения материала. «Но надо различать, - как говорил Л.В.Занков, - быстрый темп изучения материала и изучение материала быстрым темпом». Это необходимо понимать и поспешать, но потихоньку, давая детям время на размышления, на раздумье, на наблюдения.

Итак, дидактическим стержнем наших уроков является деятельность самих учеников. А это значит, что ребенок не просто решает, выполняет задания, а наблюдает, сравнивает, классифицирует, группирует, делает выводы, выясняет закономерности.

Такая деятельность захватывает ребят, напрягаются ум, воля, развивается стремление довести дело до конца. Всегда дается пища для ума. Не просто реши задачу, вставь пропущенную букву, применив правила, а поразмысли, подумай, как выполнить это задание.

Недавно у нас в школе прошел педсовет на тему «Каким мы видим современный урок». На этот вопрос отвечали учителя. А ученикам тоже задали вопрос «Что для них лично значит урок?». Было очень интересно узнать мнения ребят. Есть дети, которые написали вот так:

Астафьева Лена, 4 класс

Урок – это полезное, увлекательное путешествие в мир знаний. На каждом уроке я узнаю что-то новое. То есть получается, что каждое путешествие в какое-то новое и загадочное место. У каждого в этом походе в мир знаний есть свое препятствие, которое он может преодолеть сам. У всех появляются на пути трудности, но потом, если человек очень захочет преодолеть препятствие и постарается, вскоре это препятствие станет легкой дорогой в другие приключения.

Киселева Соня, 4 класс

Для меня урок – это источник знаний, которые я познаю за 45 минут. И так каждый урок. Урок для меня – это веселье каждый раз узнавать что-то новенькое. К примеру, скажет учительница выучить предложение на уроке, а потом записать по памяти. Это так прикольно!! Или на уроке чтения написать рассказ (маленький). И на всех уроках есть самостоятельные работы, и мне это нравится.

Лавренов Коля, 4 класс

Урок для меня – это 45 минут, в которые я узнаю что-то новое. На одних уроках я узнаю как рисовать, делать поделки. На других уроках узнаю разные правила. Но в целом я узнаю не только знания. Но и до чего-то сам догадываюсь.

Кашкин Сева, 4 класс

Для меня урок – это значит учить что-то, размышлять над чем-то. Но однако это меня так достает. А как без этого? Надо – и что ж поделать.

Сипкин Миша, 4 класс

Урок для меня значит учиться. Ведь на русском языке, математике, истории и на многих других предметах мы познаем что-то новое. На уроках мы думаем, решаем, читаем и иногда даже что-то исследуем. И все это развивает ум. И урок для меня значит учиться.

Трубников Максим, 4 класс

Для меня урок – это учеба, где мы узнаем новый материал, повторяем его. Урок – это труд, это знания. На уроках мы развиваем свою руку, когда пишем, мы развиваем свою речь, развиваем логику, мышление; когда рисуем, развиваем свою фантазию.

Только вслушайтесь в эти слова детей. Для наших учеников урок – «это подлинная, полная, неподдельная жизнь, которая и здесь должна играть своими чудесными красками» (Л.В.Занков).

В начале выступления было сказано, что занковские уроки особенные. Подводя итог, можно сказать, что особенности этих уроков таковы:

  • Особый микроклимат.

  • Создание ситуации успеха.

  • Гибкость урока.

  • Обучение в ЗБР.

  • Постановка проблемы.

  • Продуктивная деятельность ребенка.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

И в заключении я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве».

Что же мы ждем от наших учеников на выходе из школы. Вовка как раз это показал. Мы хотим видеть выпускников, которые могут ставить перед собой цели, наметить пути реализации поставленных задач для достижения своих целей, уметь рационально скорректировать себя, быть коммуникативными, креативными, т.е. творческих личностей, способными к саморазвитию.

Оборудование
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд №1

Тема выступления.

Слайд №2

Принципы системы Л.В.Занкова

Слайд №3

Схема ЗАР, ЗБР

Слайд №4

Задача

Слайд №5

Особенности занковского урока, которые мы выделяем:

  • Микроклимат

  • Ситуация успеха

  • Деятельность ребенка

  • Обучение в ЗБР

  • Гибкость урока

  • Постановка проблемы

  • Развитие творческих способностей ребенка


Мультфильм «Вовка в Тридевятом государстве»




Похожие:

И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» iconПрограмма составлена на основе следующих документов: Закон «Об образовании»
Филипенко Т. А. – директор школы, Улискова Е. М. зам директора по увр; Грудинина Н. М. зам директора по вр; Попова Г. М. учитель...
И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» iconАналитическая записка о результатах педагогической деятельности
Я, Чернышева Марина Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории мбоу-сош №24 Кировского района г. Екатеринбурга....
И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» iconФилатова Ирина Николаевна Учитель начальных классов Филатова И. Н....
Сведения об авторе: Филатова Ирина Николаевна, учитель начальных классов I квалификационной категории мбоу оош имени Героя Советского...
И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» iconПрограмма основного общего образования по информатике и информационным...
О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11», руководитель городского мо
И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» iconИсследовательская работа 2012» «конструктор lego»
Научный Шербустанова Елена Николаевна,учитель начальных классов моу «Гимназия №1»
И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» iconАнализ работы начальной школы за 2011-2012 учебный год
В истекшем учебном году в мбоу сош №85 в начальных классах обучалось 214 учащихся и функционировало 8 классов-комплектов. Образовательную...
И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» icon-
Научный Мурадова Ирина Батыровна, учитель начальных классов мбоу сош №10
И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» icon-
Научный Олейникова Наталья Ивановна, учитель начальных классов мбоу сош №10
И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» iconВера в силу доброты пономаренко Наталья Викторовна, мбоу сш №16, учитель начальных классов.
Учитель сознает свою важнейшую задачу – реализовать в жизни ученика заложенное в ней высшее, доброе начало
И. В. Наумова учитель начальных классов мбоу «Гимназия №16» iconПрограмма кружка «Я исследователь»
Автор: Султанова С. В. учитель начальных классов мбоу кактолгинской сош, высшая квалификационная категория
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница