Валерий Боцула. Тибетская медицина




НазваниеВалерий Боцула. Тибетская медицина
страница1/5
Дата публикации27.11.2013
Размер0,77 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5
Валерий Боцула.
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА.

(рабочая версия, сокращённый вариант)
(полная версия серии этих статей в настоящее время печатается в журнале «Неведомый мир» с №11,2005, по №8,2006)
Все журналы и мои книги по восточным оздоровительным системам можно приобрести в магазине «Здесь и сейчас».

ВВЕДЕНИЕ
Современное общество с прозападной ориентацией достигло пика развития в сфере высоких технологий и медицина не является исключением. Несомненно, вклад науки в понимание жизненных основ организма удивителен и полезен, но как это ни странно, здоровье людей на нашей планете продолжает катастрофически ухудшаться. Несмотря на многомиллиардные социальные программы, на сверхсложное медицинское оборудование, на беспрецедентное разнообразие лекарственных препаратов – население даже самых богатых стран по-прежнему подвержено всем возможным недугам. Современные врачи давно уже не помышляют о полном излечении человека, а лозунг «не навреди» заменил главную цель медицины – «излечи». По сути, терапия, которая должна лечить и вылечивать внутренние органы больного, отдала этот процесс на откуп хирургии, чем практически расписалась в своём бессилии, методами хирургии побороть болезни невозможно. Хотя в критических случаях скальпель, несомненно, может принести облегчение, но всё же истинным лечением назвать можно только терапию.

Все чаще в условиях современности мы встречаемся с такими случаями, когда «приговоренный умирать» пациент, ищет целителей любого ранга за пределами дорогих современных клиник, лишь бы сохранить жизнь. Одной из таких универсальных методик, способной оказать помощь больному с «неизлечимым» диагнозом, является тибетская медицина. В основе тибетской медицины лежит стройная система восприятия человека, как неотделимой частицы космоса, основой бытия которого есть гармония всех стихий. Такая философия совершенно не воспринимается европейскими медиками, и потому попытки отдельных современных врачей перенять опыт тибетских целителей терпят полный крах. Ибо совершенно недопустимо пользоваться компиляционным методом, как в диагностике, так и в методиках самой терапии. Возможности тибетской медицины небезграничны, но превосходны по простоте и эффективности. Для правильного определения причин расстройства здоровья человека и постановки диагноза, в данной методике широко применяют пульсодиагностику. Этот очень точный метод диагностики повергает современных эскулапов, мягко говоря, в шок, потому, что то, что творят тибетские лекари, находится за рамками восприятия врачей-прагматиков. Специфика тибетской медицины состоит ещё и в том, что лечение становится только тогда эффективным, когда целитель не только точно определил основополагающие причины расстройств, применил правильный метод терапии, но, и это, пожалуй, самое главное, если пациент следует рекомендациям врача и корректирует в соответствии с ними питание и образ жизни. Любому человеку трудно менять именно свои привычки, и даже угроза прогрессирующей болезни и мучительной смерти не останавливает многих. А когда привязанности становятся сильнее инстинкта самосохранения, любая медицина оказывается бессильной.

В чём же сила тибетской медицины – этого чудесного метода, преподанного Бхайшаджья-гуру (Буддой медицины)? Можно много говорить о достоинствах тибетской медицины, но основополагающая доктрина заключается в том, что она лечит не только болезни тела и энергетику внутренних органов, а, прежде всего – человеческую душу. В тибетской медицине уместно говорить о взаимосвязи между понятиями душа и карма. Если не лечить душу, то человек будет продолжать пребывать в омрачении, и рано или поздно он опять накопит негативную карму, и его снова начнут одолевать недуги. Согласно философии тибетцев, все болезни коренятся в неведении и лечение абсолютно эффективным можно считать только тогда, когда пациент начинает следовать Благому Пути, освобождаясь от двойственности восприятия и привязанности к объектам и ощущениям. И только в этом случае у него появляется шанс преодолеть самую страшную болезнь – сансару. Наша двойственность восприятия и привязанность к объектам и ощущениям влечёт за собой нарушение функций ваджрного тела (энергетики), и, как следствие, эти нарушения проявляются на физическом плане в виде болезней, старости и смерти. Как уже отмечалось ранее, тибетская медицина не только помогает преодолеть недуги тела, но и вернуть личность пациента в изначальное состояние, т.е. в такое состояние, где существует баланс жизненных основ. Жизненной основой считаются: три доши (на уровне тела), пять махабхут (на уровне энергии) и Ригпа (уровень ума). Три доши – это слизь, жёлчь, ветер; пять махабхут или пять элементов – это земля, вода, огонь, ветер, пространство и Ригпа – это самоосвобождённый ум. Конечно, не все пациенты, прибегшие к услугам тибетской медицины, способны следовать Благому Пути, постигая Учение Будд. Но, как говорится у тибетцев «лучше иметь плохую связь с Учением, чем никакой». Сострадание Будд безгранично и людям всегда даётся возможность сделать выбор, а уж, кто и какой выбор сделает – это личное дело каждого человека. Врач тибетской медицины практикует Учение, которое передается ему по карме, и он просто делает свое дело без выбора и предпочтения, следуя Благому Пути.

Итак, подводя итог, можно сказать, что тибетская медицина лечит вполне земные болезни, но делает это исходя из ясности, а не эмпирическим путём или методом проб и ошибок. Компетенция средств тибетской медицины распространяется намного дальше, чем просто лечение тела и энергетики внутренних органов. Следуя рекомендациям тибетского врача, у человека появляется возможность без иллюзий осознавать свои реалии, чтобы никогда более не совершать фатальных ошибок. Именно такой подход к избавлению от недугов тела и духа является глобальным в своей основе. Если пациент находит всё это приемлемым для себя, и искренне и последовательно следует методу, то он получает в результате здоровье, счастье в жизни и Благой Плод духовного просветления.
^ Как стать целителем тибетской медицины.
О тибетской медицине написано достаточно книг, изданы прекрасные атласы, коренные Тантры «Чжуд-ши» и много других методических пособий. Однако, не смотря на столь серьёзные и доступные труды, эта тема до сих пор остаётся тайной за семью печатями. В чём же кроется проблема, почему в столь мощной и довольно доступной традиции прикладного знания до сих пор возможны чудовищные спекуляции и довольно странные трактовки методик лечения? Во-первых, культура тибетцев сильно отличается от культуры европейцев, и, потому, многие понятия просто не укладываются в голове современного западного человека. Во-вторых, без преемственности традиций, без прибежища в Дхарме, без хорошего Учителя совершенно невозможно разобраться в тонкостях тибетской медицины и, тем более, в прикладных тантрийских методах воздействия на человека и его мандал (окружение, сферу бытия личности). Тибетская медицина – прежде всего буддистская медицина и её невозможно освоить, не применяя тантрийских методик для развития способностей целителя, а также для обнаружения в себе мистических сил (сиддхи). Именно мистическая часть этой доктрины является самым «тёмным» местом и это неудивительно. Ведь без практики Тантры можно пользоваться только выхолощенным методом, основанным сугубо на материалистических воззрениях, а это не просто не эффективно, но и не неприемлемо.

В современной европейской системе образования считается вполне нормальным явлением получать знания в виде отвлечённой информации, через опосредованные источники (книги, компьютеры и т.д.). Но на Востоке всегда было принято учиться, опираясь на линию преемственности. Абстрактная информация всегда ценилась там намного ниже, чем живой опыт конкретного Учителя, который от сердца к сердцу передавал не только технологии метода, но и нечто большее – саму душу традиции. При передаче Учителем Учения, ученик не только получает новую для себя информацию и обучается определённым навыкам, но и включается в некий мистический «поток традиции», он интегрирует свою личность в океан мистического знания и спонтанных откровений. Этот «поток традиции» не является чем-то абстрактным, это вполне ощутимое измерение, в котором реально существуют опыт, энергия и присутствие всех учителей данной традиции. Кроме того, в нём также активны мистические защитники данной линии передачи. Вступая в этот «тайный клуб реализованных существ», ученик начинает глубже осознавать сам предмет изучения, свою личность и весь мир вокруг себя. При таких условиях личность адепта претерпевает колоссальные изменения, а само Учение становится не предметом исследования извне, а составной частью души ученика, его мистическим аспектом ума, сущностью личности адепта. По мере проникновения в сердце традиции, ученик начинает осознавать очень тонкие явления и различать почти невидимые отношения мира проявленного и тайного. Только при таких условиях можно говорить о постижении учеником истинной традиции и об его проникновении в мистический источник вечного вдохновения, из которого можно черпать сиддхи (сверхспособности) без ограничений. Настоящий врач тибетской медицины обязан обладать всеми качествами тантрийского практика и владеть методами визуализации мистических существ – Идамов и Дакини. Без практики тантрийских методов будущему целителю совершенно невозможно наработать силу лечебных мантр, создавать для себя и пациентов защитное поле от провокаций природных сил, злонамеренных духов и разных болезнетворных причин. Посредством мантр, тибетский врач способен освящать и усиливать действие лекарств и процедур (например, моксу). Только такой подход к изучению традиций тибетской медицины способствует обретению лекарем феноменальных качеств диагноста и терапевта. Очевидно, что условия для истинного овладения традицией очень сложные, и именно этот фактор является причиной того, что в последнее время появляются недобросовестные мистификаторы, которые, не постигнув истиной сути Учения, не стесняются выдавать себя за тибетских целителей, манипулируя неведением людей.

Конечно же, не все тибетцы являются специалистами в области тибетской медицины и, тем более, не все являются реализованными практиками тантрийских доктрин. На Востоке считается вполне нормальным явлением вначале удостовериться в квалификации мастера, а уж потом принимать его услуги или искать другого. Там даже выработалась целая философская концепция и огромное количество примет и приёмов, посредством которых можно отличить мастера от имитатора. Например, в Китае лекарь мог вывешивать фонарик на ворота, если при его лечении умирал очередной пациент, чем больше фонариков – тем лучше врач. Логика тут была простая (хотя и китайская), раз врачу доверяют очень больного или даже неизлечимого пациента, то это означает, что ему безгранично доверяют, а уж карма распоряжается по-своему – кому жить, а кому умереть. К высококвалифицированным врачам в Тибете относятся с безграничным доверием и почтением. Если врач считает, что больному следует умереть, тот принимает такое известие безропотно и с благодарностью. Ясность просветлённого лекаря не вызывает сомнения. Считается, что эмчи (тибетский целитель) видит невидимые для глаза простого человека причины его проблем и может точно знать судьбу пациента. С этим спорить трудно, ведь обладая чудесным методом пульсодиагностики, глубоким видением внешних признаков расстройств и прямым постижением жизненных основ пациента (трех дош: бедкен, трипа и рлунг), целитель может с феноменальной точностью предсказать ближайшее будущее человека. Если энергия пациента истощилась, то более уместным будет дать ему наставление, как правильно умереть, чем обманывать имитацией лечения и вводить в иллюзии несбыточными надеждами. (На Востоке и Западе существуют разные нормы морали и представления о сострадании, но в данном случае излагается точка зрения тибетской традиции). Будда не должен создавать иллюзий ни для кого, ведь неадекватное поведение и ошибочные представления больного могут навлечь на него неблагую карму. В тибетской тантрийской традиции есть даже практика под название «пхова», что означает «перенос сознания». Практикуя этот метод, ученик учится правильно умирать, чтобы при наступлении бардо момента смерти, он смог направить сознание в центральный канал и покинуть своё тело через макушку головы. Для европейца это звучит довольно дико, ведь на Западе даже мысль о смерти считается ужасной, не говоря уже о том, чтобы тренироваться в правильном умирании каждый день.

Следует также отметить, что ни тибетцы, ни какая-либо другая нация на Востоке, не обладают монополией на Учения и разные прикладные аспекты знания, которые были рождены в лоне тибетской или какой-либо другой Восточной культуры. В наш век глобализации информации, ни один народ не может удержать при себе свои тайные доктрины. Форма глаз и носа уже не может служить гарантией качества или визитной карточкой врача, практикующего тибетскую медицину. В данном случае большую роль играет квалификация и опыт целителя, нежели его национальность или причастность к тибетской культуре в целом. Как природа Будды (изначальный ум) не знает севера и юга и присуща всем без исключения живым существам, так и способности практика Тантры и тибетской медицины могут быть присущи любому человеку. Именно кармические предпосылки и благое сочетание возможностей (вторичных причин) изучать тайные методы в этой жизни, являются определяющими для адепта тибетских доктрин. (Исключением не является и китайская, и индусская медицина, а также любые прикладные традиции Востока). Уже давно слова «медитация», «карма», «сиддхи» не являются чисто санскритскими идиомами. Человечество ассимилировало в себе многие культурные и духовные аспекты Востока и Запада. И если для кого-то совпали первичные и вторичные условия, то такой человек вполне может освоить Учения Востока и тибетскую медицину, и это событие можно считать для него «вторым рождением». Ведь прибежище в Дхарме даёт не только ценные знания и навыки, но и действительно спасает от многих напастей сансары, не говоря уже о возможности получить учеником полное освобождение (достижение «того берега» или нирваны).

Таким образом, можно сказать, что настоящий врач тибетской медицины должен не только быть безгранично сострадателен к страждущим существам, но и обладать просветлённым видением и различительной мудростью. Методами тибетской медицины успешно лечат людей, дают надежду тяжело больным, и в этой традиции не забывают также и о безнадёжно больных. Бхайшаджья-гуру безгранично сострадателен и он может прикрыть своей рукой от «ветра кармы» «огонь жизни» больного, но он не в силах помочь, если в «светильнике исчерпалось масло» (жизненная сила иссякла). В Тантре основ есть рекомендация Будды медицины, которая гласит примерно так, что не следует лечить человеконенавистников и людей, порочащих учение Будды. Этот тезис также довольно спорный, но кто может быть судьёй? Традиции Тибета на десятки тысяч лет старше западных и было бы не уместно приходить в чужой монастырь со своим уставом.

^ Методика диагностики.
Люди называют чудесами явления природы, стоящие за гранью понимания обыденного ума. Если же человек практикует чудесную Дхарму, то уже из самого названия этого учения можно догадаться, что плоды этой практики будут также чудесными или, по крайней мере, необычными. Когда у просветлённого мастера спрашивают, как он достиг таких чудесных способностей, то он обычно отвечает, что просто сделал то-то и то-то, без применения тайного метода и без намерения проявлять какие-либо способности. И это не лукавство и не ложная скромность, ведь действительно освобождённое сознание фонтанирует сиддхами (чудесными силами) как из рога изобилия. Не важно, к какой конфессии или традиции принадлежит мастер, будь он буддист, даос или последователь Дзогчен, освобождённый ум не знает границ и, тем более, не обусловлен ни названием Учения, ни своей национальностью или сферой приложения способностей.

Хотя тибетская медицина изучается в рамках логической и вполне научной методики, в её программу включено большое количество мистических дисциплин, которые просто невозможно понять обычным умом. Их следует постигать только через практику Тантры, развивая в себе мистические качества, ясность ума, интуицию и всевозможные, удивительные приёмы общения с миром и людьми. Зачем это необходимо целителю? Тибетская медицина рассматривает тело пациента, как составную часть личности (тело, энергия, ум) и всего космоса, а не как отдельную и самостоятельную сущность. Потому проблемы тела трактуются, как продолжение дисфункций ума и энергии пациента. Чтобы понять проблемы пациента, врач тибетской медицины должен изучить не только возможные симптомы расстройств, но и глубоко разбираться в принципах функционирования основополагающих законов природы и жизненных основ. Ему надо не только уметь ориентироваться в структурах тела, но и ясно видеть различные функции энергетики пациента и проникать в самые тайные уголки человеческой души, ведь именно там кроются первоначальные причины всех недугов и проблем. Истинный целитель просто обязан обладать чудесными силами. Чтобы справиться с расстройствами или «провокациями вредоносных духов», он должен быть не только мудрым, но и сильным «волшебником», иначе негативные провокации одолеют пациента, а при неблагоприятных обстоятельствах и самого целителя.

Всё вышесказанное для скептика может показаться полнейшим бредом, но на самом деле это не так. Не зря Восток называют краем чудес. Именно в Тибете изобрели и усовершенствовали гениальный метод проникновения в тайные аспекты человеческой природы, названный пульсодиагностикой. Этот способ диагностики известен также в Китае, в Индии и во многих странах, где сохранилась традиционная медицина. Но тибетская пульсодиагностика сильно отличается от других, и уже одно это говорит об оригинальности метода и исконно тибетских корнях традиции. Со времён гениального целителя Тибета Ютогбы, который систематизировал теоретические аспекты тибетской доктрины, основные принципы лечения и диагностики за 12 веков не изменились. Это ни коим образом не говорит о косности метода, а лишь свидетельствует о проникновении восточных мудрецов в абсолютные и сущностные аспекты знания о природе человека и мира вообще. А в таких глобальных и фундаментальных сферах знания, что-либо менять не имеет смысла.

В арсенале диагностики, принятой в традиции тибетской медицины, существуют разные методы, начиная от вполне традиционного опроса о причинах визита к врачу, и, кончая абсолютно мистическими способами гадания, трактовкой снов и примет. Но, несмотря на столь огромное разнообразие способов распознания причин расстройств, пульсодиагностику можно назвать главным и абсолютно необходимым методом исследования причин болезней. Целитель, не владеющий пульсодиагностикой подобен слепому, которому не видны тайные причины расстройств, кроющиеся в глубинах внутренних органов и в сложных отношениях между ними. Только проникнув в хитросплетения энергетических потоков происходящих внутри человека, можно эффективно применять средства терапии: коррекцию питания, изменения образа жизни, лекарства и процедуры.

Однако, в среде современных дипломированных врачей существует мнение, что без высшего образования, полученного в рамках программы доминирующей государственной нетрадиционной медицины, никому нельзя заниматься медицинской практикой. Но тогда возникает вопрос, а что же делали столько веков целители Тибета, Китая, Индии, да и вообще целители всего мира без диплома Минздрава? Может быть, слава легендарного Хуато в Китае была фальшивая, а Ютогба ничего не понимал в природе человека и в целебных свойствах растений? Конечно же, нет. Скорее всего, современные терапевты блуждают в глубоком неведении относительно своего рода занятий.

Итак, если вы попали на приём к врачу, практикующего тибетскую медицину, или обратились в медицинский центр, где эти методы лечения возможны, можете считать, что вы прикасаетесь не только к экзотическому способу избавления от собственных проблем, но у вас есть еще уникальная возможность узнать о себе много интересного и полезного. Если целитель обладает должной квалификацией, а у вас есть желание следовать наставлениям более глубокого порядка, чем просто выполнение расписания приёма лекарств, то вы можете получить бесценные знания о природе отношений вашей личности и космоса, которые скорректируют вашу жизнь в русло счастья и здоровья. С точки зрения тибетской доктрины лечения, счастье основано не на мифических причинах, не на материальном благополучии (хотя это только приветствуется), а на балансе жизненных основ человека. Если они находятся в дисгармонии, то нарушается работа внутренних органов и, как следствие, человек болеет, испытывает депрессии, его ум начинает страдать от неудовлетворённости в жизни. Не зря многие практики различных Учений, которым посчастливилось сбалансировать свои доши (три жизненных начала) и привести в гармонию пять энергий, утверждают, что их жизнь обретает иное качество. При такой реализации, счастье становится реальным переживанием не по причине чего-то, а просто от факта самого бытия, ум адепта пребывает в блаженстве и в равновесном созерцании своей светоносной сущности. Именно такие цели преследует тибетская методика лечения, но, конечно же, при этом врач не забывает привести в порядок внутренние органы человека, его энергетические каналы и здоровье в целом.

Чтобы распутать клубок проблем пациента и без вреда для него сбалансировать доши и энергетику, целитель должен точно определить какие общие процессы доминируют в теле, и на какие внутренние органы пациента вначале следует воздействовать. После опроса, внешнего осмотра тела, языка и глаз, врачу необходимо провести пульсодиагностику всех внутренних органов. Без этого исследования невозможно точно сказать, какой процесс и как именно протекает в каждом отдельном органе.

Этот метод с одной стороны очень мистичен – требует от диагноста глубокого погружения в свои ощущения и в тоже время удивительно точен – даёт колоссальный объём объективной информации о состоянии внутренних органов и всего организма. Целитель получает не только информацию о доминирующих процессах в том или ином органе, через пульсодиагностику он налаживает мистическую связь с пациентом и, по большому счёту, активно влияет на развитие дальнейших событий в жизни человека, чем корректирует течение его кармы в более выгодное русло.

Если между целителем и пациентом устанавливаются доверительные отношения и пациент при этом следует всем рекомендациям, то это способствует быстрому и, что немаловажно, окончательному успеху в лечении. В данной методике лечения не может быть и речи о том, чтобы человека ориентировать на постоянный приём лекарств. Даже в тяжелых случаях, прописывая постоянный прием лекарств, целитель все же ориентирует пациента на коррекцию питания и образа жизни. Потому что правильное питание и образ жизни – это лучшее средство поддержания здоровья после лечения. В качестве профилактики так же можно регулярно применять поддерживающие процедуры (в частности очень эффективна мокса).

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что залог правильного лечения и полного выздоровления лежит в точном определении причин расстройств, в установлении доверительного контакта между врачом и пациентом, и в неукоснительном выполнении пациентом рекомендаций относительно питания, образа жизни и процедур. Это является, как достоинством тибетского метода терапии, так и его недостатком. Если пациент в силу разных обстоятельств не хочет или не может следовать определенным для него целителем «правилам игры», то лечение будет или малоэффективным, или вообще безрезультатным.

К сожалению, наше общество сильно поражено обезличенным подходом к человеку. Сейчас больше верят документам, а не выражению глаз или характеристикам пульса. Такое положение дел приводит к тому, что люди начали терять способность воспринимать мудрость традиции и довольно скептически относятся к советам истинных целителей. Тем не менее, не смотря на все перипетии, сложного технократического мира, традиции древних мудрецов сохранились, живут до сих пор и распространяются по всему миру. Сострадание просветлённых существ и в наш век проявляется улыбками на лицах людей, которым не чужды принципы духовного здоровья.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Валерий Боцула. Тибетская медицина iconСерия: информационная медицина н. Н. Мошков
Н. Н. Мошков. Исцеляющее тепло янтаря (история, медицина, косметология). – Калининград, 2006 г. – 151 с
Валерий Боцула. Тибетская медицина icon«Здоровье и медицина»
...
Валерий Боцула. Тибетская медицина iconСписок литературы. Под редакцией А. Ф. Ахабадзе Справочник косметолога. Москва. Медицина. 1975
Арутюнов В. Я кожные и венерические болезни. Издательство «Медицина», Москва, 1972
Валерий Боцула. Тибетская медицина icon1. Понятие о медицине Медицина: патология, санология, экология
Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление...
Валерий Боцула. Тибетская медицина iconД. Г. Левин Судебная медицина: Конспект лекций
Судебная медицина – самостоятельная медицинская дисциплина, изучающая и разрешающая вопросы медицинского и общебиологического характера,...
Валерий Боцула. Тибетская медицина iconВалерий Любимов Оригинальный сценарий Валерий Любимов Тел. +7-9206229582 e-mail: зтм
Чьи-то руки снимают сначала одну, потом другую окровавленную перчатку, выбрасывают в мусорную корзину. Хирург стирает со лба капельки...
Валерий Боцула. Тибетская медицина iconТехнология педагогического сопровождения учащихся в образовательном...
Бондарев Валерий Петрович, канд пед наук, ст науч сотр. Центра социально-профессионального самоопределения молодежи иосо рао
Валерий Боцула. Тибетская медицина iconИздательство "Знание" Москва 1982 (208 с)
Основные монографии: Клиническое применение основных гормонов и их аналогов. Вильнюс, 1961; Старение, климакс и рак. Медицина, 1968;...
Валерий Боцула. Тибетская медицина iconИздательство "Знание" Москва 1982 (208 с)
Основные монографии: Клиническое применение основных гормонов и их аналогов. Вильнюс, 1961; Старение, климакс и рак. Медицина, 1968;...
Валерий Боцула. Тибетская медицина iconЖернов В. А. Восстановительная медицина. Рефлексотерапия: Учебно-методическое пособие
Восстановительная медицина. Рефлексотерапия: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во рудн, 2004. 53 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница