Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.»




Скачать 92,48 Kb.
НазваниеУрока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.»
Дата публикации07.12.2013
Размер92,48 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Методическая разработка урока биологии
Автор: Стройкина С. Н., учитель биологии и географии

Место работы: МБОУ «Соковская сош»

Предмет: биология, обобщение знаний.

Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.»

Продолжительность: урок (45минут).

Класс: 7 (УМК Захаров В. Б., Сонин Н. И).

Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации.

Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о бактериях, грибах, лишайниках

Задачи:

  1. образовательная: обобщить знания учащихся по основным признакам бактерий, грибов, лишайников, их значение в природе и жизни человека; выявить отличительные особенности, систематизировать знания, полученные при изучении темы;

  2. развивающая: развивать познавательные способности и интересы, интеллект /логическое мышление, речь/, эмоциональную сферу у учащихся; развитие умений сравнивать, работать с терминами;

  3. воспитательная: экологическое воспитание учащихся – привить бережное отношение к природе, к ее компонентам; патриотическое воспитание – раскрыть получение пенициллина из гриба пеницилла и применение его во время Великой Отечественной войны; знакомить детей с наиболее распространенными видами съедобных и ядовитых грибов, полезных и болезнетворных бактерий, особенностями их размножения; развивать умение сравнивать, строить заключения; воспитывать потребность придерживаться правил личной гигиены.

Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний.

Вид урока: урок – путешествие.

Средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран, рисунки грибов, корзинки, фасоль , карточки с названием грибов, рисунок «Строение гриба», тестовые задания.

^ Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся

  1. Введение в тему.

Учитель:

Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие, а куда – скоро узнаете.

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней. ( Осень. И. Мазнин)

- О каком времени года идет речь? (об осени)

Вспомните, как И. Бунин описывает осенний лес, с чем его сравнивает?

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (слайд 2)


  1. Игра-путешествие

Учитель:

Дождь грибной прошёл с утра,
собираться в лес пора.
Взяв плетеные корзинки,
В лес идем мы по тропинке –
Там осинки и дубы,
Там орехи и грибы. (слайд 3)

- «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты», - сказал однажды Д. Хевелси. Итак, мы с вами отправляемся в увлекательный поход в тот мир, который находится рядом с нами, то есть в удивительный мир леса за знаниями и нам не помешает ни дождь, ни ветер.

«В лесу есть все, что нужно для человека», - писал Сетон-Томпсон. Для нормального питания человеку нужны углеводы (в том числе крахмал и сахар), жиры и белки. Крахмал и жиры мы найдем в растениях, но вот белков мало в цветковых растениях. Даже в пшеничном хлебе всего только 8% белков. А где нам взять белки? Мы пойдем в лес за грибами. В сухом веществе грибов 40% белка. В грибах есть жиры и сахар. Вместо обычного в растениях крахмала, в грибах содержится гликоген - «животный крахмал». В этом году в лесу много грибов. Давайте вспомним правила их сбора .

(слайд 4-5)

Учитель. Молодцы. А теперь накинем рюкзаки и отправимся в путь.

А чтобы нам не было скучно, давайте вспомним: какие царства живой природы мы уже изучили? (Прокариоты (Бактерии), Грибы)

Почему Грибы и Бактерии нельзя объединить в одно царство? (Бактерии – прокариоты. Грибы – эукариоты, разное строение…)

Проблемное задание

Учитель: Я взяла с собой некое растение, которое является зеленым удобрение, т.к. на его корнях находятся мельчайшие организмы, благодаря которым улучшается развитие растений и повышается плодородие почвы.

Что это за растение? Как называются эти мельчайшие организмы?

^ Ответы уч-ся: горох, (фасоль, бобы), клубеньковые бактерии.

Учитель: А сейчас у нас первый привал. Можно ли набрать воду для питья в речке? Почему? (Там много вредных микроорганизмов)

Давайте вспомним строение бактериальной клетки (слайд 6)..

Бактериальные клетки могут быть разной формы . Установите соответствие между формой клетки и рисунком. Результаты запишите в тетрадях. (слайды 7-8) (Учащиеся работают самостоятельно)

(Учитель напоминает о правильной посадке, о расстоянии от тетради до глаз.)

Учитель: Мы взяли с собой молоко, а оно скисло. Почему? (Из-за молочнокислых бактерий)

Полезны ли для организма продукты, полученные при помощи этой бактерии? (Кефир, ряженка, творог, сыр очень полезны для здоровья)

-Молодцы! Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.

^ Веселая физминутка!

(слайд 10)

"Ёжик” 

Ходил ёжик по полянке 
(Ходьба на месте) 
Он искал грибы опятки. 
(Повороты головы вправо и влево) 
Глазки щурил и моргал, 
(Сильно прищуриться и широко открыть глаза) 

Но грибов не увидал. 
(Развести руки в стороны) 
Вверх смотрел он, 
(Поднять голову, посмотреть вверх) 

Вниз глядел, 
(Опустить голову, посмотреть вниз) 

Сам тихонечко пыхтел. 
(Произнести "пых”, "пых”, "пых”) 
Смотрел влево, 
(Голова неподвижна, посмотреть влево) 
Смотрел вправо, 
(Голова неподвижна, посмотреть вправо)
 
Вдруг увидел гриб на славу! 
(Плотно закрыть и широко открыть глаза) 
Оглянулся он ещё 
(Руки спрятать за спину) 

Через левое плечо, 
(Повернуть голову влево, посмотреть назад) 
Через правое ещё. 
(Повернуть голову вправо, посмотреть назад) 
Ёж затопал по тропинке 
(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги) 

И грибок унёс на спинке.

Учитель: Вот и подошли мы к царству грибов. Какие отделы здесь можно выделить? (слайд 11)

Царство Грибов насчитывает не менее 100тыс. видов.

^ Игра «Собери корзинку».(слайд 12) На доске 3 корзинки с названиями классов «Аскомицеты», «Зигомицеты», «Базидиомицеты». Учащиеся берут листочки с названиями грибов, подходят к доске и складывают их в нужные корзинки, обосновывая свой выбор.

(слайд13)

-Взяли мы с собой в дорогу

Хлеба, булочек немного.

Чтоб они были пышней

В тесто добавили …. (дрожжей)

^ Дрожжи относятся к классу:

А) Хитридиомицетов

Б) Зигомицетов

В) Аскомицетов

Г) Базидиомицетов

Д) Дейтеромицетов (Аскомицетов)

Учитель: Завелась на хлебе плесень

И теперь его нельзя есть,

И с недавних знаем пор

Плесень – это гриб … мукор
Учитель демонстрирует рисунок. Учащиеся должны определить, правильно ли подписаны грибы, в чем различие мукора и пеницилла.

(Подписаны неверно)

-Где используется пеницилл? (в производстве антибиотиков)(слайд 14)

^ Немного истории. Здесь, если позволяет время, можно вспомнить о А. Г. Полотебнове (1839—1907), о его исключительно важных исследованиях, относящихся еще к концу 60-х годов XIX века, об антибиотической активности зеленой плесени. А. Г. Полотебнов применял зеленую плесень — пенициллиум для лечения плохо заживающих язв. В этом направлении в те же годы работал и проф. В. А. Манаосеин. Таким образом, идея об антибиотиках и зеленой плесени принадлежит нашим отечественным ученым А. Г. Полотебнову и В. А. Манаосеину. О своих опытах с зеленой плесенью Полотебнов рассказал в "Медицинском вестнике". В 1873 г . в Петербурге вышла его книга под названием "О патологическом значении зеленой плесени".

^ Первый антибиотик – пенициллин – был открыт в 1928 г. английским ученым Александром Флемингом. В Советском Союзе впервые пенициллин (бензилпенициллин) был синтезирован ученым-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой в 1942 г. Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки – в годы Великой Отечественной войны. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.

-А теперь перед нами поляна шляпочных грибов. На какие группы по строению шляпки они делятся? (слайд 15)

(сл.16) На доске вывешивается рисунок «Строение шляпочного гриба». Учащиеся по очереди выходят и вписывают в клеточки соответствующие названия.

В это же время 1 учащийся выполняет интерактивный тест (Подготовлен при помощи программы для создания тестов) (Приложение)

Проверка заданий.

Учитель: Два организма взаимно полезны, (слайд 17)
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть … (симбиоз)

- Какую пользу друг от друга получают гриб и дерево?

Учитель : Грибы не только пользу могут приносить, но и вред. Какие грибы вызывают заболевания растений? (слайд18)

-А теперь мы будем в корзину собирать только съедобные грибы. (слайд 19)

(Двое уч-ся выходят к компьютеру и при помощи мыши «собирают» грибы.)

-Почему нельзя собирать и уничтожать ядовитые грибы?

Грибы могут вызывать отравления у человека, но они полезны для животных.

(слайд 20)- Профилактика отравления грибами.

Учитель:

Чтоб здоровье было в порядке,

Сидя сделаем зарядку:

Наши пальцы хорошо разомнем,

Тест в тетрадях решать мы начнем. (слайд 21)

После выполнения – взаимопроверка в парах (ответ высвечивается по щелчку на слайде)

Учитель: Много еще интересного встретить в лесу.

^ Минутка релаксации (слайд 22-26. Смена слайдов происходит автоматически)

(слайды 27-28)

-Удивительное дело –
как дружны зелёный с белым!
Друг за друга отвечают

и друг друга выручают.
Кто такие «белый» и «зеленый»?

Как и чем они друг друга выручают? (лишайник: нити гриба и водоросль)

Какие жизненные формы лишайников вам известны? (слайд 29)

Как человек использует лишайники?

Почему лишайники называют «индикаторами чистоты»?
^ Этап закрепления

Ответить на вопросы:

- Как называется сожительство грибов с корнями деревьев ? (Симбиоз)

- Чем питаются грибы ? (Готовыми органическими веществами )

- Как питаются шляпочные грибы? (Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев)

- Какое микроскопическое строение имеет грибница шляпочных грибов? (Состоит из двуядерных клеток, которые не содержат пластид)

- Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)

- Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)

- Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки)

- Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)

- Кого можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения)

- Ядерные организмы (Эукариоты)

- Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов? (Сапрофиты)

-“Точка, точка, запятая…” Назовите формы бактерий (Кокки и вибрионы)

- Палочковидная форма бактерий. (Бациллы)

- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (Паразиты)

- Группа организмов, не имеющая ядра (Прокариоты)

- Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро)
Этап рефлексии. (слайд 30)
Учитель: Вот и прошли мы все лесные тропинки. С полной корзиной знаний возвращаемся мы из нашего путешествия.

Учащиеся в ходе рефлексии дополняют предложения:

1.На уроке я работал …. 2.Своей работой на уроке я…….

3.Урок для меня показался………. 4.За урок я………

5.Мое настроение……….

Если вам понравился урок, положите в корзинку

белый гриб, если нет, то – мухомор.

Этап подведения итогов, выставление оценок

Домашнее задание - тест
Спасибо всем за урок!


Похожие:

Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» iconРабочая программа по биологии 6 класс
«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко
Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» icon1. Раздел «Растения, грибы, бактерии, лишайники»
Ответ: Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она двулетнее растение
Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» icon1. Раздел «Растения, грибы, бактерии, лишайники»
Ответ: Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она двулетнее растение
Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» iconТематическое планирование для 6 класс
«Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники. 6 класс» М. Владос, 2002, 2008
Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» iconУрок по теме «Вода» Предлагаю обобщающий урок по теме «Во­да»
Предлагаю обобщающий урок по теме «Во­да», на котором учащиеся работают в группах и индивидуально, используя кар­точки с групповыми...
Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» iconРастения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 кл
Независимость от природы иллюзия. Действие и противодействие. Виды загрязнения. Вымирающие виды. Снижение риска болезней и смерти....
Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» iconУрока: систематизировать материал по теме
Тип урока: повторительно-обобщающий урок (может быть использован в 9, 11 классах)
Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» iconКонспект урока по природоведению в 5 классе по теме: Грибы тема урока: Шляпочные грибы
В. М. Пакулова, Н. В. Иванова Природоведение. Природа. Неживая и живая. Москва. Дрофа. 2007
Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» iconУрока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
Мбоу «Соболевская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района, Оренбургской области
Урока: Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» iconПлан урока тема урока: Квадратные уравнения (обобщающий урок)
Цель урока: Обобщить знания учащихся по данной теме, сформировать алгоритм учебного действия с изученными понятиями, обратить внимание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница