Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей




Скачать 101.37 Kb.
НазваниеДистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей
Дата публикации27.11.2013
Размер101.37 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей.

Захарова О.А., Донской государственный технический университет, Россия

Традиционная методика преподавания в вузе сегодня не может обеспечить требуемый обществом уровень обученности выпускников. Для успешного выпуска специалистов становится все более важным применение новых концепций разработки учебных курсов, с учетом не только требуемого объема знаний, но и необходимого набора компетенций в своей предметной области. Исследования, проводимые в Открытом университете Великобритании, выявили четыре составляющие успешного функционирования современного вуза:

1) «Командный» подход в планировании учебного процесса. Наличие преподавательского коллектива высококвалифицированных специалистов представляет одно из важнейших условий обеспечения качества выпускников.

2) Предоставление индивидуальной поддержки дистанционного обучения с помощью тьюторов.

3) Грамотное использовании аппаратно-программных средств дистанционного обучения.

4) Активная исследовательская деятельность коллектива университета, наличие научных школ и творческих коллективов, объединяющих активно работающих ученых, с одной стороны, и аспирантов, магистрантов, соискателей, с другой.

Таким образом, проблема постоянного повышения уровня подготовки преподавателей вузов, формирования профессиональных компетенций, становится стратегической задачей развития современного общества. Обучение для взрослых с выработкой требуемых компетенций должно строиться с учетом их прошлого опыта и личностных особенностей. Ш.А.Амонишвили сформулировал специфику личностно-ориентированного обучения как стремления найти в человеке механизмы самореализации и саморазвития, а К. Роджерс считал, что для успешного обучения, прежде всего, необходимо совпадение опыта познавательной деятельности с реальными жизненными интересами [1].

Возможности личностно-ориентированного подхода к обучению в полной мере реализуют дистанционные технологии обучения, поэтому данной технологии отводится ключевая роль в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Система повышения квалификации преподавателей в России всегда была и остается основой качественного профессионального образования. В современной ситуации, когда смена образовательных парадигм происходит каждое десятилетие, профессиональная подготовка и переподготовка преподавателей отстает от требований социальной системы и нуждается в коренной перестройке. Из архаичной и консервативной системы старых «ФПК» сегодня должна родиться альтернативная, динамично развивающаяся структура поддержки индивидуальной траектории обучения каждого активного преподавателя, разработанная с учетом его начального уровня и стоящих перед ним образовательных задач.

Многие передовые вузы России проводят серьезную исследовательскую работу в области разработки современной методологии повышения квалификации. Так, в МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды» был выполнен проект по разработке концепции и учебно-методического комплекса для повышения квалификации преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [2]. Разработанная концепция предполагает использование различных форм обучения: очное, заочное и экстернат. Однако данная разработка относится, прежде всего, к инженерным специальностям и реализует направление, связанное с применением ИКТ в преподавании технических дисциплин.

Большой вклад в развитие системы повышения квалификации внесли ученые Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». В рамках федерального проекта ими была разработана модель ИКТ-компетенций работников учебных заведений, а так же программы повышения квалификации для выработки требуемых компетенций [ 3] .

Передовой опыт открытых европейских университетов, а также методологию дистанционного образования на протяжении двух десятилетий внедряет ИИТО Юнеско (г.Москва), практикуя совместную деятельность российских педагогов с зарубежными специалистами по инновационным технологиям [4].

Однако, несмотря на успехи в области организации повышения квалификации отдельных ведущих вузов и специализированных организаций, проблема качественного повышения квалификации сегодня остается достаточно острой, как для преподавателей технических, так и естественно-научных и гуманитарных дисциплин. По нашему мнению, повышение квалификации преподавателя современного вуза не должно сводиться только к овладению ИКТ, хотя данное направление имеет определяющее значение. Таким образом, проблема совершенствования системы повышения квалификации является очень актуальной и требует детального изучения и системного подхода.

Разрешение противоречий в организации повышения квалификации представляется непростой задачей, требующей создания новой парадигмы и концепции системы повышения квалификации. Несомненно, что определяющим фактором в новой концепции должно стать объединение ресурсов передовых в методологическом отношении вузов в единой образовательной и инструментальной среде.

Разработка новой модели системы повышения квалификации предполагает создание единой базы данных образовательных услуг в Российской федерации. Программа повышения квалификации каждого преподавателя должна, в идеале, быть индивидуальной по своей сути и групповой по технологии реализации. Эти два противоречивых подхода могут одновременно реализовываться в условиях, когда индивидуальная образовательная программа компонуется из отдельных учебных модулей, разработанных специалистами ведущих университетов в соответствии с принятыми соглашениями (в дальнейшем– в соответствии со стандартом).

Дидактически, учебный модуль представляет собой раздел программы повышения квалификации, полностью реализуемый его разработчиками с использованием ИКТ-технологий. Структурно, модуль представляет собой веб-ресурс, размещенный на сайте вуза, включающий контент по разрабатываемой теме, а также необходимые методические разработки, обеспечивающие его изучение в режиме дистанционного доступа. В состав контента входят: тесты входного контроля, теоретические разделы, практические задания, описания процедур выполнения заданий, глоссарий, тесты или другие задания, определяющие результативность изучения данного модуля. В процессе обучения проводятся консультации по электронной почте и в системе видеоконференций. Каждый отдельный модуль имеет функциональное назначение, технологию реализации и мониторинг усвоения. Описание модуля (паспорт) включает внешние и внутренние параметры. Внешние параметры должны быть едиными и унифицированными для всей системы повышения квалификации. К внешним параметрам учебного модуля относятся: название, организация-разработчик, сайт поддержки, уникальный индекс, трудоемкость изучения (включая самостоятельную работу, консультации и выполнение контрольных заданий), тесты входного контроля и т.д. Внутренние параметры – информационный контент, методическая поддержка, расписание консультаций, электронные адреса тьюторов и преподавателей, форум виртуальной группы и др. – определяются разработчиками модулей.

Особое значение в данной ситуации приобретает направленная маркетинговая деятельность, имеющая целью определить приоритетные направления в развитии системы повышения квалификации.

При проведении программ повышения квалификации очень важной задачей является осуществление постоянного мониторинга эффективности процесса обучения. Наиболее распространенным вариантом контроля полученных знаний, умений и нового опыта традиционными методами, является тестирование, выполнение контрольных и зачетных работ. При подобной системе оценки знаний можно получить достаточно объективную картину по каждому обучаемому и по группе в целом.

Однако, при проведении обучения преподавателей с использованием телекоммуникационной среды разработчикам программ и тьюторам необходимо определить:

  • соответствует ли скомпонованная программа уровню преподавателей;

  • эффективна ли выбранная методика обучения;

  • насколько отвечает цели обучения образовательная среда;

  • достигнута ли главная цель–повышение квалификации преподавателя;

При выборе модели, адекватно описывающей все бизнес-процессы, протекающие при организации повышения квалификации, необходимо анализировать и оценивать по выбранной шкале следующие процедуры:

  1. Выбор программы повышения квалификации, соответствующей запросам преподавателя, после публикации перечня базовых вузов и направлений, утвержденных Министерством;

  2. Оформление заявки на прохождение повышения квалификации в одном из базовых вузов;

  3. Прохождение обучения по выбранной программе с отрывом от основной работы;

  4. Выполнение зачетной работы –в виде реферата, проекта, методической разработки.

  5. Проведение методического семинара по возвращении в свое учебное заведение и подготовка отчета о прохождении повышения квалификации.

При этой системе выбор программы, полностью, или в значительной мере удовлетворяющей запросы преподавателей, остается достаточно сложной и неоднозначной задачей. Каким бы высоким потенциалом ни обладал базовый вуз, в любой программе находятся разделы и темы, лучше проработанные в методическом и технологическом плане в другой системе повышения квалификации.


Рис. 1. Структурная схема повышения квалификации на основе объединенных ресурсов

Идеальным вариантом для решения оптимизации проблемы выбора индивидуальной программы, является переход системы повышения квалификации на модульную структуру компоновки программ и дистанционные технологии подготовки и переподготовки преподавателей.

Система поддержки повышения квалификации, в таком случае, должна объединять ведущие вузы России, администрироваться по совместно разработанному регламенту и управляться Федеральным департаментом профессионального образования.



Рис.2. База данных учебных модулей.
Таким образом, в процессе прохождения повышения квалификации, обучающийся может контактировать с преподавателями различных вузов и изучать внедренные в этих вузах инновационные педагогические технологии.

Структурно, система Российского дистанционного повышения квалификации (РДПК) включает следующие подсистемы (рис. 1):

  1. База данных учебных модулей. Дидактически, модуль представляет собой раздел программы повышения квалификации, полностью реализуемый его разработчиками с использованием ИКТ-технологий. Структурно, модуль представляет собой веб-ресурс, размещенный на сайте вуза, включающий контент по разрабатываемой теме, а также необходимые методические разработки, обеспечивающие его изучение в режиме дистанционного доступа (рис.2). В состав контента входят: тесты входного контроля, теоретические разделы, практические задания, описания процедур выполнения заданий, глоссарий, тесты или другие задания, определяющие результативность изучения данного модуля. В процессе обучения проводятся консультации по электронной почте и в системе видеоконференций.

  2. Система регистрации. Позволяет объединить обучающихся по одному модулю в виртуальную образовательную группу. В процессе регистрации заполняется база данных обучающихся и выдается индивидуальный логин и пароль для доступа к образовательным ресурсам в соответствии с выбранными модулями программы повышения квалификации.

  3. Виртуальная учебная группа. Структура, объединяющая всех обучающихся по данному модулю и предоставляющая средства коммуникации членам группы.

  4. Учебный форум. Виртуальная среда для обмена информацией, связанной с изучением определенного учебного модуля. Может служить для размещения выполненных контрольных заданий или определенных промежуточных результатов.

  5. Методика изучения модуля. Содержит методические указания по изучению учебного модуля, представляемые разработчиками модуля.

Внедрение новых принципов организации повышения квалификации преподавателей с учетом индивидуальных особенностей и конкретных образовательных задач требуют активного взаимодействия субъектов образования и государственных органов власти. При этом развитие системы повышения квалификации должна рассматриваться как знаниевый ресурс регионального социально-экономического развития. Результатом взаимодействия должно стать удовлетворение, прежде всего, региональных потребностей в повышении квалификации за счет повышения эффективности в ее организации, внедрения автоматизированных информационных систем и дистанционных технологий обучения [5].

Сегодня невозможно сосредоточить в каждом учебном заведении все мировые информационные ресурсы, накопленные человечеством в научном и образовательном пространстве. В этих условиях дистанционные технологии становятся неотъемлемой, конкурентоспособной частью образовательного пространства и фактором развития информационно-коммуникационного общества. Стратегической задачей развития дистанционных технологий поддержки повышения квалификации в ДГТУ стала интеграция имеющихся программно-технических комплексов, разработанных в ДГТУ, с модулями и подсистемами поддержки образовательного процесса на основе открытых систем [6].

Для грамотного использования инновационных и дистанционных педагогических технологий современному вузу требуются преподаватели, обладающие новыми качествами: специалисты по педагогическому дизайну, стратегическому планированию и управлению образовательным процессом, а также педагоги-тьютеры для методической поддержки дистанционного обучения. Дистанционные технологии обучения как нельзя лучше воплощают в себе возможности личностно-ориентированного подхода к обучению. Это особенно важно в системе повышения квалификации, так как различия в базовой и профессиональной подготовке членов группы гораздо более глубокие, чем у школьников и студентов. Акцент здесь делается на познавательную самостоятельную деятельность обучаемых в рамках разработанной программы ФПК [7]. Как известно, существует несколько способов проведения дистанционных занятий через сеть Интернет. Один из них - представить курс в сети, как полноценный Web-сайт, имеющий перекрестные гиперссылки. Выполненные обучающимся задания поступают по электронной почте преподавателю или тьютору, а ответы на вопросы тестов - через Интернет – на сервер, используя его возможности по работе со страницами - формами. При таком способе Интернет - сервер используется по своему прямому назначению - осуществляет диалог с пользователем, в данном случае с учащимся дистанционного курса.

Литература.

1.Роджер К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.–М.,1994.–С.340.

2.Информационные технологии в инженерном образовании/ Под.ред. С.В.Коршунова, В.Н.Гузенкова.-М.:Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007.-432с.

3.А.И.Гусева, В.С.Киреев, А.Н.Тихомирова, С.А.Филиппов «Компетенции работников образования в области информационных и коммуникационных технологий». Монография. М.:Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, 2009. –С.255.

4.Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: спец. учеб. курс; пер. с англ./ Майкл Г.Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блек и др. – М.: Издательский дом «Обучение-Сервис», 2006.-С.632.

5.Захарова О.А. Модель системы повышения квалификации на основе объединенных ресурсов. -М.: издательство ГОУВПО «Государственный университет управления».-Вестник университета.-2010.-№25.-С.45-48.

6.http ://de.dstu.edu.ru- Библиотека электронных ресурсов ЦДО ДГТУ

7.Захарова О.А. Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы: опыт ДГТУ// Проблемы реализации уровневого высшего профессионального образования. Сборник научных статей по проблемам высшей школы. Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ),2010.–C.229.

Похожие:

Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогов начального...
...
Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей iconУчебно-методическое пособие к программе курса повышения квалификации...
Данное пособие предназначено для методистов учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), читающих...
Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей iconПрограмма курса повышения квалификации учителей по краеведению
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей iconФгбоу впо «Алтайский государственный университет» Центр переподготовки...
В рамках Всероссийского эксперимента по персонифицированному повышению квалификации учителей общеобразовательных школ, организованного...
Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей iconПоложение об учебно-методическом центре повышения квалификации преподавателей...
Учебно-методический центр повышения квалификации преподавателей кафедр общественного здоровья и здравоохранения организуется на базе...
Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей iconО проведении курсов повышения квалификации преподавателей-организаторов обж
Комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район
Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей icon5. Литература стр. 58
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Кузбасский...
Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей iconУчебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения...
Волгоградский государственный институт повышения квалификации работников образования
Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей iconУважаемые коллеги!
Региональный центр дистанционного обучения (рцдо) кгоу дов «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров» приглашает...
Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей iconПрограмма «Разработка мультимедийных учебных материалов учителями-предметниками»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница