Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа




Скачать 99.67 Kb.
НазваниеГоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа
Дата публикации05.12.2013
Размер99.67 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
Коровин С.В.

г. Омск

ГОУ СПО «Омский государственный

промышленно-экономический колледж»
Стратегия развития колледжа
«Цель – это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку»

К.Маккей
«Начинайте с нацеливания своих идей и замыслов как можно дальше вперед»

Майкл Фрай, компания «ротафлекс»
Иммануил Кант писал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Если рассматривать воспитание как составляющую педагогической деятельности, то проблемы управления в профессиональной школе представляются еще более трудными, а значит и интересными.

Как следует из теории управления организацией, важнейшим элементом, обеспечивающим ее эффективную деятельность, является стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление. При централизованном планировании деятельности учебного заведения необходимость самостоятельного стратегического планирования просто отсутствовала. Изменение условий и правил функционирования ОУ вывело освоение стратегического планирования в ряд первостепенных задач. Стратегический менеджмент, доказавший в последние десятилетия свою эффективность в бизнесе, представляет собой систему управления, жестко адаптированную к основным характеристикам современного рынка и условиям его функционирования. Отличительными особенностями состояния современного рынка (внешней среды) являются, с одной стороны, значительный рост количества деятельных бизнес единиц (дисперсия деятельной сферы общества) и, с другой — существенное уменьшение «времени жизни» их ассоциирующих валентных связей (скорость изменений внешней среды). Стратегическое планирование — это непросто умение масштабно мечтать, соотнося свои желания со шкалой времени. Стратегическое планирование — это расчет результатов, получаемых при выполнении последовательности мероприятий, осуществляемых на основе имеющихся ресурсов в прогнозируемой внешней среде функционирования. В таком понимании стратегическое планирование представляет собой построение и анализ возможных путей действия организации, приводящих к тем или иным результатам в долгосрочной перспективе. «Стратегический менеджмент — это взаимосвязанный комплекс планирования стратегии организации и внедрения выработанных планов в жизнь» Одной из главных функций стратегического управления является гибкое регулирование и своевременное изменение структуры организации. Неотъемлемыми элементами общей теории стратегического управления является разработка миссии, политики и стратегического плана развития организации. Эти понятия присущи и образовательному менеджменту.

Планирование стратегии колледжа и построение планов ее реализации имеют свои технологические этапы. В нем присутствуют три стадии: аналитическая фаза, фаза выработки стратегии и фаза реализации.

Исходным материалом для стратегического планирования является результат аналитической фазы. Исходя из анализа состояния внешней среды, конкурентной ситуации, особенностей колледжа, был составлен SWOT-анализ образовательного учреждения (определение сильных и слабых сторон колледжа, возможностей перспективной деятельности и угроз на пути их реализации). В SWOT-анализе в концентрированном виде представляется состояние внутренней среды колледжа и внешней среды его функционирования. В представленный ниже SWOT-анализ колледжа внесены характеристики, являющиеся общими в SWOT-анализах, проведенных рабочими группами. SWOT-анализ представляет собой основной аналитический материал для разработки миссии колледжа, отражающий его сильные стороны и перспективные возможности его деятельности.


S (сильные стороны)


  1. Практикоориентированность образования в колледже

  2. Высокий уровень кадрового потенциала колледжа

  3. Подготовка специалистов для промышленного сектора экономики

  4. Достаточно высокий уровень учебно-методического и информационного обеспечения образовательной деятельности

  5. Достаточно высокая востребованность выпускников колледжа субъектами регионального сообщества

  6. Система связей колледжа с субъектами регионального сообщества

  7. Достаточно высокий уровень материально-технической базы по отдельным направлениям подготовки специалистов




W (слабые стороны)


  1. Недостаточный уровень материально-технической базы для обеспечения современных требований к подготовке специалистов

  2. Перегруженность аудиторного фонда

  3. Низкая заработная плата, отсутствие системы стимулирования деятельности по результатам

  4. Недостаточность объемов стажировок для практического освоения новых технологий в научных исследованиях и образовательной деятельности

  5. Неразвитость диверсификации образовательной деятельности в соответствии с потребностями регионального рынка труда

  6. Недостаточное информационное обеспечение самостоятельной работы студентов

  7. Малоэффективное сотрудничество с субъектами регионального сообщества




O (возможности)


  1. Удовлетворение региональных потребителей образовательных услуг (открытие новых специальностей и специализаций, целевая подготовка кадров, дистанционное обучение)

  2. Обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов субъектов регионального сообщества

  3. Диверсификация образовательной деятельности в соответствии с потребностями регионального рынка труда

  4. Возможности использования новейших информационных технологий в образовательных, научных, технических и социально-экономических процессах

  5. Повышение эффективности взаимодействия колледжа с субъектами регионального сообщества

  6. Высокий уровень кадрового потенциала для обеспечения образовательной деятельности

  7. Оптимизация структуры управления колледжем




T (угрозы)


  1. Неопределенность государственной политики в сфере образования

  2. Обострение демографической ситуации в регионе и сокращение «сырьевой базы» (абитуриентов) колледжа

  3. Низкие темпы роста в регионе потребностей в специалистах со средним профессиональным образованием

  4. Низкий уровень материального состояния специалистов со средним профессиональным образованием в регионе

  5. Отставание материально-технической базы образовательной деятельности от современных требований

  6. Невысокая эффективность механизма материального стимулирования кадрового потенциала





Далее следует разработка миссии. Миссия колледжа определяет для собственного коллектива и для общества направление вектора действий колледжа. Поэтому одним из важнейших критериев выбора сценария действий является определение достаточно долговременных целей как перспективного состояния организации, удовлетворяющего и корпоративным интересам, и интересам общества. Другой, не менее важный критерий — объективная оценка исходных условий как совокупного потенциала организации. Естественно, что эти критерии связаны между собой. Их разрыв ведет либо к идеалистической перспективе будущего (необъективная оценка собственного исходного потенциала), либо к бессистемному, «броуновскому» функционированию под влиянием внешней среды (отсутствие перспективного видения состояния собственной организации и ее места в обществе). Миссия организации представляет собой емко сформулированные долговременные программные цели, принимаемые внутренней средой (членами организации) и воспринимаемые внешней средой (обществом), это изложение видения перспективного состояния организации, исходя из объективной оценки имеющегося потенциала и тенденций развития внешней среды. Применительно к колледжу миссия — это ясно сформулированное, побуждающее к действию, емкое изложение перспективного видения образа колледжа, принципов и способов продвижения к этому идеалу. Естественно, что разработка миссии (именно разработка!) представляет собой технологический процесс, призванный в полной мере обеспечить выполнение изложенных выше требований. Пока еще единичные российские колледжи имеют миссии, сформулированные по технологиям теории менеджмента (это обстоятельство можно также рассматривать как индикатор уровня освоения российской профессиональной школой современного менеджмента). В процессе разработки миссии и политики колледжа были реализованы следующие этапы:

1. Создание группы разработчиков миссии, политики и стратегии колледжа. Чтобы обеспечить выполнение сформулированных требований к миссии, в состав группы разработчиков были введены специалисты из различных функциональных подразделений (профессиональная репрезентативность) и различных иерархических ступеней системы управления (административная репрезентативность). Общее количество членов группы разработчиков миссии, политики и стратегии колледжа составило 20 человек. Такое количество оказалось оптимальным для организации работы по технологиям мозгового штурма.

2. «Информационное насыщение» разработчиков миссии и политики колледжа. Так как миссия не является перспективным планом, информационным материалом служит анализ качественных закономерностей и тенденций, имеющих место в деятельности колледжа. Для обеспечения «информационного насыщения» по технологиям мозгового штурма разработчикам были предложены материалы SWOT-анализа, и примеры формулировок миссий других образовательных учреждений

3. Разработка базового варианта миссии и политики колледжа. После «информационного насыщения» разработчиков, которое проводилось с высокой интенсивностью, членами группы на основе консенсуса был создан концептуальный план миссии и политики, а затем и базовый вариант этих документов колледжа, который в трех малых рабочих группах подвергся редактированию.

4. Процедура принятия миссии и политики колледжа. Разработанные варианты миссии колледжа опубликованы в ежемесячном сборнике для обсуждения и внесения замечаний и дополнений. Окончательная версия миссии и политики как официального документа была принята на педагогическом совете.

5. Распространение миссии и политики. Мы далеки от наивного убеждения, что принятие миссии и политики колледжа станет той волшебной палочкой, которая мгновенно изменит жизнь нашего учебного заведения. Принятие миссии — это только первый шаг на пути практического освоения современных эффективных методов управления. Для успешного преодоления этого пути на начальной стадии необходимо, чтобы принятая миссия колледжа стала внутренним компасом каждого члена коллектива, открытым для общества документом, позволяющим наращивать потенциал взаимовыгодного сотрудничества.

Разработка и принятие миссии и политики, проведенные в колледже, позволяют извлечь следующие уроки. Создание миссии и политики:

во-первых, стало первым практическим занятием по использованию методов современного менеджмента;

во-вторых, заставило по-иному посмотреть на структуру и эффективность управления;

в-третьих, потребовало дать оценку места колледжа в окружающем обществе и его роли в протекающих общественных процессах,

в-четвертых, породило среди управленческого и преподавательского персонала колледжа определенное ожидание и готовность к восприятию дальнейших изменений в управлении учебным заведением.

Следующим этапом технологической цепочки стратегического планирования колледжа является разработка стратегических приоритетов, стратегических целей и мероприятий по их реализации. Новое положение профессиональных учебных заведений как самостоятельных хозяйствующих субъектов требует изменения концепции планирования и управления деятельностью учебного заведения. Если ранее при плановом бюджетном финансировании образовательного учреждения планирование деятельности осуществлялось во многом «снизу вверх», т.е. от планов структурных подразделений к плану учебного заведения, то в новых условиях эффективность деятельности может быть достигнута только при планировании «сверху вниз»: от основных плановых показателей учебного заведения к показателям и направлениям деятельности структурных подразделений. Проведение стратегического планирования развития колледжа — это не одномоментная процедура, совершаемая небольшой группой разработчиков. Напротив, разработка стратегического плана развития колледжа представляет собой достаточно сложный и многоэтапный процесс, в который вовлечено большое число участников. В целом процесс стратегического планирования включал проведение ряда «сессий по стратегическому планированию» и промежуточную аналитическую и подготовительную работы.

Первая сессия стратегического планирования была посвящена определению стратегических приоритетов и стратегических целей развития колледжа на период 2006–2010гг. и мероприятий по их реализации. В результате проведенной работы были подготовлены предварительные материалы в виде 12 стратегических приоритетов развития колледжа, стратегических целей и конкретных мероприятий по их реализации. Последующая подготовительная работа была направлена на проведение системного анализа полученных материалов с целью структурного укрупнения и коррекции стратегических приоритетов, выделения «пересекающихся» стратегических целей и мероприятий по их реализации, исследования динамики изменения показателей видов деятельности колледжа за период 2001–2005 гг., подготовки дополнительных аналитических материалов, отвечающих замечаниям разработчиков. Результаты проведенной подготовительной работы были вынесены на вторую сессию стратегического планирования, целью которой было проведение корректировки стратегических приоритетов и стратегических целей развития колледжа и мероприятий по их реализации на период 2006–2010 гг. с учетом установленных временных границ и имеющихся и прогнозируемых ресурсов. Обсуждение подготовленных материалов позволило подготовить базовый вариант в виде 9 стратегических приоритетов и стратегических целей развития колледжа, который сегодня предлагается вам для обсуждения.

Задачи следующей сессии стратегического планирования были достаточно разнообразны. С одной стороны, исходя из сформулированных стратегических приоритетов и стратегических целей развития колледжа провести разработку стратегических программ колледжа и механизмов их реализации. С другой стороны, на основе анализа разработать стратегические приоритеты и цели развития отделений, согласованные с общеколледжскими стратегиями.

В настоящее время проводится уточнение, корректировка и редактирование разработанных материалов. Завершение данной работы позволит получить полный комплект базовых документов по стратегическому развитию колледжа на период 2006-2010гг.

Похожие:

Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа iconКонный спорт- смысл жизни или роскошь?
Чулкова Юлия Николаевна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Ганчина Татьяна Александровна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Финакова Ирина Юрьевна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Ваганова Любовь Николаевна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Куданкина Елена Владимировна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Брахтман Ольга Владимировна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Зольникова Людмила Ивановна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа iconОтчет по результатам самообследования в гаоу спо рб салаватский медицинский...
Гоу салаватское медицинское училище преобразовано в гоу спо мз рб салаватский медицинский колледж. На основании распоряжения Правительства...
Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа iconФедерального государственного образовательного учреждения среднего...
Фгоу спо «Калмыцкий государственный финансово-экономический колледж», учредителем которым является Министерство образования Российской...
Гоу спо «Омский государственный промышленно-экономический колледж» Стратегия развития колледжа iconМетодические указания и требования по подготовке, оформлению и защите курсовой работы 2006
Заместитель директора по учебной работе гоу спо пермского промышленно-коммерческого колледжа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница